Проблемы групповой формы работы с кризисной личностью
Нужно признать, что социальная работа с кризисной личностью в основном разработана в структуре психотерапии. Психотерапия (от греческого psyche — душа и therapeia — уход, лечение) — комплексное лечение и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Условия различают клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение и ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно ориентированную психотерапию, ставящую задачей содействие пациенту в изменении его отношения к социальному окружению и собственной личности. Методы клинической психотерапии — гипноз, аутогенная тренировка, внушение и самовнушение, рациональная терапия. Личностно ориентированная психотерапия (индивидуальная и групповая) широко использует различные варианты анализа конфликтных переживаний больного. В индивидуальной психотерапии решающим фактором эффективности лечебных воздействий является психотерапевтический контакт врача и больного, основанный на взаимном уважении и доверии, способности врача к сопереживанию. В качестве методов активирующего терапевтического воздействия широко используется трудотерапия, групповая психотерапия, семейная психотерапия, способствующая повышению компетентности больного в межличностных отношения, совершенствованию его способности к самопознанию и саморегуляции (110, с.148).
Групповая психотерапия — это использование закономерности межличностного взаимодействия в группе для лечения и достижения физического и психологического благополучия человека. В группе специально подобранных больных врач-психотерапевт разъясняет им сущность патологического процесса, обосновывает прогнозы на выздоровление, проводит обучение аутогенной тренировке, релаксации. Групповая психотерапия может включать обучение больных интерпретации симптомов и особенностей собственного поведения и др. (70, с.87). Групповая психотерапия предусматривает также организацию психологического тренинга, повышения уровня техники общения. По характеру объекта психотерапевтического воздействия различают: семейную психотерапию, предусматривающую одновременную работу с родителями, детьми и родственниками; групповую психотерапию в условиях совместной деятельности, игровую психотерапию. Главные показания к групповой психотерапии: наличие неврозов с нарушением социальных связей (семейных, производственных), с трудностями в области общения и социальной адаптации, первые стадии алкоголизма, психосоматических заболеваний. Итак, мы видим, что объектами групповой психотерапии становятся люди либо социально дезорганизованные, либо утратившие связь с какой-либо социальной средой (семья, общественные отношения). Психотерапевт в данном случае пытается найти утраченные связи, вернуть человека в социум, из которого он выпал (168, с.326).
Хотя очевидно, что любому отдельно взятому участнику в группе уделяется внимания меньше, чем при индивидуальной терапии, существует ряд причин, обусловивших развитие и успех групповой терапии. Жизнь — это прежде всего социальное явление. В сфере межличностных отношений, во время игры, в интимные моменты человек испытывает потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком. В свое время Дэвид Гизман назвал целое поколение "одинокой толпой", желая показать этим, что часто в присутствии других мы чувствуем себя изолированными и одинокими. Социальные противоречия и бюрократические переплетения нашего общества могут вызвать у нас чувства замешательства, недоверия и бессилия. Таким образом, опыт, приобретенный в специально организованных группах, оказывает противодействие отчуждению; помогая решению проблем, возникающих при межличностном взаимодействии. Группа оказывается микрокосмом, обществом в миниатюре, отражающим внешний мир и добавляющим ингредиент реализма в искусственно создаваемое взаимодействие. Такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм, повседневно существующие в группах на работе и в группах по интересам, в семье, становятся очевидными в психокоррекционной группе и воздействует на индивидуальные жизненные установки и изменение поведения. В результате аффективные переживания, происходящие в искусственно создаваемой обстановке, могут естественно переноситься во внешний мир.
Потенциальное преимущество условий группы — это возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания с конкретным участником группы. В процессе группового взаимодействия приходит понятие ценностей и потребностей других. В группе человек чувствует себя принятым и принимающим, получающим доверие и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим. Реакции других на тебя и твои на других в группе могут облегчить разрешение межличностных конфликтов вне группы. В поддерживающей и контролируемой обстановке человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Возникает определенное ощущение комфортности, когда находишься с равными партнерами, а не с терапевтом. И здесь люди, не замечая того, помогают друг другу обрести нарушенные межличностные контакты, заменяя терапевта как социального работника.
