Оценка психологического климата в педагогическом коллективе

Можно оценить уровень социально-психологического климата и коллективе по полярным профилям

3210-1-2-3

  Преобладает бодрый, жизнера­достный тон настроения.   1.   Преобладает подавленное на­строение.  
  Доброжелательность в отноше­ниях, взаимные симпатии   2.   Конфликтность в отноше­ниях и антипатии.  
  В отношениях между группиров­ками внутри коллектива сущест­вует взаимное расположение, понимание.   3.   Группировки конфликтуют между собой.  
  Членам коллектива нравится вместе проводить время, участ­вовать в совместной деятельности     Проявляют безразличие к бо­лее тесному общению, выра­жают отрицательное отноше­ние к совместной деятельности.  
  Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, иск­реннее участие всех членов кол­лектива.   5.   Успехи или неудачи товари­щей оставляют равнодушны­ми или вызывают зависть, злорадство.  
  С уважением относятся к мнению друг друга.   6.   Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей.  
7.   Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собст­венные.   7.   Достижения и неудачи кол­лектива не находят отклика у членов коллектива.  
8.   В трудные минуты для коллек­тива происходит эмоциональное единение «один за всех, и все за одного».   8.   В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры, растерянность, взаимные обвинения.  
9.   Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители.   9.   К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно.  
  Коллектив активен, полон энергии.     Коллектив инертен и пассивен.  
  Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им осво­иться в коллективе.     Новички чувствуют себя чу­жими, к ним часто проявля­ют враждебность.  
  Совместные дела увлекают всех, велико желание работать кол­лективно.     Коллектив невозможно под­нять на совместное дело, каж­дый думает о своих интересах.  
  В коллективе существует спра­ведливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту.     Коллектив заметно разделя­ется на «привилегированных»; пренебрежительное отноше­ние к слабым.  

Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свой­ства психологического климата в Вашем коллективе.

Прочтите сначала предложенный текст слева, затем — справа и после этого знаком «+» отметьте в средней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по Вашему мнению.

Оценки 3 — свойство проявляется в коллективе всегда;

2 — свойство проявляется в большинстве случаев;

1 — свойство проявляется нередко;

О — проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство. Обработка полученных данных осуществляется в несколько этапов.

Первый этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала (+), потом (-) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.

Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого ученика (педагога), необходимо сложить и разделить на ко­личество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с «клю-

чом» методики: +22 и более — это высокая степень благоприятнос­ти социально-психологического климата; от 8 до 22 — средняя сте­пень благоприятности социально-психологического климата; от О до 8 — низкая степень (незначительная) благоприятности; от 0 до (—8) — начальная неблагоприятность социально-психологического климата; от (-8) до (-10) средняя неблагоприятность; от (-10) и ниже в отрицательную сторону — сильная неблагоприятность.

Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:

а) записать, а затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым участником опроса;

б) полученную цифру разделить на число участников. Когда будут подсчитаны индексы по каждому свойству, выстраивают ранжированный ряд из этих цифр, по степени убывания их величины. Та­ким образом, мы выявляем свойства, способствующие как сплочению коллектива (положительные), так и его разобщению (свойства с отрицательным знаком).

Описанная методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследонании) проследить динамику его развития (тех свойств, которые "заложены» в опросном листе).

Глава 2

ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ И РОДИТЕЛИ УЧАЩИХСЯ

Наши рекомендации