ГЛАВА IIi. ПСИХОПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1. Методические рекомендации по профилактике агрессивных проявлений в поведении детей дошкольного возраста
Самое важное в работе по профилактике агрессивного поведения с детьми – это создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы мирного отношения между людьми. Где отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения.
В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные формы и методы, помогающие проводить профилактику агрессивного поведения у детей.
В первую очередь это игровая терапия — метод воздействия на детей с использованием игры. Данное понятие включает в себя множество методик, но все они основываются на том, что в игре заложен большой потенциал влияния на личность ребенка. Формирование в игре новых эмоций связано с тем, что она, по Л. С. Выготскому, «дает ребенку новую форму желания к фиктивному «Я», т. е. к роли в игре и ее правилам» [12]. Как ведущая деятельность, определяющая психическое развитие дошкольника, игра является и адекватным средством для перестройки различных отклонений в эмоциональном развитии.
В работе с детьми можно использовать произведения детских писателей и поэтов, фольклор. Они являются особой формой осмысления действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Сказки, потешки и другие произведения обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают образное мировидение, отзывчивость. В некоторых случаях целям профилактики более соответствуют игры-драматизации на темы художественных произведений, сказок. А. Д. Арановская и А. В. Запорожец сформулировали положение о том, что восприятие художественных произведений является особой внутренней творческой деятельностью, в результате нее происходит сопереживание и сочувствие персонажам, у ребенка появляется новое отношение к окружающему [24].
В работе по профилактике используется психогимнастика. Психогимнастика примыкает к тем методикам, общей задачей которых являются снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, коррекция настроения и предупреждение эмоциональных расстройств у детей, в том числе и агрессивного поведения.
Отдельным методом можно выделить релаксацию.В дошкольном возрасте способность подчинять свою психическую жизнь ярким, живым образам фантазии совершенно естественна, так как слово у ребенка очень близко к конкретному образу. Для того чтобы управлять работой своих эмоций, нужно научиться направлять свое внимание на внутренние ощущения, научиться осознавать, различать их, сравнивать, а уже потом произвольно менять их характер.
Следующий метод — проективное рисование. Отмечается, что проективное рисование как профилактический метод особенно эффективен в работе с детьми дошкольного возраста. Рисунок рассматривается, прежде всего, как проекция личностных особенностей ребенка, его символического отношения к миру. Так как у агрессивных детей нарушены формы общения, лучше начать профилактику поведения опосредованно, через рисунок. Изобразительная деятельность предоставляет ребенку возможность осваивать новые формы опыта, переживать ведущие внутри психические конфликты и постепенно их разрешать.
А, Фрейд подчеркивает, что продукт изобразительного творчества сублимирует разрушительные агрессивные тенденции автора и предупреждает тем самым их развитие и непосредственное проявление в поступках. С помощью форм, цвета ребенок выплескивает на бумаге все то, что он не может донести до окружающих словами, суть своих проблем, которые следует проанализировать. Выражая накопившиеся эмоции, ребенок учится находить оптимальные выходы продуктивными, а не агрессивными действиями [6]. Кроме того, рисуя с детьми красками, мы используем в качестве инструмента руки и пальцы, что помогает снять напряжение и активизировать рецепторы. То есть с помощью рисования ребенок не только выражает свое «Я», но и приобретает возможность найти выход собственным эмоциям (в том числе и отрицательным) новыми формами, не прибегая к агрессивному воздействию.
Интересным методическим приемом актуализации чувств ребенка является куклотерапия, разработанная И. Медведевой и Т. Шишовой. Ребенок в этой игре выступает в двух ролях — своей собственной и куклы. Кукла может «рассказать», что она думает о своем «хозяине». Методика основана на постановке пьес, позволяющих деликатно корректировать детские проблемы. Исполняя различные роли, дети приобретают позитивный опыт поведения и общения со сверстниками, с другими людьми.
