Бархус Фредерик Скиннер. Бихевиористский подход.
Использование бихевиористических методов в работе с людьми в кризисных ситуациях, нуждающихся в помощи, возросло с 60-х годов. Исторически, бихевиоризм – это получившее развитие учение Ивана Сеченова, русского физиолога и продолжателя этой традиции – Ивана Павлова, классические эксперименты которого стали образцом для этой самой известной в Америке психологической школы.
Бихевиористские методы были впервые применены социальными работниками в образовании в 60-е годы. Эти методы использовали теорию и результаты исследований в области социальной психологии в качестве базы для принятия практических решении. Исходной предпосылкой служит признание взаимовлияния поведения (behaviour—поведение) человека и событий, происходящих в его окружении, связи поступков с тем, что происходит до и после них, а также влияния на поведение непредвиденных обстоятельств. Вероятность — необходимый момент, принимаемый в расчет в рамках бихевиористского подхода. Понятие вероятности используется для описания связи между изучаемым поведением и его предпосылками и последствиями. Предполагается, что поведение базируется на трех различных формах реакции человека на окружающую среду. Это — эмоциональная, или аффективная; компетентная, или когнитивная, основанная на знании и размышлении; и прямое открытое реагирование. Формы поведения не жестко связаны между собой, их взаимообусловленность складывается в процессе жизни индивидуально у каждого человека. Кроме того, бихевиоризм обращает внимание на различие между формой и функцией поведения, т. е. форма поведения может скрывать функцию поведения или указывать на нее.
Бихевиористский подход характеризует следующее: 1) признание того, что внешние переменные, т. е. поведенческие реакции в вопросах диагностики и вмешательства имеют приоритет над внутрипсихическими процессами — мыслями, чувствами и аффектами; 2) первоочередное внимание к определению ресурсов личности и ее окружения, которые способны обеспечить достижение результатов; 3) предварительное изучение предполагаемых результатов и способов их достижения; 4) четкое описание процедур диагностики и вмешательства; 5) явная связь между диагностикой и воздействием; 6) ясное представление желаемого результата; 7) интерес к оценке.
С бихевиористским подходом связан широкий спектр теоретических ориентаций. Па одном конце его находится прикладной анализ поведения, тщательно избегающий ненаблюдаемых событий, сосредоточенный на внешних поведенческих реакциях и факторах окружения, связанных с этим типом поведения. Анализ сосредоточивается на конкретных видах поведения в реальной жизненной обстановке — в классе, дома, в купе поезда, — и его функциях, при этом факторы окружения, связанные с этим типом поведения, идентифицируются статистически по тем изменениям, которые наблюдаются до и после реализации действий. Это направление зарекомендовало себя в разработке методик управления поведением учеников в классе, совершенствования способностей индивидов. отстающих в развитии, сокращения правонарушений и расширения возможностей трудовой занятости (Энциклопедия социальной работы, т. 1, 1993. 480 с.).
Другой конец спектра представлен когнитивной модификацией бихевиоризма, сосредоточившей усилия на изменении когнитивных реакций на ситуацию. Среди примеров использования такого подхода можно назвать когнитивно-бихевиористское лечение депрессии, гнева, боли и тревожности, которое направлено на изменение когнитивных структур, определяющих оценку ситуации. Подходы, находящиеся на обеих сторонах спектра, акцентируют необходимость тщательной оценки результатов, основанной на наблюдении последствий. Ключевой вопрос подхода состоит в проверке результатов воздействия. Например, предположение, что данные словесные инструкции изменят поведение, можно проверить, регистрируя изменения наблюдаемых реакций. Дискуссионным является вопрос о том, представляют ли собой когнитивные поведенческие методы нечто новое, или это просто другое название процедур, основанных на теории социального обучения. Многие методы, разработанные в начальный период использования бихевиористских процедур, такие, как систематическая десенсибилизация (снижение чувствительности), в значительной мере опираются на ненаблюдаемые результаты. Символические процессы — подражание, косвенное усвоение и предвосхищение последствий — являются существенными компонентами теории социального обучения. Указанная теория базируется на изучении социальных причин и следствий различных форм поведения.
