Упражнения на развитие эмпатии
Упражнение «Пойми другого»
Каждый участник должен в течение 2—3 минут описать настроение кого-либо в- группе. Представить себе, прочувствовать человека, его состояние, эмоции, переживания и все это изложить на бумаге. Затем все описания зачитываются вслух и подтверждается их достоверность.
Упражнение «Любящий взгляд»
Один участник выходит за дверь. Его задача — определить, кто из группы будет смотреть на него «любящим» взглядом. Ведущий назначает в его отсутствие 2—3 человек. Затем выбирается другой отгадывающий. Количество смотрящих любящим взглядом увеличивается.
Упражнение «Эпитеты»
Материал: набор фотографий с изображением людей, испытывающих различные эмоциональные состояния.
Каждому участнику раздается фото эмоционального состояния.
Задание: рассмотрите внимательно фотографии и охарактеризуйте их. Требуется характеристика не каких-то отдельных частей лица, а личности в целом. Подберите не менее 7 эпитетов, раскрывающих характер человека и его эмоциональное состояние. Например: этот человек: спокойный, уживчивый, слабый, бесхитростный, дружелюбный, покладистый, простой, веселый, радостный, беззаботный.
Упражнение «Отражение чувств»
Все участники разбиваются на пары. Первый партнер произносит эмоционально окрашенную фразу. Второй участник сначала повторяет своими словами содержание того, что услышал, а затем пытается определить чувство, которое испытывает партнер в момент произнесения фразы. Партнер оценивает точность обоих отражений. Затем участники меняются ролями.
Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания. Екатеринбург, 1998.
Масленникова В.Ш., Юдин В. П. Педагог и культура: Пособие в помощь учителям школ, сои,, педагогам, соц. работникам и студентам. Казань, 1994.
Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М., 1991.
Примеры игровых ситуаций для развития эмпатии
Инструкция к проведению:
Ролевая игра, имитирующая психолого-педагогическую ситуацию, требующую проявления педагогической эмпатии, может служить действенным средством ее развития при следующих условиях:
а) если ролевая игра своим содержанием и организационно-методическим обеспечением создает предпосылки эмпатий-ного поведения;
б) если ведущий владеет умениями педагога-режиссера (ввод дополнительных переменных, применение метода «провоцирующих реплик», использование элементарного реквизита, «простых физических действий», личное включение ведущего в игру, введение подставных лиц и т. п.), вызывает переживание чувств играемой роли, реализующихся в эмпатийном поведении;
в) если ведущий осуществляет контроль этих чувств путем наблюдения за поведением участников игры, экспертной оценки, которую дают все играющие, самоотчетов, коллективного обсуждения поведения каждого участника игры;
г) если ведущий в процессе коллективного обсуждения и самоотчетов побуждает исполнителей роли к рефлексии, которая повышает уровень волевой регуляции эмпатийного поведения.
53Экспертная оценка (по пятибалльной системе) успешности выполнения педагогической задачи в ролевой игре отражает степень адекватности понимания ситуации неблагополучия, наличие эмоциональной реакции, анализ гуманистического содержания действий, учет общего стиля поведения, фиксирование времени, затраченного на принятие решения и достижение цели.
Ситуация «Цветы»
Как обычно, вхожу в класс, здороваюсь, спрашиваю:
— Кто сегодня отсутствует?
Впрочем, и так вижу, что двоих нет — самых озорных. Но тут дверь распахнулась и в класс ворвались запыхавшиеся мальчишки, в руках — ветки сирени.
— Это Вам! — сказали они, протягивая мне'цветы.
— Спасибо, но по какому поводу?
— Это Вам в день рожденья.
— А как вы узнали?
— Ээ... это секрет фирмы.
Но оказалось, что у фирмы есть еще один секрет. Сирень была как-то странно обломана...
— Ребята, а где вы ее взяли?
— Нарвали. За нами дворник до самой школы гнался.
Ситуация «День рождения»
...Однажды на перемене дежурный педагог подвел к классному руководителю Толю:
— Ваш мальчик, Александра Федоровна?
— Мой. А что случилось?
