Игра «Нас с тобой объединяет»
Цель: обучение взаимопониманию и эмпатии, получение обратной связи от группы.
Задачи: Выявление общих черт и различий, научить обнаруживать положительные достоинства других людей, сплотить коллектив.
Ход работы: Участники встают в круг; у одного из них в руках мяч или другой предмет, выступающий в роли эстафетной палочки.
Он кидает этот мяч любому из участников со словами «Имя». Нас с тобой объединяет (качество). Этим качеством может быть что угодно: черты характера, цвет волос, привычки, любимые места отдыха, знак зодиака, аспекты жизненного опыта и т. д.
Если получивший мяч согласен с высказыванием, он откликается словами «да, это так», если не согласен, говорит «Спасибо. Я подумаю». После этого он передает мяч своему избраннику и обозначает повод для объяснения. При желании он может присоединить третьего, опираясь на тот же критерий, что был обозначен.
Вопросы для обсуждения:
1. Как вы думаете, удалось ли вам обнаруживать положительные качества, достоинства других людей?
2. Возникали ли трудности при выполнении упражнения?
3. Что вы ощущали, когда вам давали обратную связь?
4. Что вы ощущали, когда вы обращались к своему оппоненту?
5. Какие эмоции у вас возникали при выполнении упражнения?
Выводится на интерактивную доску таблица
Преобразования конфликтогенов
(примеры «противоядий от конфликтов»)
Один человек пришел к своему Наставнику и спросил:
- Знаешь ли ты, что сказал сегодня о тебе твой друг?
- Подожди, - остановил его Учитель, - просей сначала все, что ты собираешься сказать через три сита.
- Три сита?
- Прежде, чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, просеять через сито правды. Ты уверен, что все, что ты хочешь сказать мне, есть правда?
- Да нет, я просто слышал…
- Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда, это или нет. Тогда просеем это через второе сито – сито доброты.
Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
- Нет, напротив…
- Значит, продолжал Учитель, - ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но при этом даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо услышать мне то, что ты хочешь рассказать?
- Нет, в этом нет никакой необходимости…
- Итак, заключил Наставник, - в том, что ты хочешь сказать мне нет ни правды, ни доброты, ни необходимости.
Зачем тогда говорить это?
Конфликтоген Преобразующие вопросы
Дурак! (и другие оскорбления) Что Вы хотели бы? Как это можно исправить?
Я прав, а ты (он) не прав Чем Ваша точка зрения отличается от их точки зрения?
Я не буду… Что могло бы помочь Вам сделать это?
Все пропало.… Как сделать это успешным? Как можно это улучшить?
Он (она) безнадежен! Что в их поведении Вам не нравится?
Я (они) должен/вынужден. Можете ли Вы (они) избрать такое действие?
Слишком много/мало… По сравнению с чем?
Они всегда… При каких обстоятельствах они не делают этого?
Я не хочу… Какого исхода Вы хотели бы?
Я не могу… Вы не сможете? Или, быть может, просто не видите, каким образом сделать это?
Он (она) никогда не… Что произойдет, если Вы увидите такую возможность?
Это невозможно… Если бы это было возможным, что потребовалось бы тогда?
Тест «30 пословиц»
Инструкция к тесту:
«Представьте себе, что вы — экзаменатор, оценивающий предлагаемые ниже суждения так, что не удовлетворяющие из них лично вас оцениваются единицей или двойкой, а совпадающие с вашим личным мнением или близкие к нему — 4 или 5.
Оценка 3 не должна использоваться вовсе.
Оценивается каждое суждение без особенно долгих раздумий, чтобы не затягивать процедуру "экзамена". За советами обращаться к вам не рекоменду-ется по вашему положению экзаменатора — оценки ставятся по первому ясному впечатлению напротив номеров суждений в таблице, приведенной ниже».
После того как участники оценят все пословицы, они могут подсчитать баллы по колонкам. Тренер, перед тем как зачитает интерпретацию, напоминает участникам, что если они не согласны с тем, что получилось в тесте, то лучше оставаться при своем мнении. Любой тест работает с определенной долей вероятности, и всегда находятся люди, чьи результаты ошибочны. Совпадает результат с действительностью или нет, решать самим участникам.
Бланк теста «30 пословиц»
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
Интерпретация
1-й тип - «черепашка». У людей такого типа - большое желание спря-таться от проблем под «панцирь». Это представители позитивного кон-серватизма, они ценны тем, что никогда не теряют цель. В спокойной ситуации человек данного типа с вами во всех делах, но в сложной ситуации он может изменить вам.
2-й тип —«акула». Для людей этого типа главное — их цель, их работа. Их не волнует отношения коллег («Ваша любовь мне ни к чему»). Умный руководитель уважает целенаправленность «акулы» — надо лишь ограничить ее притязания. Если коллектив состоит из «черепах», он может добиться, чтобы «акулы» не процветали. «Акулы» очень важны для коллектива, потому что, двигаясь к собственной цели, они могу вывести коллектив из сложной ситуации.
3-й тип —«медвежонок». Люди этого типа стараются сглаживать ост-рые углы, чтобы все в коллективе любили друг друга. Зная заботы и интересы каждого, они вовремя подадут чай, подарят цветы в день рождения, посочувствуют, поддержат в трудную минуту. Но при этом они могут полностью забыть конечную цель своей деятельности, потому что для них наиболее важным оказываются человеческие отношения.