Имеются также модификации бихевиористского подхода, построенные на изменении эмоциональных реакций.
Четкое определение желаемых результатов и оценка развития процесса воздействия с использованием чувствительных индикаторов являются дополнительными отличительными признаками бихевиористского подхода. Практическая реализация учитывается и в рамках других подходов, но жесткое требование делать это — и делать определенным образом — присуще именно бихевиористскому подходу. Имеется большое разнообразие проблем, которые могут быть определены и оценены с использованием многочисленных индикаторов изменений. Примерами являются депрессия, жестокое обращение с детьми, семейный разлад, проблемы общения родителей с подростками.
Согласно бихевиористскому подходу люди стараются делать лучшее из того, что возможно в данный момент и в данных условиях. Если клиенты неохотно принимают попытки оказания им помощи, то вместо сетования на недостаточную мотивацию социальному работнику следует выяснить, как создать благоприятные условия, чтобы в глазах клиентов его деятельность приобрела ценность. Усиление позитивных ожиданий, прояснение взаимных ролей и обеспечение обратной связи увеличивают вероятность заинтересованного участия клиента в достижении положительного результата.
Еще одна отличительная особенность бихевиористского подхода — внимание к закреплению желаемых изменений. Методы, способствующие устойчивому закреплению результатов, являются общим компонентом бихевиористской работы с индивидами, группами, семьями и сообществами и требуют внимания ко всем стадиям работы с клиентом. Например, если в семье имеется больной шизофренией, то участие родственников на всех стадиях вмешательства с большей вероятностью приведет к достижению и сохранению позитивных изменений.
Одной из характеристик оценки в рамках бихевиористского подхода является использование многих источников информации, включая (если возможно и соблюдаются этические требования) непосредственное наблюдение клиентов и других людей, находящихся в аналогичном окружении. Если наблюдение за клиентом в естественном окружении неосуществимо, альтернативой будет наблюдение за поведением в искусственно созданной обстановке, максимально приближенной к реальным условиям жизни. Самоконтроль, в процессе которого данный клиент фиксирует цепочку форм поведения, чувств, мыслей, результатов, — это другой возможный источник информации. Важным источником являются психологические измерения — данные самоотчета, включающие осуществление соответствующих измерений. Четкое описание проблемы, связанных с ней событий и желаемых результатов, еще одна черта бихевиористского подхода к экспертной оценке. В конечном итоге цель состоит в установлении желаемых результатов и обнаружении тех условий, которые необходимо для этого изменить.
В итоге экспертная оценка позволяет выявить: 1) конкретные цели, которые должны быть достигнуты для решения имеющихся проблем; 2) основную информацию, связывающую нужные формы поведения и результаты, 3) промежуточные шаги, необходимые для получения этой информация; 4) ресурсы личности и среды, которые могут быть использованы для достижения поставленных целей; 5) других людей, которых желательно вовлечь в работу, и план их привлечения; 6) специфические методы воздействия, полезные для достижения желаемых результатов; 7) индикаторы прогресса, используемые для оценки результатов терапии; 8) препятствия, которые должны быть преодолены, и план действий в этих целях.
Процедуры опеки и методы воздействия в бихевиористском подходе тесно связаны между собой. Обстоятельства, обнаруженные на стадии оценки, предопределяют выбор методов воздействия. Оценка применяется в отношении как вероятности достижения желаемых результатов, так и альтернативных путей их достижения. Четкое определение желаемых результатов и постоянный контроль за изменениями обеспечивают взаимосвязь клиентов, других лиц, значимых для работы, социальных работников, позволяют изменить планы в определенных отношениях. Реорганизация исходной последовательности событий (известная как управление стимулами) часто не менее эффективна, чем реорганизация реакции индивида на эти события.