Наблюдая происходящие в группе взаимодействия, участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения. Значимая обратная связь оказывает влияние на оценку индивидуумом своих установок и поведения, формирование его Я-концепции. Введение одного или нескольких человек в терапевтическую диаду создает обычно не встречающееся во взаимоотношениях двоих напряжение, помогает прояснить проблемы каждого члена группы.
Группа может также облегчить процесс самоисследования и интроспекции. Часто люди знают, чего они хотят, но требуется соучастие и принятие их группой, чтобы стала возможной попытка самораскрыться. Когда такая попытка самораскрытия и изменения поощряется другими, то, как следствие, усиливается уверенность в себе.
Наконец, у групповой формы есть и экономические преимущества. Обычно одновременная встреча шести, десяти или более человек обходится менее дорого и терапевту-руководителю, и пациенту-участнику, чем контакты один на один.
Другие преимущества групповой формы обусловливаются функцией группового метода. Гибкость групповой терапии делает ее для большого контингента людей, имеющих различные топологические затруднения, и широкого спектра теоретических и методических программ вмешательства в психологические процессы.
За последние полвека групповая терапия получила очень широкое распространение. Оставаясь одним из методов психиатрии и клинической психологии, она стала также заметным феноменом социальной жизни общества. Зачастую трудно провести границу между чисто терапевтическим аспектом групповой терапии и социальным, так как последний всегда присутствует, даже если метод применяется только в медицинских целях.
Широкое распространение групповой психотерапии как социального явления объясняется двумя основными причинами.
Первая — это чувство глубокого отчуждения, ощущение бессмысленности жизни, полная дискредитация эстетических и идейных ценностей, потеря перспективы, вызванные войнами и экологическим спадом. Объединяясь в различного рода психотерапевтические группы, люди пытаются найти утерянные социальные чувства. В переломные моменты их жизни чувства единения и сопереживания помогают им не сдаться охватившей их депрессии.
Вторая причина заключается в том, что групповая терапия стихийно превратилась в средство воздействия на людей, в способ организации их поведения. Поэтому сегодня социальные психологи рассматривают эти группы как своего рода школу, в которой люди развивают "внутреннюю и социальную чувствительность", интернационализируя приобретенный опыт и перенося его в свою повседневную жизнь в реальных социальных группах ).
Какие же изменения происходят в результате групповой психотерапии. Как посредники, мы стремимся прежде всего к пониманию и сочувствию, а не просто к каким-то действиям, больше доверяем самой группе в организации ее жизни, а не полагаемся на "дар божий" ее лидера. Мы надеемся, что между участниками установится и языковое, и неязыковое общение, хотя и не отдаем предпочтение какому-то одному виду. Мы представляем участникам право выбора цели, не навязываем своих установок, например, создать ощущение радости, счастья бытия или организационные навыки. Главное в групповой психотерапии — ее влияние на последующее поведение у участников, уже вне группы.
Итак, какие изменения происходят в людях? Менялось их представление о себе, когда в обстановке понимания и заботы со стороны окружающих они раскрывали свои чувства и встречали понимание и участие слушателей. Многие и очень многие коренным образом меняли свою жизнь под влиянием группы: ломались прежние представления и принципы, менялись образ жизни, мыслей. Для некоторых участие в группе прошло бесследно, без существенных изменений как в "момент встреч", так и после. У других же сначала изменений как будто не наблюдалось. Они проявлялись позднее.
Наблюдаются изменения и взаимоотношениях. Если брать в пример взаимоотношения с супругом (супругой) и детьми, то можно сказать, что они не только углубились: в некоторых случаях впервые появилось откровение в чувствах. Ярче и сильнее всего изменения проявились у тех из участников, кто на ночь уходил домой, или же при участии в группах супружеской пары и всей семьи. По мере сознания своих чувств они начинают обмениваться впечатлениями, мыслями, постепенно осмеливаясь выражать эмоции открыто, как положительные, так и отрицательные. Мужчины, отцы семейства, впервые за много лет находят общий язык с сыновьями, матери — со своими детьми. С полным основанием можно заявить, что чаще всего во взаимоотношениях людей происходят значительные изменения, в большинстве случаев — положительные, иногда отрицательные.
