Эверетт Шостром: актуализаторы.

Исследования в области самоактуализации личности проводил американский психолог Эверетт Шостром. В своей работе “Анти-Карнеги, или человек-манипулятор “ автор сосредоточивает свое внимание как на описании самоактуализирующегося человека, называя его “актуализатор”, так и на его противоположности, именуемой автором “манипулятором”. Особо отмечается то, что “актуализаторов в чистом виде не бывает, но чем естественней человек, чем более искренни его чувства, тем ближе он к идеалу “ (227, с.12).

Шостром описывает основные контрастные характеристики актуализаторов и манипуляторов, в частности, манипуляторам присущи такие, как:

1. ложь (т.е. фальшивость, разыгрывание ролей, подбор и выражение чувств в зависимости от обстоятельств),

2. неосознанность (имеется в виду восприятие того, что хочется видеть и слышать),

3. контроль (закрытость, стремление контролировать ситуацию, внешне сохраняя спокойствие для того, чтобы скрыть свои планы),

4. цинизм (т.е. недоверие человеческой природе вообще, деление людей на категории контролирующих и контролируемых).

Актуализаторам же, в отличие от манипуляторов, по мнению Шострома, присущи соответственно такие черты, как:

1. честность, искренность в любых своих чувствах,

2. осознанность (жизненаполненность, интерес, способность самостоятельно формировать свое мнение о жизни),

3. свобода выражения своих потенциалов, спонтанность, открытость,

4. доверие (вера в себя и других, стремление установить связь с жизнью и справиться с трудностями здесь и теперь).

Далее, продолжая свое сравнение, Шостром отмечает, что манипулятивное отношение к людям можно выразить как “Это – Это”, а актуализационное - как “Ты – Ты”, считая, что только личность, относящаяся к другому как к “Ты”, а не как к “Это”, способна обрести свое Я (227). Если же в других видится “Это”, то есть вещь, то неизбежно собственное превращение в “Это”, в вещь. “Почему... человеку... нравится быть вещью?... потому что... человек мало ценит себя. И старается прикинуться более ценным... манипулятор надеется..., что окружающим более понравится его игра, маска, нежели он сам. Чем большее значение... маске, тем больше обесценивает себя... тем более недооцененным он себя чувствует..., тем глубже... чувство неудовлетворенности. А отсюда уже рукой подать до неврозов” (227, с.36).

Для невротизированной (манипулятивной) личности характерно дробление себя на части - “хорошие” и “плохие”, причем во взаимодействии с людьми появляется стремление скрыть “плохие” и продемонстрировать “хорошие”.

Действия манипулятора идут под знаком того, что его собственная недостаточность может быть преодолена путем борьбы как с “плохими” частями себя, так и с окружающими людьми.

В отличие от манипулятора, актуализатор - цельная личность, его позиция - сознание самоценности. Манипулятор, по Шострому, - это многогранная личность с антагонистическими противоположностями, а актуализатор - многогранная личность с взаимодополняющими противоположностями, и отсюда видится перспектива: переделать манипулятивные грани в актуализационные. “Когда вы начнете открывать в себе свои актуализационные потенциалы, не старайтесь достичь совершенства. Ищите радость, которая приходит в результате интеграции как сильных сторон вашей натуры, так и слабых” (227, с. 38).

Продолжая далее описывать актуализатора, Шостром отмечает, что ему свойственны доверенные и открытые отношения. “Попробуйте изобразить человека графически в виде двух окружностей - одна внутри другой. Внутренняя... - это ядро... сущность. Внешняя... - это периферия личности... где больше... приобретенного... скопированного. Многочисленные контакты, которые легко даются манипуляторам, достигаются благодаря соприкосновению внешних окружностей... Они не затрагивают души” (227, с. 42).

Противоположностью поверхностных контактов Шостром считает такие виды коммуникаций, когда соприкасаются “внутренние окружности” человеческих душ, их ядра. “На таком уровне можно поддерживать отношения с немногими, поскольку контактные взаимодействия требуют больших затрат... энергии... Но без хотя бы одного-двух глубоких контактов человек не сможет состояться как личность..., не сможет стать актуализатором..., сильно рискует своим психическим здоровьем” (227, c.43).

Человек, по мнению Шострома, не может иметь истинных, т.е. контактных отношений с другими, если не умеет выражать своих основных эмоций, таких, как гнев, страх, обида, доверие, любовь. Кроме того, важно выражать истинные эмоции, а не заменять их на фальшивые, что весьма свойственно манипуляторам.

Следующая характерная для актуализирующейся личности черта - это реальный процесс жизни в настоящем. Это не значит, что актуализатор живет только сегодняшним днем, ему необходимо как прошлое, так и будущее, чтобы придать настоящему больше смысла. Фокус всегда находится в настоящем, а прошлое и будущее существуют в виде фона. Характерен для актуализаторов, по мнению Шострома, и такой феномен, как независимость ценностей и поведения от воздействия извне. Такие люди имеют более автономную и самоподдерживающуюся бытийную ориентацию, больше верят опоре на себя и своей самовыразительности (42, 227).

Э. Шостром в своей работе касается причин манипулятивного поведения людей, их отхода от актуализации. Обобщая мнения различных авторов по этому вопросу, исследователь описывает следующие причины:

1) Основная причина лежит в конфликте между опорой на себя и опорой на внешнюю среду (мнение Ф. Перлза). Человек не доверяет себе полностью, верит, что его спасение в других, но и другим он полностью не доверяет. Поэтому и вступает на скользкий путь манипуляций, чтобы “другие” были у него на привязи, чтобы он мог их контролировать.

2) Э. Фромм считал, что человек подвержен иллюзии: чем более безупречным он станет, тем более его будут любить. Манипулятор пытается заменить любовь властью над другим человеком.

3) По мнению Дж. Бюдженталя и экзистенциалистов, риск и неопределенность вокруг человека заставляют его чувствовать себя беспомощным, и это тоже одна из причин манипулирования.

4) Страх перед затруднительным положением (Берн, Хейли, Глассер).

5) Пятую причину объясняет А. Эллис, считающий, что одно из допущений человека относительно жизни - это “потребность получать одобрение от каждого встречного и поперечного” (227, с.8).

Одной из главных заслуг Шострома, на наш взгляд, явилось создание им инструмента для измерения самоактуализации - опросника личностных ориентаций (РОI). РОI измеряет самоактуализацию как многомерную величину. Тест был разработан на основе анализа работ теоретиков экзистенциально-гуманистического направления в психологии. РОI регистрирует две базовых и десять дополнительных параметров самоактуализации: компетентность во времени, независимость ценностей и поведения от воздействия извне, ценностные ориентации, гибкость поведения, сензитивность к своим потребностям и чувствам, спонтанность, самоуважение, самопринятие, склонность воспринимать природу человека в целом как положительную, синергичность, принятие собственной агрессии как проявление человеческой природы, способность к налаживанию глубоких эмоционально насыщенных контактов (42).

Таким образом, становится видно, что Эверетт Шостром также внес значительный вклад в область изучения личностной самоактуализации.

Наши рекомендации