Упражнения для развития навыков слушания
Упражнение «Три качества слушания»
Работа проводится в тройках. Каждой тройке необходимо обсудить качества, необходимые профессионалу педагогической профессии.
Задание: выбрать три самых важных качества и выработать строгий алгоритм обсуждения: двое беседуют, третий контролирует использование приемов слушания. Затем функции меняются. После работы в тройках— дискуссия на заданную тему со всей группой (представители из разных троек).
Упражнение «Слушание»
Группа делится на две части по 5—6 человек. В каждой из подгрупп один из участников садится в центр и в течение 5—6 минут высказывается по теме «Мужчина среди женщин и среди мужчин» или «Женщина среди мужчин и среди женщин». Члены группы должны слушать с полным вниманием, не спорить, не перебивать, воспринимая говорящего целиком.
79Находящийся в центре должен говорить все отведенное для него время, если же он высказал все до истечения времени, то он все равно находится в центре круга. Затем по сигналу руководителя другой участник садится в центр и начинает говорить на эту же тему, время для него то же — 5 — 6 минут. После того как выступят все, идет обмен мнениями и своими ощущениями.
Упражнение «Конкурс ораторов»
Один из участников произносит речь в течение 5—6 минут на любую заданную тему. Группа играет роль аудитории, которая не воспринимает этого оратора. Задача последнего установить контакт во что бы то ни стало. Затем происходит обмен ситуациями выступающего и группы.
Упражнение «Испорченный телефон»
Все участники выходят за дверь и по приглашению ведущего входят в класс по одному. Каждому входящему дается инструкция: «Представьте себе, что Вы получили телефонограмму, содержание которой должны передать следующему члену группы. Главное — как можно точнее отразить содержание».
Текст: «Звонил Иван Иванович. Он просил передать, что задерживается в РОНО, т. е. он договаривается о получении нового импортного оборудования для мастерских, которое, впрочем, не лучше отечественного. Он должен вернуться к 17 часам, к началу педсовета, но если он не успеет, то надо передать завучу, что он должен изменить расписание уроков старших классов на понедельник и вторник, вставив туда дополнительно 2 часа по астрономии».
После выполнения упражнения участники группы анализируют особенности слушания и то, как неумелое слушание может исказить передаваемую информацию.
Упражнение «Внимательный слушатель»
Участники разбиваются по парам. Партнер X будет говорящим, партнер Y — слушателем. X рассказывает слушателю о своих трудностях в отношениях с людьми, о своих страхах,
предубеждениях, сомнениях, ожиданиях. Слушатель старается помочь говорящему максимально полно изложить свои мысли. Через 3 минуты ведущий дает знак: говорящий высказывает свои замечания по поводу поведения слушателя, подчеркивает то, что ему помогало и что затрудняло возможность открыто рассказывать о себе. Затем слушатель своими словами повторяет, что услышал и понял из слов говорящего. Партнер X движениями головы подтверждает или опровергает слова Y, в зависимости от того, насколько тот правильно передает его собственные слова. Затем участники меняются ролями. В заключении все участники возвращаются в круг и обсуждают впечатления каждого о том, что происходило во время упражнения.
Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгина. СПб., 1994.
Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М., 1991.
Психология делового общения /Авт.-сост. Ю.А. Фомин. Минск, 1990.
Упражнения и задания
На овладение умениями вести спор, диалог
И дискуссию
Перебивание в беседе
Информация к размышлению: «Перебивание... в беседе кон-фликтогенно, так как препятствует удовлетворению потребности собеседника быть выслушанным и понятым... Если вы сами, может быть, и не чувствуете мотива самовозвышения, то ваш собеседник прекрасно ощущает его на интуитивном уровне и реагирует агрессией или обидой, что приводит к конфликту.
Как поступить, если собеседник перебивает вас?.. Дать перебить себя. Если у собеседника есть потребность высказаться, то у вас нет надежды быть услышанным, пока он ее не удовлетворит.
... Если же вам все-таки хочется попробовать не дать себя перебить, можно посоветовать такой прием: дайте себя пере-
6—1626
81бить, но при этом скажите подчеркнуто сухо: «Пожалуйста, говорите, я подожду...» (только постарайтесь обойтись без иронии и издевки в голосе — они все испортят)».
