Методика «Несуществующее животное»

Для изучения личности старшего школьника вполне можно использовать проективный тест «Несуществующее животное». Для

работы потребуется лист бумаги, простой мягкий карандаш и ре­зинка. Лист бумаги лучше брать белый. Карандашом средней мяг­кости, простой ручкой или фломастером рисовать нельзя.

ИНСТРУКЦИЯ: Придумайте и нарисуйте несуществующее жи­вотное и назовите его несуществующим именем.

ПОКАЗАТЕЛИ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

ПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ. В норме рисунок распо­ложен по средней линии стандартного вертикального листа.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем боль­ше, тем выраженное) трактуется как высокая самооценка, недоволь­ство собственным положением в социуме и недостаточность признания со стороны окружающих; претензия на продвижение, тенденция к самоутверждению, претензия на признание.

Положение рисунка в нижней части — обратные показатели:

неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нереши­тельность, неуверенность, незаинтересованность в своем соци­альном положении, признании, отсутствие тенденции к самоутвер­ждению.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ СМЫСЛОВАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (голова или заменяющие ее детали). Голова, повернутая вправо, — устойчивая тенденция к деятельности — почти все, что задумывается или планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осу­ществляться, если даже не доводится до конца (человек активно переходит к реализации своих планов, наклонностей).

Голова, повернутая влево, — тенденция к рефлексии, размыш­лению. Испытуемый «не человек действия», лишь незначительная часть замыслов реализуется или начинает реализовываться. Неред­ки нерешительность, страх, боязнь перед активным действием (что именно, надо выяснить дополнительно).

Положение в фас, т. е. голова, направленная на рисующего, трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соот­ветствующие органам чувств, — уши, рот, глаза.

Глазам придается особое значение. Это символ присущего че­ловеку страха (японский рисунок после Хиросимы). Это значение особенно подчеркивается резкой подрисовкой радужки. Обратите внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — показа­тель истероидно-демонстративных манер. Для мужчин — женствен­ные черты характера с подрисовкой радужки или зрачка совпадают редко. Ресницы — это также заинтересованность в восхищении ок­ружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Значение детали «уши» прямое: заинтересованность в инфор­мации, значимость мнения окружающих для себя (дополнительно по другим показателям, по их сочетанию определяется, предприни­мает ли испытуемый что-либо для положительной оценки или только дает соответствующие реакции на окружающих: радость, гордость, обида, огорчение, не изменяя при этом своего положения).

Деталь «Рот» можно оценивать следующим образом. Приотк­рытый рот в сочетании с. языком — болтливость, в сочетании с подрисовкой губ трактуется как чувственность. Иногда и то, и дру­гое вместе. Открытый рот без подрисовки губ и языка, особенно зачерченный, трактуется как легкость возникновения страхов и опа­сений, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большин­стве случаев защитная: огрызается, защищается, грубит в ответ на осуждение или порицание. Для детей и подростков значение рта округлой формы означает боязливость и тревогу. Увеличенный (по отношению с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало, а, возможно, и эрудицию в себе и окружающих.

На голове часто расположены дополнительные детали: рога — защита, агрессия (определить в сочетании с другими признаками агрессии — ногтями, щетиной, иглами). Характер этой агрессии — спонтанный или защитно-ответный.

Перья — тенденция к самоукрашению или к самооправданию и демонстративности.

Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчерки­вание своего пола, иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

НЕСУЩАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (опорная - ноги, лапы, постаменты). Рассматривается основательность этой части фигуры по отношению к размеру всей фигуры и по форме — основатель­ность, обдуманность, рациональность принятия решений, опора на существенную и значимую информацию, на существенные положе­ния. В противном случае — поверхностность и неосновательность суждений, легкомысленность выводов, иногда импульсивность принятия решений — особенно при полном или частичном отсутствии ног. Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединены точно, тщательно или небрежно, слабо, или не соединенные совсем. Это характер контроля за своими рассужде­ниями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость формы ног любых элементов в одной части — конформность суждений и установок в принятии решений, стацио­нарность, банальность. Разнообразие в положении этих деталей го­ворит о своеобразии установок и суждений, самостоятельности, небанальности соответственно необычности формы, даже о твор­ческом начале в норме или инакомыслии (ближе к патологии).

