Значение Коэффициента Кронбаха для выделенных факторов

  Фактор α
1. Тревожность – эмоциональная стабильность 0,7878
2. Энергичность, активность – пассивность 0,7535
3. Настойчивость, уверенность в себе – покорность, подверженность влиянию 0,8117
4. Сила «Сверх-Я» – Слабость «Сверх-Я» 0,7203
5. Обособленность – зависимость от группы 0,6726
6. Рациональность, практичность – мечтательность 0 7769
7. Импульсивность – сдержанность 0,6797

Нетрудно убедиться, что значения коэффициента надежности–согласованности Кронбаха достаточно велики для выделенных факторов, а это свидетельствует об однородности построенных шкал. Поскольку не существует формальных способов проверки гипотезы о равенстве нулю коэффициента Кронбаха, в своей работе мы использовали его лишь в качестве дескриптивной меры согласованности заданий исходных и полученных с помощью факторного анализа шкал. Напомним, что для шкал опросников наиболее характерны значения коэффициента Кронбаха в диапазоне 0,6-0,8.

На завершающем этапе исследования нами были рассчитаны среднее и стандартное отклонения для новых и оригинальных ключей* (табл. 3.9, 3.10).

* Для получения стандартного показателя из «сырого» балла вычитается среднее и делится на стандартное отклонение по шкале. Этот показатель в будущем будет использоваться для того, чтобы привести полученные данные к стандартной шкале. В нашем случае это шкала стенов (от 1 до 10, со средним 5,5 и стандартным отклонением 2).

Таблица 3.9

Нормативные данные для выборки из 227 испытуемых (новые «ключи»)

Название фактора Среднее отклонение Стандартное отклонение
Тревожность – эмоциональная стабильность 2,1507 0,8355
Энергичность, активность – пассивность 1,5707 0,7552
Настойчивость, уверенность в себе – покорность, подверженность влиянию 1,6391 0,8400
Сила «Сверх-Я» – Слабость «Сверх-Я» 1,4560 0,7097
Обособленность – зависимость от группы 2,0528 0,8491
Рациональность, практичность – мечтательность 2,1188 0,8375
Импульсивность – сдержанность 2,1360 0,8490

Таблица 3.10

Нормативные данные для выборки из 227 испытуемых (оригинальные «ключи»)

Фактор Среднее отклонение Стандартное отклонение
А 1,5606 0,7704
В 1,6828 0,6108
С 1,8137 0,7763
Е 1,9089 0,7897
F 1,9121 0,8106
G 1,5845 0,7426
Н 1,6498 0,7799
I 1,7908 0,8645
L 2,0663 0,7904
М 2,0976 0,8572
N 1,9311 0,8333
O 2,1389 0,8401
Q1 1,9105 0,8567
Q2 2,0923 0,8941
Q3 1,6092 0,7500
Q4 2,1361 0,8414


Результаты проведенного исследования позволили ответить на вопрос о том, насколько мы точны в измерении факторов, постулированных Кеттеллом. Предварительные нормативные данные могут служить ориентиром для заключений об относительной степени выраженности у испытуемого некоторых личностных черт. Памятуя об ограниченности выборки, отметим, что новые «ключи» и нормы следует использовать с известной осторожностью.

Заключение

Подводя итоги вышеприведенного, достаточно краткого рассмотрения психометрических основ психодиагностики, хотелось бы подчеркнуть, что измерение человеческого поведения – необычайно сложная задача. Основная проблема заключается в том, что речь идет об измерениях во внефизической сфере, сфере гуманитарной науки, а используемый математико-статистический аппарат призван обслуживать (и успешно обслуживает) прежде всего измерение физических явлений. Вполне понятно желание многих исследователей предельно объективировать психологическое измерение, задавая такие требования к тестам, как надежность, дискриминативность, валидность. Соответствие этим требованиям зачастую представляется как условие точности и объективности наших измерений. В то же время зачастую не учитывается, что гуманитарные науки накладывают на процесс измерения множество ограничений. Формализация и количественные методики, математические модели в психодиагностике никогда не смогут заменить разработку теоретических конструктов, фундаментальных принципов исследования. Достаточно четко это прослеживается в развитии понятия валидности теста – его важнейшей характеристике как исследовательского инструмента. Понятие конструктной валидности,вобравшее в себя все подходы к определению валидности, – яркий пример того, что в конструировании тестов нельзя ограничиться математическими расчетами, как бы достоверны и убедительны они ни были. Без полного, насколько это возможно, психологического описания переменной (конструкта), для измерения которой предназначается тест, без формулирования гипотез о его результатах в свете того, что нам известно об этой переменной, процесс создания теста становится упражнением из математической статистики. Разработка тестов – творческий акт исследователя, и именно поэтому известных и завоевавших популярность методик, несмотря на множество изобилующих рецептами «кулинарных» книг по их изготовлению, не так уж и много, что хорошо известно любому психологу-практику.



Наши рекомендации