Особенности интенсивных интегративных психотехнологий.
Интенсивные интегративные психотехнологии появились в начале 90-х годов в России в соответствии с теми проблемами, которые возникли перед социумом и личностью.
Высокая адаптивность интенсивных интегративных психотехнологий (ИИПТ) обеспечивается следующими факторами:
- огромной предысторией использования (40 тысячелетий) методов и техник трансформации и интеграции личности;
- тесной связью с эмпирическими техниками самоинтеграции, которые используются людьми в обыденной жизни без теоретического осмысления;
- высокой мерой научности.
В ИИПТ существует огромное концептуальное поле, а также выверенные психофизиологические, социально-психологические, психологические исследования внутри картезианской парадигмы науки, что отвечает принципу научности. Теории и концепции ИИПТ обладают огромным разнообразием подходов (юнгианский глубинный анализ, психосинтез Р.Ассаджиоли, расширенная карта бессознательного Станислава Грофа, спектр сознания К. Уилбера, концепция целостностей психической реальности В. Козлова, кластерная теория интеграции М. Щербакова, матричная теория С. Всехсвятского, информационная теория И. Пригожина и др.).
Теоретический пласт ИИПТ обладает следующими качествами:
- высокий динамизм;
- открытость;
- губчатость;
- тесная связь с практикой.
Теоретические представления при всем многообразии подходов и направлений имею ряд общих свойств:
- нелинейность и многомерность пространства, времени и человеческого сознания;
- голографическая, холономная интерпретация психики;
- расширенные карты бессознательного;
- технологическое разрешение проблем с опорой на эмпирические практики;
- холистическая ориентированность трансформации.
Теория ИИПТ имеет следующие истоки:
- теософические (даосизм, буддизм, чань-буддизм, эзотерические направления мировых религий, философский мистицизм);
- холономная парадигма науки, сформированная в атомной физике и теории систем (теория относительности А. Эйнштейна, исследования Дэвида Бома и Карла Прибрама - голографическая модель мозга, теория шнурка Джефри Чью, теория диссипативных структур И. Пригожина).
- психолого-философские теории трансперсональной ориентации (Ст. Гроф, К.Уилбер, Ч.Тарт, Р.Дасс, Т.Маккена и др.)
- личностно-ориентированные психологические теории (У.Джеймс, З.Фрейд, В.Райх, О.Ранк, К.Г.Юнг, К.Роджерс, А.Маслоу, Ф. С. Пёрлз и др.).
Психотехнологии мы можем рассматривать на следующих уровнях:
- работа с телом (шаманские психотехники, ориентированные на тело; телесно-ориентированные психотехники, направленные на расширение осознания тела и телесности; фокусированная работа с телом в стилях: массаж (китайские, японские, европейские техники); райхианские техники; рольфинг; различные статические позы; динамические движения; ци-гун; тайцзыцюань; телесные медитативные практики; синтетический массаж; сегментарный массаж; биоэнергетика Боаделла; суфийские техники балансировки энергии; трансовые танцы; ритуальные практики; холистический палсинг; система рейки; випассана; пранаяма и др.).
- индивидуально-психологический уровень (ребефинг; вайвейшн; холотропное дыхание; свободное дыхание; транзактный анализ; психосинтез; юнгианский анализ; суггестивные техники; аутотренинг; тренинги релаксации; техники переформулировки; игротехники; регрессия возраста; реинкарнационная терапия; различные дыхательные техники погружения; направленная визуализация; биографический метод; медитация; работа со снами; мандалотехника; терапия искусством (боди-арт, медитативная живопись и др.).
- социально-психологический уровень (коммуникативные тренинги; тренинги сензитивности; тренинги встреч; психодраматическое обыгрывание; ролевые игры; тренинг любящих взаимоотношений; гештальт; различные форматы работы: процессы “глаза в глаза”; суфийские ритуальные игротехники; обряды; групповые песнопения; групповые ритуальные взаимодействия; групповая динамика).
- психодуховный аспект (буддистские и даосские техники самоисследования; трансцендентальные медитации; дзогчен; психотехники дзен; глубинный опыт различных сессий из психоделических погружений и погружений в расширенное состояние сознания; молитвенные практики; практики аскезы; депривационные практики; направленные визуализации и идентификации; различные инициации).