Выводы по III главе
Благодаря коррекции агрессивного поведения с помощью различных форм и методов можно сделать следующий вывод о том, что необходим системный подход в работе по предотвращению появления детской агрессии. Данные методические рекомендации особенно важны для родителей, а так же полезны для педагогов ДОУ, которые чаще других специалистов сталкиваются с агрессивными проявлениями детей и имеют возможность своевременно, последовательно и постоянно применять данные методы и средства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, не только для педагогов и психологов, но и для нашего общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигает на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда ещё возможно предпринять своевременные корригирующие меры.
Рассмотрев теоретические аспекты проблемы агрессивных проявлений в поведении детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что существует немалое количество различных концепций, объясняющих феномены этих явлений. Одни рассматривают агрессию в качестве врожденного, инстинктивного свойства индивида, другие – как реакцию на фрустрацию, третьи определяют агрессивность как характеристику поведения, формирующуюся в результате научения.
Выяснилось, что основными факторами, влияющими на проявление агрессивного поведения у дошкольников, являются особенности семейного воспитания; структура семьи; уровень эмоционального напряжения и фрустрации; соматические заболевания или заболевания головного мозга.
На основании изученной литературы, можно прийти к заключению, что хотя мнение современных представителей, выше описанных направлений, различны во взглядах на сущность и истоки агрессивного поведения, общим для них является признание влияния социальных факторов на становление агрессивного поведения, а также то, что агрессивное поведение не является неизбежным, его можно избежать или уменьшить частоту его проявления.
Становление агрессивного поведения сложный и многогранный процесс, в котором взаимодействуют множество факторов, как биологических, так и социальных. Многие психологи считают агрессию врожденной, неотъемлемой характеристикой поведения, но они же признают, что над агрессивными проявлениями возможен контроль, связанный с обучением и воспитанием. В отечественной психологии большое значение придается механизмам социализации, формирующему воздействию социальной ситуации развития.
Основные изменения в личности ребенка начинаются с середины дошкольного возраста, и группируются в сфере социальных отношений, основной причиной этого является расширение социальных связей ребенка с миром. Это ставит его перед необходимостью адекватного отражения социальной сферы.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования, подтвердилась.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аллан Джон. Ландшафт детской души. - С-Пб.: Диалог - Лотацъ, 1997.
2. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. – СПб.: Речь, 2007. – 224с.
3. Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль. - М.: Речь, 2008. - 512с.
4. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. - Рига.:Прогресс., 1984.
5. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160с.
6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Дошкольная психология: Учебное пособие для педучилищ. - М.: Просвещение, 1988. - 335с.
7. Волкова, Е. Агрессивный ребенок // Трудные дети или трудные родители. М., 2002
8. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976.-324с.
9. Возрастная психология: Личность от молодости до старости: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.В. Герасимова, М.В. Гомезо, Г.В. Горелова. - М.: Педагогика, 2001. - 272с.
10. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост.: И.В. Дубровина, В.В. Зацепин, А.М. Прихожан. - М.: Academia, 2003. - 368с.
11. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Кн. для воспитателей / Под ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 1999. - 158с.
12. Выготский Л.С. Психология. - М.: Издательство «ЭКСМО-Пресс», 2002. - 1008с.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика - Пресс, 1999. - 536с.
14. Ковалев.П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. - СПб., 1996. - С. 283.
15. Колосова С. Л. Детская агрессия/ С. Л. Колосова. - СПб.: Питер, 2004. – 224с.
16. Колосова, С. Истоки детской агрессии./С. Колосова. // Школьный психолог: Приложение к газете "Первое сентября". 2000. Март (№12)
17. Сидорова И.В. Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира старшего дошкольного возраста: методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2013. – 80с.
18. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 160с.
19. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности агрессивных дошкольников // Вопросы психологии. - 2006. - №3. - С.5-14.
20. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения детей и подростков и условия его коррекции. - М.: Педагогика, 2006. - 214с.
21. Фрейд А. Детский психоанализ СПб.: Питер, 2003. — 477с.
22. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Психология, 1994. – 189с.
23. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений. М., 2000
24. URL: http://mumskids.ru/article/articleid/23
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1