Выдающиеся вклад в программы социальной и психологической Америки оказал Берхауз Фредерик Скиннер, особенно в приложении к образовательным системам, девиации, психиатрии. Чтобы познакомить вас с бихевиористскими упражнениями, мы решили использовать именно практику Скиннера (206).
Бихевиоризм можно критиковать, но лучше использовать. В конце концов, бихевиоризм - это прагматизм. И в нем правильно то, что полезно.
Инструментарий бихевиоризма
ИЗМЕНЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ
Записывайте время, которое вы тратите на различного рода работу. Достаточно простой таблички, размеченной в часах, на которой отмечаются различные занятия.
Затем выберите занятие, которому вы хотели бы посвятить больше времени. В течение недели, каждый раз, когда вы уделяете время этому делу, дайте себе какое-нибудь поощрение: сигарету, главу занимающей вас книги, сладкое, беседу с приятелем и пр. Постарайтесь, чтобы это было то, чего вы действительно хотите.
Замечаете ли вы, что время, уделенное этому занятию, возрастает? Каковы возможные причины этого (если они есть)?
ИЗМЕНЕНИЕ ЧУЖОГО ПОВЕДЕНИЯ
Во многих экспериментах установлено, что можно обуславливать вербальное поведение путем селективного вознаграждения моментов говорения или видов говорения. Вознаграждение, которое может использоваться, может сводиться просто к киванию, удовлетворенному мычанию, разного рода "угу" и "ага".
Попробуйте в разговоре кивать или выражать согласие каждый раз, когда проявляется определенный тип поведения (например, использование длинных, сложных слов, или ругательств, или эмоциональных утверждений). Посмотрите, начнет ли возрастать количество таких проявлений по мере того, как вы продолжаете вознаграждать их.
ИЗМЕНЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Вот известный трюк, придуманный студентами-бихевиористами. Выберите преподавателя, который расхаживает во время лекций. Желательно, чтобы в эксперименте участвовало как можно больше членов аудитории. В то время, когда преподаватель говорит и расхаживает, экспериментаторы поощряют его передвижение к одной стороне комнаты. Допустим, когда преподаватель поворачивает направо, экспериментаторы всячески проявляют внимание к тому, что он говорит: тщательно записывают, выражают внимание позами и т.п. Когда преподаватель поворачивает налево, экспериментаторы расслабляются, проявляют отсутствие интереса, недостаточное внимание. В большинстве случаев экспериментаторам удается, после нескольких лекций, удерживать преподавателя в определенном углу. Лучше ограничить этот эксперимент преподавателями по психологии, чтобы они, узнав, в чем дело, в лучших бихевиористских традициях вознаградили вашу изобретательность.
ДЕЙСТВИЕ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ
Отрицательное подкрепление
Выберите собственную привычку, от которой вы хотели бы избавиться. Это может быть привычка опаздывать, писать письма во время лекций, переедание, привычка поздно ложиться спать или грубость с незнакомыми людьми. Если вы женаты или живете с кем-то, вы можете начать это упражнение вдвоем, выбрать по привычке и помогать друг другу.
Сделав выбор относительно цели, наказывайте себя или попросите партнера наказывать вас каждый раз, когда происходит нежелательное поведение. Наказание может быть обидным высказыванием (Эй, свинтус, ты опять обожрался!), лишение себя какого-нибудь удовольствия и т.п. Можно налагать на себя денежные штрафы, с тем чтобы отправить набранную сумму на благотворительные цели. (Если вы решите отдавать штраф партнеру, это может создать излишнее напряжение в отношениях, потому что каждый раз, когда вы себя штрафуете, он выигрывает, что делает его заинтересованным).
Через неделю дайте себе отчет в ваших успехах. Ослабла ли привычка. Проявляется ли нежелательное поведение реже? Что вы чувствуете по этому поводу?