Интенсивные интегративные психотехнологии, как правило, используют различные уровни измененного состояния сознания и для этого имеется колоссальный инструментарий по изменению состояний сознания.
Мы уверены, что в такой глобальной системе, каковой является психика человека, всегда есть огромный ресурс для самоисцеления, трансформации, роста, интеграции. Главное - позволить “заработать” внутренней мудрости, высвободить от искажающих стекол Эго внутренний радар, безупречно находящий актуальную проблему для психики, точно находящий эффективный способ разрешения травмирующей ситуации.
Интенсивные интегративные психотехнологии выстроены на идее осознания и принятия.
Цели и процесс выхода из кризиса:
соотношение понятий интеграции и самоактуализации.
Даже самая сильная река, буйно стремящаяся в
океан, попав в спокойную долину, может
превратиться в болото.
Самое безукоризненное желание Единого может
умереть в покое и обустроенности.
Горный Алтай, “Размышления в буддийских путешествиях”
В психологической литературе понятие “самоактуализации” часто употребляется наряду с такими понятиями, как “самореализация” и “реализация своих возможностей”. Близок к этим терминам и такой, как “ассертивность”.
Мы в данной работе для анализа соотношения понятий интеграции и самоактуализации будем придерживаться понятия “самоактуализация” в представлениях гуманистического направления в психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Ф. Перлз и др.) (135, 157, 177).
В одной из своих работ А. Маслоу определяет самоактуализацию как “...стремление к самоосуществлению, точнее, тенденцию актуализировать то, что содержится в качестве потенций. Эту тенденцию можно назвать стремлением человека стать все более и более тем, кем он способен стать” (42, с. 4). Мы будем использовать термин “самоактуализация “ именно в этом смысле. Кроме того, необходимо отметить, что это понятие синтетично, ”...включает в себя... развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности” (42, с.3-4). Особо пристальное внимание в нашем исследовании мы будем уделять таким параметрам самоактуализации, как ориентация во времени и личностная автономия (19, 42, 135, 157, 176). Попутно отметим, что, по нашему мнению, эти показатели одновременно являются и одними из критериев психологического благополучия. В настоящее время в психологической науке просматривается тенденция к интеграции различных психологических течений. С этой точки зрения, а, также учитывая методологический принцип многомерности истины, мы считаем, что каждая школа психологии и психотерапии на свой лад описывает свой предмет, поэтому любое понимание человека может претендовать на жизнь и истинность. Именно поэтому мы считаем правомерными все взгляды на самоактуализацию, в том числе и критические, допуская при этом, что у этой правомерности имеются свои пределы. И, тем не менее, мы в данной работе придерживаемся взгляда на самоактуализацию психологов гуманистического направления, что обусловлено тщательной разработкой самого конструкта “самоактуализация” именно в гуманистическом подходе.
Прежде чем приступить к рассмотрению нашего понимания смысла и целей самоактуализации, считаем необходимым сделать экскурс в различные подходы, сложившиеся в психологии.
Фрейд и ученики
В работах специалистов-психоаналитиков термин “само-актуализация” (“самореализация”) практически не используется, и, тем не менее, просматривается мысль о том, что невозможность применения в жизни своих способностей может являться причиной неврозов. Так, З. Фрейдом были выделены три психические структуры личности, обозначенные им как “Оно”, ”Я” и “сверх-Я”. Причем “Оно” представляет собой совокупность биологических влечений и потребностей, “Я” определяет, какие влечения, смотря по обстоятельствам, могут найти удовлетворение в настоящий момент времени, а какие нет, “сверх-Я” представляет собой структуру, формирующуюся в процессе социализации и оценивающую поступки человека с точки зрения моральных норм (41). Между этими психическими структурами, по Фрейду, неизбежны конфликты. “Чем глубже вы проникаете в патогенез нервного заболевания, тем яснее становится... связь неврозов с другими продуктами человеческой душевной жизни. ... Мы ... находим действительность неудовлетворительной, воображая себе исполнение наших желаний. Энергичный и пользующийся успехом человек - это тот, которому удается, благодаря работе, воплощать свои... желания в действительность. Если же это не удается ..., то наступает отстранение от действительности, индивидуум уходит в ... фантастический мир. В случае заболевания это содержание фантастического мира выражается в симптомах” (210, с.268). По мнению Э. Фромма, хотя Фрейд и переоценивал значение cексуального удовлетворения, его теория является символичной в том плане, что невозможность полного использования своих сил, полного применения своих способностей может быть причиной заболеваний и несчастий (214).
