Результаты корреляционного анализа
Для определения силы и направления корреляционной связи ценностных и смысложизненных ориентаций с социотипом личности мы использовали метод ранговой корреляции Спирмена (см. Таблицу 2).
Для n = 76 находим rs кр = 0,22 для р ≤ 0,05 и 0,28 для р ≤ 0,01.
На уровне значимости p≤0,01 выявлены значимые корреляционные связи:
– между социотипом «Аполлон» и показателями шкалы «Высокое материальное положение» (rэмп.(0,36) > rкр (0,28)). По направлению корреляционные связи отрицательные;
– между социотипом «Аполлон» и показателями шкалы «Достижения» (rэмп.(0,37) > rкр (0,28)). По направлению корреляционные связи отрицательные;
– между социотипом «Аполлон» и показателями шкалы сфера «Профессиональной жизни» (rэмп.(0,28) = rкр (0,28)). По направлению корреляционные связи отрицательные;
– между ……..
Таблица 2
Результаты корреляционного анализа (по Спирмену)
Психологический признак | СОЦИОТИПЫ | |||
«Аполлон» | «Дионисий» | «Эпиметей» | «Прометей» | |
Цель в жизни | -0,057 | -0,119 | 0,169 | -0,065 |
Процесс жизни | 0,113 | 0,033 | -0,122 | -0,028 |
Результативн. Жизни | -0,146 | 0,017 | 0,011 | 0,247* |
Локус контроля Я | -0,021 | -0,027 | 0,013 | 0,051 |
Локус контроля Жизнь | 0,001 | -0,054 | -0,006 | 0,080 |
Осмысленность жизни | 0,004 | -0,017 | -0,017 | 0,048 |
Собственный престиж | -0,185 | 0,036 | 0,230* | -0,133 |
Выс. матер. полож. | -0,356** | 0,231* | 0,217 | -0,019 |
Креативность | -0,185 | -0,064 | 0,216 | 0,027 |
Активные соц. Контакты | -0,179 | -0,045 | 0,200 | 0,022 |
Развитие себя | -0,193 | -0,047 | 0,227* | -0,004 |
Достижения | -0,377** | 0,063 | 0,346** | -0,013 |
Дух.удовлетворение | 0,049 | -0,233* | 0,194 | -0,176 |
Сохр. Собств. Ндивид. | -0,058 | -0,052 | 0,114 | -0,042 |
Профессион. Жизнь | -0,283** | -0,045 | 0,365** | -0,099 |
Обучение и образов. | -0,212 | -0,031 | 0,212 | 0,044 |
Семейная жизнь | -0,216 | 0,086 | 0,207 | -0,091 |
Общественная жизнь | -0,271* | 0,141 | 0,185 | -0,010 |
Увлечения | 0,001 | -0,125 | 0,139 | -0,113 |
*значимо при р ≤ 0,05
**значимо при р ≤ 0,01
Таким образом, выявлено, что между социотипами «Аполлон», «Дионисий» и «Эпиметей» обнаружены достоверные взаимосвязи с ценностными ориентациями, а с социотипом «Прометей» выявлена достоверная взаимосвязь со смысложизненными ориентациями.
Так, между ………
Таблица 3
Значимые взаимосвязи между ценностными и смысложизненными ориентациями у социотипа «Аполлон»
Психологический признак | Цель в жизни | Процесс жизни | Рез-ть жизни | ЛК – «Я» | ЛК – «Жизнь» | ОЖ |
Развитие себя | 0,349 | 0,377* | 0,377 | 0,211 | 0,070 | 0,315 |
Духовное удовлетворение | 0,246 | 0,387* | 0,387 | 0,135 | -0,015 | 0,223 |
Обучение и образование | 0,432* | 0,193 | 0,193 | 0,462** | -0,060 | 0,338 |
*значимо при р ≤ 0,05
**значимо при р ≤ 0,01
У представителей социотипа «Эпиметей» в процессе корреляционного анализа выявлено (см. Табл. 4), что чем более у них выражено ……..
