Принцип многомерности истины.
Седьмой принцип - принцип многомерности истины - любое объяснение и понимание индивидуальной психической реальности, а также социально-психологических закономерностей групп и сообществ всегда будет неполным, а значит и неистинным.
При любом объяснении и понимании будет ряд неучтенных переменных, влияющих на поведение человека или группы и выведенные закономерности в индивидуальной психической реальности, групповом пространстве будут справедливы лишь при определенных условиях и с определенной (неопределенной) вероятностью.
Поэтому любое объяснение и понимание человека и групп может претендовать на жизнь и истинность. Принцип многомерности отражает факт высокой динамичности индивидуальной психической реальности и межличностных отношений, их изменчивость и развитие.
Душа - тайна тайн. Истина о душе многолика. Каждый лик заслуживает доверия и как зеркало (пусть иногда замутненное или по-разному кривое) отражает Единое.
И поэтому “не сотворите кумиров” и не цепляйтесь за истину как за веру. Истина многомерна и многолика. Правы материалисты и идеалисты, глупые и умные, образованные и необразованные и гений человеческий настолько же близок к истине, насколько деревенский дурак. Истина многоголоса и каждый клиент “глаголет нам ее устами”.
И каждая школа практической психологии, психотерапии просто на свой лад описывают свой предмет. Мы можем чем-то восторгаться, что-то презирать, не принимать, отрицать.
А принцип многомерности истины говорит - все правы, ибо истина и церковь одна. Только каждый смотрит в разные части этой церкви, рассказывает об увиденном на своем языке в соответствии со своим жизненным опытом, образованием, мировоззрением и групповыми приоритетами.
Мы не имеем никаких предвзятых отношений к существованию абсолютной и относительной истины и вполне осознаем принцип конкретности истины.
Принцип многомерности истины в реальном взаимодействии социального работника, психолога с клиентом выдвигает следующие требования:
- при интеграции кризисного состояния преследовать не свои личные цели, а помочь клиенту в достижении его собственных целей;
- предлагать альтернативные способы восприятия жизни и кризисного состояния в том числе. Если необходимо - операционализировать выход из кризиса, указывать реальные действия, которые должен сделать клиент. Брать ответственность.
- понимать и с определенной долей условности принимать любой образ мира и действовать в соответствии с ним;
- хорошо понимать и представлять многообразие теорий, концепций, моделей о любой проблемной ситуации. Умение работать внутри нескольких парадигм. Умение видеть ценность альтернативных подходов к работе с кризисной личностью.
Принцип многомерности истины - призыв к рефлексивной, понимающей и сопереживающей позиции к любому мнению, позиции, опыту, суждению, идее, теории и учению. Одновременно он означает изменчивость содержания, формы и способов взаимодействия с клиентом в зависимости от его личности (социально-психологических характеристик группы, когда клиентом является группа), его интересов и мотивов, установок, а также установок и возможностей специалиста.
Любая теория, концепция, терапевтический миф, учение, идея, житейское суждение о психической реальности при кажущейся зачастую их полноте и универсальности являются справедливыми лишь при определенных обстоятельствах и с известной долей вероятности. Следует помнить, что как самые гениальные психологические теории, так и заявления некоторых клиентов о "сглазе", "порче" являются в первую очередь попыткой структурировать и транслировать собственный внутренний опыт. Предельное осознание относительности и в то же время истинности любого понимания психического освобождает специалиста от догм и приближает его к точке мудрости, к драгоценному состоянию Равностности. Наш разум производит объяснения, а реальность снисходительно принимает любое из них.
В заключении хотелось бы отметить, что методологические принципы интегративного подхода являются не сводом правил, определяющих процесс психосоциальной работы, а скорее направлением профессионального мышления, философской и психологической тенденцией, имеющей практическое применение.
Конкретная методология.