По нашему мнению, символичной в этом плане является и теория Вильгельма Райха, постулирующая то, что подавление сексуальных побуждений вместе с сопутствующими характерологическими установками конституирует неврозы (51).
Отто Ранк, анализируя общечеловеческую культуру, пришел к выводу, что одной из психологических сил, лежащих в основе религии, искусства, истории является травма рождения (51), которая, возможно, имеет отношение к реализации человеком некоторых из своих возможностей. В частности, О.Ранк писал: ”... главная цель - саморазвитие, то есть индивидуум должен развить себя в то, что он есть на самом деле” (145, с. 20).
Что касается Альфреда Адлера, то его идея о стремлении человека к превосходству как компенсации возникающего в детстве чувства неполноценности, включает в себя поиски смысла жизни, побуждение улучшать себя, развивать свои способности, свою потенциальность, стремление к совершенству и законченности (51, 206). Как видно, здесь звучит мысль о том, что “жить - значит развиваться” (206, с. 9), а это уже, на наш взгляд, имеет отношение к своего рода самореализации. Цель превосходства, по мнению Адлера, может быть как позитивной, так и негативной. Если она включает общественные заботы, то развитие идет в здоровом направлении. Но если цель превосходства - господство над другими, то это, по мнению Адлера, является “невротическим извращением” (206, с. 9), результатом сильного чувства неполноценности. Стремление к превосходству коренится в эволюционном процессе приспособления к среде. Каждый индивидуум вынужден стремиться к более совершенным отношениям с окружающими, т. к. все виды должны развиваться в направлении более эффективной адаптации. Это стремление к совершенствованию, по Адлеру, является врожденным (206). Согласно данному автору, социальность чувств является важным критерием психического здоровья: здоровый образ жизни направлен на достижение компетентности и успеха в обществе через общественно полезную деятельность (51). Таким образом, развитие своих способностей, своей потенциальности для Адлера немыслимо вне общества, а достижение социальной адаптации - основной критерий внутреннего просветления. И здесь мы согласны с мнением Ролло Мэя, считающего, что в таком понимании проблемы Адлером таится опасность простого поверхностного приспособленчества с помощью хитростей и лицемерия.
Эрих Фромм в своих работах для обозначения самоактуализации использует термин “самореализация”. “Нормальный человек обладает тенденцией к развитию, росту и продуктивности... Парализация этой тенденции и есть симптом психического расстройства” (214, с.168). Фромм считает, что человек имеет врожденный стимул к самореализации, который коренится в природе человека. Это касается как физических способностей, так и психических. Ничто, по мнению данного автора, не свидетельствует так ясно о непродуктивности жизни, как неврозы, являющиеся результатом конфликта между прирожденными способностями человека и силами, препятствующими их развитию. “Человек обладает способностью... двигаться, если воспрепятствовать в реализации этой способности, то результатом будет... расстройство... или заболевание. Женщины обладают способностью рождения и воспитания детей, если эта способность не реализуется... она будет испытывать определенное расстройство, от которого может излечить... реализация ее способностей и сил в других областях жизнедеятельности... Человек наделен способностями говорить и думать. Если эти способности не будут реализованы, могут произойти серьезные нарушения. Человек обладает способностью любить, так что, если он не сможет реализовать эту свою способность... он будет очень страдать, даже несмотря на то, что попытается заглушить свое страдание рационализацией или обращением к любому... средству заглушения боли” (214, с.168-169). Причиной того, что недостаточное использование сил и способностей приводит к несчастью, Э. Фромм считает сами условия человеческого существования, т. к., по его мнению, у человека нет другого способа быть в единстве с миром при одновременном сохранении собственной личностной целостности, кроме как путем реализации своих способностей. Человек может преуспеть в жизни только применяя свои способности, расходуя то, что имеет. Тем не менее, Фроммом особо оговаривается тот факт, что недостаток продуктивности