Обработка теста «Автопортрет»
N п/п 1. | Выделенный показатель Изображение в виде одного лица |
2. | — " — в виде бюста |
3. | — " — в полный рост |
4. | — " — профиля |
5. | —" — анфас |
6. | Схематическое изображение |
7. | Реалистическое изображение |
8. | Метаморфозное изображение |
9. | Автопортрет в интерьере |
10. | Более одного изображения — 2, 3 и т. д. |
11. | Автопортрет на фоне пейзажа |
12. | — " — в декоративной рамке |
13. | — " — в эмоциональном состоянии |
14. | — — в виде литературного персонажа |
15. | — " — выполнений в виде движущегося изображения |
16. | — " — с предметом в руках |
17. | Размер и изображение в кв см. |
18. | Высота изображения |
19. | Степень сходства изображения с оригиналом по шкале 1, 2, 3. |
20. | Степень нажима, толщины линий 1,2, 3. |
21. | Наличие штриховки 1, 2, 3. |
22. | Эмоциональная выразительность изображения 1, 2, 3. |
23. | Степень прорисовки лица |
24. | *— наличие глаз |
25. | — наличие носа |
26. | — наличие рта |
27. | — наличие бровей |
28. | — наличие ресниц и т. д. |
На основании схемы обработки мы получаем возможность сравнить индивидуальные и групповые данные выполнения теста, а также сопоставить полученные данные по графической методике с показателями других методик (личностных опросников, параметров восприятия, памяти и др. ).
Вот пример описания одного из изображений с помощью табл. 15. : портрет относится к группе реалистических изображений, в котором присутствуют все элементы лица, прическа, одежда с рисунком; портрет выполнен в виде бюста, заключен в декоративную рамку, размер портрета свидетельствует о благоприятном физическом состоянии, что подчеркивает наличие румянца на щеках. Его оригинал обладает выраженной общительностью, интересом к человеку и некоторой демонстративностью (об этом свидетельствует наличие декоративной рамки и особенности прорисовки лица). Степень нажима и штриховки показывают наличие незначительного внутреннего напряжения.
В табл. 16 представлено процентное соотношение выделенных при обработке признаков по группе в 500 человек (взрослых испытуемых — мужчин и женщин).
Из таблицы видно, что наибольший процент приходится на реалистическое изображение лица анфас (31 %) и реалистическое изображение в виде бюста (15 %), наименьший процент — на сюжетное изображение (2 %), а также портрет в интерьере (4 %). Метафорическое изображение встречается у 10 %.
Таблица 16
Соотношение выделяемых признаков изображения в тесте «Автопортрет» (из 500 человек в %).
№ п/п | Выделяемый признак | Частота встречаемости признака ( %) |
1. | Схематическое изображение в полный рост | 5 % |
2. | Схематическое изображение в виде лица | 5 % |
3. | Реалистическое изображение лица анфас | 31 % |
Реалистическое изображение в полный рост | 12 % | |
Реалистическое изображение в полный рост с предметом | 9 % | |
6. | Портрет в интерьере | 4 % |
7. | Сюжетное изображение | 2 % |
8. | Метафорическое изображение | 10 % |
9. | Реалистическое изображение в виде бюста | 15 % |
10. | Реалистическое изображение в профиль | 7 % |
Итого 100 % |
Материал, полученный в тесте «Автопортрет», можно также упорядочить по схеме Рида:
— перечисляющий рисунок — изображение нескольких автопортретов при инструкции нарисовать один — мыслительный экстраверт,
— органический рисунок — на фоне изображения живой природы, в окружении растений, животных и т. д. — мыслительный интроверт,
— гаптический рисунок — изображение себя в неком состоянии, часто в состоянии болезни «болит зуб», «болит голова» и т. д. — сенсорный интроверт;
— эмфатический рисунок — изображение себя в какой-либо эмоциональной атмосфере, идущей извне, — сенсорный экстраверт.
— декоративный рисунок — изображение портрета в явно приукрашенном виде, в красивой рамочке, с присутствием цветов и другого декора — сенсорный экстраверт;
— имажинарный рисунок — изображение себя в виде какого-либо персонажа из литературно-художественного произведения, а также созданного в собственном изображении — эмоциональный интроверт;
— ритмический рисунок — изображение, в котором подчеркивается движение, то есть изображение движущегося человека — идущего, бегущего по лестнице и т. д. — интуитивный экстраверт.
— структурный рисунок — изображение себя «как есть»: голова, руки, ноги и т. д. , может быть изображено одно лицо, бюст, может быть изображение в полный рост — интуитивный интроверт. Обобщенные данные о рисунках представлены в табл. 17.
Таблица 17
Соотношение индивидуально-типологических особенностей по тесту «Автопортрет» (из 500 человек, в %)
Вид изображения (по Г Риду) | Психологический тип (по К Юнгу) | Соотношение особенностей изображения ( %) |
перечисляющий | мыслительный экстраверт | |
органический | мыслительный интроверт | 30. 3 |
эмфатический | ощущающий экстраверт | 3. 2 |
гаптический | ощущающий энтраверт | |
декоративный | чувствующий экстраверт | 8. 8 |
имажинарный | чувствующий интроверт | 13. 2 |
ритмический | интуитивный экстраверт | 20. 8 |
структурный | интуитивный интроверт | 19. 1 |
Данные таблицы позволяют судить о доминировании того или иного типа изображения в обследуемой группе.
Для более полной интерпретации теста необходима дальнейшая работа по сопоставлению показателей, выявляемых при обработке рисунка, с показателями других методик и данных наблюдения. Однако уже на этом предварительном этапе можно воспользоваться весьма авторитетной психологической типологией К. Юнга.
ПРИЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АКЦЕНТУАЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