Характеристика различных видов публичной речи
Вид речи | цель | Краткая характеристика |
Информационная | Обогащение слушателей новыми знаниями, представлениями о предмете, процессе, явлений, пробуждение любознательности. | Требования: а) не должно быть ничего спорного; б) должна пробуждать любознательность слушателя; в)должна удовлетворять запросы слушателя; г) сообщение должно быть сделано на актуальную тему. Реализуется в форме повествования, описания или объяснения. |
Убеждающая | Доказательство или опровержение какого-либо положения, возбуждение у слушателей тех или иных чувств. | Предмет речи самой спорностью вопроса должен стимулировать интерес слушателей. Необходимо, чтобы обсуждаемый вопрос непосредственно касался слушателей и затрагивал их практические интересы, а сама речь была остроумной и увлекательной. |
Призывающая | Призыв к конкретному новому действию или прекращению прежнего. | Такая речь обычно не планируется заранее и тщательно не готовится, её тематика меняется в зависимости от актуальных событий. Она должна будоражить личные мотивы слушателей, их интересы, быть краткой и эмоциональной. |
Протокольная (рамочная) | Открытие, презентация, приветствие или выражение благодарности. | Рекомендуемая последовательность протокольной речи: открыть встречу, провести собрание, предоставить слово докладчику. При закрытии собрания следует выразить слова благодарности оратору. Представление докладчика должно быть кратким. |
Траурная | Прощание с ушедшим из жизни деловым партнёром, товарищем по работе, другом. | Если надгробное слово посвящено ушедшему другу, то оно должно быть простым и очень достойным. Можно сказать о том, кем он был для вас, рассказать о достоинствах, но без чрезмерности, уместны в завершение речи стихи или изречения из Библии. |
Торжественная | Создание праздничного настроения, стремление согреть сердца слушателей и удовлетворить их ожидания. | Уместны красивые слова, эпитеты, образные высказывания, авансированная похвала, эмоциональная поддержка. Если речи говорят последовательно несколько ораторов, тогда они должны быть непременно короткими и оригинальными. |
Речь в дружеском кругу | Преследует самые разные цели (чаще всего – объединение коллег на неформальной, дружеской основе). | Основные черты такой речи – добрая шутка, благожелательный тон, лаконичность, целеустремлённость, эмоциональная насыщенность, экспрессивность. Во время застолья тосты должны быть оригинальны и экспрессивны. Так же используют развлекательные речи, в которых уместно сочетание шутки с серьёзной мыслью, правды и вымысла, иронии и юмора и других достоинств и недостатков в шутливых тонах. |
Своеобразие публичной речи состоит в том, что она воздействует на слушателей не только словами, использованными при построении фразы, но и тем, как эти слова сказаны (интонация, сила, высота звука и пр.). Эффективное воздействие на аудиторию происходит не столько из-за того, что и кому говорят, сколько из-за того, кто говорит и как это сказано. На слушателей действует также обстановка, в которой произносится речь: помещение, состав аудитории, наличие или отсутствие свежего воздуха, освещение, технические средства, личность самого оратора, его внешний вид и многое другое. Публичная речь требует даже от опытных ораторов тщательной подготовки, а для начинающих деловых людей это обязательное требование. Подготовка речи является творческой работой и включает последовательные этапы. Античный риторический канон выделял пять этапов подготовки и произнесения речи.
1.Инвенция, или нахождение, изобретение. На этом этапе собирают и систематизируют необходимый для будущей речи материал.
2.Диспозиция, или расположение. Автор будущей речи обдумывает материал, структурирует его, связывает детали, готовит комментарии к материалу.
3.Элокуция, или словесное оформление мысли. В этой части осуществляется первая редакция ключевых слов, стилистическое оформление главной части, формулирование вступления и заключения, окончательная редакция текста.
4.Меморио, или запоминание. На этом этапе необходимо мысленно освоить написанный текст, может быть, даже выучить его наизусть и попробовать освоить риторически, т.е. выделить места, где необходимо паузы, модуляции голоса, невербальная поддержка текста и другие проявления индивидуального ораторского стиля.
5.Произнесение.
Чтобы прийти к успеху, оратору необходимо каждый раз помнить о следующем:
1.Выступающий принимает на себя некое обязательство перед публикой. Речь должна быть ориентирована на слушателей вне зависимости от того, предназначена она для индивидуального собеседования или для выступления перед большой аудиторией.
2.Слушатели молча оценивают это обязательство. А после окончания речи публика, как правило, выносит приговор. Опытный оратор не допускает отрицательного результата, он хорошо подготовится к встречи и будет следить за тем, как его выступление воспринимается аудиторией. Когда выступление не нравится, слушатели начинают менять положение тела, смотреть на часы, разворачивать ноги в сторону двери, спиной, зевать, закрывать лоб руками, опираться головой на обе руки, разговаривать с соседом, всячески показывая нежелание слушать оратора.
3.Речь должна быть с начала и до конца захватывающе интересной и полезной.
4.Речь должна быть правильно составлена и содержать вступление, основную часть и заключение.
Рекомендации специалиста по общению.
Ø Исключайте безличные предложения.
Ø Говорите не слишком быстро, не пускайтесь в «галоп».
Ø Голосом выделяйте существенные моменты вашей речи.
Ø Не перегружайте свою речь иностранными словами, придавая ей тем самым важность или научность.
Ø Обращайте внимание на ваши жесты; пользуйтесь ими с учетом их информативности и ситуативной уместности.