Как мы уже указывал выше, конкретная методология в аспекте методов исследования нас будет интересовать настолько, насколько они раскрывают кризисное состояние личности. Основной акцент мы будем делать на методах воздействия, методах взаимодействия с кризисными состояниями личности и с кризисной личностью.
Сперва остановимся на исследовательских методах.
Исследование кризисных состояний.
Для того чтобы эффективно выбрать стратегию взаимодействия с клиентом и методы воздействия на него, на начальном этапе нужно провести углубленное собеседование, при необходимости с применением психодиагностических методик. То есть первый этап взаимодействия с клиентом для выбора правильной стратегии заключается в более глубоком проникновении в личность клиента, расширении представлений о проблемном поле клиента.
Подбор методов психодиагностического исследования обусловлен целями диагностического исследования (165, 191):
1. проведение психологического диагностического исследования психоэмоционального состояния, высших психических функций и мотивационной сферы личности;
2. оценка структуры кризисного фактора и выявление возможностей для реабилитации;
3. определение психологического реабилитационного потенциала;
4. формулировка психологического экспертного заключения;
5. оценка результатов психодиагностического исследования.
Постановка большинства практических задач в исследовании кризисной личности предполагает “на выходе” не просто описательную характеристику особенностей обследуемого человека “здесь и теперь”, но и прогноз его поведения, прогноз развития компенсаторных функций в различных ситуациях, желательно на длительный срок. А проблема низкой прогностической способности психодиагностических инструментов является камнем преткновения для пользователей. Часто перед нами лишь феноменологическое описание диагностируемого свойства, может быть достаточное для узнавания его “облика”, но совершенно недостаточное для подлинного понимания его природы.
Не случайно, что в многочисленных методических разработках по психодиагностике, как правило, отсутствует раздел практических рекомендаций для психологической или вообще компенсаторной коррекции. Выводы психодиагностических обследований часто имеют скорее констатирующий, описательный характер, но бедны рекомендациями и прогнозами, которые так необходимы при экспертном исследовании.
Основное внимание уделяется анализу поведения, результатов, полученных в момент испытаний, и очень слабо используется информация о прошлом опыте индивида: биографический метод, анализ документов, медицинский анамнез, анализ продуктов деятельности обследуемого. Это увлечение только наличным состоянием личности не случайно: оно связано с неспособностью социальных работников использовать полученную информацию, с трудностями ее формализации, интерпретации и сравнительного анализа.
Причины слабой прогностичности психодиагностики - не столько в недостатках диагностических инструментов, сколько в проблемах, связанных с процедурами интерпретации полученных результатов. На этом этапе проявляется значение квалификации диагноста. Здесь важна как психологическая компетентность, так и глубина теоретического анализа результатов - это главные составляющие экспертного знания.
Теоретическая база - данные многих отраслей психологии: дифференциальной, общей, инженерной, возрастной, социальной, сравнительной, медицинской, нейропсихологии, - может существенно дополнить интерпретацию и спрогнозировать определенные поведенческие особенности, акты, стратегии и даже события.
Построение мощной базы знаний социального работника, психолога при грамотной их систематизации не является чем-то недостижимым, хотя и достаточно трудоемко. Оно предполагает систематизацию и накопление знаний не только относительно типологии людей, дифференциальных особенностей различного уровня (свойства нервной системы, психодинамические, коммуникативные, ценностные характеристики, когнитивный стиль, личностные стратегии и т.п.), но и знаний относительно динамики изменения этих особенностей в зависимости от возраста (возрастная психология), здоровья (медицинская психология), задач и условий существования индивида (социальная и инженерная психология).
Такая система построения экспертного знания социального работника или психолога вполне пригодна для исследования кризисного состояния личности. Интеграция теоретических и практических достижений психологии в деятельности профессионала работника позволяет формулировать углубленную интерпретацию результатов исследования, а значит, прогнозировать поведение, и, следовательно, разрабатывать мероприятия коррекции и реабилитации. Правильная и глубокая диагностика в исследовании кризисного состояния - залог успешных и эффективных мер психологической и социально-психологической реабилитации личности, ее позитивной дезинтеграции.
