АДАПТАЦИЯ В 10 КЛАССЕ — ПРОЦЕСС, ТРЕБУЮЩИЙ ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ.
АДАПТАЦИЯ В 10 КЛАССЕ.
АДАПТАЦИЯ В 10 КЛАССЕ — ПРОЦЕСС, ТРЕБУЮЩИЙ ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ.
Это обусловлено тем, что зачастую в 10 классе складывается новый коллектив : часть учащихся уходит из школы после 9 класса, меняя образовательный маршрут и переходя в другое образовательное учреждение. Классы сливаются, разбиваются на потоки, выстраиваются новые межличностные связи.
Как правило, психолог в образовательном учреждении проводит тренинговые занятия, консультации для родителей, учащихся, педагогов.
В плане занятий с учащимися по сопровождению процесса адаптации в 10 классе я бы рекомендовала проведение адаптационных занятий, автором которых является Т.А.Чистякова.
Программа занятий весьма удобна тем, что может быть по времени реализована в двух вариантах: как единый тренинг или как система занятий в рамках классных часов.
Программа содержит чётко сформулированные задачи как курса в целом, так и отдельных этапов и упражнений.
С целью оценки эффективности программы педагогу-психологу необходимо проведения диагностических срезов в начале ведения программы, так и по её окончанию.
I этап. «Знакомство”.
Цели:
§ Ориентация учащихся в целях занятия;
§ знакомство с участниками;
§ установление групповых норм;
§ создание рабочей атмосферы в классе.
Упражнения | Содержание | Цель |
Слово ведущего. | Знакомство с классом, рассказ о целях занятий, мотивация на работу в группе. | Знакомство, ориентация участников в целях занятий, установление групповых норм, создание рабочей атмосферы в группе. |
Упражнение «Снежный ком”[2]. | Первый участник называет свое имя, следующий – имя первого и свое, третий – имя первого, второго и свое и т.д. | Сформировать и закрепить норму общения в группе (по именам), установить равенство позиций. |
Упражнение «Интервью в парах”[2]. | Разбить участников на пары (лучше с малознакомыми партнерами). За 10 минут необходимо собрать друг о друге как можно больше информации. Затем участники представляют друг друга всем присутствующим. | Развитие навыков самопрезентации, эмпатии, создание условий для доверительного общения, возможности лучше узнать друг друга. |
Упражнение – разминка «Черные шнурки” (чтобы взбодрить группу) [1]. | Участники сидят в кругу, ведущий (у него нет стула), называет какую-то деталь (например: «У кого в одежде есть белый цвет?”, «Кто любит сладкое?” и т.п.). Участники, у которых есть эта деталь, должны поменяться местами, а ведущий пытается занять свободное место. Водит тот, кому не досталось стула. | Формирование открытых отношений между членами группы, внимания друг к другу, сплочение группы, эмоциональная разрядка. |
Упражнение «Что изменилось” (как вариант упражнения «Черные шнурки”, если группу нужно успокоить). | Участники разбиваются на пары, внимательно осматривают друг друга, делая мысленную фотографию. Повернувшись спиной друг к другу, меняют что-то в своей одежде, внешности. Повернувшись, ищут изменения. | Формирование открытых отношений между членами группы, внимания друг к другу, сплочение группы, эмоциональная разрядка. |
II этап. «Учимся общаться”.
Цели:
§ Создание дружеской атмосферы взаимопомощи;
§ доверия;
§ доброжелательного и открытого общения учащихся друг с другом в классе.
Упражнения | Содержание | Цель |
Упражнение «Взгляды” [2] (прим.: обязательна рефлексия упражнения). | Ученики сидят напротив друг друга. Все закрывают глаза, по команде ведущего открывают и пытаются установить с кем-то из группы контакт глазами. | Определение уровня развития личных контактов в группе, развитие навыков открытых, доверительных отношений, уверенности в себе. |
Упражнение «Переманивания” (вариант упражнения «Перебежчики и охранники” [2]. | Учащиеся образуют два круга – внешний и внутренний. У каждого участника из внешнего круга есть пара из внутреннего. Участник без пары должен без помощи слов переманить к себе участника внутреннего круга, чтобы образовалась пара. | Развитие навыков установления невербального контакта, открытых отношений между членами группы, внимания друг к другу. |
Упражнение «Паровозики” [4](Учитель должен обеспечить безопасность учащихся; обязательна рефлексия).Как вариант – упражнение «Слепой и поводырь” [5]. | Ученики делятся на группы по 3 человека, встают друг за другом, держась только за локти. Глаза открыты только у третьего участника. По команде ведущего «паровозики” начинают двигаться по комнате, стараясь не сталкиваться друг с другом. Через некоторое время участники меняются местами, с тем, чтобы каждый смог побывать в разных ролях: ведущего и ведомого. | Осознание учащимися своей комфортной позиции в общении и, может быть, своих страхов в общении, развитие ответственности и доверия в межличностном общении. |
Упражнение «Кот и дом” [5] (нужны листы бумаги и фломастеры). Прим: при обсуждении разных стратегий взаимодействия важно поговорить о том, какие чувства вызывает агрессия партнера, проговорить удачные варианты решения задания. | Участники делятся на пары, договариваются, кто будет первым, кто вторым. Задание участникам № 1 в парах (слышат только они) – нарисовать дом, участникам № 2 – кота. Упражнение должно проходить в полной тишине, разговаривать нельзя. Каждая пара получает лист бумаги и один фломастер на двоих. Необходимо взять фломастер одновременно (!) обоим партнерам и выполнить полученное задание. | Осознание своих стратегий взаимодействия в общении при конфликте интересов; формирование навыков партнерских отношений, умения понимать и чувствовать друг друга. |
Перерыв – 20 мин.
