Тема. Введение в психокоррекцию.

Тема. Введение в психокоррекцию.

Вопросы.

  1. Задачи дисциплины «Основы психокоррекции»
  2. Понятие психокоррекции, как вида психологической помощи. Сравнительная характеристика ПК, ПТ и психологического консультирования.
  3. Психологическое здоровье, как цель и критерий успешности психокоррекции.
  4. Требования к практическому психологу, занимающемуся психокоррекцией.
  5. Виды психокоррекции
  1. Задачи дисциплины «Основы ПК»

Соответственно выделяются такие задачи курса «Основы психологической коррекции»:

– дать содержательное наполнение понятию «психологическое здоровье», описать факторы риска его нарушения, оптимальные психолого-педагогические условия его становления; определить уровни психологического здоровья, определяющие форму и содержание психологической поддержки;

– Обозначить специфику ПК как вида психологической помощи

– Рассмотреть основные этические принципы работы психолога, занимающегося психокоррекцией

– Провести краткий обзор существующих подходов в психокоррекции

– Знакомство с базовыми и специфическими установками в трансактном анализе, гештальт-терапии и в инструментальных моделях психокоррекции: НЛП, арт-терапия, телесно-ориентированная терапия.

  1. Понятие психокоррекции, как вида психологической помощи.

Психологическая помощь - система мероприятий, направленных на смягчение или преодоление психологических трудностей, решение психологических проблем, возникающих у человека или группы людей, средствами практической психологии.

Содержание психологической помощи как цели взаимодействия практического психолога и клиента м.б. представлено следующим образом (по Абрамовой):

1. Психодиагностика – оказание помощи через сообщение клиенту объективной психологической информации. В данном случае клиент сам вырабатывает отношение к этой информации и сам принимает решение о её использовании.

2. Псих. консультирование – адресовано психологически здоровым людям для достижения ими целей личностного развития. Цель ПК – обеспечить Ч. возможность продуктивного существования в конкретных обстоятельствах его жизни. Продуктивность – способность Ч. находить возможно большее число вариантов поведения, мыслей, чувств, чтобы иметь возможность общаться с максимально большим числом людей и групп внутри собственной культуры.

3. Психотерапия (Колесникова, определение ПетровскогоА.В. и Ярошевского М.Г.) – (дословно от греч. исцеление душой) – комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматическтх заболеваниях. Условно различают:

- клинически ориентированную ПТ – направлена преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики ( методы гипноз, аутотренинг, внушение, самовнушение)

- личностно –ориентированную ПТ – ставит задачей содействие пациенту в изменении отношения к социальному окружению и собственной личности ( методы: анализ конфликтных переживаний клиента в рамках какого-либо теоретического направления) . Термин психотерапия является международным и во многих странах однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами.

4. Психокоррекция (дословно «исправление») – предполагает организованное воздействие на клиента с целью изменения показателей его активности в соответствии с возрастной нормой психического развития. Содержание психологической помощи состоит в том, что для клиента разрабатывается индивидуальная программа психокоррекции.

Соотношение уровней и форм

Определение ПК (по Колесниковой) – деятельность по исправлению тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют оптимальной модели. ПК можно применять в ситуациях преодоления различного рода психологических затруднений.

Субъектомпсихологической коррекции являются дети и взрослые, имеющие те или иные нарушения психологического здоровья. Субъект-объектный характер взаимодействия в отличие от консультирования

Объектпсих. коррекции: психическая реальность, на которую направлено воздействие, т.е. то, что необходимо изменить.

Предмет коррекции – процесс восстановления психологического здоровья, осуществляющийся в условиях направленной психологической помощи психолога.

Цель ПК – воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида:реализация потенциальных возможностей каждой возрастной стадии развития, целенаправленное формирование психических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. В каждом конкретном случае цель определяется клиентом, обратившимся за помощью и психологом.

Цель ПК: психологическая поддержка здоровых людей в критических ситуациях. При этом под критической ситуацией, согласно Ф. Е. Василюку, будем понимать ситуацию невозможности, т. е. «такую ситуацию, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.)».

Цели коррекционнойработы определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка. На этом основании выделяют три основных направления и области постановки коррекционных задач:

1. Оптимизация социальной ситуации развития.