Вопросы для обсуждения:
• Часто ли школьные учителя перебивают учащихся на уроке?
• Считаете ли Вы конфликтогенным фактором неумение учителя выслушать ребенка? Приведите примеры.
• Какое умение у Вас более выражено: говорение или слушание?
• Согласны ли Вы с приведенной точкой зрения психолога по поводу тактики поведения во время «перебивания»?
• Как бы Вы реагировали, если бы перебили Вас?
А.Егидес. Психотехника общения // Воспитание школьника. 1996. № 2.
Упражнение «Захват инициативы в диалоге»
Двое участников садятся в центр круга. Один из них начинает диалог с любой реплики на любую тему. Второй должен подхватить разговор, но при этом переключить собеседника на свою тему. Делать это нужно ненавязчиво, вежливо.
Упражнение «Нет-диалог»
Ведется диалог между двумя участниками. Задача участников диалога: ни за что не соглашаться с партнером, во всем перечить, возражать вежливо, но настойчиво. Группа оценивает эффективность диалога.
Упражнение «Да-диалог»
Двое участников садятся в центр и начинают диалог. Один из них произносит любую фразу — о погоде, о любимой книге и т. д.; другой должен немедленно откликнуться, высказав свое согласие с тем, что сказал первый. Главное — во всем соглашаться, обязательно отражая мысли партнера.
Группа следит за тем, чтобы участники диалога не выходили за рамки заданного режима работы; т. е. не стали возражать друг
другу. Затем следующие двое садятся в центр и работают в режиме «да-диалога».
Упражнение «Дискуссия»
Ведущий задает дискуссионную тему:
Например: «Надо ли в школах предусматривать сексуальное воспитание учащихся, и если да, то в какой форме».
«Дети виноваты в том, что родители ими постоянно недовольны и поэтому в семье возникают споры».
Участники делятся на две группы: 1-я группа — условно согласные с утверждением (придерживающиеся одной точки зрения), 2-я группа — придерживается другой точки зрения.
Ведется дискуссия по заданной теме.
Упражнение «Стиль общения»
Цель: выявление особенностей межличностного общения, демонстрация определенных стилей общения.
Преподаватель предлагает группе из 5—6 человек совместно обсудить и определить тему общей групповой дискуссии. Сами участники определяют необходимое им для этого время. Все остальные члены группы наблюдают, как идет процесс обсуждения, фиксируют для себя характерные особенности общения. После того как тема избрана, оценивается по 10-балльной системе: а) удовлетворенность темой; б) удовлетворенность тем, как шло обсуждение, т. е. что помогало и что мешало общению.
Члены группы обмениваются своими наблюдениями.
Во время общей дискуссии на заданную тему каждый участник должен выполнить индивидуальное задание, которое в конверте получает от преподавателя. Окружающие не должны знать его содержание. В ходе дискуссии надо стремиться как можно точнее выполнить инструкцию и в то же время стараться определить, какое задание получили остальные. Через 15 — 20 минут преподаватель дает знак закончить дискуссию, и все начинают обсуждать, как они поняли рол и друг друга, насколько эта роль соответствовала их внутренней позиции или полностью противоречила ей, как они переживали свою роль.
83Каждый вслух зачитывает то задание, которое он старался выполнить. Группа оценивает, как это получилось. В завершение можно предложить группе определить условия эффективного общения и ответить на два вопроса:
• Как научиться понимать друг друга?
• Что значит для человека общение?
Набор заданий для участников дискуссии:
1. Ты должен внимательно слушать других, выступить не менее 2—3 раз, каждую свою реплику начинать с той, что говорил предыдущий оратор. При этом ты должен спрашивать: «Правильно ли я тебя понял?» — и вносить необходимые поправки в свои слова.
2. Ты должен как минимум два раза высказаться во время дискуссии. Будешь слушать других только затем, чтобы найти предлог для смены направления разговора и подмены его обсуждением твоего вопроса.
3. Ты будешь активно участвовать в разговоре, выступишь не менее трех раз, чтобы у других создалось впечатление, что ты очень много знаешь по этому вопросу и очень много пережил.