Были случаи, когда сами участники разительно менялись, а вот в организациях, где работают, все шло по-старому. Но в других случаях структура и работа в учебных заведениях все-таки менялась: отменялась система классификации учащихся по способностям. Методы работы меняли иногда и коммерческие служащие. Практику "периодической оценки подчиненных", безапелляционную по характеру и сопряженную со стрессами для последних видоизменяли в систему обратной связи, при которой между обеими сторонами устанавливалось взаимопонимание, человечность в отношениях.
Итак, групповая психотерапия может вызвать глубокие изменения в отдельных людях и их поведении, в различных видах межличностных отношений, в методах работы и структуре целой организации (176, 177).
Групповая психотерапия нашла широкое применение на промышленных предприятиях. Церкви довольно быстро приняли на вооружение метод групповой психотерапии. Он нашел широкое применение в духовных семинариях. Были сформированы группы из церковнослужителей, из членов религиозных общин католической церкви, а также из прихожан. В целом, главная задача церкви — воспитание чувств единения, развития у прихожан истинной внутренней веры, укрепление связи между священниками и паствой, старшим и младым поколением верующих. Групповую психотерапию используют для предотвращения или разрешения конфликтов в семье. Чем раньше выявлены причины натянутых отношений (особенно до того, как выливаются взаимные упреки и громкие выражения недовольства), тем больше шансов достичь гармонии в семейных отношениях. В семье, где есть дети, можно добиться значительного сближения родителей и детей путем достижения более глубокого взаимопонимания между поколениями. Воспитание такого взаимопонимания не обязательно касается одной семьи. Если дети не находят общего языка со своими родителями, то тогда они могут общаться с родителями других детей в группе. То же самое касается и родителей (176, 177).
Предпосылки эффективности групповой работы
Чрезвычайно эффективна социальная работа с кризисной личностью в групповой форме. И это обусловлено несколькими причинами:
1. Эволюционной целесообразностью.
На самых ранних этапах развития человеческого общества люди собирались в группы, которые способствовали выживанию и развитию. У племен и молитва, и веселье выражались в соответствующих тому времени ритуалах и танцах; многие греческие философы использовали групповую форму для поиска истины; средневековые монахи объединялись в религиозные ордена для очищения души и постижения божественной сущности. Во все времена духовный поиск опирался на поддержку группы, при этом группа, с одной стороны, способствовала просто биологическому выживанию, с другой стороны, она оказывала энергетическую и, что еще более важно, психологическую поддержку. Во всех аспектах человек является существом групповым. Групповое и коллективное существование является единственно возможным способом существования человеческого и человека.
2. Разработанностью группового подхода в структуре социаль-ной психологии и психотерапии.
Одним из первых примеров оказания группой положительного влияния на психическое здоровье в европейской традиции могут служить опыты, проведенные австрийским психиатром Францем Антоном Месмером (1734-1815).
Он завоевал шумную известность в Париже тем, что лечил людей, страдавших различными соматическими и психическими болезнями. Месмер верил, что флюиды, невидимые магнетические лучи в атмосфере, излучаемые звездами, влияют на здоровье человека и любое нарушение равновесия во флюидах вызывает болезни. Месмер утверждал, что процесс лечения состоит в передаче флюида от врача к больному.
Он собирал группы пациентов вокруг наполненного водой деревянного чана (“бакэ”) со множеством ручек. Каждый из пациентов держался за одну из ручек или за соседа. Одетый в развевающуюся мантию Месмер прикасался своим “магическим” жезлом к чану, как бы передавая или переливая свои флюиды в него. Люди начинали смеяться, плакать, некоторые даже галлюцинировали, подвергаясь воздействию “животного магнетизма”, якобы порождаемого водой, текущей по железным ручкам чана. У некоторых больных отмечалось улучшение состояния.
Международная комиссия ученых во главе с Бенжамином Франклином оказалась не столь легковерной. Она заявила, что пациенты излечивались от истерических симптомов силой внушения, и обвинила Месмера в шарлатанстве. Честолюбивые планы и притязания Месмера не оправдались. Теория животного магнетизма в конце концов была вытеснена другими гипотезами. В эпоху Месмера не удалось установить, что люди в группах ведут себя по предсказуемым психологическим законам и что группа сама может оказывать целебное воздействие.