в жизни ведет к неврозам далеко не всегда. Одной из причин данного явления можно считать его социальную обусловленность. При этом “свою ущербность индивид разделяет с другими членами социума, он поэтому не осознает себя ущербным... его безопасности не угрожает несчастье оказаться отличным... быть отверженным.... Эта ущербность культурно запрограммирована, она расценивается как особо ценное качество, что в общем-то предохраняет людей от неврозов... неизбежных в том обществе, где ущербность действительно приводила бы к осознанию собственной неадекватности...” ( 214, с.170). Как считает Фромм, такие культурные модели предохраняют большинство людей от массовых неврозов. Не вписывающиеся в эти модели заболевают, что объясняется тем, что в этих случаях неврозы оказываются “результатом интенсивного действия либо патологических сил, либо сил здоровья, которые сопротивляются влиянию культурных стандартов даже тогда, когда в этом нет необходимости” (214, с.170). Э. Фромм не дает прямой дефиниции термину “самореализация”, но, тем не менее, исходя из контекста его работ, можно предположить, что здесь имеется в виду реализация тех возможностей, которые данный исследователь называет главными, т. е. осуществляющимися при наличии соответствующих условий (в отличие от второстепенных, реализующихся при наличии условий, противных потребностям существования, например - деструктивная тенденция) (214).
Анализируя взгляды Э. Фромма на данную проблему, нельзя не заметить, что самореализация, по его мнению, в определенной степени конфронтирует с требованиями общества.
Карен Хорни также использует термин “самореализация”, понимая под этим развитие своих способностей, реализацию потенциальных возможностей, разрешение своих проблем (216). Как видно, взгляды Хорни и Фромма на суть этого понятия довольно близки. Для того, чтобы личность была свободна для развития своих потенций, ее необходимо, по мнению Хорни, освободить от внутренних подавлений. Кроме того, данный автор считает, что любому неврозу сопутствует разрыв между возможностями человека и их реализацией. Интересной представляется попытка Хорни показать цели терапевтического процесса, которыми являются: способность принимать ответственность на себя, достижение внутренней независимости, спонтанность чувств, стремление к искренности (217). Под способностью принимать ответственность на себя понимается восприятие себя активной действующей силой собственной жизни, способность принимать решения и отвечать за их последствия. Причем внутренняя независимость не является пренебрежением убеждениями других, как не является и простым принятием их мнений. Человек сам обосновывает свою личную иерархию ценностей, уважая при этом права других. Что касается спонтанности чувств, то это подразумевает способность как к выражению любви, ненависти, счастья, печали, страха и т. д., так и к сознательному контролю этих чувств. В этом контексте Хорни особо выделяет способность к любви и дружбе: ”любовь, которая не является ни паразитической зависимостью, ни садистским господством, а... связью..., которая не имеет... цели вне самой себя,... для людей естественно делиться своими переживаниями, понимать друг друга, находить радость и удовлетворение в совместной жизни, в выражении и открытии самих себя друг в друге” (216, с. 236). Стремление быть искренним, по Хорни, означает не притворяться, быть способным к выражению всего себя в своих чувствах, работе, убеждениях. По мнению автора, вышеуказанные критерии представляют собой элементы, на которых основывается психологическое здоровье. Представляется важным, что выделенные параметры психологического здоровья практически совпадают с составляющими самоактуализации, разработанными представителями гуманистической психологии.
Гуманистическая психология
Гуманистическая психология признает главным предметом своего изучения личность как уникальную целостную систему, присущую только человеку возможность самоактуализации, которая является частью его природы. Для гуманистической психологии характерны оптимизм, вера в безграничность возможностей, в развитие потенциала (7). Именно это направление в психологии и психотерапии выдвинуло рассмотрение проблемы самоактуализации личности на первый план. Одними из лидеров гуманистической психологии являются Карл Роджерс и Абрахам Маслоу.