ЧАСТИ, ВОЗВЫШАЮЩИЕСЯ НАД УРОВНЕМ ФИГУРЫ, мо­гут быть функциональные или украшающие. Крылья, дополнитель­ные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантик, что-то вроде завитушек, кудрей, цветков. Первые — это энергия, охват разных областей человеческой действительности, уверенность в себе, само­распространение с неделикатными, неразборчивыми утешениями окружающих, либо любознательность, «соучастие» как можно в боль­шем количестве мероприятий, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелостью мероприятий — соот­ветственно значению символа (щупальца, крылья и т. д. ). Вторые — демонстративность, склонность к обращению на себя внимания, ма­нерность.

Хвосты — выражают отношение к собственным действиям или поступкам, или решениям, размышлениям, вербальной продукции — по тому, повернут ли хвост вправо (+) на листе или влево (-), судят об окраске этого отношения, которая выражена в направле­нии хвоста. Вверх — уверенно, положительно, бодро, хвост же, па­дающий вниз, показывает недовольство собой, подавленность, сожаление, раскаяние и т. д. Особое внимание следует обратить на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев. Особенно на пышные, длинные, разветвленные. Их направленность также имеет значение: вправо — по поводу своих действий или поведения, влево — по поводу своих мыслей, решений? пропущен­ного момента, собственной нерешительности.

КОНТУР ФИГУРЫ. Важно наличие или отсутствие выступов (типа шипов, панциря, игл, прорисовки или затемнения линий кон­тура). Это защита от окружающих. Агрессивная защита, если рису­нок выполнен в острых углах, страх или тревога, если есть затемнение контурной линии, опасение и подозрительность, если поставлены щиты, «заслоны», направленные вверх — против лю­дей, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т. е. против старших во возрасту, родите­лей, учителей, начальников, руководителей. Направленность защи­ты вниз — против насмешек, непризнания, отсутствия авторитетов у нижестоящих подчиненных, боязнь осуждений. Боковые — не­дифференцированная опасливость, готовность к защите и самоза­щите любого порядка и в разных ситуациях. То же самое — элементы защиты, расположенные не по контуру, внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), а слева — защита своих мнений, убеждений.

ОБЩАЯ ЭНЕРГИЯ оценивается количеством изображенных де­талей: только ли необходимое, чтобы дать представление о живот­ном (тело, голова, конечности и т. д. ) с заполнением контуров без

штриховки и дополнительных линий или же имеет место щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструк­цию деталей (дополнительных). Соответственно, чем выше энер­гия, тем больше деталей, и, наоборот, отсутствие таковых — экономия энергии, астеничность, органика: хроническое соматичес­кое заболевание. То же подтверждается характером линий: при ас­тении — слабая, паутинообразная. Обратный же характер линии не является полярным (жирная с нажимом), это не энергия, а тревож­ность. Особенно обратите внимание на резко продавленные линии, видимые даже с обратной стороны (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки — резкая тревожность). Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен подобным обра­зом, к чему привязана тревожность.

ТЕМАТИЧЕСКИ животные делятся на угрожающих, угрожае­мых и нейтральных. Это отношение испытуемого к своему «Я», представление о своем положении в мире, об идентификации себя по значению с животными. В данном случае, рисуемое животное — представитель самого рисующего.