До XIX-XX столетий поведение людей в группах и способность групп оказывать лечебное воздействие систематически не изучались. Развитие и использование групп в терапевтических целях было в большей степени делом времени и обусловливалось возрастанием значения всех проблем, связанных с человеком.
В США первоначально ориентация на групповую терапию называлась “репрессивно-вдохновляющей”, и она доминировала в начале ХХ столетия. Одним из первых специалистов, практиковавших данный подход, был Джозеф Пратт, бостонский врач-интерн, лечивший больных туберкулезом, которые не могли себе позволить пребывание в стационаре.
Пратт собирал больных в группы, рассказывая им о гигиене, необходимости отдыха, свежего воздуха и хорошей пищи. Его пациенты вели дневники, свидетельствующие о положительных сдвигах в болезни, формировании способности к групповому лечению и заботе друг о друге. Первоначально Пратт рассматривал групповую форму в своей врачебной практике как экономически выгодную и не видел в ней терапевтических возможностей.
Лишь спустя годы Пратт обратился к терапевтическому использованию группового воздействия. В 1930 г. он пришел к убеждению, что в психотерапии главная роль принадлежит группе, ее воздействие сводится к эффективному влиянию одного человека на другого, и разработал методику групповой терапии для людей, не имевших соматических нарушений. На Пратта, по-видимому, оказали влияние работы французского врача Жозефа Дежерина, который использовал метод убеждения и переучивания в лечении больных неврозом [179].
Хотя работы Пратта не утратили своего значения и сегодня, наиболее сильное влияние на развитие группового движения оказали теория и практика психоанализа Зигмунда Фрейда. Фрейд интересовался группами, но главным образом с позиции изучения психологии масс и тенденции участников группы следовать за сильными, могущественными лидерами, идентифицироваться с ними. Хотя сам Фрейд не особенно симпатизировал групповой психотерапии, его ближайший ученик Альфред Адлер попытался применить методы индивидуальной терапии для охвата большого количества людей. Тогда как психоаналитическое движение в Европе ориентировалось на индивидуальную психотерапию и было довольно элитарным, Адлер стремился к лечению людей из рабочего класса, основав центры групповых занятий.
Вообще раннюю историю движения групповой психотерапии можно рассматривать как американское явление [179, 203]. Последователи Фрейда Луис Уэндер (1929) и Пауль Шильдер (1934) первыми использовали психоаналитическое лечение в условиях группы.
Тригант Барроу применил термин “групповой анализ” еще в 1925 г. После нескольких лет практической работы Барроу разочаровался в психоанализе, убедившись в том, что для понимания людей надо изучать те социальные группы, к которым они принадлежат. Психиатрическое сообщество отнеслось отрицательно к выводам Барроу. История Барроу - показательный пример того, как творческое и оригинальное мышление может остаться неоцененным, если время не пришло и условия не созрели. Во время второй мировой войны обнаружился недостаток в опытных психотерапевтах, так как возникла необходимость в специальной психологической помощи инвалидам. Это послужило импульсом к широкому экспериментированию и развитию практической психологии.
Среди ученых, развивавших психоаналитически ориентированную групповую психотерапию, можно назвать Самьюэля Славсона и Александра Вольфа. Славсон объединил групповой подход, прогрессивное обучение и психоанализ в так называемые “деятельные группы”, где детей поощряли проигрывать свои конфликты в условиях группы. Вольф применял в групповых условиях такие традиционные психоаналитические методы, как интерпретация сновидений, свободные ассоциации [179, 203].
Наконец, говоря о роли тех, кто первым внес свой вклад в современную групповую терапию, нельзя не назвать Якоба Морено, основателя психодрамы. Ему приписывают введение в 1932 г. термина “групповая психотерапия”. Хотя сегодня этот термин используется для обозначения широкого круга подходов, Морено обозначал им метод объединения людей в обществе в новые группы на основе личных предпочтений и социометрических оценок.