4. Ты — ярый спорщик. Ни в чем, ни с кем и никогда не соглашаешься! Упорно отстаиваешь свою позицию во время дискуссии.
5. Тебе не дается никакого задания. Веди себя во время дискуссии так, как обычно ведешь себя во время групповых обсуждений.
6. Ты должен во всем со всеми соглашаться, очень просто и быстро меняя свое мнение.
7. Ты должен как минимум три раза высказаться, всякий раз ты будешь говорить что-то, но твои слова должны быть абсолютно не связаны с тем, что говорили другие. Будешь вести себя так, словно совершенно не слышал того, что говорили до тебя...
8. Твое участие в разговоре должно быть направлено на то, чтобы помогать другим как можно полнее выражать свои мысли, а после выступления каждого участника делать небольшое резюме.
9. Твое участие в разговоре должно быть направлено на то, чтобы сплотить группу, способствовать взаимопониманию между ее членами.
10. Как минимум три раза постараешься вступить в разговор. Будешь слушать других, для того чтобы вынести какие-то оценки и суждения конкретным участникам дискуссии, т. е. всех должен оценить.
11. Ты — очень деловой человек. Весь разговор тебе кажется бесполезным, поэтому ты периодически предлагаешь «подвести черту» и «сделать выводы».
12. Тебе очень скучно при этом разговоре, так как тема тебя совершенно не волнует.
13. У одного участника совершенно пустая карточка, он выступает в своей естественной роли.
Если в группе более 13 человек, одно и то же задание можно повторить.
Упражнение «Правила поведения в дискуссии»
Цель: выделить основные правила дискуссионного общения; научиться анализировать поведение в дискуссии — свое и собеседника.
Порядок работы
1. Тема дискуссии выбирается методом «корзины идей»:
— на доске записываются все предложенные темы;
— темы систематизируются по общности смысла;
— выбирается предпочтительная или формулируется новая на основе обобщения (часто учащиеся выбирают тему юмористического плана).
2. Разрабатываются правила проведения дискуссии при помощи задавания (напоминания) проблем, которые смогут возникнуть в ее процессе. Выработанные правила записываются на доске. Это могут быть такие правила:
— предельная доброжелательность;
— обсуждение и аргументация не переводятся на личность;
— нельзя голосовать;
— не отнимать время, решая свою личностную проблему — желание выглядеть лучше (не «рисоваться»);
85— непозволительны самоуверенный безапелляционный тон, оскорбления.
3. Дискуссия.
а) Тренировочный вариант.
Предлагается утверждение «День начинается с восхода солнца». Участники делятся на согласных с утверждением и оппонентов. Оговаривается предмет обсуждения. Приводится аргументация утверждения. Защита точки зрения на данное утверждение проходит по правилам, которые записаны на доске. Оценка аргументов: доказательность, логика, четкость и корректность формулировок, строгое следование теме.
б) Дискуссия на тему, выбранную из предложенных студентами. Можно воспользоваться такими, как «Интеллигентный человек», «Деловой человек».
1-й вариант. Участники делятся на две команды, устанавливаются правила дискуссии. _
2-й вариант — «Аквариум». Участники делятся на три группы: 1-я и 2-я группы — оппоненты, 3-я группа — наблюдатели. Наблюдатели отслеживают поведение, стиль общения, выполнение правил дискуссии.
3-й вариант. 1-я и 2-я группы — оппоненты, 3-я группа — члены жюри. Члены жюри выбираются по деловым и личностным качествам.
Критерии оценки:
— умение слушать и выслушивать;
— умение понять собеседника;
— доброжелательный или оценочный подход к товарищам;
— организованность и умение объединяться для групповой деятельности;
— умение встать на точку зрения партнера и оппонента;
— умение склонить собеседника к своей точке зрения.
Обсуждение:
• Рефлексия: чувства, открытые в себе и в других.
• Что мешало, что помогало в процессе дискуссии?
• Какие принципы нарушались чаще? Почему?
• Чему научились в процессе дискуссии?
Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания. Екатеринбург, 1998.
Григорьва Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения: Метод, пособие для преподавателей. Новосибирск — М., 1997.
Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М., 1991.
Упражнения на отработку техники «Я-высказывания»
Упражнение «Вербализация чувств»
Каждый участник группы должен выразить свои чувства трем членам группы (одно положительное и одно отрицательное), сформулировав к ним сначала «Ты-высказывание». Затем то же чувство выражается через «Я-высказывание». Проанализировать, какие чувства испытывает человек, к которому обращались с Я- и Ты-высказыванием.
Упражнение «Конфликты»
Участники делятся по парам. Первый партнер обвиняет в чем-то другого, создавая ситуацию конфликта, типичного для школы или семьи. Второй партнер реагирует тремя разными способами:
а) оправдывается и извиняется (с позиции ребенка, жертвы);
б) использует «Ты-высказывание» для ответных обвинений;
в) использует «Я-высказывание» (по схеме).
Затем участники меняются ролями и придумывают новую ситуацию. Каждая пара показывает группе свою ситуацию и варианты решений. Группа анализирует увиденное, правильность использования приема «Я-высказывания».
Упражнение «Анализ проблемной ситуации»
Ведущий предлагает участникам следующую проблемную ситуацию:
Идет урок, учительница уже объяснила новую тему, когда в класс вошел опоздавший ученик Шапкин^он опаздывает часто.
87гося учителя», позиция родителя, что ведет к стандартизированному уровню общения.
• Барьер «Гамлет»
Учитель такого типа из-за страха перед неудачей обеспокоен отношенческой, а не содержательной, стороной обучения, стремится нравиться всем ученикам, поэтому попадает в зависимость от их мнения, т. е. занимает детскую позицию в общении с ними. При наличии интереса к детям, способным оказать данному учителю необходимую эмоциональную поддержку, и любви к ним, смешанной со страхом, «гамлет» общается на манипулятивном уровне, когда то он сам, то дети являются объектом манипуляции.
• Барьер «Приятель»
Учитель недооценивает значение своей личности, забывает, что движущей силой педагогического процесса является единство человеческой, гражданской культуры и профессиональных знаний. Он не уверен в себе, занимает позицию ребенка в общении с детьми, закрыт маской «своего», что приводит к манипулятивному уровню общения с детьми, при котором объектом манипуляции выступает учитель.
• Барьер «Локатор»
Учитель работает только с сильными или слабыми учениками из-за той же неуверенности в себе, отсутствия интереса ко всем детям. Такой учитель не может подняться выше стандартизированного уровня общения.
Большой воспитательный эффект возникает тогда, когда на эти роли выбираются студенты, для которых характерны именно такие барьеры. После проигрывания ситуации преподаватель подчеркивает, что студенты изображали не себя, а тех персонажей, которых он попросил сыграть. Затем начинается обсуждение, цель которого — подвести студентов к понятию барьера в общении, показать причины его возникновения и пути преодоления.
Схема обсуждения барьера «Я сам»:
• Ваше отношение к данному персонажу. Был л и контакт между Вами и учителем?
• Можно ли назвать Ваше ощущение барьером в общении?
• Что способствовало возникновению барьера?
• Какую эмоцию испытывал учитель?
• Какие жесты, поза, мимика и другие средства невербального общения выдавали его неуверенность в себе?
• На какой позиции находился учитель?
• Что выдавало его детскую позицию?
• Проявлял ли данный персонаж интерес к ученикам?
• Был ли открыт в общении?
• На каком же уровне он остался?
По такой же схеме проводится обсуждение второго персонажа и всех последующих барьеров.
Обсуждение:
• Что способствует возникновению барьеров общения учителя на уроке? (эмоция страха, агрессии, несоответствующая позиция в общении, отсутствие подлинного интереса к детям, закрытость в общении).
• Что помогает избегать барьеров между учителем и учениками на уроке? (интерес к личности учеников, открытость учителя, умение правильно и гибко менять позицию в общении в зависимости от ситуации).
Шелихова Н.И. Техника педагогического общения/ Под общ. ред. М.Р. Гинзбурга. М.-Воронеж, 1998.
Задания для самостоятельной работы
Студентам предлагается выполнить следующие задания:
• Понаблюдать за характером своего общения с другими людьми, постараться определить свою искренность в общении, стремление понять позицию собеседника, умение слушать другого.