По Роджерсу, основной мотив поведения человека - это стремление к актуализации, т.е. реализации своих способностей. Стремление к актуализации врожденно, в отличие от тенденции к равновесию (гомеостазису) часто связано не с уменьшением напряжения, а с его увеличением. Роджерс считает, что актуализация свойственна не только человеку, но и растениям и животным, присуща всему живому (176). Частью базисного стремления к актуализации является стремление к актуализации своего Я, т.е. самоактуализации, что означает стремление индивида развиваться в направлении все большей сложности, самодостаточности, зрелости, компетентности. По мнению данного автора, в стремлении к актуализации участвует организмический процесс оценивания. Тот опыт, который усиливает Я человека, оценивается положительно, а тот, что угрожает или препятствует сохранению Я, оценивается организмом отрицательно и избегается. Роджерс указывает, что во взрослом возрасте контакт с организмическим процессом оценивания у многих людей теряется, что может вести к повышению тревожности и защитным реакциям.
Необходимо отметить, что при использовании термина “Я” Роджерсом имеется в виду его синоним “Я-концепция”, в структуру которой входят Я-реальное и Я-идеальное. Под Я-реальным понимается совокупность представлений человека о себе, оно фактически формируется на основе того опыта, который переживается человеком в общении с другими людьми, и их поведения по отношению к нему. Кроме того, человек склонен представлять себя и в идеальном образе - видеть себя тем, кем ему хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей (идеальное Я). К этому идеальному Я и стремится приблизиться Я-реальное (41).
По мнению Роджерса, потребность в уважении, существующая у человека, заставляет его искать положительного отношения к себе со стороны окружающих, что может быть чревато отказом от той части переживаний, что не соответствует ожиданиям окружения. В результате возникает разлад между Я-реальным и той частью психики, от которой человек отказывается, что становится источником тревоги. Если же человек чувствует, что его принимает таким, каков он есть, то он будет склонен раскрывать свои подлинные эмоции, чувства и мысли. Из этого следует, что личность уравновешена тем лучше, чем больше согласия, или конгруэнтности, между Я-реальным человека и его чувствами, мыслями, поведением, что позволяет ему приблизиться к своему Я-идеальному, а именно в этом, по Роджерсу, суть актуализации. Если же актуализации не происходит, то могут возникать тревога и нарушения психологической адаптации (в том числе и неврозы), которые могут быть результатом несоответствия между Я-реальным и жизненным опытом, с одной стороны, и между Я-реальным и Я-идеальным, с другой (41).
Актуализация своих возможностей и способностей ведет, по Роджерсу, к развитию “полноценно функционирующего человека”. ”Такой человек движется к полному знанию себя и своего... опыта. Он открыт этому опыту, ... может воспринимать его без защитных реакций, не боится, что осознание... чувств, ощущений и мыслей скажется на его самоуважении. Его “Я” вытекает из его... опыта, и этот опыт не искажается, чтобы соответствовать... представлению о себе... Этот опыт... выражается... средствами коммуникации. Такой человек не лицемерит... Оптимально актуализуясь, такой человек насыщенно живет… это эмоциональный и в то же время рефлексивный человек… в качестве... источника информации использует скорее свои ощущения, чувства и мысли, чем советы. Такие люди свободны в выборе своего жизненного пути, ... они свободны, выбирать и ответственны за последствия выбора ... Самоактуализуясь, люди становятся более творческими. Полноценно функционирующий человек не обязательно адаптирован к своей культуре, будучи членом общества, он не конформен и не является его пленником” (176, с.13-14).
К. Роджерс делает попытку выявить структуру самоактуализации. Кроме этого, автор выделяет условия, необходимые для этого процесса: безусловное принятие и вера в развитие индивидуума со стороны окружения, искренность, конгруэнтность этого окружения, эмпатическое понимание.
Таким образом, анализируя взгляды К. Роджерса на проблему самоактуализации, необходимо отметить, что теория этого автора, с нашей точки зрения, обладает достаточной степенью стройности, тем более, что исследователь вычленил структуру самоактуализации и провел анализ условий, необходимых для ее осуществления. Кроме того, несомненной заслугой Роджерса является попытка экспериментального исследования эффективности психотерапии: “... были получены полные данные 29 клиентов..., так же как и полные данные контрольной группы... оценка данных исследования дает нам возможность прийти к следующим выводам: во время и после психотерапии в воспринимаемом “Я” клиента происходят глубокие изменения..., качества его личности приближаются к характеристикам полноценно функционирующего человека. Наблюдаются изменения в направлении развития личностной интеграции... В каждом отдельном случае было обнаружено, что произошедшие изменения более разительны, чем те, что наблюдались в контрольной группе...” (176, с. 286-287).