2. Развитие видов деятельности ребенка

3. Формирование возрастно-психологических новообразований.

Требования к личности психолога, занимающегося психокоррекцией.

По Осиповой Практическому психологу очень часто поступают запросы на осуществление коррекционных воздействий. Проведение коррекционной работы требует от специалиста, ее проводящего, определенной подготовки.

Основные компоненты профессиональной готовности к коррекцнонному воздействию

· Теоретический компонент: знание теоретических основ коррекционной работы, способов коррекции и т.д.

· Практический компонент: владение конкретными методами и методиками коррекции.

· Личностная готовность: психологическая проработанность у психолога собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у клиента.

Психолог, самостоятельно осуществляющий коррекционную работу, должен иметь базовую фундаментальную подготовку в области психологии и специальную подготовку в области конкретных методов коррекционного воздействия.

Теоретический компонент предполагает: знание общих закономерностей психического развития в онтогенезе; знание периодизации психического развития; знание проблемы соотношения обучения и развития; представление об основных теориях, моделях и типах личности; знание о социально-психологических особенностях группы; знание условий, обеспечивающих личностный рост и творческое развитие.

В общей профессиональной подготовке возможны три основных подхода: приверженность одной теории, одному подходу; эклектизм - приверженность многим подходам; общий континуальный подход.

Приверженность одному подходу позволяет глубже проникнуть в предмет, получить исчерпывающие знания теории и практики, но в то же время накладывает определенные ограничения, связанные как раз с возможностями одного подхода, одного метода.

Эклектизм ведет к тому, что специалист знает кое-что выборочно из различных теорий и практик. Работа такого специалиста может быть эффективной (особенно на начальных этапах), однако скоро он столкнется с недостатками поверхностной подготовки, с отсутствием основных, стержневых, базовых представлений.

Общий континуальный подход- это профессиональный подход, при котором специалист первоначально является последователем одной теории и изучает все, что известно в данной области, а затем, приобретя профессиональный фундамент и профессиональный опыт, начинает выходить за пределы базовой для него теории. Такой профессионал может использовать концептуальные представления одних теорий, а техники и практические подходы - других.

Практический компонент подготовки заключается в овладении конкретными методами и методиками коррекции. Глубокое овладение конкретными методами и методиками позволяет избежать как непрофессионализма, так и профессиональной деформации личности.

К последним можно отнести "синдром сгорания". "Синдром сгорания" встречается у специалистов разного профиля, работающих с людьми и использующих в своей работе ресурсы собственной личности. Характеризуется он эмоциональным, когнитивным и физическим истощением, вызванным гиперстимуляцией в работе и профессиональной перегрузкой. К появлению такого синдрома предрасполагают: неразрешенные конфликты собственной личности; низкий уровень поддержки и высокий уровень критичности коллег; индивидуальная и групповая работа с немотивированными и мало мотивированными клиентами; низкая результативность работы; запрет на инновации и творческое самовыражение, носящий чаще всего административный характер; стремление сохранить свои профессиональные секреты и боязнь быть разоблаченным, когда данные секреты не содержат декларируемых методов; отсутствие возможностей обучаться и совершенствоваться; отсутствие возможности и желания обобщать и передавать свой опыт.

Профилактика развития указанного синдрома состоит в принятии на себя ответственности за свою работу, свой профессиональный результат и в делегировании части ответственности клиентам, в умении не спешить и давать себе время для достижений в работе и в жизни. Большое значение имеет реалистическая оценка своих возможностей и умение проигрывать без самоунижения и бичевания, так как профессиональные спады и даже тупики - это естественные этапы профессионального развития настоящего специалиста.

У каждого специалиста может быть свой набор общих и специальных вариантов, осознанно или неосознанно используемых для восстановления и развития профессиональных сил. К общим относится следующее:

- возможность свободно выражать свои чувства и эмоции. Каждый психолог может получать от своих клиентов негативные чувства, которые имеют свойства накопления и вытеснения. Поэтому так важно свободное выражение чувств;

- возможность выполнять только свои желания. Многие психологи живут в мире, где правит "должно" и "надо". Восстановлению способствует возможность выполнять свои желания, где одно из самых частых - желание побыть в одиночестве, в покое.

Остановимся более подробно на личностной готовностик коррекционной работе.

