Умения, навыки и привычки как структурные элементы деятельности
Отдельные действия могут выполняться на разном уровне осознания. Возможны и такие случаи, когда определенные стороны действий требуют сначала детальной, сознательной регуляции, а затем начинают выполняться при все меньшем участии сознания. В связи с чем выделяют различные структурные элементы деятельности – умения, навыки, привычки.
Умения – это способ действия, который соответствует конкретной цели и носит осознанный характер. (Это, однако, не исключает, что некоторые элементы могут включаться автоматически). Умения всегда опираются на знания. Чем больше у человека знаний в соответствующей области, тем скорее он приобретет нужные умения и тем совершеннее будет их использовать. В последнем случае умение достигает уровня подлинного мастерства.
Навыки – это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений.
С физиологической стороны навык означает образование в коре больших полушарий и функционирование устойчивой системы временных нервных связей, называемой динамическим стереотипом. Выработка динамического стереотипа создает условия, при которых одновременно с автоматизированным актом может осуществляться и более сложная аналитико-синтетическая деятельность. Раскрывая механизм формирования навыка, Н.А. Бернштейн показал, что физиологической основой автоматизации компонентов деятельности, первоначально представленных в ее структуре в виде действий и операций и затем превращающихся в навыки, является переход управления деятельностью или ее отдельными составляющими на подсознательный уровень регуляции и доведение их до автоматизма.
Привычки – компоненты действия, которые совершаются как бы сами по себе, автоматически. В отличие от умений и навыков они не связаны с решением каких-либо задач. В основе привычек лежит Потребность. Они могут в определенной степени сознательно контролироваться, но далеко не всегда бывают разумными и полезными (дурные привычки).
Для практической деятельности педагога существенное значение имеет процесс формирования навыков, так как формирование навыка составляет основу всякого обучения. Навыки образуются в результате упражнений, т.е. целенаправленных и систематических повторений, приводящих не только к закреплению, но и к совершенствованию действий путем усвоения все более и более эффективных приемов. Однако продуктивность овладения навыком зависит не только от числа упражнений, их темпа и распределения во времени. Имеют значение и другие субъективные и объективные причины.
К субъективным причинам могут быть отнесены; индивидуальные особенности личности, уровень подготовленности, состояние в данный момент.
Объективные причины определяются обстановкой, организацией деятельности, потоком информации и проч.
В формировании навыков выделяют несколько этапов.
Ознакомительный этап. На этом этапе происходит первоначальное знакомство с предстоящим выполнением действия. Человек пытается выявить, что и как надо делать, какие элементы движения, в какой последовательности, в каких сочетаниях надо производить. Ознакомление осуществляется путем рассказа, показа, разъяснения, наблюдения. На этом этапе формирование навыка происходит на уровне сознания.
Аналитический этап характеризуется сознательным, но недостаточно умелым выполнением действия. Допускается много лишних движений, наблюдается скованность, внимание целиком направлено на действие, уровень контроля низкий. На этом этапе человек овладевает отдельными элементами действий и совершенствуется в способах его выполнения.
Синтетический этап характеризуется тем, что элементы действия сочетаются и объединяются. Происходит совмещение частных операций, замещение отдельных действий более сложными, устраняются лишние движения. Изменяется контроль – уменьшается зрительный, увеличивается двигательный. Развивается способность быстро различать и выделять ориентиры, важные для контроля. Сознательный контроль уменьшается.
Этап автоматизации характеризуется возможностью выполнять действия в разных условиях. Действие начинает выполняться точно, быстро, снимается напряжение. Сознательное регулирование сохраняется, хотя значительная часть выполняемых действий автоматизирована.
Показателями выработки навыка могут служить: уменьшение времени выполнения действия; исчезновение лишних движений; снижение напряженности при выполнении действия. Отдельные самостоятельные движения объединяются в единое целое. В результате хорошо отработанных двигательных навыков улучшается качество работы и уменьшается утомление человека. В процессе выработки навыка происходит перестройка взаимодействия между анализаторами, контролирующими выполнение действия. Зрительный контроль над выполнением движений в значительной степени заменяется мускульным. Изменяются приемы центрального регулирования действия. В результате внимание освобождается от восприятия способов действия и переносится главным образом на результат.
Навыки обычно взаимодействуют друг с другом, образуя сложные системы. Характер взаимодействия может быть различным: от согласованности до противодействия.
Возможность использования сформированного навыка в сходных или новых условиях определяется как перенос. Перенос возможен в тех случаях, когда система движений, входящих в один навык, соответствует системе движений, включенных в другой, когда реализация одного навыка создает благоприятные условия для выполнения другого, когда новый навык – фактически продолжение ранее выработанного. Ослабление новых навыков под влиянием ранее выработанных обусловлено их сходством и называется интерференцией. Интерференция имеет место тогда, когда система движений, включенных в один навык, не согласуется с системой движений, составляющих структуру другого навыка, когда при переходе от одного навыка к другому приходится ломать структуру старого навыка, когда начало и конец последовательно выполняемых навыков не состыкуются между собой. Навыки (как, впрочем, и умения) как определенные способы действий всегда включены в конкретные виды деятельности. Поэтому часто их различают по видам деятельности: бытовые, производственные, спортивные и т.п. Но существуют навыки, которые используются человеком в разных видах деятельности. Это двигательные, умственные и другие навыки и умения.
Деятельность человека протекает в нескольких видах:
- общение как вид деятельности, направленный на обмен информацией между общающимися людьми;
- игра как вид деятельности является ведущей в дошкольном возрасте. В игре ребенок познает действительность, отношения между людьми, их поведение и поступки;
- учение – ведущий вид деятельности в школьном возрасте. Он направлен на приобретение знаний, выработку определенных умений и навыков;
- труд – это деятельность, в процессе которой создаются материальные и духовные ценности.