Социальная и психологическая работа с кризисными состояниями: требования к психотехническому обеспечению
Мы уже указывали выше, что проблемные, кризисные состояния личности мы можем рассматривать как систему, которая находится в точке бифуркации, дисбалансированную под воздействием внутренних или внешних факторов. В точке бифуркации, нелинейной фазе своего развития, человек имеет огромное количество направлений – векторов своей дальнейшей эволюции, крайними стратегическими выражениями которых являются позитивная и негативная дезинтеграция. Именно в кризисном состояние возможна огромная и мощная трансформация личности. Именно в кризисном состоянии при умелом и точном воздействии психолог имеет огромную потенциальную возможность помочь личности кардинально. Одновременно возрастает ответственность за это воздействие.
Существуют следующие требования к психотехникам при работе с кризисной личностью:
а) интенсивность
Интенсивность психотехнологий вызвана следующими обстоятельствами:
- огромным массивом кризисных состояний личности, высокой ре-презентацией кризисной личности в обществе;
- сжатием времени, убыстрением и уплотнением энерго-информа-ционных процессов в обществе и в индивидуальном сознании;
- проявленной потребностью быстрого и эффективного, точного и безопасного разрешения проблем личности за счет расширения ресурсов самосознания и рефлексии.
б) комплексность и многоуровневость.
Психотехнологии должны работать на следующих уровнях:
- физическом и психофизическом (снятие соматических факторов стрессов и стрессогенных ситуаций);
- психологическом (разрешение внутриличностных проблем, личностная трансформация, психотерапия, достижение целей интеграции личности);
- разрешение социально-психологических проблем личности (проблемы коммуникации и социальной интеграции, социальной адаптации, проявленности в общественных связях и отношениях);
- разрешение проблем самоактуализации личности (расширение личностной свободы выбора, открытие внутренних энергетических интеллектуальных и эмоциональных ресурсов, нахождение глубинной мотивации человека и приобретение права полностью проявлять свою индивидуальность);
- удовлетворение потребности личности в трансцендировании, нахождение психодуховных измерений личности, определение ответов на основные вопросы человеческого бытия.
в) адаптивностью психотехнологий в социальном пространстве, которая обеспечивается следующими факторами:
- достаточной предысторией использования в трансформации и интеграции личности;
- тесной взаимосвязью с эмпирическими техниками самоинтеграции, которые используются людьми в обыденной жизни без теоретического осмысления;
- высокой мерой научности в теоретическом, методологическом отношениях, а также высоким динамизмом, открытостью и тесной связью с практикой.
г) обеспечением свободы клиента, которая выражается в следующих требованиях к психотехнологиям:
- экологичность психотехнологий;
- дистанцированность;
- формирование умений и навыков, достаточных и необходимых для решения личностных проблем самостоятельно самим клиентом.
д) безопасность, которая выражается на всех уровнях существования человека:
- физическом,
- психологическом,
- социально-психологическом и социальном,
- духовном.
Поиск психотехнологий, которые соответствуют требованиям, изложенным выше, - индивидуальная проблема каждого социального работника. Вне сомнения, трудно найти психотехнологию, которая соответствовала бы всем требованиям, выдвигаемым социальной и психологической работой как специфической деятельностью с личностью и группами в кризисных состояниях. Но, как показывает опыт работы с тысячами клиентов за последние шесть лет, это вполне возможно.
В нашей книге мы будем излагать целую палитру подходов и психотехник работы с кризисными состояниями. Наша задача – предложить некое поле выбора. Если кто-то сделает творческий синтез подходов – это великолепно.
Социальная и психологическая работа – особый духовный путь. А путь, как известно, вечный выбор и вечный поиск.