Если психолог аффективен, он не может продуктивно работать с клиентами, имеющими проблемы аффективной сферы, корректировать до тех пор, пока не выяснит причины и особенности собственной эффективности.

Если психолог обладает слабыми волевыми усилиями, его коррекция волевой активности детей будет носить формальный характер.

Если взрослый чувствует себя нелюбимым и одиноким, ему будет трудно воспитать счастливых и любящих детей.

Личностная неподготовленность может проявиться в виде психологических барьеров к требованиям коррекционного общения. Если психолога в детстве строго наказывали или наказывали физически и он пережил травму личного унижения, то коррекционное требование - не унижать клиента (ребенка), которого также наказывают физически и который находится в состоянии депрессии, таким психологом может игнорироваться. Взрослый может считать это требование необязательным: меня били в детстве, а я вырос достойным человеком. В результате между психологом и клиентом возникает эмоциональный резонанс.

Аналогичные эмоциональные состояния у психолога и клиента (например, стрессовая реакция в сходных ситуациях) могут усиливать друг друга и мешать коррекционному процессу.

Личностная готовность осуществлять коррекцию предполагает наличие у взрослого потребности идти не от себя, а от ребенка и его проблем.

Может существовать вариант центрации на модели личности, когда коррекционное воздействие осуществляется после соотнесения особенностей переживания и поведения ребенка с определенным образцом (возрастным, половым, культурным, национальным и т.д.). В данном случае взрослый займет как бы нейтральную позицию по отношению к содержанию образца, но способы воздействия опять же будут зависеть от особенности его личности. В процессе естественного общения взрослого и ребенка должна постоянно осуществляться взаимокоррекция, т.е. взрослый должен проявлять гибкость, непредвзято относиться к реакциям ребенка в процессе взаимодействия и постоянно предлагать ему разнообразные варианты реагирования, проводить работу над собой.

Виды психокоррекции

Исходя из определенных критериев, психокоррекционные мероприятия можно классифицировать.

1. По характеру направленности выделяют коррекцию:

· симптоматическую;

· каузальную.

Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.

Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.

2. По содержанию различают коррекцию:

· познавательной сферы;

· личности;

· аффективно-волевой сферы;

· поведенческих аспектов;

· межличностных отношений:

· внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);

· детско-родительских отношений.

3. По форме работы с клиентом различают коррекцию;

· индивидуальную;

· групповую:

· в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.);

· в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;

· смешанную форму (индивидуально-групповую).

4. По наличию программ:

· программированную;

· импровизированную.

5. По характеру управления корригирующими воздействиями ( по Малкиной –Пых):

· директивную (ориентированная на проблему) - Включает все формы психотерапии, для которых характерны принятие психотерапевтом роли организатора и руководителя терапевтического процесса, возложение им на себя ответственности за достижение психотерапевтических целей и дидактичность. Директивная позиция психотерапевта может сочетаться с авторитарностью или партнерством в выборе целей психотерапии. К Д. п. относятся методики поведенческой психотерапии, большинство приемов гипноза и позитивной психотерапии. Директивные формы психотерапии являются преимущественным методом работы с регрессивными, дезориентированными пациентами (с психотической патологией) и детьми. Директивная групповая психотерапия первоначально была применена Маршем (Marsh L. С.) для пациентов, содержащихся в исправительных учреждениях. К преимуществам Д. п. следует отнести то, что психотерапевт может высоковероятностно прогнозировать время и качество терапевтических изменений у пациента и более структурированно, планомерно реализовать и контролировать их, имеет возможность работать с пациентом в более интенсивном и краткосрочном режиме.;