• Подготовить 1—2 ситуации для обсуждения в группе, когда человек, стремясь подняться в собственных глазах, самоутвердиться, вызывает тем самым у своих товарищей отрицательное отношение к себе. Проанализировать, насколько это психологически оправданно.
Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания. Екатеринбург, 1998.НЕВЕРБАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Одним из показателей педагогической и коммуникативной культуры педагога является его компетентность как субъекта невербальных коммуникаций. Невербальное поведение является индикатором актуальных психоэмоциональных состояний личности, выполняет функцию контроля аффекта, его нейтрализации.
Среди наиболее распространенных эмоциональных состояний педагогов отмечаются эмоциональная неуравновешенность, агрессивность, фрустрированность, недовольство, напряженность. Если учитель имеет такие особенности, это отражается в его мимике, жестах, высказываниях, паралингвистических проявлениях (сухость, излишняя критичность, подчеркивание социальной дистанции и др.).
К сожалению, в педагогическом общении многих современных учителей доминирует экспрессивная скованность или жестикуляционная избыточность, неоправданность или неуместность телодвижений. Неадекватное употребление невербального языка может дать нежелательный эффект в общении учителя с учениками. Такие «пустяки»: «как стоять», «как сидеть», «как повысить голос», «как улыбнуться», «как посмотреть» — были в деятельности А.С. Макаренко решающими. «Нас этому никто не учил, а этому можно и нужно учить, и в этом есть и должно быть большое мастерство».
Одной из серьезных проблем профессиональной деятельности педагога является преобладание в невербальном языке жестов доминирования, агрессивности, превосходства. Стремление соответствовать социальному статусу в самом начале педагогической деятельности закрепляется в «типичном учительском невербальном языке» (Е.А. Петрова):
. указательные жесты, направленные на ребенка (выполняется указательным пальцем или указкой);
• взгляд поверх очков (воспринимается детьми как критический, агрессивный);
• жесты доминантности, превосходства, влияния, агрессивности:
— руки, перекрещенные перед собой, с оставленными напоказ большими пальцами;
— руки в бока или перекрещенные позади туловища;
— руки в карманах, напоказ оставлены большие пальцы;
— руки закинуты за голову, ладони лежат на затылке.
— жесты-сигналы критичного и негативного отношения:
— указательный палец слегка подпирает щеку, большой палец под подбородком, остальные полусогнуты вдоль щеки;
— рот прикрывается ладонями;
— рука опирается на подбородок, указательный палец под носом;
• жесты неосторожности, подозрения, недоверия:
— крепко сцеплены пальцы рук;
• жесты-сигналы нервозности, защиты:
— покусывание дужки очков, авторучки;
— постукивание пальцами по столу;
— застегивание-расстегивание «молний» (кнопок, пуговиц, одежды); одевание-снимание кольца;
— защитные жесты — скрещенные на груди руки, перекрещивание ног.
При невозможности преодолеть неуверенность, внутреннее беспокойство перед аудиторией желательно отказаться от перекрещивания рук и ног, а оставить «скрытые барьеры» с помощью предмета. Таким предметом могут быть указка, классный журнал, ручка.
Неотъемлемым элементом педагогической экспрессии являются позы учителя, связанные с осанкой, ее стройностью или сутулостью, привычками определенным образом стоять, садиться, передвигаться. Телесная расслабленность, неконтролируемость внешнего рисунка поведения — круглая спина, выпяченный жи-
93вот, привычка не опускаться на стул, а грузно «плюхаться», широко расставлять ноги, беспорядочное хождение взад и вперед или топтание па месте — критически осмысливаются детьми, вызывают насмешки, отвлекают внимание от предмета разговора.
В общении учителя с учениками используются закрытые позы — когда прикрывается передняя часть тела и очевидно стремление занять меньше места в пространстве («наполеоновская» поза). Такие позы воспринимаются детьми как знак недоверия и несогласия. Подобные пантомимические изъяны прощаются немногим педагогам, чаще всего немолодым, способным своей эрудицией и обаянием, профессиональным мастерством в какой-то мере нейтрализовать их. Для большинства же недооценка телесной экспрессии оборачивается возникновением труднопреодолимых психологических барьеров.