III этап. «Мы – команда”.
Цели:
§ Сплочение группы;
§ формирование чувства команды;
§ навыков взаимодействия в команде (в группе);
§ формирование групповых норм партнерского общения.
Упражнения | Содержание | Цель |
Упражнение «Вавилонская башня” [5] (нужен скотч, ножницы и стопка газет).Примечание: обязательна рефлексия упражнения. | Группа делится на две команды. Каждая команда получает скотч, ножницы и стопку газет. Задача: за 15 минут построить башню, которая должна быть как можно выше и после постройки простоять хотя бы минуту. Нельзя использовать стулья, столы, другие предметы, людей. | Формирование умения работать в команде, находить себе место в групповой работе. |
Упражнение «Сквозь кольцо” [3]При обсуждении упражнения выяснить, что помогало, что мешало выполнению упражнения. Как действовали – по плану или каждый действовал по-своему? Как можно было бы усовершенствовать способ передачи обруча? | Участники стоят в шеренге, взявшись за руки, крайнему дается гимнастический обруч (или кольцо из веревки, проволоки). Задача участников: не разжимая рук, «просочиться” через это кольцо так, чтобы оно в конечном итоге оказалось на другом конце шеренги. | Координация совместных действий, сплочение, тренировка уверенного поведения в ситуации, когда кому-то нужно выдвинуть идеи, взять на себя лидерские функции. |
Упражнение «Совместный счет” [2] | Участникам нужно совместно сосчитать до десяти, но договариваться о порядке счета нельзя, т.е. кто-то говорит «один”, другой «два” и т.д. Если очередное число произносят одновременно два человека, счет начинается сначала. | Развитие групповой сплоченности, умения координировать совместные действия. |
Упражнение «Пантомима” [5] | Класс разделить на несколько команд (по 7–8 человек), раздать карточки с заданиями (без слов изобразить паровоз; гусеницу; оркестр; Пизанскую башню; болельщиков; команду, которая выигрывает (проигрывает) и т.д., используя всех участников команды. | Развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы, развитие навыков вербального и невербального общения, саморегуляции. |
Литература.
1. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. М., 2002.
2. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. СПб.: Питер, 2008.
3. Грецов А.Г. Тренинг уверенного поведения. СПб.: Питер, 2007.
4. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб.: Речь, 2008.
5. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: с чего начать? М., 2003.
АДАПТАЦИЯ В 10 КЛАССЕ.
АДАПТАЦИЯ В 10 КЛАССЕ — ПРОЦЕСС, ТРЕБУЮЩИЙ ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ.
Это обусловлено тем, что зачастую в 10 классе складывается новый коллектив : часть учащихся уходит из школы после 9 класса, меняя образовательный маршрут и переходя в другое образовательное учреждение. Классы сливаются, разбиваются на потоки, выстраиваются новые межличностные связи.
Как правило, психолог в образовательном учреждении проводит тренинговые занятия, консультации для родителей, учащихся, педагогов.
В плане занятий с учащимися по сопровождению процесса адаптации в 10 классе я бы рекомендовала проведение адаптационных занятий, автором которых является Т.А.Чистякова.
Программа занятий весьма удобна тем, что может быть по времени реализована в двух вариантах: как единый тренинг или как система занятий в рамках классных часов.
Программа содержит чётко сформулированные задачи как курса в целом, так и отдельных этапов и упражнений.
С целью оценки эффективности программы педагогу-психологу необходимо проведения диагностических срезов в начале ведения программы, так и по её окончанию.