· недирективную. Недирективное поведение врача включает все то, что в широком понимании составляет роль психотерапевта. Он слушает, проявляет эмпатию, гибок в своей тактике и с уважением относится ко всем требованиям пациента, создает для него атмосферу безопасности. Такое поведение является основой терапевтического союза, или рабочего альянса, в психодинамической психотерапии, партнерства как формы неавторитарного сотрудничества в личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии. Эта форма взаимоотношений врача и больного труднее для них, чем руководство, но более продуктивна, когда речь идет не о поддержке и укреплении личности пациента, а о ее коррекции и изменении в направлении большей самостоятельности и ответственности в лечебном процессе и при решении проблем собственной жизни. При недирективной постановке вопросов преобладают темы, которые привносит больной. Недирективный групповой психотерапевт предоставляет участникам группы свободу выбора тем и направлений дискуссий, не влияет на динамику действия, не навязывает исполнения норм. Он использует преимущественно технику отражения и кларификации(Кларификационное замечание — особое высказывание психотерапевта, повторяющее то, что сказал пациент, в более ясных терминах. Иногда психотерапевт в точности пересказывает замечание больного; но он никогда не пытается связывать между собой факты или высказывания, полученные им от больного в различное время. Важно, что в кларификационном замечании психотерапевт никогда не стремится давать оценки. В своих высказываниях он намеренно избегает проявлений собственной экспрессии, отражающей его отношение к больному, его словам или какимто обстоятельствам его жизни. Сохраняются лишь те эмоциональные акценты, которые были допущены самим пациентом. Кларификационное замечание относится к разряду недирективных процедур и представляет собой попытку психотерапевта вернуть пациенту то, что он сказал, почувствовал, выразил. Отражение чувства (reflection of feeling) — методика, состоящая в том, что психотерапевт повторяет то, что сказал пациент таким образом, чтобы высветить не столько интеллектуальное, сколько эмоциональное значение сказанного.)

При этом неопределенность высказываний врача побуждает больного к повышенной активности, благоприятствует проявлению в его речи богатого психопатологического материала - неконтролируемых и иррациональных мыслей и чувств, важных с диагностической и терапевтической точек зрения. Недирективное поведение психотерапевта наиболее ярко представляет триада (качеств психотерапевта) Роджерса - эмпатия, принятие и аутентичность ((от греч. authentikys — подлинный). Понятие, разработанное в гуманистической психологии и психотерапии и отражающее одну из важнейших интегративных характеристик личности. По Роджерсу (Rogers С. R.), который активно использовал этот термин, А. — это способность человека в общении отказываться от различных социальных ролей (психотерапевта, профессионала, педагога, руководителя и т.п.), позволяя проявляться подлинным, свойственным только данной личности мыслям, эмоциям и поведению).. Например, последователи школы Роджерса (Rogers С. R.) создают благоприятный, акцептирующий климат, располагающий к самоэксплорации больных (означает меру включенности клиента в беседу, со­держание соответствующих контексту разговора переживаний); специалисты по гештальт-терапии постоянно побуждают больного к сознательному выбору и решению, предлагая ему определенное действие или участие в терапевтическом упражнении.

6. По продолжительности:

· сверхкороткую (сверхбыструю);

· короткую (быструю);

· длительную;

· сверхдлительную.

Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким.

Короткая психокоррекция длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы, как бы "запускает" процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.

Длительная психокоррекция продолжается месяцы, в центре внимания -личностное содержание проблем. Во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер.

Сверхдлительная психокоррекция может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания сути переживаний. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер.

7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:

· общую;

· частную;

· специальную.

Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития.

Под частной психокоррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции.

Каждый прием имеет, как правило, несколько направлений психокоррекционного воздействия. Частная психокоррекция вооружает специалиста арсеналом средств психологического воздействия, которыми он насыщает программу групповой или индивидуальной работы.

Специальная психокоррекция - это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность,

сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завышенная самооценка и т.д.).

Специальная психокоррекция, таким образом, призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности. Негативные аспекты могут быть обусловлены как субъективными, так и объективными факторами.

Особый случай представляют условия детских домов, исправительных учреждений для несовершеннолетних, воспитание в которых неотделимо от коррекции. В этих случаях первичным фактором, нарушающим психический онтогенез, является

психогения, и психокоррекция направлена на преодоление результатов неправильного воспитания.

Виды коррекционных программ

Для осуществления коррекционных воздействий необходимы создание и реализация определенной модели коррекции: общей, типовой, индивидуальной.

Общая модель коррекции - это система условий оптимального возрастного развития личности в целом. Она предполагает расширение, углубление, уточнение представлений человека об окружающем мире, о людях, общественных событиях, о связях и отношениях между ними; использование различных видов деятельности для развития системности мышления, анализирующего восприятия, наблюдательности и т.д.; щадящий охранительный характер проведения занятий, учитывающий состояние здоровья клиента (особенно у клиентов, переживших посттравматический стресс, находящихся в неблагоприятных социальных и физических условиях развития). Необходимо оптимальное распределение нагрузки в течение занятия, дня, недели, года, контроль и учет состояния клиента.