Не менее важный компонент педагогического взаимодействия — визуальный контакт. Контакт глазами выполняет серьезную регулятивную функцию. Взглядом, направленным на собеседника, привлекают внимание к себе и предмету разговора, демонстрируют расположение (ласковый взгляд) и отчуждение (холодный взгляд), выражают недоумение (вопросительный взгляд), иронию (насмешливый взгляд), осуждение (строгий взгляд), поддерживают психологический контакт. Пристальный взгляд усиливает внушающий эффект слова. Блуждающий, бегающий, ускользающий, тяжелый, злобный, испепеляющий взгляд настораживает, раздражает, отталкивает.
Каждый ребенок нуждается в визуальном контакте с наставником, его внимательном, личностно заинтересованном взгляде. Однако взгляд, длящийся более 10 секунд, вызывает у собеседника чувство дискомфорта. Если учитель сопровождает свое замечание пристальным взглядом, ребенок может слишком сильно разволноваться. Скользящий безразличный взгляд тоже неприятен для ребенка — непонятно, видит тебя учитель или смотрит «сквозь тебя».
Роль взгляда велика и при выслушивании ответа ученика. Внимательный, доброжелательный взгляд позволяет поддерживать обратную связь. Учитель, взглядывая на отвечающего, дает понять, что он слышит ответ.
Воздействие взгляда учителя зависит от дистанции общения. Воздействие взгляда тем сильнее, чем ближе к учителю находится ребенок. Дистанция способна как сближать, так и разъединять собеседников. Изучением расположения людей по отношению друг к другу во время общения занимается особая отрасль психологического знания — проксемика (от лат. proximux — ближайший).
Проксемикой выделено несколько видов возможных дистанций между партнерами: интимная (15—46 см), личная (45— 75 см), социальная (75—200 см) и публичная (3—7 м).
/. Интимная
Из всех зон эта самая главная, поскольку именно ее человек охраняет так, будто это его собственность. Человек разрешает проникнуть в эту зону только тем, кто находится в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, любовники, близкие друзья и родственники. В этой зоне имеется еще подзона радиусом в 15 см, в которую можно проникнуть посредством физического контакта, — это сверхинтимная зона.
2. Личная дистанция
Это расстояние, которое обычно разделяет людей, находящихся в гостях, на официальных приемах и дружеских вечеринках. В этой зоне, в отличие от интимной, вербальное общение преобладает над невербальным. Именно здесь происходит обмен информацией, опытом и т. д.
3. Социальная зона
На таком расстоянии человек держится от посторонних людей.
В данной зоне общение носит формальный или официальный характер. В социальной зоне общается лектор с аудиторией, учитель на уроке (не зря нарушители дисциплины чаще всего сидят на последних партах).
4. Публичная зона
Когда человек адресуется к большой группе людей и не нуждается в непосредственном контакте с ней (оратор, артист на
95сцене), то удобнее всего стоять именно на этом расстоянии от аудитории. В этой зоне общения как такового нет. Ведущая роль принадлежит средствам невербального общения— важна выразительность поз, жестов, интонации и пр.
С педагогической точки зрения межличностное пространство можно рассматривать как средство повышения продуктивности речевого общения, ибо оно связано со снятием защитных барьеров между учителем и учащимися. Дистанции являются основными чертами социальных связей наряду с жестами, мимикой и языком.
Доминантой пространственного поведения учителя является бережное, осторожное отношение к личностному пространству каждого ребенка, уважение его права на территориальную автономию. Педагог, игнорирующий проксемические закономерности, может провоцировать у ребят переживание стресса.
Немаловажное значение в невербальном общении имеет тактильная коммуникация. Использование прикосновения очень важно при работе с детьми. С помощью прикосновения можно привлечь внимание, установить контакт, выразить свое отношение к ребенку. Свободное передвижение учителя на уроке по классу облегчает использование этого приема. Не прерывая урока, он может вернуть к работе отвлекшегося ученика, коснувшись его руки, плеча; успокоить возбужденного; отметить удачный ответ.
