Упражнение «Необыкновенная радуга»
Инструкция педагога-психолога:(Включается спокойная, расслабляющая музыка.) Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко… Закройте глаза… Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.
Ее первый цвет — голубой. Он мягкий и успокаивающий, как струящаяся вода. Приятно ласкает глаз в жару, освежает, как купание в озере. Ощутите эту свежесть…
Следующий — желтый цвет. Желтый приносит нам радость, согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.
Зеленый — цвет мягкой лужайки, листьев и тепла лета. Если нам не по себе, если мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.
Откройте глазки… Что вы чувствовали и ощущали, когда смотрели на каждый цвет необыкновенной радуги?.. Возьмите с собой эти ощущения на весь день.
Упражнение «Самолет»
Инструкция педагога-психолога: Займите позицию готовности к старту, словно вы самолет перед взлетом… Стойте прямо, разведите руки в стороны… Может, у вас есть особый звуковой сигнал перед взлетом?.. Представьте, что ваш самолет разгоняется и набирает высоту… Вы летите! Что там сверху?.. А внизу?.. Что вы слышите?.. Какие запахи чувствуете?.. Что вы чувствуете над облаками?.. Запомните это. Вы летите вниз и приземляетесь… В следующий раз, когда будете испытывать неприятные эмоции или страх, представьте, что взлетаете над облаками. Вперед и вверх.
Упражнение «Покой. Дыхание. Отдых»
Инструкция педагога-психолога: Сядьте в удобное положение. Как ведут себя ваши мысли?.. Может быть, они мечутся, как волны во время шторма?.. Какими они были?..
Скажите себе: «Успокойся. Мысли, уходите прочь!»… Глубоко вдохните через нос, выдохните через рот… Выдохните все напряжение из своего тела… Можно во время вдоха и выдоха считать до трех. Дышите, пока не почувствуете себя отдохнувшими…
Примечание. Упражнение повторяется 3–6 раз.
III. Заключительная часть. Ритуал прощания
Занятие 6. Зима — февраль
I. Ритуал приветствия
II. Основная часть
Упражнение «Снеговик»
Инструкция педагога-психолога: Представьте, что вы — только что слепленные снеговики. Ваши тела должны быть твердыми, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговики начали таять… Сначала тает и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются лицо, руки, ноги… И вот вы уже становитесь лужицей и падаете на пол… Вы совсем расслаблены… Солнышко пригревает еще сильнее, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко, похожее на бабочку…
Примечание. В начале упражнения детям необходимо дать установку, что падать надо медленно, осторожно, чтобы не нанести себе вред.
Упражнение «Порхание бабочки»
Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги выпрямлены, слегка раздвинуты. Звучит спокойная, расслабляющая музыка.
Инструкция педагога-психолога: Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день… Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок… Проследите за движениями ее крыльев… Они легки и грациозны.
Теперь представьте, что по мановению волшебной палочки вы сами превратились в красивую бабочку с большими крыльями… Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз… Насладитесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе…
А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите… Посмотрите, сколько на нем ярких цветов… Найдите глазами самый красивый и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях.
Упражнение «Игра-танец»
См. занятие 3, упражнение 2.
Упражнение «Мгновенная релаксация»
Инструкция педагога-психолога: Глубоко вдохните и выдохните… На выдохе скажите себе: «Расслабься». Если чувствуете, что начинаете нервничать или напрягаться, еще раз глубоко вдохните и выдохните… Если в голове тревожные мысли, не обращайте на них внимания, они исчезнут… Пусть улетают, как улетает волшебный шарик, когда отпускаешь ниточку…
III. Заключительная часть. Ритуал прощания
Занятие 7. Весна — март
I. Ритуал приветствия
II. Основная часть
Упражнение «Снежная баба»
Инструкция педагога-психолога: Представьте, что каждого из вас превратили в снежную бабу. Она огромная, красивая, вылепленная из чистейшего, сверкающего под лучами солнца снега… У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках… На улице прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и вы почувствовали, что начали таять. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно медленно начинает таять и туловище. Вы превращаетесь в лужицу, растекшуюся по земле.
Упражнение «Отдохнем»
Инструкция педагога-психолога:(Включается спокойная, расслабляющая музыка.) Лягте на спину на коврики. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, не скрещены. Устройтесь удобно и закройте глаза. Мысленно повторяйте за мной:
Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает мое тело и распространяется по нему… Я спокоен… Я отдыхаю…
Отдыхают мои руки… Отдыхают мои ноги… Отдыхает моя нервная система… Мне лень шевелиться…
Мое дыхание совершенно спокойно… Мне дышится легко и свободно… Мои руки расслаблены и теплеют…
Я дышу легко и непринужденно… Каждый новый вдох снимает напряжение, успокаивает меня и приносит приятное расслабление…
Чувство приятного покоя наполняет меня изнутри…
Я отдыхаю… Мое тело полностью расслаблено… Приятная лень разливается по всему телу… Я наслаждаюсь полным покоем и отдыхом, который приносит мне силы и уверенность в себе… Я становлюсь спокойным и жизнерадостным… У меня хорошее настроение…
Я наслаждаюсь приятным покоем и отдыхом, который приносит мне силы и уверенность в себе…
Пять… четыре… три… два… один…
Откройте глаза… Сядьте… Сохраните наполнившее вас ощущение покоя и хорошего настроения на весь день.
Упражнение «Огонь и лед»
Инструкция. Упражнение включает в себя переменное напряжение и расслабление всего тела. Исходное положение — лежа. По команде воспитателя «Огонь!» дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «Лед» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело.
Педагог-психолог несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.