— Полюбуйтесь, все цветы в соседнем дворе оборвал, — и как вещественное доказательство протянул большой букет астр.
Мальчик стоял, опустив голову и часто взмахивал ресницами.
— Зачем ты рвал цветы, Толя? — мягко спросила учительница.
— Я хотел подарить маме. У нее сегодня день рождения .-Он поднял полные слез глаза.
После уроков Александра Федоровна попросила Толю подождать ее, чтобы вместе идти домой. Мальчик ждал учительницу.
Он думал о том, какой «подарок» сейчас получит мама, узнав, что он залез в чужой сад.
Ситуация «Исчезнувшая двойка»
...В тот день на уроке литературы в 5-м классе учительница вызвала Славу к доске. Задав вопрос, она открыла дневник мальчика и вдруг спросила:
— А где у тебя двойки по русскому языку?
— Какие двойки? — с удивлением спросил Слава. — Ведь Вы меня не спрашивали.
— Ах, ты еще споришь с учителем! Садись, ставлю тебе единицу.
Ситуация «Не слушал»
На уроке в 6-м классе учитель спрашивал учащихся по предыдущему материалу. Одному из учеников стало скучно, и он начал переговариваться с соседом по парте. Учитель это заметил. Обращаясь к нему, он попросил повторить заданный вопрос. Ученик вопроса не слышал.
— Садись! Двойка.
— За что? — спросил ученик.
— За то, что не слушал, — ответил учитель.
— Но ведь я все знаю, — попытался уверить преподавателя шестиклассник.
Ситуация «Укол»
Вы ведете ребенка в больницу на укол. Ребенок боится и плачет. Продумайте Ваши действия, слова, постройте Ваше обращение к ребенку.
Ситуация «Подготовка к уроку»
Ученица на уроке отвечает невпопад. На предыдущем уроке, когда ее спрашивали, молчала. Сегодня она сказала учителю, что готова к занятию, но отвечает слабо, неуверенно. Учитель кричит на нее, обвиняет в лене, безделии. Что чувствует девочка? Ваша версия? Постройте монолог, передающий ее состояние.
55Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания. Екатеринбург, 1998.
Михальченко Г.Ф. Диагностика и развитие эмпатии // Практическая психология: Метод, рекомендации школьн. психологам и студентам / Под ред. СВ. Кондратьевой. Гродно, 1992.
Упражнения на осознание особенностей экспрессии
Фиксируются особенности телодвижений и внутреннее состояние исполнителя. Важно добиться, чтобы каждый ощутил особенности своей экспрессии и понял необходимость ее коммуникабельной формы.
Выполняя упражнения, следует добиваться, чтобы участники научились различать оттенки и особенности экспрессии у себя и у партнеров, а также выбирать адекватные и коммуникабельные средства выражения отношений к ситуации.
Упражнение «Геометрическая фигура»
Участникам (всей группе или по очереди) предлагается очертить рукой в пространстве перед собой прямоугольник.
Задание обнаруживает очевидные вариации в проявлениях экспрессии. Один рисует в воздухе небольшую фигурку, едва вращая прямым указательным пальцем, не двигая при этом ни глазами, ни головой. Другой подключает энергию всей руки, его взгляд синхронно отслеживает контуры мнимой фигуры, движется голова и корпус тела. Третий «рубит» ладонью; словно перед ним некая твердь. А кто-то мягко оперирует кистью руки, прибегая к среднему или широкому жесту.
Упражнение «Слон»
В круг приглашаются 4—5 участников. Задание: представьте, что маленькие детки просят маму (или папу) показать, как ходит слон.
Как и следует ожидать, «слоны» бывают разные: ступающие мягко, осторожные и добрые, медлительные, качающиеся из стороны в сторону или тяжелые, неуклюжие, агрессивные. Каж-
дый невольно воспроизводит свойственный ему режим сигнальной экспрессии. Стереотип навязчив, и коль у человека жесткий вариант телодвижений, то ему трудно вести себя иначе, даже если его просят об этом.