Однако у многих людей прикосновение может вызвать настороженность. Для таких людей, как правило, всякое сокращение психологической дистанции создает неудобства и окрашено тревогой. Особенно внимательно следует отнестись к оттенкам всевозможных реакций в педагогическом общении. Ребенок всегда моложе учителя по возрасту, к тому же находится в зависимой ситуации и, следовательно, не может позволить себе уклониться от прикосновения, даже если оно неприятно. К числу неприятных могут относиться и «внеурочные» прикосновения. Они оставляют у ребенка неприятный осадок и в дальнейшем заставляют избегать учителя. Неприятно для ребят прикосновение, несущее оттенок давления, силы. Прикосновения, спо-
собствующие контакту, — мягкие, спокойные, как бы случайные и необязательные.
Педагог, общаясь с учащимися, использует разнообразные возможности оформления своей речи. Голосовой аппарат является главным рабочим инструментом учителя. От того, насколько им владеют, зависят звучность, тембр, темп, артикуляция (произношение) — те компоненты устной речи, которые определяют ее интонационное богатство и своеобразие. Изменяя звучность, мелодику, темпоритм высказываний, учитель может выразить тончайшие нюансы эмоционального отношения к предмету разговора, собеседнику, расширить смысловую емкость слова, при желании придать ему противоположное значение. Интонация играет первостепенную роль в управлении поведением собеседника, эмоционально заражает его и внушает определенный строй мыслей.
Учащиеся весьма чутки к интонационным тонкостям речевого поведения учителя: ясности произношения, чистоте, правильности, мелодичности речи. Поэтому педагогу необходимо овладеть данными техниками общения. Для этого нужна постоянна работа и упорные тренировки. А.С. Макаренко писал, что он сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15—20 оттенками и добился 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса.
Для предупреждения возможных негативных последствий невербального взаимодействия необходима отработка правильного их применения в педагогической деятельности.
Овладение приемами невербального общения оптимизирует систему воздействия учителя на учеников, создает условия для благоприятной, творческой атмосферы совместной деятельности.
Достижение оптимального жестикулирования реализуется через расширение знаний будущего педагога о жестикуляции как знаковом средстве общения (о системе жестов обыденного общения, о роли и функциях жеста как компонента педагогической техники, о влиянии жеста педагога на результаты учебной деятельности); изучение и совершенствование собственной жестикуляции (осознание типичных особенностей своей
7—1626
97жестикуляции, отбор и закрепление удачных жестов, выявление «жестов-паразитов» и отказ от них, снятие педагогически неоправданной жестикуляции). Такого рода упражнения нельзя превращать в механическое закрепление отдельных жестов, поз. В жестах учителя должна проявляться сущность его индивидуального характера, мягкости и душевной теплоты в сочетании с должной организованностью и подтянутостью.
Упражнения на развитие чувствительности к невербальным средствам коммуникации
Упражнение «Выступление без подготовки» (экспресс-диагностика невербального компонента стиля выступления)
Каждому участнику предлагается выступить на любую тему «экспромтом», без специальной подготовки. Продолжительность выступления 2-3 минуты. О предмете выступления участники узнают за несколько секунд до начала выступления.
Заранее готовятся «билеты» — слова на карточках, обозначающих темы выступлений.
• Название знакомых предметов, животных: гитара, корова, тюльпан.
• Слова без четкой предметной оболочки: полет, бег, плавание, аплодисменты.
• Слова, обозначающие явления и процессы: праздник, ураган, откровение.
Основные пункты формального содержания выступления:
• Определение.
• Внешность — внешний вид предмета, характерные признаки.
• «Внутренность» — состав и структура предмета.
• Среда — типичная обстановка, в которой встречается предмет.
• Использование — возможные способы использования предмета.
• Происхождение.
• Перспективы — прогноз на будущее.
Можно пропустить некоторые пункты, добавить свои, использовать свой способ выступления.
Вопросы для обсуждения:
• Удалось ли Вам установить контакт с аудиторией? Если нет, почему?
• Куда Вы смотрели во время выступления? Почему?
• Было ли Ваше выступление ярким, выразительным?