При работе с клиентами, мы в первую очередь сталкиваемся со следующими моментами:
Во-первых - сам клиент, кто он? Ребенок, взрослый, мужчина, женщина, каковы социально-демографический статус, возраст, образование и др.;
Во-вторых - проблемное поле, в чем проблема клиента? Внутренние психологические факторы, нарушения психического здоровья, социальная дезадаптация в виде конфликта в семье, на работе, различные фобии и др.;
В-третьих - проблема выбора психотехнологии, каким образом систему человеческой психики, которая находится в дисбалансе, привести в состояние гармонии, интегрировать проблему?
Первый и второй момент задаются, как правило, ситуацией социальной и психологической работы. Третий же момент является наиболее проблематичным и требует больших знаний и опыта психолога, социального работника.
Для того чтобы разрешение личностных проблем было эффективным, нужно соблюдать следующие условия:
- сонастроенность на состояние клиента;
- эмпатия;
- позитивная ориентация;
- незастревание на проблемном поле клиента.
При работе с клиентом есть одна очень существенная трудность, которая тормозит разрешение проблемы. Эта трудность связана с тем обстоятельством, что клиент уже нормально живет со своей проблемой, он прочитал много литературы о ней, некоторые даже наслаждаются сознанием собственной ущербности, и если резко разрешить их дискомфортную ситуацию, то они начнут искать в себе новую “болячку”, чтобы сосредоточить на ней все свое внимание. Поэтому здесь многое зависит от умения психолога создать притягательный образ жизни без этой проблемы, заставить клиента захотеть лишиться этой проблемы и забыть её. При работе особенно важно точно определить проблемное поле, не жалеть времени, чтобы вникнуть в проблему клиента, так как от этого зависит психическое и социальное “выздоровление” человека.
В то же время, как показывает опыт, часто адаптивные возможности личности к трансформации Эго, изменению ценностных ориентаций, направленности, мотивационно-потребностных структур ограничены. Также ограничены возможности социальной ниши, в которой обитает клиент, к восприятию и адаптации его трансформации. Ломаются старые стереотипы коммуникации, ролевые ожидания, что часто приводит к частичной, а иногда полной дезадаптации личности. Человек уходит с работы, расстается с семьей и т.п.
Все это выдвигает требования к качеству взаимодействия специалиста с клиентом. Стратегия этого взаимодействия должна иметь системный характер и учитывать:
1. Особенности личности клиента;
2. Структуру и содержание материала, который интегрируется личностью;
3. Возможности и ограничения психотехник, используемых в процессе взаимодействия;
4. Обеспечение обратной связи;
5. Возможности системы поддержки и отслеживания в социуме.
Первый пункт выдвигает следующие требования:
- обязательное индивидуальное собеседование при групповой форме работы;
- соблюдение “закона восьми” (на одного специалиста не должно быть больше восьми клиентов);
- владение специалистом профессиональными психологическими знаниями и навыками для исследования личности.
Второй пункт обладает чрезвычайной важностью в стратегии взаимодействия. Если специалист не представляет сложной внутренней архитектоники материала, интегрируемого личностью, то это, как правило, приводит к методологическим ошибкам, потере эффективности трансформационной работы, а иногда даже к деструктивным изменениям в личности клиента.
Вне сомнения, можно надеяться на интуицию, спонтанность сознания и внутреннюю мудрость человеческой психики. Но опыт показывает, что опора на профессиональные знания и научные представления о психическом делают качество взаимодействия гибче, многограннее и, самое главное, соответствующими внутренней картине происходящего.
Третий пункт предполагает, что социальный работник имеет не только теоретические представления о психотехниках, но и владеет ими. В психоанализе является закономерностью то, что прежде чем психоаналитик приступает к работе с клиентами, он проходит сам психоанализ. Мы считаем, что прежде, чем социальный работник приступит к работе с использованием различных психотехник, он сам должен их пройти, испытать их во внутренней работе с самим собой. Это выдвигает требования к учебным программам в вузе и программам переподготовки в плане их особой практической психотехнической ориентированности.