Упражнение можно продолжить, попросив тех же исполнителей показать, как ходит другое животное, например лиса, кошка. Обладатели мягкой экспрессии легко демонстрируют новый образ, наделяя его характерными чертами. У людей с жесткой экспрессией кошка весьма похожа на слона и наоборот.
Упражнение «Угощение чаем»
Участники по очереди (4—5 человек) должны представить себе дружескую вечеринку (или интимную встречу, деловую беседу) и поднести собравшимся чай. Прежде надо взять воображаемые блюдца и чашки, расставить их на воображаемом подносе, налить в них воображаемый напиток, а затем с подноса подать каждому чашку на блюдце.
Упражнение «Могу ли я представить?»
Участникам предлагается собраться в группы по 5 человек произвольно.
Задание: «Смотрите друг на друга и попытайтесь представить тот образ человека, который сейчас будет назван. Попытайтесь увидеть этого человека плачущим, растерянным, обиженным, страдающим, когда он хитрит, грубит, дразнится».
Варианты: романтик, продавец на рынке, добрый повар, выпивший, шут, царь (королева).
Вопросы для обсуждения:
• Кого в названных образах было увидеть легко, кого трудно?
• Отчего это зависит?
Упражнение «Имитация интонации»
Ведущий вслух произносит строку всем знакомого стихотворения, но делает это с непривычными и неожиданными ин-
57тонациями. Например, хорошо подходят строки: «В лесу родилась елочка, в лесу она росла, зимой и летом стройная, зеленая была». Можно прочесть:
У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том.
И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом.
Ведущий меняет интонации неожиданно внутри стихотворного отрывка и в конце, создавая непривычный мелодический рисунок. Присутствующие должны хором воспроизвести отрывок и все интонации ведущего. Обычно это удается не каждому, поскольку на слуху заученная и простенькая ритмика и мелодика стиха. Все слышат, кто резко «выпадает» из общего хора и выводит привычную звуковую палитру, а кто проявляет гибкость и может повторить задание близко к прозвучавшему оригиналу.
Упражнение «Кто Вы?»
Каждому участнику предлагается написать характеристику невербального поведения одного из студентов группы. Затем характеристики зачитываются без указания адресата. Группа должна определять, кому принадлежит данная характеристика.
Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.
Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1998.
Упражнения на развитие мимической экспрессивности
Упражнение «Как поживаете?»
Группе студентов предлагается мимически отреагировать в ответ на вопрос «Как поживаете?» следующим образом: «Спасибо, хорошо», «неважно», «не могу даже и ответить», «очень хорошо живу», «мерзко», «больше хорошо, чем плохо» и прочее. Пользоваться вербальными средствами при этом не разрешается, жесты допускаются в минимальной мере.
Упражнение «Стекло»
Участники разбиваются на пары и ведут мимический диалог якобы через толстое стекло, не пропускающее звука. Содержание диалога заранее оговаривается. Приведем один из примеров возможного содержания:
— Здравствуй! Как ты поживаешь?
— Спасибо, не очень хорошо...
— Что так?
— Много неприятностей...
— Какие же?
— Поссорился с мамой... кошка заболела... деньги потерял...
— Нужна помощь?
— Спасибо, я как-нибудь сам...
— Успеха тебе в преодолении несчастий!
— Ты очень добр. Спасибо еще раз.
Упражнение «Переживание»
Предлагается создать мимический портрет переживаемого состояния. Описание состояния (или настроения) фиксируется на карточке. Получивший карточку садится за стол перед аудиторией и выполняет задание. Аудитория не знает содержания карточки, она угадывает состояние по мимике. Таким образом, это двойное упражнение: в прочтении мимики и в управлении мимикой.
Упражнение «Киносюжет»
Студенты делятся на несколько подгрупп, задумывают сюжет и содержание речевого общения, проигрывают задуманное в изоляции. Затем выносят на всеобщее обозрение, лишив звука разыгрываемые события. Зрители определяют суть происходящего по мимическим показателям.