Таблица 4
Значимые взаимосвязи между ценностными и смысложизненными ориентациями у социотипа «Эпиметей»
Психологический признак | Цель в жизни | Процесс жизни | Рез-ть жизни | ЛК – «Я» | ЛК – «Жизнь» | ОЖ |
Собственный престиж | 0,383* | 0,280 | 0,283 | 0,358 | 0,264 | 0,382* |
Высокое материальное положение | 0,243 | 0,291 | 0,120 | 0,448 | 0,342 | 0,351 |
Креативность | 0,530** | 0,538** | 0,513** | 0,617** | 0,288 | 0,667** |
Активные социальные контакты | 0,398* | 0,285 | 0,287 | 0,473** | 0,158 | 0,393* |
Развитие себя | 0,329 | 0,245 | 0,210 | 0,379 | 0,160 | 0,341 |
Достижения | 0,421* | 0,347 | 0,265 | 0,479** | 0,261 | 0,292 |
Сохранение собственной индивидуальности | 0,299 | 0,290 | 0,228 | 0,365* | 0,215 | 0,384* |
Профессиональная жизнь | 0,337 | 0,282 | 0,157 | 0,384* | 0,190 | 0,333 |
Обучение и образование | 0,362* | 0,354 | 0,162 | 0,428* | 0,234 | 0,317 |
Семейная жизнь | 0,280 | 0,168 | 0,212 | 0,337 | 0,121 | 0,298 |
Общественная жизнь | 0,338 | 0,398* | 0,372* | 0,471** | 0,240 | 0,430* |
Увлечения | 0,411* | 0,235 | 0,268 | 0,473** | 0,213 | 0,468* |
*значимо при р ≤ 0,05
**значимо при р ≤ 0,01
У представителей социотипа «Прометей» в процессе корреляционного анализа выявлено (см. Табл. 5), что, чем более они стремятся к духовным ценностям, духовной близости в лоне семьи и реализации себя в общественной жизни, тем более они удовлетворены самим процессом жизни. ……..
Таблица 5
Значимые взаимосвязи между ценностными и смысложизненными ориентациями у социотипа «Прометей»
Психологический признак | Цель в жизни | Процесс жизни | Рез-ть жизни | ЛК – «Я» | ЛК – «Жизнь» | ОЖ |
Высокое материальное положение | 0,100 | 0,821 | 0,975** | 0,200 | 0,700 | 0,500 |
Активные социальные контакты | 0,316 | 0,649 | 0,811 | 0,474 | 0,949* | 0,791 |
Развитие себя | -0,200 | 0,975** | -0,872 | -0,100 | -0,600 | -0,300 |
Духовное удовлетворение | -0,447 | 0,948* | -0,574 | -0,224 | -0,447 | -0,224 |
Профессиональная жизнь | 0,821 | 0,000 | -0,079 | 0,975** | 0,616 | 0,872 |
Семейная жизнь | -0,200 | 0,975** | -0,872 | -0,100 | -0,600 | -0,300 |
Общественная жизнь | -0,051 | 0,947* | 0,895* | 0,051 | -0,564 | -0,205 |
Увлечения | 0,100 | 0,821 | 0,975** | 0,200 | 0,700 | 0,500 |
*значимо при р ≤ 0,05
**значимо при р ≤ 0,01
Выводы по главе 2
Таким образом, исходная гипотеза исследования о том, что ……..подтвердилась. Выявлена достоверная связь ценностных и смысложизненных ориентаций с социотипом личности. …..
Как показало наше исследование, существуют ……
Таким образом, можно утверждать, что …….
Заключение
Исследована проблема ценностных и смысложизненных ориентаций у представителей различных социотипов личности. Для этого нами был проанализирован …..
Эмпирическое исследование социотипов мы осуществляли с помощью методики диагностики Д. Кейрси. ….
Нами были изучены ценностные и смысложизненные ориентации, которые сообщают направленность деятельности человека, позволяют занять определенную позицию и регулируют поведение. За основу при проведении эмпирического исследования мы взяли подход М. Рокича к ценностям. …..
Также нами рассмотренысмысложизненные ориентации, как один из наиболее влиятельных компонентов интегральной индивидуальности, формирующих социогенез личности. ……
Проанализировав три фундаментальные категории психологии личности (социотип, ценностные и смысложизненные ориентации), мы пришли к выводу, что существует неразрывная взаимосвязь между содержанием и установками личности относительно мира, людей, себя самого и т.д., то есть ценностями, которые на поведенческом уровне реализуются смысложизненными ориентациями.
Мы выдвинули гипотезу о том, что ……Как показало наше исследование, существуют …….
Система ценностей более сформирована и определенна у социотипов «Аполлон», «Дионисий» и «Эпиметей», таким образом, они …..
Таким образом, можно утверждать, что ……
Исходя из практической значимости нашей работы, а именно …….., нами разработаны практические рекомендации:
Перспективы работы. Данное исследование представляет дальнейший научный интерес и возможное продолжение исследования на большей выборке с разной возрастной категорией и половой принадлежностью.