Четвертый пункт предполагает то, что социальный работник должен иметь время и возможности для получения обратной связи от своих клиентов. В профессиональном отношении вуз обязан формировать навыки проведения рефлексивного, чуткого, открытого собеседования с клиентом.
Пятый пункт является чрезвычайно сложным в организационном аспекте в силу дефицита времени социального работника и высокой плотности трудового графика. Одновременно он является определенным критерием эффективности работы и способом контроля за процессом социализации клиента.
Все пять пунктов в их синтезе открывают широкие возможности в повышении эффективности, корректности и точности социальной и психологической работы.
В психотехнологическом обеспечении социальной и психологической в настоящий момент больше вопросов, чем ответов. Существует огромное количество моделей и подходов. Это показывает, что эта тема в социальной работе является перспективной как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
Глава II.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ
Интегративный и трансцендентный подходы к личностному кризису.
Кризисные и трансформационные состояния личности, групп, которые являются предметом и содержанием социальной и психологической, нам представляются как чрезвычайно сложные многоуровневые системы, включающие все аспекты человеческого существования в социуме. Многие традиционные психотехнологии, на наш взгляд, не учитывают два чрезвычайно важных момента:
- уникальные возможности самой психики к исцелению, развитию, совершенствованию, приобретению целостности и гармоничности и выхода из кризисных состояний;
- необходимость в удовлетворении такой базовой потребности человеческой психики, как потребность в трансцендировании, в духовных измерениях существования.
В течение последних восьми лет мы разрабатываем направление интенсивных интегративных психотехнологий, которое, на наш взгляд, учитывает оба эти момента. Для нас также чрезвычайно важно, что эти психотехнологии обладают потенциальной возможностью использовать холистическую методологию и целостный подход при взаимодействии с клиентом.
Идея целостности, каким бы неясным ни было ее выражение в прошлом, является центральной для эволюции человечества. При внимательном рассмотрении почти любой системы внутреннего развития (религиозной, философской или этической) можно выявить идею обретения целостности как несущий элемент этой системы. Во многих случаях (как, например, в христианстве) даже когда внешняя - вербализованная - часть системы является полностью дуальной, “черно-белой”, ее внутренняя - ритуальная - часть все равно направлена на интеграцию и индивидуального и группового сознания. В интегративных техниках холистической ориентации существует одна особенность, которой раньше никогда не было. Находясь в пространстве интегративных психотехнологий, человек имеет возможность самостоятельно повышать уровень целостности своего сознания, самостоятельно достигать интеграции, не передавая это основное право нашей жизни другому человеку: жрецу, шаману, священнику - человеку, являющемуся носителем интегративных функций общества.
В современной психологической работе чрезвычайно важно, чтобы клиенты приобрели осознание ответственности за целостность своего сознания и приобретение интегративных навыков. Эти качества свидетельствуют о переходе человека в новый этап - этап зрелости, когда он может самостоятельно и с большой эффективностью для себя и окружающих пережить кризисную ситуацию (81, с.14).
Во всех религиях и у всех народов всегда были закрытые священные традиции, которые использовали технологии работы с сознанием для достижения его большей целостности. Можно назвать как пример таких традиций суфизм в исламе, дзен-буддизм в буддизме, орден розенкрейцеров и исихазм в христианстве и так далее. Но практика этих традиций никогда не становилась доступной для всех людей.
Все психотехнологии являются отражением определенного принципа движения к целостности и бесконфликтности сознания. Существует непрерывный спектр принципов движения к Реальности; одним из концов этого спектра является трансцендентный подход, другим - интегративный подход.
Трансцендентный подход.