Теория самоактуализации А.Маслоу.
Абрахам Маслоу, несомненно, является одним из самых выдающихся психологов 20 столетия. Заслуга его заключается в том, что он стоит у истоков сразу двух психологических направлений - гуманистического и трансперсонального. Что касается трансперсональной психологии, то Маслоу первым сформулировал ясным образом ее принципы, в области же гуманистической психологии наиболее весомым вкладом можно считать его концепцию самоактуализирующейся личности (51).
Теоретическими предпосылками к учению о самоактуализации Абрахама Маслоу можно считать такие направления, как психоанализ, гештальтпсихология, социальная антропология Рут Бенедикт. Что касается психоанализа, то из него символически вытекает (это подробно рассмотрено в соответствующей главе настоящей работы) мысль о том, что неиспользование своих способностей может привести к психическим расстройствам и неудовлетворению в жизни. Касаясь гештальтпсихологии, важно отметить то, что близкий этому направлению исследователь Курт Гольдштейн уже в 1926 году использовал термин “самоактуализация”, имея в виду развитие заложенных от природы способностей. Для этого развития необходим определенный уровень напряжения, и самоактуализация будет происходить в процессе преодоления этого напряжения. По Гольдштейну, если есть талант, то он должен быть реализован. Социальная же антропология, пытаясь решить проблему противостояния культуры и личности, также наложила свой отпечаток на теорию Маслоу (206).
В одной из своих работ Маслоу определяет самоактуализацию как
“стремление к самоосуществлению..., тенденцию актуализировать то, что содержится в качестве потенций. Эту тенденцию можно назвать стремлением человека стать все более... тем, кем он способен стать” (42, с.4). Все самоактуализирующиеся люди посвящают свою жизнь поиску “бытийных” ценностей (“Б” - ценностей), т.е. поиску предельных ценностей, которые, по Маслоу, нельзя свести к чему-то более высокому. Автор выделяет 14 таких “Б” - ценностей: истина, красота, порядочность, справедливость, совершенство, добро древних, простота, всесторонность и др. (135). Эти “бытийные ценности“ выступают как метапотребности, подавление которых порождает определенный тип патологий - метапатологий. Автором утверждается, что “бытийные ценности” являются смыслом жизни для большинства людей, хотя многие и не подозревают об их наличии у себя.
Маслоу описывает восемь путей самоактуализации (135):
1) Самоактуализация означает полное, живое, бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью, максимальную ясность восприятия и концентрацию ума.
2) Самоактуализация - это непрерывный процесс, означающий многократные выборы. В каждый момент имеется выбор: продвижение или отступление. Либо движение к защите, либо выбор роста, и именно второе означает выбор в пользу самоактуализации.
3) Само слово “самоактуализация” подразумевает наличие “Я”, которое может актуализироваться. Этот путь самоактуализации предполагает независимость в принятии решений, исходя из своей точки зрения, предоставление своему “Я” возможности для проявления.
4) Самоактуализирующийся человек немыслим без принятия ответственности за свое поведение. Взять на себя ответственность - это значит обращаться к самому себе, требуя ответа, и это несовместимо со стремлением сохранить свое лицо и с позерством.
5) Этот путь означает верить в себя и действовать согласно своим убеждениям. Это предполагает нонконформизм, быть смелым вместо того, чтобы бояться.
6) Самоактуализацией являются как конечное состояние, так и процесс актуализации возможностей. “Это, например, развитие умственных способностей посредством интеллектуальных занятий... Самоактуализация - это необязательно совершение чего-то из ряда вон выходящего, это может быть, например, прохождение через трудный период подготовки к реализации своих способностей. Самоактуализацией может быть упражнение пальцев на клавиатуре... это труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать... Человек всегда хочет быть первоклассным или настолько хорошим, насколько он может быть” (135, с. 113).