Положительное подкрепление
Прекратите наказания. Выберите поведение, которое предпочтительнее, вместо привычки, с которой вы работали через отрицательное подкрепление. Например, если вы склонны грызть ногти, не предпочтительнее ли чистить и подрезать их? Не заменить ли обильный десерт чашкой кофе? Не лучше ли приходить заранее, чем опаздывать, не даст ли это вам возможность расслабиться и приготовиться к тому, что предстоит делать?
ДЕСЕНСИТИЗАЦИЯ
Одна из процедур, осуществляемых бихевиоральными терапевтами, называется десенситизацией (ослаблением чувствительности). Предлагаемое упражнение не ставит целью показать вам, как в действительности работает терапевт. Это способ пережить нечто, что происходит, когда вы сосредоточиваетесь на определенном фрагменте поведения.
Это трудное упражнение. Если вы собираетесь его пробовать, делайте это внимательно и тщательно.
Определение проблемы.
Выберите определенный страх, который появляется у вас в течение определенного времени. Легче всего взять какую-нибудь фобию, если у вас таковая есть: боязнь змей, червяков, крови, высоты — хорошие примеры. Если у вас нет фобий или, если вы не хотите с ними работать, выберите эмоциональную реакцию, которая проявляется у вас в определенных ситуациях. Например, вы можете испытывать определенное возбуждение каждый раз, когда за вашей машиной едет полицейская машина, или, может быть, вы встаете на дыбы каждый раз, когда кто-нибудь упоминает вашу религию. Годится любая стереотипная ситуация, которая вас беспокоит.
Релаксация.
Сядьте в удобное кресло или лягте. Расслабьте все тело. Сосредоточивайтесь поочередно на каждой части тела, предлагая ей расслабиться, и убеждаясь, что она расслабилась. Расслабьте пальцы ног, ступни, лодыжки, колени, бедра и т. д. Это займет несколько минут. Поупражняйтесь в таком расслаблении, пока не будете уверены в своей способности расслабляться. Если вы не уверены, расслаблена ли определенная часть тела, напрягите мышцы в этом районе, а затем расслабьте их. Скоро вы научитесь чувствовать разницу.
Первые шаги десенситизации.
Теперь, расслабившись, но не заснув, подумайте о чем-либо, что имеет отдаленное отношение к фобии, с которой вы работаете. Если, например, речь идет о боязни змей, представьте себе заметку о какой-нибудь безобидной змейке, которую нашли в далекой стране. Если вы боитесь полисменов, подумайте о клоуне, переодетом полисменом, жонглирующем шарами в цирке.
Ваша цель состоит в том, чтобы поддерживать в уме образ, связанный с провоцирующим тревожность стимулом, в то время как физически вы расслаблены. Если вы начнете напрягаться (Ой, змея!...), прекратите сосредоточиваться на этом образе, вернитесь к расслаблению тела. Продолжайте эту процедуру, пока не сможете поддерживать в уме образ, оставаясь полностью расслабленным.
Дальнейшая десенситизация.
Дальнейший шаг и все последующее состоит в представлении более живой и более связанной с объектами ситуации. Визуализируйте ее (или смотрите, если есть такая возможность), поддерживая релаксацию. Для фобии змей, например, дальнейшие ситуации могут быть реальным чтением про змей, изображения змей, посещения террариума, наблюдение змей в клетках издали и т. д.
Продолжая эту практику, перед каждым занятием уделяйте время работе над улучшением релаксации.
Интенсивные интегративные психотехнологии
Использование дыхательных методов для самопознания, внутренней трансформации и интеграции, имеет длительную предысторию.
Сегодня практическая психология имеет в своем арсенале набор холистических методик, позволяющих человеку общаться со своим внутренним миром, трансформировать и усовершенствовать его.
Это показавшие свою эффективность, приемлемость для использования в современных условиях техники холотропного дыхания, Свободного Дыхания, вайвейшн, ребефинга. Эти подходы наиболее полно охватывают человеческую реальность, учитывая не только физический и эмоциональный компоненты, которым занимаются соответственно терапия и психиатрия, но и другие составляющие психической реальности как ментальный, образный, мотивационно - потребностный компоненты.