Трансцендентный подход (от латинского слова transcendere - выходить за пределы, проходить сквозь), принимая иллюзорность материального мира для достижения Реальности считает нежелательным взаимодействие с его структурами. При этом усилия человека концентрируются на прохождении сквозь материальный мир к Реальности и минимальном с ним взаимодействии. Именно поэтому на протяжении всей эволюции человечества создавались некие эзотерические сообщества и закрытые религиозные социальные ниши (сангхьи, монастыри, братства, ордена, общины), чтобы создать определенную групповую субкультуру вне пределов профанической жизни.
Интегративный подход, принимая тотальную реальность нашего мира как объективной, подчеркивает факт того, что мы сами выбираем включенность в нее. До тех пор, пока этот выбор реализуется нашим сознанием, интегративный подход предлагает не бороться с материальным миром (что мы всегда в той или иной степени делаем, порождая фрагментарность сознания), а принять ее полностью, тем самым, достигая целостности осознания. При этом усилия человека сосредоточены на осознании конфликтов и напряжений в своем сознании и путей их интеграции. При достижении целостности внутренняя конфликтность исчезает сама собой, а человек осознает свое существование в целостности своего сознания.
Интегративный подход.
Интегративный подход (от латинского integratio - восстановление, integer - целое), реализуясь на уровне технологии, создает интегративные интенсивные психотехнологии. Интенсивные интегративные психотехнологии не уводят человека от материального мира, а повышает его адаптивность и эффективность в каждой конкретной ситуации.
Мы считаем, что трансцендентные техники работы с расширенными состояниями сознания никогда не смогут стать именно массовыми технологиями по следующим причинам:
- они не обладают тем качеством независимости, которым обладают интенсивные интегративные психотехнологии;
- для полного и безопасного освоения трансцендентных техник необходим постоянный контакт с опытным наставником, что часто затрудняет их массовое освоение;
- в современном экстравертированно ориентированном прагматическом обществе, ценности которого являются в основном материальными, маловероятна массовая популярность трансцендентных техник, направленных вглубь и за пределы личности.
Интенсивные интегративные психотехнологии позволяют человеку после краткого начального обучения работать полностью самостоятельно.
На современном психологическом и психотерапевтическом рынке продается множество мифов о том, что такое исцеление, трансформация личности и как его обрести. Мифы эти обосновываются фундаментальными теориями, скажем, психоанализа, глубинной психологии, нейро-лингвистического программирования, трансактного анализа, психодрамы и т.д., и их привлекательность для потребителя подтверждается успешной продажей рекламируемых ими услуг.
Коренным среди всех трансформационных и психотерапевтических мифов, на котором построено большинство профессиональных терапевтических и психологических программ, является миф о реабилитации через катарсис, или в более узком смысле миф о том, что можно помочь человеку, занимаясь деятельностью, построенной на вторичном проигрывании травматической ситуации. Психоаналитики выискивают подавленные биографические эпизоды, но никогда не позволяют пациенту пережить действительную травму, удерживая ситуацию под вербальным наркозом, что считается критерием профессионализма. Однако и здесь и в других терапиях не происходит то, что декларируется. Мы лишь углубляем и расшатываем ту же самую колею, как в случае с больным зубом, который не болит уже просто потому, что сверлится каждый день. Катарсис, понимаемый как "очищающее переживание" травматической ситуации, не решает задачу терапии как исцеления; проблема состоит в том, чтобы не попадать в нее вновь и вновь. Потому что при любой провокации могут снова возникать смешения реальности и травматической ситуации и ослепленный человек опять неосознанно очутится в своем неизжитом кошмаре.
Опыт показывает, что вторичное проигрывание травмы неэффективно. Более того, часто это не только бесполезно, но и приносит большой вред, когда клиент “застревает” в психотерапевтическом “патефоне”. Вместо эффективной реализации в “здесь и сейчас” человек начинает жить в той ситуации, которая уже прожита. Еще большим абсурдом кажутся те варианты психотерапии, которые “встраивают” клиента в какие-то реинкарнационные проблемы и фиксируют его, например, на чувстве вины, которую он должен проработать в своем 995-ом рождении, т.к. совершил преступление перед человечеством, убив святого старца в 17-ом веке в Пошехонском лесу... Самое большее, чего можно добиться в этой ситуации - заключить договор с клиентом о полезности данной процедуры и продать ему миф об исцелении и разрешении травмирующей ситуации.