Литература
1.Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
2.Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.
3.Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966. С. 79-101, 160-170.
4.Гамезо М.В. Домащенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998.
5.Гальпярин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. М., 1966.
6.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. С. 21-37.
7.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982. С. 73-189.
8.Немов Р.С. Психология. Т. 2. 1994.
9.Общая психология. /Под ред. А.В. Петровского. М., 1995.
10.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. I. С. 14-93.
11.Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.
12.Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
План-задание для самостоятельной работы
1. Проведите самозачет (см. §1, план-задание п.1), определив следующие понятия: деятельность, действие, интериоризация, экстериоризация, навык, умение, привычка.
2. На основе анализа литературы [5; 6, с.21-37; 7, с. 73-189; 12] и своего практического опыта раскройте специфические особенности различных видов человеческой деятельности – игровой, учебной, трудовой. Подготовьтесь к выступлению на семинаре по данному вопросу.
3. Подготовьте реферат на тему «Деятельность человека и поведение животных» [7, с. 83-179; 10, T.l.c. 14-93; 11].
4. Используя рекомендуемую литературу [1; 2; 3, с.79-101, 160-170], ответьте на следующие вопросы: на каких уровнях осуществляются движения? какие компоненты движений представлены в сознании человека? чем определяется ведущий уровень построения движений?
Составьте краткую аннотацию прочитанной литературы.
5. Используя схемы и графики [4, с. 74-94], проанализируйте сущность и роль всех структурных элементов деятельности. Выделите, что в этой структуре является главным, определяющим, наиболее стабильным, а что изменчивым, зависимым от конкретных условий.
6. Проведите в группе учащихся практическую работу по выработке навыков, используя предлагаемые ниже упражнения и методики*.
* См.: Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. Л., 1990. С. 62-63.
Для анализа процесса формирования кинестезических навыков перед испытуемым выкладываются палочки (32-50 шт.) длиной 7-10 см.
Предлагается с одного раза без зрительного контроля взять 10 палочек. Задание выполняется до тех пор, пока не выработается навык. Протоколист фиксирует количество палочек, захваченных в руку при каждой попытке, и скорость движений в таблице со столбцами: 1) номер попытки, 2) количество палочек, 3) время (с).
Строится кривая выработки кинестезического навыка.
Для формирования умственных навыков Предлагается устно на основе приема вычитания числа из суммы решить следующие примеры:
157 + 99 = 256
480 + 98 = 578
262 + 99 = 361
879 + 89 = 968
160 + 93 = 253
360 + 89 = 449
265 + 85 = 350
550 + 94 = 644
(157 + 100) - 1 = 256
(480 + 100) - 2 = 578
(262 + 100) - 1 = 361
(879 + 90) - 1 = 968
(160 + 100) - 7 = 253
(360 + 90) - 1 = 449
(265 + 90) - 5 = 350
(550 + 100) - 6 = 644
Фиксируется время решения каждого примера и ошибки. На основе этих данных прослеживают процесс выработки вычислительного навыка. Сразу же после решения этих примеров испытуемому предлагают решить примеры второй группы, применяя прием прибавления числа к разности. Аналогично фиксируется время решения каждого примера и ошибки. Сравнение результатов решения примеров первой и второй группы может стать основой для характеристики интерференции навыков.
Для выяснения влияния характера упражнений на выработку навыка необходимо иметь лист бумаги в клетку, карандаш.
1 серия. Испытуемому предлагается закрыть глаза и, держа карандаш на весу, провести линию в 10 клеток. Проделать это 5 раз.
2 серия. Каждый раз после выполнения попытки экспериментатор сообщает испытуемому ошибки (больше на две клетки или меньше на одну и т.п.).
3 серия. Каждый раз после того, как закрыв глаза, испытуемый нарисует линию, ему разрешается открыть глаза, оценить сделанную ошибку и только после этого повторить попытку.
Полученные данные занесите в таблицу:
Результаты серий | |||
Номер опыта | |||
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. |
Сравните результаты серий.
Для исследования скорости формирования навыка и их взаимодействия используются таблицы, предложенные К.А. Рамулем. В них беспорядочно расположены цифры от 20 до 39 (или буквы от А до Ф).
А
23 36 34 32 25
39 26 29 22 37
33 31 24 35 20
28 21 38 27 30
Б
Г С П Н Е
Ф Ж К В Т
О М Д Р Л
И Б У 3 А
В
Е Н У С Т
Т В Д Ж Ф
А Р К М О
Л 3 П Б И
Участвующие в эксперименте делятся на пары «испытуемый - экспериментатор».
Испытуемым предлагается таблица (с цифрами или буквами) и по команде экспериментатора предлагается указать как можно быстрее в таблице цифры в порядке их возрастания (или буквы в алфавитном порядке).
Фиксируется время. Делается 10 проб.
Затем предлагается другая таблица, в которой те же цифры (буквы), но расположены в другой последовательности.
Фиксируется время. Делается 5 проб.
По результатам строится график, где на оси абсцисс откладывается номер пробы, по оси ординат – время выполнения (с).
Сделайте выводы о степени выраженности переноса и интерференции при выработке навыков.
Полученные в опытах данные характеризуют индивидуальные особенности принципа формирования отдельных навыков. Обратите внимание на этапы, которые имеют место при формировании навыков, на роль упражнений.
Проследите процесс выработки учебных навыков – письма, счета, работы с текстом и т.п.