Представляется полезным рассмотреть место и роль связного дыхания в жизни человека, пережившего кризисное состояние с холистических позиций.
Следующая схема позволяет это сделать :
1. КРИЗИСНОЕ СОСТОЯНИЕ.
2. СВЯЗНОЕ ДЫХАНИЕ.
3. РАСШИРЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ
4. КОНТАКТ С СОСТАВЛЯЮЩИМИ ВНУТРЕННЕГО КОНФЛИКТА
5. РАСШИРЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАБОТЫ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ.
6. РАЗРЕШЕНИЕ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОМ, ФИЗИЧЕСКОМ И СИТУАЦИОННОМ УРОВНЕ.
Необычность и болезненность проявлений четвертого пункта данной схемы побуждает человека обратиться к специалисту, и врач предлагает традиционные медикаментозные средства, которые, принося временное облегчение, препятствуют естественному разрешению этих состояний. Таким образом, субъект, годами пребывая в состоянии расширенного сознания, переходя от одного специалиста к другому, контактируя с дискомфортными, часто болезненными ощущениями в теле, неподдающимися четкой диагностике, лишь усиливает состояние стресса.
В такой ситуации рационально предложить клиенту способы результативного контакта со своим психофизическим состоянием в соответствии с семикомпонентной моделью ЦПР, что может оказаться одним из путей разрешения конфликта на эмоциональном, физическом, ситуационном уровне и способствовать личностному росту.
В европейской культуре дыхательные техники были заново открыты в начале 70-х годов. Впервые техника связного осознанного дыхания была использована в ребефинге.
Ребефинг
Ребефинг (от англ. "Rebirthing" - возрождение, духовное воскресение) - система связного, непрерывного дыхания, направленная на снятие стрессов, прежде всего, самого сильного - родового, который люди испытывают в момент появления на свет.
Леонард Орр, который является создателем этой техники, под ребефингом понимает следующее:
- во-первых, научиться вдыхать энергию так же легко, как воздух,
- во-вторых, разгадать тайну рождения-смерти и включить тело и ум в сознательную жизнь Вечного Духа, стать сознательным выразителем Вечного Духа.
Техника ребефинга была создана в 1974-75 гг. Леонардом Орром. В настоящее время ребефинг представляет из себя весьма сложное образование и его можно разделить на следующие смысловые и технологические блоки :
а) высвобождение дыхания, высвобождение энергии;
б) проработка 5 Великих Проблем :
- травмы рождения,
- синдрома родительского неодобрения,
- специфической негативности,
- неосознанного влечения к смерти,
- прошлых жизней;
в) концепция "Мысли творят реальность".
Внутри ребефинга разработаны различные форматы: водный и "сухой" процессы, процессы с зеркалом, глаза в глаза и др. Особенное значение уделяется работе с аффирмациями. Форма работы с клиентом - индивидуальная. Особым методом работы является "консультация по сознательному преуспеванию" (79, 112, 263).
Через несколько лет после зарождения ребефинга появились новые течения, использующие связное дыхание. Это вайвейшн (основатели Джим Леонард и Фил Лаут), холотропное дыхание (основатель Станислав Гроф), LRT - Тренинг Любящих Взаимоотношений (основатели Сондра Рэй и Боб Мандел).
Вайвейшн
Вайвейшн (от лат.vivation, vivo - жить, vividus - полный жизни, обнаруживающий жизнь, живой, сильный, пламенный) - метод, основателем которого является Джим Леонард. В 1979 году им и Филом Лаутом основано движение интегративного ребефинга. С 1987 года зарегистрирована торговая марка "vivation". В ребефинге Л. Орра существовало понятие "высвобождения" и высвобождение подавленного материала считалось целью и достаточным условием эффективности процесса связного дыхания. По мнению создателей вайвейшн, необходимы не только высвобождение ("выпустить тигра из клетки"), но и определенные методы работы с переживаниями, приходящими во время дыхательной сессии. Поэтому в вайвейшн существует понятие 5 элементов процесса, позволяющих наиболее быстро и эффективно прийти к интеграции. В вайвейшн особое внимание уделяется технике дыхания (классы дыхания) (79,112).