Во время выступления остальные участники фиксируют характерные позы и жесты выступающего, выразительность интонации, характерный темп речи. Затем все наблюдения сообщаются и обсуждаются.
Упражнение «Прикосновение»
Участники закрывают глаза и осторожно идут навстречу друг другу. Можно аккуратно брать друг друга за руки, ощупывать, пытаться узнать. Нужно попытаться запомнить особенно приятные прикосновения; были ли такие люди, прикосновение которых даже в таких условиях было приятно; какие прикосновения в этом упражнении вызывали напряжение.
Это упражнение можно анализировать, но очень деликатно. Свои ощущения в доброжелательной форме высказывают только желающие.
Обсуждение:
• Как прикосновение влияет на процесс общения?
• Насколько приятны были прикосновения при столкновении?
Упражнение «Расстановка»
Предлагается расставить товарищей по кругу в соответствии с тем, как ощущаются их руки:
а) от теплых до холодных;
б) от мягких до жестких;
в) от добрых до жестоких.
99Предложить участникам попытаться сделать что-то, чтобы руки у всех стали:
а) доброжелательными;
б) жесткими;
в) добрыми.
Упражнение «Анабиоз»
Участникам предлагается разделиться на пары. В каждой паре игроки распределяют между собой роли «замороженного» и «реаниматора». По сигналу «замороженный» застывает в неподвижности, воображая погруженное в анабиоз существо — с окаменевшим лицом и пустым взглядом.
Задача «реаниматора» — в течение одной минуты вызволить партнера из анабиотического состояния, оживить его. «Реаниматору» запрещено прикасаться к «замороженному» или обращаться к нему с какими-либо словами. Все, чем он располагает, — это взгляд, мимика, жесты и пантомима.
Признаками успешной работы «реаниматора» можно считать непроизвольные реплики «замороженного», его смех, улыбку и другие эмоциональные проявления.
Критерии «выхода из анабиоза» устанавливаются самими участниками в зависимости от уровня их «квалификации»: они могут варьировать — от явных нарушений молчания и неподвижности до едва заметных изменений в выражении лица.
Упражнение «Зеркало»
Участникам предлагается разделиться на пары и встать лицом друг к другу. Один из них делает какие-либо замедленные движения руками. Задача другого — в точности копировать все движения напарника, быть его «зеркальным отражением». В каждой паре участники самостоятельно подбирают нужную сложность движений и их темп.
В ходе игры участники «зеркала» довольно быстро научаются чувствовать тело партнера и схватывать логику движений.
От раза к разу следить за «оригиналом» легче, и все чаще возникают ситуации не только предвосхищения, но и опережения его движений. Освоив навыки двигательного подражания, участники могут попробовать свои силы и в более сложной игре: задача та же, но роли «оригинала» и «зеркала», ведущего и ведомого, не определены. Гибко подстраиваясь друг под друга, играющие стремятся двигаться в унисон.
Упражнение «Жесты»
В разговор вступают два человека. Свободно общаясь друг с другом, они должны обязательно использовать самые разнообразные жесты, причем как можно более активно. Группа следит, чтобы жестов было больше, но чтобы они были естественными в разговоре.
Упражнение «Приветствие»
Каждой участник должен поздороваться с каждым членом группы без слов, используя возможности мимики, жестов, пантомимы (движения тела). Если приветствия однообразны, следует напомнить способы приветствия из фильмов или национальные способы приветствия.
Упражнение «Актеры и зрители»
Участники делятся на две труппы: первая — актеры, вторая — зрители.
Руководитель предлагает актерам темы инсценировок:
а) — идти против ветра;
— туда, куда не хочется;
— так, чтобы кого-нибудь не разбудить;
б) — идти с тем, кто веселее всех;
— с тем, кто напоминает кого-нибудь из знакомых;
— с самым симпатичным для тебя человеком в этой группе;
— с тем, кто вызывает настороженность;
— с тем, кого бы ты хотел изменить.
101Группа зрителей должна понять, кого показывают актеры. Затем группы меняются ролями, и предлагаются для разыгрывания следующая ситуация:
• мы куда-нибудь идем, и вдруг (встреча с неожиданностью)
— ...понимаем, что забыли что-нибу