Упражнение «Неожиданный гость»
Это упражнение выполняется всей группой одновременно. Группа образует два круга, так чтобы каждый в кругу имел своего «визави». Во внутреннем круге — «хозяин, открывающий дверь», во внешнем круге — «неожиданный гость». Внешний круг медленно движется. Когда образуется «визави», ведущий сообщает, кто же неожиданно пришел. «Хозяин» показывает свое отношение к появлению неожиданного гостя. Без учета жестких правил этикета.
Упражнение «Мимический ответ на вопрос»
Студенты поочередно задают друг другу вопросы, но ответы на эти вопросы производятся строго ограниченно — только мимически.
Упражнение «Маски в общении»
Упражнение на осознание своих индивидуальных способов ухода от искреннего, открытого общения. Ведущий предлагает участникам на выбор карточки, где заданы маски:
1) безучастности;
2) прохладной вежливости;
3) высокомерной неприступности;
4) агрессивности («попробуй не выполнить мое желание»);
5) послушания или угодливости;
6) деланной доброжелательности или сочувствия;
7) простодушно-чудаковатой веселости.
Поскольку в группе больше семи человек, то 2-я и 6-я карточки повторяются.
Теперь участники по очереди должны продемонстрировать свою «маску».
Вариант 1. Каждому участнику надо вспомнить или придумать ситуацию, которая помогла бы изобразить маску и продемонстрировать ее всем.
Вариант 2. Каждый участник должен выбрать себе партнеров и инсценировать без слов или со словами ситуацию, соответствующую маске. Инсценирование заканчивается «живой фотографией»: маску нужно удерживать на лице не меньше двух минут.
Вариант 2 предпочтительнее, поскольку снижает тревож-юсть и некоторую искусственность задания. После занятия южно дать домашнее задание: в тетради для самоанализа выпи-1ите, какими «масками» вы чаще всего пользуетесь в жизни, 1ем они помогают и чем мешают в общении.
Упражнение «Улыбка»
Предлагается расставить товарищей по кругу в соответствии с тем, как воспринимается их улыбка:
а) от напряженной до спокойной;
б) от свободной до скованной;
в) от радостной до грустной.
Сделать попытку передать доброжелательную улыбку по цепочке, глядя друг на друга.
Упражнение «Выражение лица»
Предлагается расположить товарищей по кругу в зависимости от выражения лица:
а) от грустного до веселого;
б) от располагающего к общению до настораживающего;
в) от уставшего до отдохнувшего.
Упражнение «Зеркало»
Один человек показывает какую-либо гримасу соседу. Тот,
SB свою очередь, «передразнивает» его как можно точнее и передает дальше своему соседу. «Гримаса» передается по кругу. Упражнение заканчивается, когда она возвращается к первому участнику.
Так же «передаются» еще несколько эмоций.
Вопросы для обсуждения:
• Каков механизм узнавания эмоций и чувств?
• Легко ли было их передавать? Узнавать? Почему?
• Какие эмоции были труднее для воспроизведения? Почему?
61Упражнение «Передача чувств»
Все встают в затылок друг другу. Последний поворачивает предпоследнего и передает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т. п.). Второй человек должен передать следующему это же чувство. У первого спрашивают, какое чувство он получил, и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале.
Упражнение «Учитель»
Студентам предлагается по очереди играть роль учителя. «Учитель» пишет на доске. «Ученики» должны писать в это время в тетрадях. Вдруг раздается какой-то «шум». «Учитель» оборачивается, выражая на своем лице удивление, осуждение, требование, выжидание, гнев, страдание и т. д.
Григорьва Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения: Метод, пособие для преподавателей. Новосибирск — М., 1997.
Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учеб. пособие /Под ред. Л. К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. М., 2000.
Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М., 1998.
Упражненияна развитие эмоциональной выразительности
Упражнение «Крокодил»
Участники разбиваются на две команды. Каждая загадывает слово-понятие. Слово сообщается на ушко члену другой команды. Он может только изобразить это слово своими жестами и мимикой. Его группа задает наводящие вопросы.
Вопросы задаются так, чтобы на них можно было ответить «да», «нет», «не знаю».
Нельзя ничего говорить словами. Выигрывает та команда, которая сумеет разгадать большее количество слов.
