Характер и его физиологические основы
Характер - второе индивидуально-психологическое свойство личности. В переводе с греческого языка это слово означает «чеканка», «примета», «признак». Если в темпераменте личность раскрывается со стороны своих динамических проявлений, то в характере – со стороны ее содержания. Характер обусловлен общественно-историческими условиями - принадлежностью к эпохе, нации, классу, усвоением социального опыта, типическими обстоятельствами жизненного пути, воспитанием, зависит от природных предпосылок развития индивидуальности задатков, типа высшей нервной деятельности, темперамента, который определяет внешнюю его форму выражения, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные проявления характера.
Знание существенных особенностей человека, выражающихся в характере, позволяет в какой-то мере предвидеть, как он будет поступать в тех или иных ситуациях. Характер – основа личности, ее стержень, значение которого чрезвычайно велико. Это нашло отражение в народной мудрости, которая гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». В этих словах подчеркивается органическая взаимосвязь отдельных поступков, характера и общей жизненной линии человека. От особенностей характера во многом зависит жизнедеятельность человека, его успехи и неудачи. Положительные черты характера помогают преодолевать трудности, влияют на жизнь и работу коллектива, настроение людей. Люди высоко нравственные, доброжелательные, хорошо устанавливающие товарищеские взаимоотношения, успешно сотрудничают, стимулируют жизнедеятельность коллектива, делают ее полнокровной и интересной. И, наоборот, человек с «тяжелым» характером угрюмый, озлобленный, склочный – мешает жить всему коллективу, создает атмосферу напряженности, нервозности, раздражительности, конфликтных ситуаций. Характер формируется в семье, обществе, но проявляется у человека по-разному, в зависимости от его интересов, способностей, чувств, мотивов, уровня притязаний, т.е. тех «внутренних условий» по С.Л. Рубинштейну, через которые преломляются все внешние воздействия, что и создает индивидуальность личности.
Индивидуальное и общее в характере образуют единство. Характер одновременно является и «устойчивым» и «изменяющимся». С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути каждого отдельного человека формирует разнообразие индивидуальных черт и его проявлений. С другой стороны, общие обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие черты характера.
Физиологической основой характера является, с одной стороны, тип нервной системы (тип ВНД), с другой - система временных связей, возникающих под влиянием внешних воздействий. Свойства нервной системы определяют в нем такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность, большую подвижность или инертность, повышенный или пониженный тонус проявляемой активности, общительность или замкнутость, легкость или трудность вхождения в новую обстановку или новую обязанность. Тип ВНД влияет и на другие проявления характера, например, на тонус чувств, внешнюю выразительность движений, речь. Он сказывается на волевых проявлениях (в виде порывов или ровно, методически), проявляется в способности выполнять работу, требующую терпения и выносливости. Но тип нервной системы не предопределяет содержательной стороны ни личности в целом, ни отдельных черт ее характера. Так, страстная, порывистая настойчивость быстрее и легче формируется у человека с неуравновешенным типом нервной системы, напротив, спокойная, медлительная манера поведения чаще возникает на базе уравновешенности нервных процессов возбуждения и торможения.
Характер во многом – навык сознательного поведения, привычек. Поэтому в физиологические его механизмы входят возникающие в мозгу динамические стереотипы -- системы временных связей, условных рефлексов. Образующиеся стереотипы обеспечивают типичное поведение в типичных обстоятельствах. Ломка стереотипа проходит с трудом, порой очень болезненно. Изменение привычного образа жизни, прекращение привычных занятий, потеря близкого человека могут привести к значительным изменениям в характере личности. Составляющими физиологических основ характера личности являются также индивидуальное взаимодействие первой и второй сигнальных систем и особенности аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.
Характер нельзя отождествлять с темпераментом, и в то же время они тесно взаимосвязаны. Темперамент по-своему окрашивает черты характера, придает им своеобразные формы; характер также может глубоко воздействовать на темперамент, подчиняя эмоциональную возбудимость содержательной стороне личности, ее направленности и воле. Характер человека взаимосвязан и с другими сторонами личности: интеллектом, специальными способностями, мировоззрением, убеждениями, моральными принципами и т.д., многогранен и многообразен в своих проявлениях. В зависимости от конкретных задач, которые решает человек, а также от состояния организма могут проявляться или тормозиться то одни, то другие свойства характера. Вместе с тем он целостен. Целостность достигается стержневыми, наиболее устойчивыми, доминирующими по силе и активности чертами.
Структура характера
В ее основе лежит несколько групп черт, выражающих систему отношений личности. К первой группе относятся черты, выражающие отношение личности к действительности, обществу. В основе этой группы черт лежит направленность личности, система ведущих мотивов. Направленность как важнейшая сторона характера представляет собой своеобразно переживаемое избирательное отношение к действительности, имеющее определенное содержание и те или иные психологические формы. К ним относятся: внимание, интерес, идеалы человека, чувства.
Вторую группу составляют черты, которые проявляются в труде, деятельности: инициативность, трудолюбие, работоспособность, усердие, добросовестность, ответственность, творческое отношение (или противоположные черты) и т.д.
Третья группа черт выражает отношение человека к другим людям: доброжелательность, чуткость, тактичность, вежливость, правдивость, искренность, гуманность (или противоположные черты) и т.п. Основа этой группы – эмпатийное или безразличное отношение к людям.
Четвертая группа – это система отношений человека к самому себе: самокритичность, скромность, гордость, самоуверенность, самолюбие, эгоцентризм, самообладание, достоинство, строгость и пр.
Пятая группа включает черты, характеризующие отношение личности к вещам: аккуратность, неряшливость, бережливость, щедрость, скупость, расточительность и т.д.
Характер неразрывно связан с избирательным отношением к окружающему, представляет собой конкретное сочетание отношений к обществу, природе, другим людям, к самому себе. Как и вся психическая жизнь людей, отношения к окружающему глубоко динамичны, зависят от изменений, происходящих вовне, в жизни, деятельности человека, одни отношения сменяются другими – отношениями иного уровня. Характер – личностная особенность, в большой степени обусловленная общественно-историческими условиями жизни человека, прежде всего окружающей его социальной средой. На различных возрастных этапах его формирование происходит по-разному, в зависимости от жизненного опыта, условий жизни, преобладающих форм деятельности, условий воспитания и самовоспитания.
Формирование характера начинается с детства и во многом зависит от того окружения, с которым ребенок вступает во взаимодействие. Решающее значение для формирования положительных черт характера имеет система постоянного усложнения требований со стороны взрослых. Существенным моментом является объективность оценки поступков и действий ребенка. Накладывает свой отпечаток на индивидуально-психологические особенности и в первую очередь на характер человека его профессия. В этом смысле говорят о профессиональном характере педагога, врача, художника, актера, военнослужащего и т.п.