В 1931 г. Морено основал первый профессиональный журнал по групповой терапии. Наконец, Морено также принадлежит приоритет в создании первой профессиональной организации групповых психотерапевтов в 1942 г. Если первый сильный импульс развитию групповой терапии был дан “репрессивно-вдохновляющим” подходом Пратта, второй - применением психоаналитической теории, то третьим стало гуманистическое направление, возникшее в 60-е годы [179].
В 50-е и 60-е годы наблюдается растущий интерес психотерапевтов к работе с группами. Такие терапевты, как Карл Роджерс, способствовали развитию гуманистического направления в психологии, резко выступая против догматического психоанализа, а также радикального бихевиоризма, симпатизируя антиавторитарной контркультуре, в центре которой находится свободное самовыражение и самораскрытие.
Роджерс применил свой подход, согласно которому терапия или консультирование, центрированные на клиенте, имеют дело главным образом с наблюдающимися в данный момент ситуационными конфликтами. Поведение руководителя группы является недирективным, либеральным, он направляет внимание скорее на взаимодействие членов группы, а не на интрапсихический инсайт, как того требует психоанализ.
Роджерс смотрел на руководителя группы не столько как на специалиста, лечащего клиента, сколько как на равного партнера, формирующего спонтанные взаимоотношения “я- ты”, не обремененные традиционными правилами и ограничениями. Недирективная по своему характеру психотерапия, в которой психотерапевт может следовать интуиции и искать глубоко личностное взаимопонимание с клиентами, способствовала развитию новых подходов к групповой работе [172, 179].
Психотерапевтами не вполне признано и не до конца оценено изучение групповой динамики академическими психологами и социологами. Современная социология развилась в XIХ веке как наука, изучающая взаимозависимость социальных явлений и общих закономерностей социального поведения людей, порожденную растущей индустриализацией [179].
Первые социологи Эмиль Дюркгейм и Георг Зиммель сосредоточили свои наблюдения скорее на функционировании групповых процессов, чем на развитии общества в целом. Они, как и последующие исследователи групповой динамики, пытались сформулировать законы развития и функционирования, применимые к широкому диапазону групп, включая группы на работе, группы отдыха, семейные группы. Проведение первого социально-психологического эксперимента приписывают Триплетту.
Рудестам замечает, что “он (Триплетт) измерял, насколько велосипедисты увеличивают скорость в присутствии других велосипедистов. Это явление было названо им эффектом социального облегчения. Эффект “социального облегчения” является примером социально-психологической закономерности, которая может быть использована для объяснения динамики развития психотерапевтических групп” [179, с.21].
И, наконец, широкому использованию групповых методов и дальнейшему плодотворному их развитию способствовала зародившаяся в недрах гуманистической психологии в конце 60-х годов ХХ века трансперсональная психология. Ее появление связывается сейчас с именем Станислава Грофа. Начав свои исследования по ЛСД- терапии раковых больных, он выявил свойства психики, характерные для всех людей, что нашло свое выражение в оригинальной картографии сознания. После запрещения использования ЛСД даже в научных целях, Гроф предложил процедуру холотропной (эмпирической) терапии, не уступавшей по эффективности ЛСД-терапии. А что касается теперешнего состояния трансперсонального направления в психологии, то оно выступает перед нами как вполне сложившийся подход, имеющий три ипостаси: 1) мировоззренческую, 2) психотерапевтическую, 3) научную; имеется и сложившийся коллектив, профессионально работающий в этом направлении, в том числе и в России, где уже образовано три Трансперсональных института [51, 52, 74, 122, 130, 142, 155, 183].
3. Психологическими преимуществами групповой работы
Хотя очевидно, что любому отдельно взятому участнику уделяется группе внимания меньше, чем при индивидуальной терапии, существует ряд причин, обусловивших развитие и успех групповой терапии. Жизнь это прежде всего социальное явление. В сфере межличностных отношений, во время игры, в интимные моменты человек испытывает потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком.