Упражнение «Внешнее выражение эмоций»
Каждый участник получает репродукцию живописного портрета. Он должен «оживить» портрет, то есть принять позу, выра-
жение лица и сказать несколько реплик, соответствующих мимике и позе изображенного.
Упражнение «Отражение эмоционального состояния» («Зеркало»)
Все участники разбиваются на пары. Один выполняет роль зеркала, которое должно отразить показанное партнером эмоциональное состояние. Упражнение выполняется с помощью мимики и пантомимы. Каждый выполняет упражнение по 3 раза (разные эмоциональные состояния).
Упражнение «Изображение»
Изобразить с помощью жестов и мимики психологические особенности человека (себя, другого), содержание пословицы, поговорки.
Упражнение «Чувство»
Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему необходимо показать то чувство, которое написано на ней. Показ может быть мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа.
Ведущий не должен раскрывать секрет сразу после первых высказанных догадок. Необходимо, чтобы высказались все участники. Каждый показывает несколько чувств.
Вопросы для обсуждения:
• Воспринимали ли Вас адекватно?
• Почему были затруднения в определении чувства?
• Расскажите о своих впечатлениях.
Упражнение «Список эмоций»
Группе предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих эмоции. Затем кто-то выходит и показывает эмоцию
63мимикой и жестами. Все отгадывают. Тот, кто отгадает первым, показывает свою эмоцию.
Усложнение: Упражнение проводится в кругу: один человек называет эмоцию — все ее показывают.
Вопросы для обсуждения:
• Какое слово было труднее всего показать?
• У всех ли было одинаковое выражение лица при изображении эмоции? Почему?
• Могут ли люди испытывать одни и те же эмоции и иметь совершенно разное выражение лица? Когда? (привести пример).
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1987.
Григорьва Т. Г., Линская Л.В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного
общения: Метод, пособие для преподавателей. Новосибирск — М.,
1997. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург,
1998. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д.
Парыгина. СПб., 1994.
Задания для самостоятельной работы
Студентам предлагается выполнить следующие задания:
• Понаблюдать за собой в процессе взаимодействия с близкими людьми: понять их состояние, прочувствовать их, выслушать.
• Находясь в транспорте, приглядеться незаметно к чьему-либо лицу. Попытаться вообразить это лицо улыбающимся, опечаленным, испуганным, насмешливым, нежным и т. д. Попробовать представить те чувства, которые испытывает этот человек в данный момент.
• Понаблюдать за собой. Определить, какие эмоциональные проявления являются для них типичными, какой способ взаимодействия с отрицательными эмоциями у них преобладает.
• Внимательно рассмотреть свое лицо в зеркале, не критикуя себя. Постараться выразить мимикой дружелюбие, откры-
тость, недовольство. Определить, что удается лучше. Постараться выразить дружелюбие, доброжелательность в разной степени, от вежливой симпатии до обожания. После этого задать себе вопрос: «Что я сейчас чувствую?». Проанализировать данный эксперимент.
• Чтобы избавиться от угрюмого или надменного выражения лица, по утрам перед зеркалом «показать себе язык», улыбнуться. Настроить себя на то, что не «казенное» выражение лица должно быть у вас в течение дня.
Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания. Екатеринбург, 1998. Шелихова Н.И. Техника педагогического общения /Под общ. ред. М.Р. Гинзбурга. М., Воронеж, 1998.
5—1626КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения. Отсутствие культуры педагогического общения или ее низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций, напряженности в отношениях между учителем и учеником или целым классом.
Успешное разрешение конфликтов зависит от общей психологической грамотности и уровня педагогической культуры учителя. Основными моральными нормами, на которых основываются взаимоотношения учителя с учениками, являются: уважение достоинства каждого из своих воспитанников, доверие и внимательное отношение к их внутреннему миру, душевная чуткость и доброжелательность.
Психологически грамотное восприятие учителем ученика поможет установить взаимопонимание и эффективное взаимодействие. Эту возможность во многом обеспечивают педагогу сформированные перцептивные умения, т. е. умение правильно оценивать по выражению лица, жестам, речи, действиям детей их эмоциональное состояние. Существуют два взаимосвязанных вида социальной перцепции: собственно перцептивный (восприятие и слушание ребенка или другого человека) и эмпатийный (особая чувствительность к ребенку, сопереживание и сочувствие другому).