УПОДОБЛЕНИЕ ЖИВОТНОГО ЧЕЛОВЕКУ, начиная с поста­новки животного в положение прямохождения (две лапы, вместо четырех и т. д. ), кончая одеванием животного в человеческую одеж­ду, включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки — свиде­тельствуют об инфантилизме, эмоциональной незрелости. Механизм сходен с аллегорическим значением животных и их характеров в сказках, притчах. Фигура круга, особенно ничем не заполненного, символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутости своего внут­реннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, на­конец, нежелание подвергаться тестированию. Обратить внимание на акцент сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человеческой фигуре. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблемах секса. Редко и очень необычно обращает на себя вни­мание вмонтировка механических частей в живую часть животного — постановка на постамент, танковые или транспортные гусеницы, треножник, прикрепление к голове пропеллера, винта, проводов, вмонтирование в глаза электроламп, проводов в тело или конечно­сти, рукояток и клавиш, антенн и т. д. Это наблюдается, главным образом, у больных шизофренией и редко у глубоких шизоидов.

ТВОРЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ выражены обычно количе­ством сочетающихся в фигуре элементов. Банальность, отсутствие творческого начала принимает форму готового, существующего жи­вотного.

НАЗВАНИЕ может выражать рациональное соединение смыс­ловых частей («Летающий заяц», «Бегемот»). Другие варианты сло­вообразования с книжно-научным, иногда латинским суффиксом

или окончанием («Реболетиус», «Воплиолярис»). Первое — рацио­нальность, направленная установка на определенную ориентацию. Второе — демонстративность (разума, эрудиции). Встречаются на­звания поверхностно-звуковые без всякого осмысления («Гряктер», «Лелые»), знаменующие легкомыслие.

Наблюдаются и ироническо-юмористические названия («Рипочурка», «Давашпор», «Пузыриес»), характеризующие соответ­ствующее отношение к окружающему. Инфантильные названия име­ют обычно повторяющиеся элементы («Трутру»). Склонность к фантазированию (чаще всего защитного порядка) выражается непо­мерно длинным названием.

Методика «Автопортрет»

Е. С. Романова и С. Ф. Потемкина в своей книге по проектив­ным методикам предлагают вниманию читателей тест «Автопорт­рет», который вполне может быть использован и для диагностики личности старшеклассника. Здесь, также как и в авторском вариан­те, предлагаются две интерпретации этого теста: Р. Бернса (США) и их собственную, оригинальную.

По определению, автопортрет — это изображение-человека, созданного им самим. Для психодиагностики важно, в какой мере автопортрет как изображение его создателя исчерпывает свою мо­дель и ограничивается ею, а также по каким типологическим при­знакам можно его различать.

Автопортрет имеет несколько линий развития, равно как и вершины его художественного воплощения. Обобщая разнообразие форм автопортретов в живописи, можно выделить следующие:

— изображение лица как центрального; очень часто это графичес­кое изображение;

— изображение портрета в интерьере, дополняющем и оттеняющем портрет;

— изображение одновременно нескольких автопортретов, различа­ющихся по возрасту, характеризующих различные возрастные этапы жизненного пути;

— автопортрет-метафора — становится распространенным в после­днее время, являясь ареной для всякого рода психологических экс­периментов, рассчитанных на самое изощренное воображение зрителя: Например, изображение молодой женщины в подчеркнуто экстравагантном модном костюме, балансирующей на подвешенном в воздухе канате;

— сюжетный автопортрет, выполненный в обычной, вполне реаль­ной ситуации, т. е. в кругу близких друзей, где автор беседует, ест, пьет, прогуливается и т. д. ;

— исключительная ситуация, но вполне реальная, при которой изоб­ражается участие в каком-либо важном событии, происходящем в действительности;

— изображение вымышленной, фантастической ситуации, в кото­рой автор никогда не был, и все это происходило без него.

Интерпретация I. Тест «Автопортрет» адаптирован Р. Борисом (США, Институт человеческого развития, г. Сиэтл), который пред­лагал нарисовать себя одного или с членами семьи, коллегами по работе. «Вы можете прийти домой, закричать или заплакать, — пи­шет Р. Бернс, — но вы не можете это сделать на работе. Все это отразится в вашем рисунке».