4-й тип —«лиса». Люди этого типа всегда стремятся достигнуть ком-промисса. Они не просто хотят, чтобы всем было хорошо, они становятся активными участниками любой деятельности. Но в отношениях с людьми «лиса» может отойти от главных заповедей (пользуются принципом «Не обманешь — не проживешь»). Люди этого типа часто не понимают, почему их не ценят окружающие.
5-й тип —«сова». Это честные и открытые люди. Представители этого типа никогда не будут изворачиваться, уходить от борьбы, они могут пожертвовать хорошими отношениями во имя выбранной цели. У них стратегия честной и открытой борьбы, честной и открытой цели.
Бланк теста
1. Худой мир лучше доброй ссоры.
2. Если вы не можете заставить другого думать как вы, тогда заставьте его поступать как вам нужно
3. Мягко стелет, да жестко спать.
4. Рука руку моет.
5. Ум хорошо, а два – лучше.
6. Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.
7. Кто сильнее, тот и прав.
8. Не подмажешь, не поедешь.
9. С паршивой овцы – хоть шерсти клок.
10. Правда то, что мудрец знает, а не то, что все болтают.
11. Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день.
12. Слово «победа» четко написано только на спинах врага.
13. Убивай врага своей добротой.
14. Честная сделка не вызывает ссоры.
15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.
16. Держитесь подальше от людей, не согласных с вами.
17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.
19. Ты мне, я – тебе.
20. Только тот, кто откажется от монополии на истину, может извлечь пользу из истины, которой обладают другие.
21. Кто спорит, тот ни гроша не стоит.
22. Кто не отступает, тот не обращается в бегство.
23. Ласковое телятко двух маток сосет, а упрямое – ни одной.
24. Кто дарит, тот друзей наживает.
25. Выноси заботы на свет и держи с друзьями совет.
26. Лучший способ разрешать споры – вовсе избегать их.
27. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
28. Кротость торжествует над гневом.
29. Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
30. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.
Психотехническое упражнение "Давление"
Цель:осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение (10 мин).
Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего - слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнёра по игре.
Скажите, в какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони? Возможно Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае.? Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, что бы между Вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).
Почувствовали ли Вы, на сколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнёра по общению (родитель, ребёнок, коллега) мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.
Упражнение "Тренировка интонации".
Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями. (5мин)
Участники разделены на два круга.
"-Вам необходимо произнести эти фразы:
1. Мне не безразличны успехи Вашего ребёнка
2. Я благодарна Вам за оказанную помощь.
с оттенком иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности. А мы с коллегами попробуем догадаться с какой интонацией Вы произнесли фразу.
- Какая интонация наиболее приемлемая в общении с родителями?
Наверное, у каждого из вас в группе есть родители, встреча с которыми всегда приятна, но есть и такие, с которыми хотелось бы как можно реже встречаться и общаться. Я предлагаю Вам в группах создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у вас отрицательные чувства.
Упражнение "Самый трудный родитель"
Цель: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.
Воспитателям предлагается в группах создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у вас отрицательные чувства.
Анализ упражнения:
Каких родителей можно назвать трудными? (участники высказываются).
Часто бывает, что педагогу трудно сохранить свою самостоятельность и избежать "подыгрывания" такому родителю, который подавляет и манипулирует, играя на сочувствии и неуверенности, и конструктивный разговор становится невозможным. Основная цель общения педагога с родителями - объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребёнка.
Упражнение "Резервуар"
Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряжённой ситуации. Данное упражнение помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 10 минут.
Инструкция: закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, "эмоционально заряженным" родителем. Примите на себя роль "пустой формы", резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник "вливает", "закладывает" свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние "резервуара". Вы - просто форма, Вы не реагируете на внешнее воздействие, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.
Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и всё будет легко получаться. Когда Вы будете уверенны, что сформировали внутреннее состояние "резервуара", вступайте в диалог с собеседником.
На первой фазе общения с "трудными" родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстранённость и поддерживать в себе спокойный и охлаждённый нейтралитет, т. е. не позволять себе зарядиться отрицательными эмоциями этого родителя. как показывает опыт, необходимо "продержаться" примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случае с "агрессивным" родителем, нужно стараться выслушать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с "жалующимся" родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы:"Я Вас слушаю. ", "Я Вас понимаю". Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстранённость, родитель начнёт "остывать", его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов он успокоиться, в нём будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.
Вторая фаза беседы с родителями - конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблемы.
Что бы избежать противостояния с родителями:
- необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;
- подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребёнка;
- показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребёнку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботиться о благополучии его ребёнка, он перестанет прибегать к "психологической" защите и проявит готовность к сотрудничеству. Не надо стремиться, во что бы то не стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту). Обсуждайте проблему, а не личностные качества ребёнка и его родителей».
«-Теперь давайте поговорим немного о конфликте и о конструктивном решении конфликтных ситуаций» (раздаются памятки). В психологии существует термин «стратегия поведения» в конфликте. Подразделяют 5 стратегий используемых человеком в разных конфликтных ситуациях (уступка или приспособление, уход или избегание, сотрудничество, соперничество, компромисс)».