Гласс проанализировал данные 375 исследований, опубликованных за последние 20 лет. Он сравнил результаты наблюдений за 25000 человек, подвергавшихся психотерапии и 25000 человек, которые страдали сходными расстройствами, но никакого лечения не получали. Ученый пришел к выводу, что 75 % больных, подвергавшихся терапии, чувствовали себя лучше, чем те, кто обходился без лечения. В процессе происходящих в группе взаимодействий участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения. Значимая обратная связь оказывает влияние на оценку индивидуумом своих установок и поведения, формирование его Я-концепции. Введение одного или нескольких человек в терапевтическую диаду создает обычно не встречающееся во взаимоотношениях двоих напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого члена группы.
По оценке Рудестама, “группа может облегчить процесс самоисследования и интроспекции. Часто люди знают, чего они хотят, но требуется соучастие и принятие их группой, чтобы стала возможной попытка самораскрытия. Когда такая попытка изменения и самораскрытия поощряется другими, то, как следствие, усиливается уверенность в себе” [179, с.24].
Что касается преимуществ групповой работы в ИИПТ, то она относится к фокусированной работе с телом. Как пишет С.Гроф: “В нашем случае проблема физического контакта несколько упрощается тем, что мы всегда работаем в группе. Основания и правила оказания интимной поддержки ясно разъясняются и принимаются группой в качестве составной части процедуры в целом. Области прикосновения определяются переживаниями дышащих, а не выбором ассистирующих. Все, что происходит в этом отношении, происходит публично и в условиях наблюдения всей группы. Это значительно отличается от контекста индивидуальной работы в частной практике. Уместность этого подхода в последнем случае следует оценивать каждый раз индивидуально” [52, с.212].
В интенсивных интегративных психотехнологиях групповая работа придает терапевтическому и трансформационному процессу новые измерения. Наиболее очевидное преимущество состоит, конечно, в экономии времени. Около двадцати человек с помощью двух обученных групп-лидеров могут получить значительные терапевтические и трансформирующие переживания в течение времени, равного трем сеансам классического психоанализа.
Кроме того, процессы вхождения в РСС в группе, как правило, значительно более действенны, чем индивидуальные дыхательные процессы. Они создают более сильное каталитическое поле, влияющее на процесс терапии.
Интересный аспект коллективной холотропной работы заключается в наличии так называемых синхронических событий (по К.Г.Юнгу),- совпадений во времени переживаний и событий как у дышащих и ситтеров, так и между участниками группы и внешним миром.
Есть еще один аспект, в котором очевидны преимущества работы в группе. Это то влияние, которое подобная работа оказывает на дышащих. Обычно каждому участнику группы предлагается выбрать партнера, с которым он хотел бы работать. Участники пары по очереди выполняют роли дышащего и сидящего, или ассистента. Переживания человека в качестве сидящего, как правило, оказывают на него мощное воздействие. Возможность помочь другому в прохождении глубоко личного и интимного опыта- важное событие. То, как партнеры выбирают друг друга, зачастую оказывается тоже психологически важным и включает порой синхронические факторы. Нередко в переживаниях партнеров наблюдаются элементы необычайной дополнительности и антагонизма. Это может оказаться полезной возможностью эмоционального воспитания. Если процессы вхождения в РСС продолжаются систематически, участники имеют возможность выбрать другого партнера - в том случае, если их что-то не устраивает или если их привлекает кто-то другой.
Зигмунд Фрейд. Психоанализ.
Психическое в психоанализе пережило еще при жизни З.Фрейда несколько этапов переосмысления. Первый этап развития фрейдовского психоанализа (1890¾1897) представлен совместной работой Фрейда с И.Брейером "Исследование истерии" (1896), связан с выработкой так называемого катартического лечения истерии. Во второй период (1897¾1914) Фрейд отказывается от применения гипноза и разрабатывает основной психоаналитический метод — метод свободных ассоциаций. В это время формируются основные положения фрейдовского учения о бессознательном: понятие о сопротивлении и учение о вытеснении, представление об основных типах влечений и стадиях их развития, понятие так называемого "Эдипова комплекса" и т.д. Принципиальное значение приобретает анализ так называемого феномена перенесения. В третий период (после 1914) происходят изменения и дополнения в учении о влечениях, вводится представление о двух основных влечениях: "Эросе" и "Танатосе". Принимает окончательный вид представление об основных инстанциях личности: "Я", "Оно" и "Сверх-Я". Таким образом, к двадцатым годам нашего столетия психоанализ сложился как принципиально новое представление о структуре и функционировании психического.