Р. Бернс трактует элементы, которые могут быть обнаружены в автопортрете следующим образом.

Голова. Рисунок большой головы обычно предполагает боль­шие интеллектуальные претензии или недовольство своим интел­лектом. Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.

Глаза. Большие глаза на рисунке предполагают подозритель­ность, а также проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза обычно предполагают самопоглощенность и тенденцию к интроверсии.

Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительность к кри­тике. Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуаль­ных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.

Рот. Выделенный рот предполагает примитивные оральные тенденции или возможную затрудненность с речью. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении.

Руки. Символизируют контакт личности с окружающим ми­ром, скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки предполагают неэффек­тивность. Хрупкие, слабые руки предполагают физическую или пси­хологическую слабость. Длинные, сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозности и чувство неадекватности.

Ноги. Длинные ноги означают потребность в независимости. Большие ноги подразумевают потребность в безопасности. Рисунок без ног означает нестабильность и отсутствие основы. Дезертиры, например, часто рисуют людей без ног.

Интерпретация II (интегративно-оценочная). Нашей задачей стала разработка теста «Автопортрет» для выявления индивидуаль-

но-типологических особенностей человека, его представлений о себе;

своей внешности, личности и отношения к ней.

Цель методики, выявление индивидуально-типологических осо­бенностей человека.

Материал: карандаш или ручка, лист бумаги размером 10х15 см.

Инструкция:" Нарисуйте свой портрет».

При анализе рисунков выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки можно объединить следующим образом.

1. Эстетическое изображение — выполняется лицами, имею­щими. художественные способности. По графическим тестам и по тесту «Автопортрет»; в частности, всегда можно различить лиц, об­ладающих «рукой художника». Легкость, гибкость линий, вырази­тельность черт, лаконичность образа отличают рисунки этих людей.

2. Схематическое изображение — в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованных в профиль и анфас; чаще к такому типу изоб­ражения тяготеют лица интеллектуального склада (мыслители, по И. П. Павлову), для которых важно получить наиболее общие представления о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. По-видимому, это изображение соответствует син­тетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению.

3. Реалистическое изображение — выполненное с более тща­тельными подробностями, т. е. прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педан­тичностью, склонные к детализации, аналитичному когнитивному

стилю.

4. Метафорическое изображение — человек изображает себя в виде какого-либо предмета, например, чайника или химической про­бирки, спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и т. д. Такое изображение выполняют лица художествен­ного склада, обладающие развитой фантазией воображения, твор­ческими способностями и, разумеется, известной долей чувства

юмора.

5. «Автопортрет в интерьере» — изображение человека в окру­жении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т. д.

По-видимому, к такого рода изображению склонны лица об­ладающие способностью к сюжетному описанию, а также направ­ленностью на внешнее предметное окружение.

6. Эмоциональный автопортрет — человек отразил себя в ка­ком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминает его. По-видимому, лица, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственное состояние, склон­ны к такого рода рисунку. Причем переживаемая эмоция может быть часто противоположна той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т. п.

7. Изображение позы или движения — человек изображает себя в период совершения какого-либо действия. Возможно, такой тип изображения свойственен лицам с выразительными движения­ми-, увлеченностью спортом, танцами и т. п.

8. Изображение автопортрета со спины — вместо лица рисует­ся затылок; обычно такое изображение свойственно людям, облада­ющим противоречивостью в отношении к инструкции, например, экспериментатору и т. д. , либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения.

Выделенные группы рисунков позволяют выполнить первый этап обработки материала. Способы обработки данного теста могут быть самые различные — от поверхностного соотнесения с тем или иным типом изображения до сложных и точных измерений и сопо­ставления с фотографией.

Для обработки этого теста нами разработана специальная схе­ма, которая позволяет выявить как качественные, так и количе­ственные показатели изображения.

Таблица 15

Наши рекомендации