АДАПТАЦИЯ В 10 КЛАССЕ — ПРОЦЕСС, ТРЕБУЮЩИЙ ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ.

АДАПТАЦИЯ В 10 КЛАССЕ.

АДАПТАЦИЯ В 10 КЛАССЕ — ПРОЦЕСС, ТРЕБУЮЩИЙ ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ.

Это обусловлено тем, что зачастую в 10 классе складывается новый коллектив : часть учащихся уходит из школы после 9 класса, меняя образовательный маршрут и переходя в другое образовательное учреждение. Классы сливаются, разбиваются на потоки, выстраиваются новые межличностные связи.

Как правило, психолог в образовательном учреждении проводит тренинговые занятия, консультации для родителей, учащихся, педагогов.

В плане занятий с учащимися по сопровождению процесса адаптации в 10 классе я бы рекомендовала проведение адаптационных занятий, автором которых является Т.А.Чистякова.

Программа занятий весьма удобна тем, что может быть по времени реализована в двух вариантах: как единый тренинг или как система занятий в рамках классных часов.

Программа содержит чётко сформулированные задачи как курса в целом, так и отдельных этапов и упражнений.

С целью оценки эффективности программы педагогу-психологу необходимо проведения диагностических срезов в начале ведения программы, так и по её окончанию.

I этап. «Знакомство”.

Цели:

§ Ориентация учащихся в целях занятия;

§ знакомство с участниками;

§ установление групповых норм;

§ создание рабочей атмосферы в классе.

Упражнения Содержание Цель
Слово ведущего. Знакомство с классом, рассказ о целях занятий, мотивация на работу в группе. Знакомство, ориентация участников в целях занятий, установление групповых норм, создание рабочей атмосферы в группе.
Упражнение «Снежный ком”[2]. Первый участник называет свое имя, следующий – имя первого и свое, третий – имя первого, второго и свое и т.д. Сформировать и закрепить норму общения в группе (по именам), установить равенство позиций.
Упражнение «Интервью в парах”[2]. Разбить участников на пары (лучше с малознакомыми партнерами). За 10 минут необходимо собрать друг о друге как можно больше информации. Затем участники представляют друг друга всем присутствующим. Развитие навыков самопрезентации, эмпатии, создание условий для доверительного общения, возможности лучше узнать друг друга.
Упражнение – разминка «Черные шнурки” (чтобы взбодрить группу) [1].   Участники сидят в кругу, ведущий (у него нет стула), называет какую-то деталь (например: «У кого в одежде есть белый цвет?”, «Кто любит сладкое?” и т.п.). Участники, у которых есть эта деталь, должны поменяться местами, а ведущий пытается занять свободное место. Водит тот, кому не досталось стула. Формирование открытых отношений между членами группы, внимания друг к другу, сплочение группы, эмоциональная разрядка.
Упражнение «Что изменилось” (как вариант упражнения «Черные шнурки”, если группу нужно успокоить). Участники разбиваются на пары, внимательно осматривают друг друга, делая мысленную фотографию. Повернувшись спиной друг к другу, меняют что-то в своей одежде, внешности. Повернувшись, ищут изменения. Формирование открытых отношений между членами группы, внимания друг к другу, сплочение группы, эмоциональная разрядка.

II этап. «Учимся общаться”.

Цели:

§ Создание дружеской атмосферы взаимопомощи;

§ доверия;

§ доброжелательного и открытого общения учащихся друг с другом в классе.

Упражнения Содержание Цель
Упражнение «Взгляды” [2] (прим.: обязательна рефлексия упражнения). Ученики сидят напротив друг друга. Все закрывают глаза, по команде ведущего открывают и пытаются установить с кем-то из группы контакт глазами. Определение уровня развития личных контактов в группе, развитие навыков открытых, доверительных отношений, уверенности в себе.
Упражнение «Переманивания” (вариант упражнения «Перебежчики и охранники” [2]. Учащиеся образуют два круга – внешний и внутренний. У каждого участника из внешнего круга есть пара из внутреннего. Участник без пары должен без помощи слов переманить к себе участника внутреннего круга, чтобы образовалась пара. Развитие навыков установления невербального контакта, открытых отношений между членами группы, внимания друг к другу.
Упражнение «Паровозики” [4](Учитель должен обеспечить безопасность учащихся; обязательна рефлексия).Как вариант – упражнение «Слепой и поводырь” [5]. Ученики делятся на группы по 3 человека, встают друг за другом, держась только за локти. Глаза открыты только у третьего участника. По команде ведущего «паровозики” начинают двигаться по комнате, стараясь не сталкиваться друг с другом. Через некоторое время участники меняются местами, с тем, чтобы каждый смог побывать в разных ролях: ведущего и ведомого. Осознание учащимися своей комфортной позиции в общении и, может быть, своих страхов в общении, развитие ответственности и доверия в межличностном общении.
Упражнение «Кот и дом” [5] (нужны листы бумаги и фломастеры). Прим: при обсуждении разных стратегий взаимодействия важно поговорить о том, какие чувства вызывает агрессия партнера, проговорить удачные варианты решения задания. Участники делятся на пары, договариваются, кто будет первым, кто вторым. Задание участникам № 1 в парах (слышат только они) – нарисовать дом, участникам № 2 – кота. Упражнение должно проходить в полной тишине, разговаривать нельзя. Каждая пара получает лист бумаги и один фломастер на двоих. Необходимо взять фломастер одновременно (!) обоим партнерам и выполнить полученное задание. Осознание своих стратегий взаимодействия в общении при конфликте интересов; формирование навыков партнерских отношений, умения понимать и чувствовать друг друга.