Психоанализ ¾ это психотерапевтический метод лечения неврозов, основанный на методе свободных ассоциаций, анализе ошибочных действий и сновидений как способе проникновения в бессознательное. В современной литературе существует, в крайнем случае, 3 позиции в понимании психоанализа:
- психоанализ как метод психотерапии;
- психоанализ как психологическое учение;
- психоанализ как философия о человеке.
Классический психоанализ исходит из того, что травматические переживания, аффективные переживания, неисполнившиеся желания, конфликты и т.д. не исчезают бесследно из психики, а подвергаются вытеснению в бессознательное, где продолжают активно воздействовать на психическую деятельность, проявляясь часто в зашифрованной, замаскированной форме в виде символов, невротических симптомов. Они рассматриваются Фрейдом как компромиссные психические образования, возникшие в результате столкновения вытесненных влечений с противостоящей им внутренней цензурой сознательного "Я". Такого же рода компромиссные психические образования Фрейд видел в сновидениях и ошибочных действиях (оговорках, описках, забывании слов, впечатлений и намерений, знаний и т.д.), остротах. Эти наблюдения вывели Фрейда за пределы собственно психиатрии и поставили проблему связи между нормальными и патологическими явлениями психики: в тех и других существуют общие психические механизмы символизации, замещения, компенсации (206,210).
Согласно Фрейду, каждое психическое явление должно быть раскрыто в трех аспектах:
- динамическом (как продукт взаимоотношений разных сил);
- энергетическом (энергетические взаимоотношения в реальном психическом процессе);
- структурном (место и роль сознательного, предсознательного и бессознательного: "Оно", "Я", "Сверх-Я").
Для демонстрации рассмотрим динамику двух основных влечений человека: влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти (Танатос).
Влечение к жизни (Эрос) действует по принципу наслаждения и стремится к упрочению целостности жизни. Танатос стремится к возвращению в бессознательное состояние, предшествующее рождению, и действует по принципу нирваны. В своей активности оба основных влечения сталкиваются с внешним миром, который для них слишком беден и враждебен, чтобы обеспечить непосредственное удовлетворение влечения к жизни, он провоцирует существенные изменения основных влечений, происходящие на основе их переориентации и торможения. Результат — заторможенное, отсроченное, основанное на замещении, но лишь благодаря этому относительно надежное и приносящее пользу удовлетворение влечений. Динамика влечений, таким образом, выступает как борьба между Эросом и Танатосом, Эроса с внешним миром и Танатоса с внешним миром.
Учение о различных формах и проявлениях психической энергии было разработано еще в 90-е годы прошлого века. Фрейд считал: основная психическая энергия заключена в "либидо" ¾ половом влечении. Учение о психической структуре Фрейда сводится к следующему : психика как некая целостность состоит из трех структур —"Я", "Оно", "Сверх-Я".
Наиболее архаическая, безличная, всецело бессознательная часть психического аппарата получила наименование "Оно". Это резервуар психической энергии, где локализованы все основные влечения, стремящиеся к немедленному удовлетворению. Эта часть психики лишена контакта с внешним миром и не знает различия между внешней реальностью и субъективной сферой.
Вторая психическая структура — "Я", формируется как оттиск внешней реальности на начальной массе влечений и импульсов. "Я" формируется, по мнению Фрейда, под влиянием механизма идентификации. "Я" — посредник между "Оно" и внешним миром, влечением и удовлетворением. "Я" руководствуется принципом реальности, сдерживает бессознательный натиск "Оно" с помощью защитных механизмов, таких, как вытеснение, проекция, регрессия, реактивное образование, идентификация, инверсия.
"Сверх-Я" формируется в результате интроекции социальных норм, воспитательных табу и поощрений и выступает как источник моральных установок личности. "Сверх-Я" функционирует большей частью бессознательно, проявляясь в сознании как совесть, вызываемые им напряжения в психической структуре воспринимаются как чувства страха, вины, депрессии, неполноценности.