Специалист в сфере социальной и психологической работы обязан понимать, что сущность работы с кризисными состояниями и удовлетворением потребности в трансформации лежит далеко за пределами любых представлений и уж, конечно, любых концептуальных построений. Источники проблем в принципе бесконечны, так как отзывается на них организм, хранящий в своей памяти все нюансы индивидуальной биографии, травмы рождения, зачатия и (в потенции) - всю боль и бессознательность мира. Никогда заранее не ясно, какая ситуация послужит триггером кризисного состояния. Единственное радикальное средство - это расширение осознавания и тренировка воли, умения фокусировать свое внимание. Все это направлено на то, чтобы не попадаться в сети прежних и будущих страхов, не выцарапывать глубже граммофонную пластинку прежних травм.
Как мы указывали выше, интенсивные интегративные психотехнологии используют измененные состояния сознания в своей работе с клиентами. Дополнительным аргументом в пользу этого является то, что внутренние переживания в измененных состояниях сознания могут создавать чувство покоя и завершенности на глубинном уровне. Работа с измененными состояниями сознания использует техники и катализаторы для мобилизации внутренней энергии исцеления, таким образом, что внутренняя мудрость индивида выбирает именно то переживание, которое является релевантным для личности в данный момент времени. Все, что могут делать интегративные психотехники - это выносить подавленный материал в сознание.
Разница между большинством направлений практической психологии, а также психотерапий и работой в измененных состояниях сознания заключается в том, что традиционная психология ожидает от терапевта структурирования и анализа переживаний клиента согласно какой-либо теории. От терапевта могут даже ожидать исцеления, в то время как исцеление в необычных состояниях сознания возникает внутри клиента и скорее поощряется, чем направляется специалистом по ИИПТ.
Для нас важно как в научном, так и в прикладном аспектах, применение в социальной работе и практической психологии интенсивных интегративных психотехнологий. Поэтому мы хотим более подробно остановиться на содержании, структуре и стратегических моментах именно этого направления.
Понятие интеграции.
Как известно, понятие интеграции было введено в обиход европейской психологии Карлом Густавом Юнгом (231-234). Он понимал под интеграцией следующее:
а) осознание конфликта между фрагментами сознания;
б) принятие конфликтующих сторон как равных по значимости.
Смысл интеграции заключается в том, чтобы та область сознания, которая вытеснялась, подавлялась личностью, более не отвергалась. На уровне фрейдовской карты интеграция означает принятие и осознание того материала психической реальности, который изгонялся из сферы Эго в бессознательное при помощи защитных механизмов (подавление, вытеснение).
Интегративными психотехнологиями называются системы воздействия на личность, которые способствуют большей её целостности. Понятие “интеграции” в интегративных психотехнологиях было введено Джимом Ленардом (основателем движения вайвейшн). Джим Ленард понимал под интеграцией присоединение части к целому, где целым является сознание, личность, а частью - вытесненный комплекс. До Д. Ленарда в интенсивных психотехнологиях было популярно понятие “высвобождение”, которое содержательно близко к понятию “катарсис” в психоанализе. Д.Ленард предложил целостную психотехнологию, которую обозначил как вайвейшн.
Понятие интеграции было более глубоко разработано среди психологов трансперсонального направления (С.Гроф, Р. Ассаджиоли, К. Уилбер, А. Маслоу).
Под интегративными психотехнологиями ( “психе” - душа, “технос” - умение, навык, мастерство, “логос” – понятие, учение) понимаются совокупность концепций, методов, умений, навыков для достижения большей целостности и непротиворечивости личности, сознания, поведения и деятельности.