Процесс социального восприятия предполагает прежде всего наличие культуры слушания. Многочисленные исследования показывают, что большинство работников образования не обладают в достаточной степени навыками слушания.
Слушание — это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение. Слушание тре-
бует определенных навыков, которым необходимо научиться учителю, так как процесс слушания занимает существенную часть его жизни.
Различают несколько видов слушания: активное, пассивное, эмпатическое.
Активное — вид слушания, когда на первый план выступает отражение информации. К нему относятся постоянные уточнения той информации, которую хочет донести собеседник, путем задавания уточняющих вопросов.
Продуктивные способы активного слушания
• Перефразирование (эхо-техника).
Сущность: возвратить собеседнику его высказывания (одну или несколько фраз), сформулировав их своими словами. Начать можно так: «Как я Вас понял...», «По Вашему мнению...», «Другими словами, Вы считаете...».
Главная цель «эхо-техники» — уточнение информации. Для перефразирования выбираются наиболее существенные, важные моменты сообщения. Но при «возврате» реплики не стоит что-либо добавлять «от себя», интерпретировать сказанное. Эхо-техника позволит дать собеседнику представление о том, как вы его поняли, и натолкнуть на разговор о том, что в его словах кажется вам наиболее важным.
• Резюмирование.
Эта техника предполагает воспроизведение слов партнера в сокращенном виде, краткое формулирование самого главного, подведение итога.« Если теперь подытожить сказанное Вами, то...».
Резюмирование помогает при обсуждении, рассмотрении претензий, когда необходимо решить какие-либо проблемы. Оно особенно эффективно, если обсуждение затянулось, идет по кругу или оказалось в тупике.
Резюмирование позволяет не тратить время на не относящиеся к делу разговоры и может быть действенным и необидным способом закончить разговор со слишком словоохотливым собеседником.
• Развитие идеи.
Эта техника отличается от предыдущих тем, что высказывание собеседника не просто перефразируется или резюмируется,
67а делается попытка вывести из него логическое следствие, выдвинуть предположение о причинах услышанного. Эта техника позволит уточнить смысл сказанного, быстро продвинуться в беседе вперед, дает возможность получить информацию без прямых вопросов. Но следует избегать поспешности в выводах и употреблять некатегоричные формулировки и мягкие тона.
Активное слушание незаменимо в конфликтных ситуациях, когда собеседник ведет себя агрессивно или демонстрирует свое превосходство. Это очень хорошее средство успокоиться, настроиться, если возникает желание надерзить партнеру, развить начавшийся конфликт.
Типичной ошибкой людей при применении активного слушания является чисто формальное следование правилам. В таких случаях человек задает «нужный» вопрос: «Правильно ли я вас понял, что...», но, не услышав ответа, продолжает развивать аргументы в пользу своей собственной точки зрения, фактически игнорируя точку зрения собеседника. Потом такой человек удивляется, что техника активного слушания не работает.
Активное слушание может применяться во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно. В таких случаях важно дать ему знать, что вы чувствуете его переживание. «Озвучивание» чувств ребенка помогает снять конфликт или напряжение.
Бывает, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии сильного эмоционального возбуждения. В этом случае приемы активного слушания не срабатывают. В таком состоянии человек не контролирует свои эмоции, не способен улавливать содержание разговора. Ему надо только одно — успокоиться, прийти в состояние нормального самоконтроля, и только потом с ним можно общаться. В таких случаях эффективно работает прием пассивного слушания.