7) Высшие (пиковые) переживания - это моменты самоактуализации. ”Это мгновения экстаза... условия для более вероятного появления таких переживаний создать можно... можно... наоборот, поставить себя... в условия, при которых их появление будет... маловероятным. Отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе, понимание того, для чего ты непригоден, что не является твоими потенциальностями, это также часть раскрытия самого себя, того, чем ты... являешься” (135, с. 113-114).
Одним из крупных достижений Маслоу является проведенное им исследование опыта людей, имевших спонтанные мистические (пиковые) переживания. В отличие от устоявшегося мнения психиатров о том, что любой мистический опыт относится к разряду психопатологии, Маслоу показал, что спонтанные пиковые переживания часто оказывались благотворными для людей, испытавших их. Впоследствии эти люди выказывали тенденцию к самоактуализации. Автор предположил, что такой опыт относится к категории выше нормы, а не ниже или вне ее. Далее Маслоу продолжает: ”Практически каждый испытывает высшие переживания, но не каждый знает об этом. Некоторые люди отстраняются от этих тонких кратковременных переживаний. Помочь людям ощутить эти... мгновения экстаза, когда они наступают, - это одна из задач консультанта” (135, с. 114).
8) Самоактуализация предполагает выявление собственных психологических защит и преодоление их. Маслоу описывает такую психологическую защиту, которая не описывалась ранее - деритуализацию. Под этим автор понимает снятие покрова святости с ценностей и добродетелей, более легкое к ним отношение. Самоактуализация означает отказ от этого механизма защиты, обучение и принятие деритуализации, означающей желание иметь возможность увидеть святое, вечное, символическое.
По мнению Абрахама Маслоу, самоактуализирующиеся личности составляют всего один процент населения и являются образцом психологически здоровых людей, разительно отличающихся от большинства.
Автором выделяются следующие черты, присущие этим людям:
1) Адекватное восприятие действительности, свободное от влияния предрассудков и стереотипов,
2) Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие защитных форм поведения,
3) Спонтанность и естественность в поведении при соблюдении традиций, но отношение к этим традициям с должным юмором,
4) Занятость своей жизненной задачей, соотношение своей деятельности с универсальными ценностями,
5) Склонность к одиночеству, позиция отстраненности по отношению ко многим событиям,
6) Автономия и независимость от окружения, устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов,
7) Свежесть восприятия, нахождение нового в уже известном,
8) Предельные (пиковые) переживания, мистический опыт высших состояний,
9) Чувство общности с человечеством в целом,
10) Глубинные межличностные отношения с узким кругом людей, отсутствие враждебности во взаимоотношениях,
11) Демократичность, готовность учиться у других,
12) Устойчивость внутренних моральных норм, нравственность поведения,
13) ”Философское” чувство юмора, отношение с юмором к жизни в целом и собственно к себе,
14) Креативность в действиях,
15) Неприемлемость безоговорочно той культуры, к которой принадлежит самоактуализирующаяся личность, идентификация в большей степени с человечеством в целом (9).
По мнению Маслоу, самоактуализация - это скорее постепенное накопление незаметных приобретений, чем один миг, это продвижение скромными шагами.
Согласно Маслоу, путь к самоактуализации открывается лишь после удовлетворения таких его насущных потребностей, как физиологические, потребности в защищенности, в хорошем отношении, в уважении. Если эти потребности не удовлетворены, то самоакту-ализация невозможна (потребность в самоактуализации является вершиной “пирамиды потребностей”, разработанной Маслоу, наиболее высокой в их иерархическом ряду). Большинство людей останавливается на уровне поисков защищенности и хорошего отношения, поглощающих всю их энергию.
Резюмируя исследования крупнейшего теоретика гуманистического направления Абрахама Маслоу, можно отметить, что вклад в психологическую науку данного автора трудно переоценить. Это, во-первых, формулирование принципов трансперсональной психологии (и здесь важно описание пиковых переживаний как “непатологических”), во-вторых, разработка теории самоактуализации, ее структуры, путей ее достижения, а в-третьих, пересмотр теории инстинктов и анализ, иерархизация человеческих потребностей. Необходимо отметить, что сильную поддержку теории Маслоу обеспечивают наблюдения из глубинной эмпирической терапии (49).