Типовая модель коррекции основана на организации практических действий на различных основах; направлена на овладение различными компонентами действий и поэтапное формирование различных действий.

Индивидуальная модель коррекции включает в себя определение индивидуальной характеристики психического развития клиента, его интересов, обучаемости, типичных проблем; выявление ведущих видов деятельности или проблем, особенностей функционирования отдельных сфер в целом, определение уровня развития различных действий; составление программы индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны, действия ведущей системы для осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного человека.

Существуют стандартизированные и свободные (ориентированные на настоящий момент) коррекционные программы.

В стандартизированной программе четко расписаны этапы коррекции, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам данной программы. Перед началом осуществления коррекционных мероприятий психолог должен проверить возможности реализации всех этапов программы, наличие необходимых материалов, соответствие возможностей, предъявляемых к участникам данной программы.

Свободную программу психолог составляет самостоятельно, определяя цели и задачи этапов коррекции, продумывая ход встреч, намечая ориентиры результата достижений для перехода к следующим этапам психокоррекции.

  1. Этапы ПК работы (по Колесниковой)
  1. Сбор психологического анамнеза: беседа, психодиагностика. Необходим для определения психологического статуса клиента в свете всей его истории развития в осчетании с представлением данной истории в сознании самого клиента. В это и заключается основное отличие медицинского анмнеза от спихологического , а именно интерпретация события клиентом.

Тип информации, которую требуется получить для каждого возрастного периода:

    • Развитие ведущей познавательной деятельности
    • Специфика социальной ситуации
    • Наличие объективных психотравмирующих событий (смена места жительства, дет.сада, работы, изменения в составе семьи) и их интерпретация клиентом
    • Наличие соматических (в том числе хронических) заболеваний

Особое внимание при анализе анамнеза следует уделять:

  • Установлению присутствия стрессоввых факторов в процессе развития и формирования личности
  • Индивидуальным реакциям на данные стресс—факторы
  • Частоте соматических и хронических заболеваний
  • Отношениям внутри семьи
  • Типу воспитания в семье по отношению к клиенту
  • Взаимоотношениям клиента со значимыми близкими
  • Уровню развития на каждом возрастном этапе и соответствию данного уронвя норме.
  1. Установление психологического диагноза (с учетом возрастных и социокультурных особенностей) – выяснение причин возникновения данных проявлений в поведении клиента и их возможных последствий
  2. Установление прогноза ( гипотез о действии ПК программы) – по мнению Выготсокого содержане прогноза и диагноза совпадает, однако прогнозх строится на умении настолько понять « внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития. Существует 2 типа прогноза:

Вероятностный – прогнозирование наиболее вероятного будущего, в основе которго лежат объективные данные о настоящей ситуации в моменте «здесь и теперь» и субъективное представление о структуре прошлого опыта клиента. Чаще всего применятеся при работе с клиентами юношеского возраста и всех периодов «взрослости».

Условно-вариативный– более уместен при работе с детьми и подростками. Это конструирование трех основных линий (вариантов) дальнейшего хода развития ребенка из множества потенциально возможных.

Ø Если неблагоприятиные услвоия, ставшие причиной возникновения трудностей , сохраняются

Ø Если они будут сняты, либо ослаблены

Ø Если они усугубятся

  1. Планирование ПК мероприятий ( с учетом зоны ближайшего развития)
  2. Осуществление ПК мероприятий
  3. Оценка результатвиности ПК мероприятий
  4. Психопрофилактика рецидива данной проблемы
  1. Блоки психокоррекционной программы

Целенаправленное воздействие на клиента осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков.

Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.

Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:

1. Диагностический.

2. Установочный.

3. Коррекционный.

4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

Диагностический блок. Цель: диагностика особенностей развития личности,

выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.

Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: измеренение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

4. Основные требования к составлению психокоррекционной программы

При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать следующие моменты:

  • четко формулировать цели коррекционной работы;
  • определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;
  • отобрать методики и техники коррекционной работы;
  • четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом;
  • определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;
  • определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);
  • определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10-15 мин в начале коррекционной программы до 1,5-2 ч на заключительном этапе);
  • разработать коррекционную программу и определить содержание коррекционных занятий;
  • планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей - подключение родственников, значимых взрослых и т.д.);
  • реализовать коррекционную программу (необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу);
  • подготовить необходимые материалы и оборудование.
  • Оценка результативности ПК мероприятий
  • Планирование профилактических мер с учетом индивидуальных особенностей и специфики социальной ситуации клиента ( контрольные визиты к специалисту, переписка со специалистом, домашние задания (ведение дневника, посещение занятий по спорту или танцам).

По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.

5. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ

МЕРОПРИЯТИЙ

Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена с точки зрения:

а) разрешения реальных трудностей развития;

б) постановки целей и задач коррекционной программы.

Необходимо помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе работы, к моменту завершения.

Так, коррекционная программа может не претендовать на полное разрешение трудностей развития, а ставить более узкую цель в ограниченном временном интервале.

Оценка эффективности коррекции может меняться в зависимости от того, кто ее оценивает, поскольку позиция участника коррекционного процесса в значительной мере определяет итоговую оценку ее успешности.

Например, для клиента основным критерием успешности своего участия в программе будет эмоциональное удовлетворение от занятий и изменение эмоционального баланса в целом в пользу положительных чувств и переживаний.

Для психолога, ответственного за организацию и осуществление коррекционной программы, главным критерием оценки станет достижение поставленных в программе целей.

Для лиц из окружения клиента эффективность программы будет определяться степенью удовлетворения их запроса, мотивов, побудивших обратиться за психологической помощью, а также особенностью осознания ими проблем и стоящих перед ними задач, непосредственно связанных с проблемами клиента.

Анализ факторов и условий, влияющих на эффективность коррекционной работы, показал, что существенное значение для достижения запланированного эффекта имеет

Критерии эффективности

Какой бы содержательный критерий эффективности ни анализировался, в любом случае речь идет о следующих группах переменных, характеризующих психокоррекционное воздействие:

- субъективно-переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире;

- объективно-регистрируемые (экспертом, наблюдателем) параметры, характеризующие изменения в различных модальностях мира человека;

- устойчивость изменений в последующей (после воздействия) жизни человека. При оценке эффективности воздействия могут использоваться объективные

психофизиологические методы, регистрирующие вегетативно-соматические,

физиологические и психические функции. Поиск критериев эффективности психокоррекционного воздействия всегда будет требовать учета своеобразия механизмов нарушений, используемых методов воздействия и тех целей, которые стремятся реализовать с их помощью.

Тема. Введение в психокоррекцию.

Вопросы.

  1. Задачи дисциплины «Основы психокоррекции»
  2. Понятие психокоррекции, как вида психологической помощи. Сравнительная характеристика ПК, ПТ и психологического консультирования.
  3. Психологическое здоровье, как цель и критерий успешности психокоррекции.
  4. Требования к практическому психологу, занимающемуся психокоррекцией.
  5. Виды психокоррекции
  1. Задачи дисциплины «Основы ПК»

Соответственно выделяются такие задачи курса «Основы психологической коррекции»:

– дать содержательное наполнение понятию «психологическое здоровье», описать факторы риска его нарушения, оптимальные психолого-педагогические условия его становления; определить уровни психологического здоровья, определяющие форму и содержание психологической поддержки;

– Обозначить специфику ПК как вида психологической помощи

– Рассмотреть основные этические принципы работы психолога, занимающегося психокоррекцией

– Провести краткий обзор существующих подходов в психокоррекции

– Знакомство с базовыми и специфическими установками в трансактном анализе, гештальт-терапии и в инструментальных моделях психокоррекции: НЛП, арт-терапия, телесно-ориентированная терапия.

  1. Понятие психокоррекции, как вида психологической помощи.

Психологическая помощь - система мероприятий, направленных на смягчение или преодоление психологических трудностей, решение психологических проблем, возникающих у человека или группы людей, средствами практической психологии.

Содержание психологической помощи как цели взаимодействия практического психолога и клиента м.б. представлено следующим образом (по Абрамовой):

1. Психодиагностика – оказание помощи через сообщение клиенту объективной психологичес<

Наши рекомендации