Концептуальный подход к автоматизации психологических исследований
Множество подходов к проблематике автоматизации конкретных психологических исследований базируются на идее создания быстродействующих систем психодиагностики и психологии управления. Логика построения концептуальных схем автоматизации состоит в преобразовании проблем конкретной науки в информацию для использования ее на практике.
Психология — это конкретная наука. Объект и предмет ее сугубо прагматичны. Информационный каркас психологии основывается на выявлении закономерностей развития психических явлений и их преобразовании. Преобразование психологических переменных является сущностью психологии управления. В этой схеме психодиагностика занимает место точки отсчета. Именно ее данные определяют технологию управления людьми.
На этапе автоматизации психологической информации, с одной стороны, происходит ускоренный рост входящего объема и накопления психологических данных, а с другой — с внедрения автоматизированных психодиагностических средств начинается преобразование самой информации. Да и сам человек (и исследователь, и испытуемый) значительно меняется с изменением инструмента, при помощи которого исследуется его психика.
Если схематично представить концепцию автоматизации психологических исследований, то обнаружатся две основные линии (горизонты): во-первых, горизонт движения научных психологических знаний и, во-вторых, линия конкретизации применения автоматизированных средств (Шведин Б. Я., 1987) (см. рис. 14).
На первом горизонте открывается развитие полученных конкретной наукой (психологией) теоретических знаний, которые на этапе внедрения преобразуются в научную, а затем в управленческую информацию.
Второй горизонт характеризуется основными направлениями применения компьютеров в научно-исследовательской практике и реализуется в ходе научно-исследовательских работ в виде автоматизации научно-информационной и практической прикладной деятельности психологов.
В процессе получения эмпирической психологической информации происходит ее редукция, или «сжатие». Исходная психологическая информация, источниками которой зачастую являются люди (анкетирование, тестирование, опрос и др.) или печать (книги, архивные материалы, документы, периодическая печать и др.), представляет собой неструктурированный эмпирический материал, который характеризуется прежде всего минимальной организованностью информационных переменных и максимальным объемом данных. Таким образом, исходная эмпирическая информация — это неорганизованная (неструктурированная, неупорядоченная) информация, существующая в жизни и непосредственно сопряженная со своими носителями.
Рис. 14. Схема концепции автоматизации психологических исследований
Информация здесь представляет собой энтропийное, рассеянное знание (события, факты).
Носителями (источниками информации) являются люди и/ или печатные источники.
После сбора исходной информации производится ее первичная обработка и получение в результате этого первичной эмпирической информации в виде анкетных и тестовых данных, подлежащих хранению. Первичная эмпирическая информация — это информация, частично и/или относительно полно организованная и отделенная от своего носителя с помощью конкретных методов исследования.
При достаточно сложной внутриметодной обработки первичной эмпирической информации, например, при использовании личностных (прямых или проективных) тестов, экспериментатор получает эмпирическую информацию в виде тестовых (эмпирических) данных, которые и являются научными фактуальными знаниями.
Когда методики (анкеты) выполняют главным образом функцию сбора информации при минимальной внутриметодной обработке, перед нами — событийная информация.
Первичная эмпирическая информация является по существу итогом обработки единичного психодиагностического метода.
Третьим этапом автоматизации является процесс вторичной обработки тестовых данных, интерпретация и анализ результатов тестирования, получение вторичной эмпирической информации.
Таким образом, вторичная эмпирическая информация является результатом анализа и интерпретации собранных данных и представляет собой итог исследования, то есть концептуальное знание, которое позволяет теоретически обобщить данные, выявить зависимости и т. д. Она максимально «сжата», уплотнена и «удалена» от источников исходной информации, то есть характеризуется максимальной организованностью информационных переменных и минимальным объемом эмпирических данных.
Вторичная эмпирическая информация появляется в результате применения сложных многогранных методов статистической обработки (дисперсионный, факторный, кластерный и другие виды анализа) и содержательного психологического анализа.
В истории компьютеризации психологических знаний можно выделить по крайней мере три этапа.
Первый этап, который ориентировочно длился с 40-х* до начала 70-х годов XX века, логично именовать «этапом становления» компьютерных психологических технологий. В этот период прикладная психологическая наука начинает активно использовать автоматизированные средства для решения аналитических задач.
* См.: Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб., 2001.— С. 59.
В то время компьютеризация психологического эксперимента сводилась к разрешению проблем ускоренной первичной обработки эмпирических данных и повышению точности применения статистических методов анализа психологического материала в целях получения вторичной эмпирической информации. В России для решения этих задач активно применялись стандартные пакеты прикладных программ БЭСМ и калькуляторы.
