Само существование многочисленных теорий развития человека, в том числе теории самоактуализации ставит человека перед экзистенциальным выбором, который заключается в том, что
или: человек признает такую возможность, и активно действует ради реализации своего проекта жизни; если ему в какой-то мере удается его реализовать, он обретает подлинную личность, спасается от внутренних конфликтов, внешние обстоятельства жизни перестают представать перед ним как препятствия или враждебные вмешательства и становятся инструментами и условиями его индивидуальной жизни;
или: человек не признает наличие такой возможности, и не вовлекается в реализацию своего жизненного проекта; в этом случае «его жизнь рассеивается в лишенных смысла обстоятельствах, делается бесполезной и становится более негативной, чем смерть» (Н. Аббаньяно).
Самоопределение по отношению к развитию в «этом» мире необходимо и в связи с существованием религии, заявляющей о существовании особой и в то же самое время общей, трансцендентной цели развития для каждого человека и для всего человечества. С точки зрения религии нормой является осознание каждым человеком своей трансцендентной цели в акте веры и неуклонное следование ей путем духовного развития. Аномалией, часто именуемой «грехом», с религиозной точки зрения является любое отклонение от этого пути и веры. Само наличие религиозной идеи в культурной среде человечества рано или поздно вынуждает каждого человека самоопределиться по отношению к религиозным ценностям, что возможно лишь при наличии высокого чувства ответственности за свою жизнь, жизнь своих ближних, и человечества в целом.
Развитие человека протекает на фоне многочисленных попыток определить эмпирически и задать нормативно параметры развития. В этом проявляется, с одной стороны, стремление каждого сознательного человека к свободному самоосуществлению в жизни. С другой стороны, это самоосуществление возможно лишь в мире, населенном миллиардами других людей, наделенных равными правами, и потому вряд ли желающими быть лишь фоном, декорацией для чьей-то самореализации. Поэтому общество вынуждено регулировать эту сферу различными методами через специально созданные институты. Меры регулирования должны обеспечить необходимые условия для максимально возможного развития каждого человека в данных реальных условиях. Это осуществляется через регулирование баланса между тем, что человек может получить от социума через его конкретных представителей в своей социальной ситуации; и тем, что он должен отдать социуму, принимая участие в воспитании детей, содействуя развитию других людей, присутствующих в его социальной ситуации. Преодоление реально существующих индивидуалистических тенденций неизбежно приводят к необходимому нормированию, подкрепляемому санкциями.
Представления о норме и отклонении от нее возникают в человеческой практике, они отражают требования общества к индивиду, процессам взаимодействия в обществе. Субъективные, групповые, субкультурные представления о норме и аномалии, психическом здоровье и болезни могут отличаться от общественно нормируемых. Процесс психологического консультирования имеет в фокусе момент несовпадения индивидуального и нормативного понимания нормы и ее значимости для общества.
Рекомендуемая литература:
1. Адлер А. Понять природу человека. – СПб.: Академический проспект, 1997
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М.: Наука, 2000
3. Бахтин М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. – СПб.: Азбука, 2000
4. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. – М.: Флинта, 1998
5. Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология: Конспективное рассмотрение. – М.: Флинта, 2000
6. Бурлачук Л.Ф.., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998
7. Бурлачук Л.Ф., Грабская И.А., Кочарян А.С. Основы психотерапии. – М.: Алетейя, 1999
8. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. – Н.Новгород: НГМА, 2000
9. Гидденс Э. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999
10. Гуманистическая и трансперсональная психология: Хрестоматия. - / Сост. К.В. Сельченок. – М.: АСТ, 2000
11. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Эксмо-пресс, 2000
12. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М.: Медицина, 1995
13. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000
14. Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. – М., 1996
15. Левин К. Теория поля в социальных науках. – СПб.: Речь, 2000
16. Леонтьев Д.А. Методики изучения ценностных ориентаций. – М., 1992
17. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). – М., 1992
18. Марсон П. 25 ключевых книг по психоанализу. – Челябинск: Урал LTD, 1999
19. Маслоу А. Психология бытия – М., 1997
20. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики – СПб., 1997
21. Маслоу А. Мотивация и личность – СПб., 1999
22. Первин Л., Джон О. Психология личности. – М.: Аспект-пресс, 2000
23. Петровский В.А. Личность в психологии – Р.-н.-Д.: Феникс, 1996
24. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М.: Инфра-М, 1998.
25. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. – М.: Экспертное бюро, 1997
26. Практическая психология образования. – Под ред. И.В. Дубровиной – М.: Сфера, 1998
27. Прикладная социальная психология. - /Под ред. А.Н. Сухова и А.Д. Деркача. – М., 1998
28. Психология личности в трудах зарубежных психологов - /Сост. А.А. Реан, СПб.: Питер, 2000
29. Психология личности в трудах отечественных психологов - /Сост. Л.В. Куликов – СПб.: Питер, 2000
30. Психологическая диагностика - /Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.: Изд. УРАО, 2000
31. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - /Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. – М.:Смысл, 1997
32. Равен Дж. Педагогическое тестирование. – М.: Когито-центр, 1999
33. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека – М.: Прогресс, 1998
34. Рождерс К. Клиенто-центрированная терапия. - М., 1997
35. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. – М.: Наука, 1997
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1998
37. Рубинштейн С.Л. Человек и мир, - М.: Наука, 1997
38. Синергетика и психология. Тексты. Вып. 1,2. - /Под ред. И.Н. Трофимовой и В.Г. Буданова – М., 1997, 2000
39. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Academ A., 2001
40. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Владос, 1998
41. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». – М.: УРАО, 1999
42. Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. – СПб.: Евразия, 1998
43. Эрикссон Э. Детство и общество. – СПб.: Летний сад, 2000
44. Эрикссон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996
45. Эфроимсон В.П. Гениальность и генетика. – М.: Русский мир, 1998
46. Юнг К. Сознание и бессознательное. – СПб.: Университетская книга, 1997
47. Ясперс К. Общая психопатология. – М.: Практика, 1997
http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200301811
Психологические концепции развития человека:
теория самоактуализации
Е.Е. Вахромов
М.: Международная педагогическая академия, 2001
Будь эта книга издана лет двадцать назад, она наверняка стала бы бестселлером. К сожалению, тогда эта идея никому в нашей стране не пришла в голову, хотя и была вполне осуществима — теория самоактуализации к тому времени уже сложилась, практически все источники, на которые сегодня опирается автор, уже были изданы (правда, далеко не все переведены).
Сказанное не значит, что в наши дни книга представляет меньшую ценность. Проблема самоактуализации злободневна во все времена. Беда лишь в том, что на современном книжном рынке эта работа — серьезная и интересная по содержанию, но крайне невыразительно оформленная — рискует затеряться среди броских обложек и не привлечь внимания тех, кому она была бы очень полезна.
Если все-таки найдете, не упустите возможность ее приобрести. Потому что другой такой нет. Не верите? Тогда попробуйте сходу угадать, о чем может идти речь в книге, названной «Теория самоактуализации». Любой психолог со студенческой скамьи помнит идеи А. Маслоу, с чьим именем непосредственно и ассоциируется понятие самоактуализации.
Легко предположить, что и книга, рискующая при этом оказаться вторичной и эпигонской, посвящена более или менее подробному изложению этих идей. Ну и, возможно, тут же упомянуты какие-то идеи К. Роджерса — эти два имени у нас привычно воспринимаются в тандеме, так что если автор заговорил о каких-то понятиях гуманистической психологии, то куда ж он денется без Роджерса. Возможна еще некая проекция на нынешнюю ситуацию (идеи-то все-таки довольно давние). И все, пожалуй.
Автор, однако, не ограничивается таким банальным подходом. Единственное, в чем его можно упрекнуть: назвав свою работу «Теория самоактуализации», он словно претендует на изложение некоей целостной законченной теории. Таковой на самом деле не существует, в чем легко убедиться, едва ознакомившись с содержанием книги. Зато, вне сомнения, существует определенное психологическое явление, или тенденция, которой на протяжении ХХ века уделяли внимание многие авторы — как зарубежные, так и отечественные.
Известно ли вам, что понятие самоактуализации впервые появляется в трудах... кого бы вы думали? Юнга! А что об этом говорили Левин, Оллпорт, Салливен, Гольдштейн? Действительно, ключевым это понятие стало для гуманистической психологии. Но та, в свою очередь, возникла не на пустом месте, а вызрела в ходе оживленного обмена идеями, характерного для психологической науки ХХ века.
Автор подробно рассматривает оформление понятия самоактуализации в ходе эволюции мировой психологической мысли, порой привлекая для этого неожиданные, казалось бы, ассоциации. К примеру, кому еще приходила в голову мысль рассмотреть в данном контексте феномен выученной беспомощности, изучавшийся в бихевиоризме?
«Стать тем, кем ты можешь стать» — важнейшая жизненная задача для любого, с кем нас сталкивает наша работа, да и для нас самих. И чтобы ее успешно решать, само это явление надо представлять не по-школярски, а глубоко и многосторонне. Книга в этом поможет.
Сергей СТЕПАНОВ
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА, МЕНЕДЖЕРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Проблемы и возможности