Перерыв – 20 мин.

III этап. «Мы – команда”.

Цели:

§ Сплочение группы;

§ формирование чувства команды;

§ навыков взаимодействия в команде (в группе);

§ формирование групповых норм партнерского общения.

Упражнения Содержание Цель
Упражнение «Вавилонская башня” [5] (нужен скотч, ножницы и стопка газет).Примечание: обязательна рефлексия упражнения. Группа делится на две команды. Каждая команда получает скотч, ножницы и стопку газет. Задача: за 15 минут построить башню, которая должна быть как можно выше и после постройки простоять хотя бы минуту. Нельзя использовать стулья, столы, другие предметы, людей. Формирование умения работать в команде, находить себе место в групповой работе.
Упражнение «Сквозь кольцо” [3]При обсуждении упражнения выяснить, что помогало, что мешало выполнению упражнения. Как действовали – по плану или каждый действовал по-своему? Как можно было бы усовершенствовать способ передачи обруча? Участники стоят в шеренге, взявшись за руки, крайнему дается гимнастический обруч (или кольцо из веревки, проволоки). Задача участников: не разжимая рук, «просочиться” через это кольцо так, чтобы оно в конечном итоге оказалось на другом конце шеренги. Координация совместных действий, сплочение, тренировка уверенного поведения в ситуации, когда кому-то нужно выдвинуть идеи, взять на себя лидерские функции.
Упражнение «Совместный счет” [2] Участникам нужно совместно сосчитать до десяти, но договариваться о порядке счета нельзя, т.е. кто-то говорит «один”, другой «два” и т.д. Если очередное число произносят одновременно два человека, счет начинается сначала. Развитие групповой сплоченности, умения координировать совместные действия.
Упражнение «Пантомима” [5] Класс разделить на несколько команд (по 7–8 человек), раздать карточки с заданиями (без слов изобразить паровоз; гусеницу; оркестр; Пизанскую башню; болельщиков; команду, которая выигрывает (проигрывает) и т.д., используя всех участников команды. Развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы, развитие навыков вербального и невербального общения, саморегуляции.

Литература.

1. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. М., 2002.

2. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. СПб.: Питер, 2008.

3. Грецов А.Г. Тренинг уверенного поведения. СПб.: Питер, 2007.

4. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб.: Речь, 2008.

5. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: с чего начать? М., 2003.

АДАПТАЦИЯ В 10 КЛАССЕ.

АДАПТАЦИЯ В 10 КЛАССЕ — ПРОЦЕСС, ТРЕБУЮЩИЙ ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ.

Это обусловлено тем, что зачастую в 10 классе складывается новый коллектив : часть учащихся уходит из школы после 9 класса, меняя образовательный маршрут и переходя в другое образовательное учреждение. Классы сливаются, разбиваются на потоки, выстраиваются новые межличностные связи.

Как правило, психолог в образовательном учреждении проводит тренинговые занятия, консультации для родителей, учащихся, педагогов.

В плане занятий с учащимися по сопровождению процесса адаптации в 10 классе я бы рекомендовала проведение адаптационных занятий, автором которых является Т.А.Чистякова.

Программа занятий весьма удобна тем, что может быть по времени реализована в двух вариантах: как единый тренинг или как система занятий в рамках классных часов.

Программа содержит чётко сформулированные задачи как курса в целом, так и отдельных этапов и упражнений.

С целью оценки эффективности программы педагогу-психологу необходимо проведения диагностических срезов в начале ведения программы, так и по её окончанию.

Наши рекомендации