В вайвейшн разработана система прохождения клиента по различным ступеням обучения интеграции :
- "сухой" Вайвейшн /не менее 10 процессов/;
- "водный" Вайвейшн /не менее 10 процессов/;
- "амбулаторный" Вайвейшн /закрепление навыка интеграции в повседневной жизни - за едой, за рулем автомобиля и т.д./.
Холотропное дыхание
Метод холотропного дыхания был основан, как указывалось выше, Станиславом Грофом. В 1977 г. Леонардом Орром и Сондрой Рэй была выпущена книга "Возрождение в Новую Эпоху" (264), где рассказывалось о применении ребефинга. В начале своих работ с дыханием он отталкивался от техники ребефинга. Холотропный подход в психотерапии представляет собой значимую и эффективную альтернативу традиционной глубинной психологии, основанной на обмене словами между терапевтом и пациентом. Слово “холотропный” буквально означает “стремящийся к целостности” (от греч.: “holos”- целое и “trepein”- движущийся в определенном направлении, направляющийся). Основная философская предпосылка холотропной терапии состоит в том, что средний человек в нашей культуре живет и действует на уровне гораздо ниже своих потенциальных возможностей. Это обеднение объясняется тем, что человек отождествляет себя лишь с одним из аспектов своего существа, с физическим телом или Эго. Такое ложное отождествление ведет к неподлинному, нездоровому, и лишенному свершений образу жизни, а также вызывает эмоциональное и психосоматические расстройства психологической природы [51, 130]. Возникновение беспокоящих человека симптомов без какой-либо органической причины может указывать на то, что он достиг критической точки, когда старый, основанный на ложных предпосылках, способ существования в мире становится невыносимым. Такого рода срыв может произойти в определенной ограниченной области жизни - семейных и сексуальных отношениях, профессиональной ориентации или в отношении каких-то определенных жизненных целей, но может охватить одновременно и всю жизнь человека. Обширность и глубина срыва приблизительно соответствуют масштабам невротических или психотических проявлений. Возникающие кризисы могут представлять собой определенную опасность для человека, но также создают и значительные новые возможности [52]. Проявившийся симптом отражает усилие организма, стремящегося освободиться от старого давления и травматических впечатлений и упростить свое функционирование. Вместе с тем это одновременно и поиск собственной сущности, и тех измерений бытия, которые связывают человека с космосом в целом, делают его соизмеримым всему сущему. При благоприятных условиях и правильной поддержке результатом этого процесса может быть радикальное разрешение проблем, психосоматическое излечение и эволюция сознания. По словам Грофа, “этот процесс можно рассматривать как потенциально благотворную, спонтанную терапевтическую активность организма, которую следует поддерживать, а не подавлять. Такое понимание природы психопатологии составляет фундаментальное кредо холотропной терапии” [52, с. 179]. Основная цель эмпирических (т.е. основанных на собственном опыте пациента) техник в психотерапии состоит в том, чтобы активизировать бессознательное, высвободить энергию, связанную в эмоциональных и психосоматических симптомах, перевести статическое равновесие этой энергии в поток опыта. Холотропная терапия содействует активизации бессознательного до такой степени, что это приводит к необычным состояниям сознания. Этот принцип сравнительно нов в западной психотерапии, хотя он в течение столетий и даже тысячелетий использовался в шаманской и целительской практике многих народов, в ритуалах различных экстатических сект, в древних мистериях смерти и возрождения. Для психотерапии, которая использует столь мощные средства воздействия на сознание, персоналистически и биографически ориентированные представления современной академической психологии совершенно недостаточны и неудовлетворительны. В такого рода работе нередко уже на первой сессии становится ясным, что корни психопатологии простираются значительно дальше