Пассивное слушание — умение дать понять собеседнику, что он не один, что его слушают, понимают и готовы поддержать. Лучше всего при этом действуют так называемые «угу-реакции»: «да-да», «угу-yry», «ну, конечно», кивание головой. Эмоциональное состояние подобно маятнику: дойдя до высшей точки эмоционального накала, человек начинает успокаиваться, за-
тем сила его чувств опять увеличивается, дойдя до высшей точки, затем падает. Если не вмешиваться в этот процесс, не «раскачивать» маятник дополнительно, то, выговорившись, человек успокоится, и после с ним можно будет общаться нормально. Главное в этом виде слушания:
• не молчать, потому что глухое молчание у любого человека вызывает раздражение, а у возбужденного человека тем более;
• не задавать уточняющих вопросов, потому что это только вызовет ответный взрыв негодования;
• не говорить партнеру: «Успокойся, не волнуйся, все уладится» — он этих слов адекватно понять не может, они его возмущают, ему кажется, что его проблему недооценивают, что его не понимают. Иногда в таких случаях полезно «подстроиться» к партнеру, повторить его слова, эмоции, движения, т. е. вести себя так, как он, разделять его чувства. Но делать это нужно искренне, в противном случае повторение действий будет оценено как издевательство над его чувствами. Эмпатическое слушание позволяет переживать те чувства,
которые переживает собеседник, отражать их, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпа-тическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не критикуют, не поучают. Именно в этом и состоит секрет хорошего слушания - такого, которое дает другому человеку облегчение и открывает ему новые пути для понимания самого себя.
Правила эмпатического слушания:
• Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, освободить душу от собственных переживаний и постараться отойти от готовых установок и предубеждений относительно собеседника. Только в этом случае можно понять, что чувствует собеседник, «увидеть» его эмоции.
• В своей реакции на слова партнера необходимо в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чувство не только правильно понято, но и принято.
69-
• Необходимо держать паузу. После вашего ответа собеседнику обычно надо помолчать, подумать, чтобы разобраться в своем переживании.
• Необходимо помнить, что эмпатическое слушание — не интерпретация скрытых от собеседника тайных мотивов его поведения. Надо только отразить чувство партнера, но не объяснять ему причину возникновения этого чувства. Замечание типа: «Так это у тебя оттого, что ты просто завидуешь своему другу» или «На самом деле тебе хотелось бы, чтобы на тебя все время обращали внимание» не могут вызвать ничего, кроме ответной агрессии и защиты.
• В случаях, когда партнер возбужден и беседа складывается таким образом, что партнер говорит «не закрывая рта», а ваша беседа носит достаточно доверительный характер, вовсе не обязательно отвечать развернутыми фразами, достаточно просто поддерживать партнера междометиями, короткими фразами типа «да-да», «угу», кивать головой или повторять его последние слова.
• Методика эмпатического слушания применима только в том случае, когда человек сам хочет поделиться какими-то переживаниями. В случае же, когда он задает обычные вопросы типа: «А вы не знаете, что означает то-то?» или же просто не хочет говорить с вами, а вы бы очень хотели обсудить с ним что-либо, применение эмпатического слушания просто невозможно.
Эмпатическое слушание обеспечивает лучшее понимание учителем ребенка, помогает нейтрализовать имеющуюся у учителя склонность к оценке. Стремление многих учителей слушать другого человека не столько с целью вслушиваться в то, что он им сообщает, сколько с целью оценить его, часто становиться причиной коммуникативных барьеров. К ним относятся барьеры диалогического общения (предубеждение, недоверие, отсутствие чувства юмора, навыков социального контакта). Одним из разновидностей диалога между учителем и учеником является спор. Только высокая культура диалога страхует от опасности превратить его в ссору, т. е. в «состояние взаимной вражды».
Культура спора обеспечивается соблюдением следующих педагогических правил (И.И. Рыданова):
• Восприятие несогласия учащихся как естественной реакции, следствия критического отношения к информации.
• Учет глубинных мотивов конфронтации учащихся (потребности в личностном самоутверждении, повышении статуса в среде сверстников, обиды, эмоционального возбуждения, состояния психологического дискомфорта и пр.).
• Выражение неизменной доброжелательности по отношению к оппоненту, невзирая на репутацию и статус.
• Заинтересованное и уважительное отношение к любой точке зрения, даже абсурдной, забота о сохранении и повышении престижа каждого учащегося.