Ø Передавайте другим то, что чувствуете сами.
Ø Волнуйтесь. Некоторая доля волнения придаст вашему выступлению остроту.
Ø Трибуной пользоваться не обязательно. Она стесняет движения и делает вас похожим на чудовище.
Ø Не следует формулировать вашу личную цель выступления. Слушателей гораздо больше волнует, что вы можете сделать для них, а не наоборот.
Ø Не следует говорить медленно.
Ø Не начинайте свою речь со смешной истории. Подлинный случай, имеющий отношение к делу, намного лучше, чем простой анекдот.
Ø Речь не должна быть плавной. Встряхивайте слушателей. Удивляйте их.
Ø Подводите итоги не только в конце выступления. Подводите итоги все время, на протяжении всей своей речи.
Ø Не держите аудитории в руках всё время. Пусть слушатели спорят с вами, если им вздумается – это доставит им удовольствие, а вы предстанете в их глазах человеком, который достаточно уверен в себе и не боится предоставить слушателям некоторую свободу мысли.
Важнейшим и необходимым условием публичной речи является впечатление, производимое оратором на аудиторию. Помня об этом, следует уже на подходе к трибуне держаться уверенно, производить хорошее впечатление. Кроме демонстрации жестов уверенности, необходимо установить со слушателями контакт глаз, демонстрировать уверенный, прямой взгляд. Необходимо обращать свой взгляд сразу же на нескольких слушателей, желательно в разных концах аудитории, охватывая как бы сразу всех и никого не оставляя без внимания. Взгляд должен быть теплым, доброжелательным, дружеским.
(предлагается подготовить некоторым участникам группы варианты публичных выступлений, в соответствии с таблицей«Характеристика различных видов публичной речи»)
Дискуссия (спор)
Римляне различали три вида дискуссий: ad hominem, ad red и ad rem.
Ad red (к цели) – спор, в котором у участников есть какая-то общая цель, в осуществлении которой каждый заинтересован, но не согласен с тем способом её достижения, который предлагает оппонент. Это спор, в котором рождается истина.
Ad rem (по факту) – спор по поводу какого-то события, факта. Факты можно принимать или не принимать, но без всяких комментариев. В дискуссии этого вида надо отказаться от любых собственных комментариев и оценок, а рассматривать только факты.
Ad hominem ( на толпу, на человека) – спор с целью убедить в чем-то слушателей и заставить их принять определенную точку зрения. При этом пытаются объяснить иррациональное поведение человека с точки зрения рациональных категорий – справедливого или несправедливого, добра или зла, красивого или некрасивого, истины и лжи. В спорах этого вида побеждает тот, кто лучше владеет приёмами эвристики, которая учит, как выиграть любой спор независимо от того, на чьей стороне истина.
Эвристические приёмы публичной дискуссии:
1) Убеждение слушателей в своей точке зрения возможно:
а) путем обоснования своих положений с помощью следующих приёмов:
Ø Использование ответов противника
Ø Использования неверных посылок
Ø Задавания вопросов не в том порядке, либо обратных теме дискуссии
Ø Не позволять противнику подводить итог дискуссии, а заключать спор самому
Ø Вместо оснований пользоваться ссылками на авторитеты
Ø Выбора благоприятного названия темы дискуссии
Ø Выставить положение как доказанное и выкрикнуть с триумфом
б) путем отражения нападения противника с помощью анализа:
Ø Спастись, воспользовавшись какими-либо тонким различием
Ø Прервать ход спора, перескочить, перевести его на другое
Ø Согласиться с противником и продолжать дальше свою линию
Ø совершенно обобщить предмет, потом возражать, опровергать излишнее обобщение
Ø с тонкой иронией признать себя непереубежденным
Ø делать личные упреки противнику
Ø ответить таким же лживым аргументом, как и противник.
2)Указание на то, что точка зрения противника неверна, возможно с использованием таких приёмов:
а) нападения на положения самого противника, применяя такие «достойные» аргументы, как:
Ø распространение
Ø акцент на относительность вместо общности
Ø противоречить, спорить и побуждать к расширению
Ø «вылавливать» такие заключения, которых у противника нет
Ø поискать, не противоречит ли аргумент противника сути дела
Ø подвести под какую-нибудь ненавистную категорию
Ø возражение негодное, но в глазах публике верное, а лучше – смешное
Ø фраза «это может быть верно в теории, но на практике ложно»
б) нападение на самого противника:
Ø возбуждая его гнев
Ø не допуская его верных посылок
Ø сбивая с толку набором бессмысленных слов
оскорбляя и грубя ему, особенно если замечаешь, что противник сильнее.
(Предложить ролевой вариант игровой ситуации спора, желательно по актуальной теме для группы, с дальнейшим ее анализом)
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ
ТЕСТ «УМЕНИЕ ПЕРЕДАВАТЬ СООБЩЕНИЕ»
Проверьте свои способности передавать сообщение. Для этого усадите перед собой группу получателей сообщения и дайте им по листу бумаги. Описывайте представленное ниже изображение таким образом, чтобы получатели смогли воспроизвести на своих листах по возможности точную его копию.
Отправитель сообщения не может делать уточнения ни словами, ни жестами.
После завершения передачи сообщения сверьте полученные зарисовки и сделайте педагогические выводы о своих способностях оперировать словами.
М.Робер, Ф.Тильман. Психология индивида и группы. Пер. С англ. М., 1988.
III. ПРИЛОЖЕНИЯ
(Электронные презентации, видеоматериалы, обучающие программы, глоссарий)