событий раннего детства и выходят за пределы индивидуального бессознательного. Гроф отмечает, что “эмпирическая психотерапевтическая работа раскрывает за традиционными биографическими корнями симптомов глубокие связи с внебиографическими областями души, такими, как элементы встречи с глубинами смерти и рождения, с характеристиками перинатального уровня, с широким спектром факторов трансперсональной природы” [52, с. 179]. Таким образом, узкие “биографические” представления в отношении техник эмпирической терапии могут быть лишь мешающей делу смирительной рубашкой. Подлинно эффективная работа не может быть ограничена проработкой биографических проблем. Представления о психике, используемые в холотропной терапии, должны быть расширены за пределы биографического уровня, за пределы индивидуального бессознательного, должны включать перинатальные и трансперсональные уровни. Рассмотрим теорию опыта, с которой имеет дело холотропная терапия. Прежде всего, она признает терапевтические, трансформирующие и эволюционные возможности необычных состояний сознания. Поскольку в этих состояниях психика человека проявляет спонтанную целительную деятельность, холотропная терапия использует техники наведения необычных состояний сознания. В конце 70-х годов Станислав Гроф и его жена Кристина создали нефармакологическую технику, которую называли холономной интеграцией или холотропной терапией [51, 52, 79, 130]. Как уже было сказано, холотропная стратегия в терапии (в широком смысле слова) присуща многим различным подходам, в том числе практике шаманов, лечебным процедурам примитивных племен, ритуалам перехода, трансовым танцам бушменов, некоторым видам гипноза, психоделической терапии, другим эмпирическим психотерапиям и различным духовным практикам. Что же касается холотропной терапии, то Гроф понимал под этим “психотерапевтические процедуры, соединяющие управляемое дыхание, музыку и другие формы звукотехнологии и целенаправленную работу с телом” [79, с. 12] Теоретическая база холотропного дыхания - трансперсональная психология. Основными элементами холотропного дыхания являются:
- более глубокое и более быстрое связное дыхание, чем в обычном состоянии;
- побуждающая музыка;
- помощь холонавту в освобождении энергии посредством спе-цифических приемов работы с телом.
Эти элементы дополняются творческим самовыражением личности, таким, как рисование мандалы, свободные танцы, лепка из глины, терапевтическая игра в песочнице. Холотропное дыхание великолепно сочетается с практикой гештальта, психосинтезом Ассаджиоли, техникой управляемого воображения и др. Форма работы в основном групповая и при этом участники меняются местами в парах: в одном процессе они выступают в роли дышащих (холонавтов), в другом - в роли сидящего (ситтера).
Трансперсональная психология - раздел общей психологии, вы-деливший предметом своего исследования “надличностные”, "сверхличностные" состояния сознания. Основываясь на голономной парадигме как методологической основе своего направления, трансперсональная психология разрабатывает более расширенное, чем это принято в традиционной психологии, толкование онтологической и психологической сущностей человека (79). Трансперсональная психология зародилась в конце 60-х годов из недр гуманистической психологии (Маслоу, Сьютич, Уотс, Мэрфи). Ассоциация трансперсональной психологии была создана в 1968 г., первый журнал трансперсональной психологии вышел в 1969 г.
К началу 80-х годов С.Гроф считался одним из ведущих лидеров в трансперсональной психологии. Свою расширенную картографию сознания он построил на базе исследований с ЛСД-25. Именно в это время его эксперименты переключились на холотропное дыхание. Гроф обнаружил, что интенсивное дыхание в варианте гипервентиляции в сочетании со специально подобранной музыкой и особой предварительной подготовкой группы может вызывать те же переживания и эффекты, как при использовании ЛСД-25, а самое главное - такими же терапевтическими и интегративными возможностями (51, 52, 79, 83, 98, 130, 200, 229).