Критическая оценка конкретных действий, а не личности в целом («Этот поступок представляется мне некрасивым», а не «Ты всегда стремишься сорвать урок, потому что бездельник» и др.).
• Контроль за эмоциональной тональностью спора, чтобы предупредить его перерастание в ссору.
• При отстаивании своего мнения использование общепринятых этикетных норм («Мне кажется», «Подумаем вместе», «Может быть, я ошибаюсь» и т. п.), готовность признать ошибки, извиниться за оплошность.
• Готовность принимать компромиссные решения, учитывая интересы учащихся, их потребности.
• Терпимость, уступчивость в мелочах.
• Дисциплинирование класса с помощью косвенных воздействий — переключения внимания, шутки.
• Доминирование экспрессии оптимизма. Показателями низкой культуры диалога с учащимися можно считать следующие:
• Ограничение свободы выражения мнений, в особенности не совпадающих с точкой зрения учителя («Хватит спорить о бесспорном», «Тебе еще рано иметь свои взгляды! Для этого нужно хотя бы прилично учиться»).
• Ориентация лишь на запланированные цели («Опять ты у нас, Кокарев, отнимаешь время пустыми вопросами! Я ниче-
71го не успеваю сделать!», «Не отвлекай нас, Сидорова, своими заумными вопросами!»).
Акцентирование того, что разъединяет с учащимися («Как ты можешь так думать, Гаврилова? Твое несогласие с головой выдает незнание материала»).
Мелочная нетерпимость, придирчивость («Как ты сидишь, Игнатьева! Положи руки на парту», «Как можно не знать таких простых вещей?»).
Дисциплинирование путем нажима, прямого порицания («Хватит показывать, какой ты умный», «Тебе, Веремеева, лучше бы помолчать и вспомнить о полученной двойке!»). Угрозы («Попробуйте не выполнить это задание!»). Упреки («Сколько раз напоминала, а ты...», «Я тебя предупреждала, а ты не хотел слушать!»).
Унижение достоинства («Такого ленивого ученика у меня еще не было!», «Ну, посмотрите на этого «профессора»! Лучше бы постригся»).
Высмеивание («Ребята, кого напоминает Лазарев? Санчо-Панса, правда? Такой же толстый и ленивый»). Демонстрация своего превосходства в различной форме: прямой («У тебя что в голове — две извилины?»), смягченной («Ты вроде понятливый Гальперин, а говоришь несуразности»), скрытой («Тут не в чем сомневаться, Никифорова, каждому нормальному человеку это ясно!»). Ссылка на свой статус и жизненный опыт как аргумент в споре («Я работаю в школе 20 лет, как ты можешь сомневаться в моих знаниях?»).
Менторство («Запомни, Хламова, так себя культурные люди не ведут», «Стыдно, стыдно не знать элементарных вещей»). Использование лести, показной доброты, улыбки, ласкательного вокатива (Наташенька, Сереженька) или обмана, запугивания в манипулятивных целях для извлечения своей выгоды, достижения эгоистических целей. Доминирование экспрессии пессимизма («Ничего-то вы не умеете. И что мне с вами делать, ума не приложу», «Не представляю, как вы сдадите экзамены»).
Таким образом, ведение коммуникативного диалога с учащимися требует от учителя высокой культуры — лингвистической, нравственной, психологической, педагогической.
Высокая культура общения является одной из составляющих имиджа педагога как профессионала. Имидж — это образ, впечатление, которое оставляет человек в воспоминаниях и представлениях о нем. Одной из важнейших составляющих имиджа педагога является коммуникативная толерантность. Это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Педагог, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, терпим и совместим с очень разными людьми. Благодаря этим достоинствам создается психологически комфортная обстановка для совместной деятельности в педагогическом процессе. Учитель должен стремиться безусловно принимать ребенка со всеми его недостатками, промахами, бедами. Принимать ребенка — это значит:
• проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему;
• проявлять уважение к его личности, поддерживать в нем чувство собственного достоинства;
• признавать за ним право быть непохожим на других; смотреть на проблему с его позиций, его глазами;
• учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка.
Особенно важно проявление коммуникативной толерантности в напряженной,