На втором этапе, длившемся приблизительно с середины 70-х до начала 80-х годов, происходило зарождение диалоговых автоматизированных психодиагностических систем. Наряду с задачами статистической обработки данных появились конкретные технологии разработки компьютерных тестов, снабженных системами математической обработки результатов тестирования, а также элементы хранения первичных эмпирических данных. Были разработаны первые автоматизированные базы данных, в которых систематизированно накапливалась цифровая психологическая информация. Для реализации перечисленных задач в России наряду со стандартными пакетами программ БЭСМ и калькуляторами использовались первые персональные ЭВМ (БК, ЕС 1840, «Искра» и др.). Появились сети персональных компьютеров на базе БК (бытовой компьютер) и ЕС 1840. Широкое применение получили программируемые микрокалькуляторы (ПМК) типа МК-54, МК-56, МК-61, «Электроника БЗ-34» и др., которые использовались для статистической обработки данных. В конце 70-х — начале 80-х годов во Владивостоке на экспериментальной выборке около 8 тыс. человек группой психологов и программистов под руководством Ю. С. Касчеева была разработана автоматизированная система комплексной психофизиологической диагностики (АС КПФД) с использованием многоцелевого комплекса технических средств МЦ КТС-128* (рис. 15).
* См. Касчеев Ю.С. Групповое комплексное обследование и автоматизированные экзамены с использованием ЭВМ. Методические рекомендации для поступающих. — Владивосток, Изд-во ТОВВМУ, 1986. - 52 с.
Рис. 15. Блок-схема программы психологической диагностики
«Эффективность системы обеспечивалась высокой (по тем временам. — И. Н.) степенью автоматизации и адаптации, большой пропускной способностью» испытуемых (тестировалось до 128 человек одновременно).
АС КПФД состояла из четырех подсистем: психолого-методической, программно-математической, интегрально-технической и организационно-экономической. Система реализовывалась посредством регистрации деятельности испытуемых по критериям качества (вероятность решения теста) и времени, затраченному на решение теста. При этом учитывался процесс восприятия и принятия задачи, поиска способов решения, принятия решения по выбору ответа и ввода ответной реакции. К сожалению, данная система не получила широкого распространения (были упоминания об АС КПФД в ленинградских психологических кругах, выпускались подобные системы в Минске в начале 1990-х годов) и была неоправданно забыта.
Третий этап совершенствования диалоговых автоматизированных психодиагностических средств относится к настоящему периоду развития компьютерной психологии. К задачам нынешнего времени можно отнести статистическую обработку психологических данных, проведение тестирования, обработку результатов тестирования, интерпретацию психологических данных, хранение тестовых результатов, разработку автоматизированных ситуационных игр на основе ССАД, разработку автоматизированного рабочего места психолога (АРМП), регистрацию и интерпретацию достоверности психологической информации и др. Эти задачи решаются при помощи мощных персональных компьютеров (IBM, Mackintosh), компьютерных сетей (Internet), CD, магнитно-оптических накопителей, графических, видео-, аудиосканеров; автоматизированных полиграфов («Лафайетт», «ЭПОС», «Альфа») и др.
Применение компьютеров в психологических исследованиях связано с рядом методологических, методических и технологических проблем.
Под методологическими проблемами понимаются проблемы разработки искусственного интеллекта. Это прежде всего возможность моделирования психических явлений, а также аспекты ограничения рамок формализации психологических переменных. Здесь следует иметь в виду, что психологическое моделирование имеет вероятностную достоверность из-за: а) невозможности конструирования абсолютно полной (адекватной) модели психической деятельности; б) появления погрешностей при самом измерении; в) ошибок в области формирования психологических гипотез и их формализации; г) ошибок испытуемого при работе на компьютере; д) ошибок операторов при вводе эмпирических данных (для частично автоматизированных тестов) и др.
К методическим обычно относят по крайней мере семь основных проблем. Это возможность адекватного измерения смоделированных психических функций. При переходе к компьютерным психотехнологиям наблюдается существенная динамика восприятия стимульной информации испытуемыми* по сравнению с бланковыми методиками. Это происходит вследствие изменения формы предъявления стимулов. Автоматизированные тесты (при условии полной автоматизации) приводят также к снижению возможностей коррекции психологами выходных тестовых данных и текстов интерпретации методик. Эта проблема имеет две ярко выраженные стороны. С одной стороны, автоматизация приводит к повышению объективности результатов, что удобно для начинающих психологов, а с другой - к снижению субъективной психологизации результатов, что отрицательно сказывается на их принятии в качестве инструмента опытными исследователями. Автоматизация психологических методик активно влияет на их операциональную валидность. Вследствие изменения форм предъявления, восприятия стимулов и регистрации ответов (реакций) изменяется операционный состав действий испытуемых. Автоматизация психодиагностики, привлекая своей точностью и скоростью обработки психологических данных, требует постоянного повышения компьютерной грамотности экспериментаторов.
* См.: Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер, 2001. -С. 30,93.
Технологические проблемы в основном связаны с изменением конструкции методик, процедуры обследования и процессуальными ошибками испытуемых и психологов-исследователей. Наряду со снижением числа ошибок в процессе статистической обработки психологических данных при помощи компьютера остаются неразрешенными проблемы возникновения погрешностей ввода эмпирической информации, формализации (доверительный интервал и ошибки расчетов) и хранения вторичной информации (проблемы разработки баз данных), коррекции и интерпретации психологических данных, а также проблемы учета динамики мотивации в ходе тестирования при помощи ЭВМ и др.