Процедура психологического обследования

В организационном плане процедура психодиагностики состоит из ряда этапов (рис. 13).

Первый этап — этап знакомства с испытуемым заключает­ся в анкетировании и собеседовании.

Анкетирование испытуемых желательно проводить индиви­дуально для детального наблюдения за их реакциями и поведе­нием, а также своевременного и более обстоятельного ответа на возникающие вопросы. Допускается групповое анкетирова­ние трех или пяти человек одновременно. Обработка и интер­претация анкетных данных осуществляется профессиологом (психологом, социологом, психофизиологом) и представляет­ся в виде замечаний (в пояснительной записке к анкете прила­гается замечание: «Просим обратить внимание на следующие пункты...») или, при необходимости, — в описательной форме (текст характеристики по данным анкеты). В ходе обработки анкеты возможно применение методов психографологической экспертизы и контент-анализа.

Собеседование состоит из двух частей. В рамках первой ча­сти осуществляется целенаправленная беседа, которая позво­ляет составить общее представление об особенностях характе­ра, мотивации, эмоциональной сфере и других личностных свойствах испытуемых, получить информацию, являющуюся основой для составления развернутой психологической харак­теристики, установить раппорт и ориентировать испытуемого на обследование*.

* См.: Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер, 2001.-С. 28-33.

Одним из методов выявления уровня нервно-психической устойчивости человека является моделирование ситуации зат­руднения (создание искусственной обстановки когнитивного, информационного или ситуативного стресса), которое может быть активно использовано в ходе собеседования.

Собеседование должно проводиться наедине, в отдельном кабинете. Все отвлекающие факторы должны быть устранены. Большое значение имеет внешний вид психолога, его манера держаться. Следует избегать прямых, неясных вопросов. Ин­тервью заканчивается свободной беседой, помогающей снять напряжение у собеседника.

Рис. 13. Организация психологического изучения испытуемого

Во второй части собеседования уточняются сведения о ха­рактере и особенностях испытуемого с учетом данных, полу­ченных в результате психологического и психофизиологичес­кого обследования, анкетирования, изучения медицинских до­кументов и характеризующих материалов с места учебы, рабо­ты и другой дополнительной информации, а также уточняются результаты тестирования.

Результаты собеседования учитываются в итоговом заклю­чении по профпригодности испытуемых.

В ходе собеседования, анкетирования, психологического и психофизиологического обследования реализуется второй этап — этап наблюдения за поведением обследуемых.

Третий этап включает психологическое обследование (тести­рование). Психологическое обследование целесообразно про­водить в утренние часы. Обследуемые должны отдохнуть перед проведением психодиагностики. Методики (тесты) в процессе обследования могут предъявляться в индивидуальном и груп­повом порядке.

Обследование проводится в специальном помещении, обо­рудованном в соответствии с существующими требованиями к организации психодиагностического исследования. В нем дол­жна быть нормальная температура воздуха (18 — 21°С), доста­точное естественное или искусственное освещение (100 — 200 лк), хорошая звукоизоляция (до 38 дб) и вентиляция. Рабочие места обследуемых должны быть удобно оборудованы. Следует также принять меры, предотвращающие прерывание хода об­следования, оградить обследуемых от всего, что может их от­влекать от выполнения работы.

Максимальная численность группы обследуемых не долж­на превышать 20 — 25 человек. Если численность группы со­ставляет более 10—15 человек, то обследование проводится психологом совместно с помощниками.

Перед началом психодиагностики обследуемым раздаются папки (брошюры) с тестами и регистрационные бланки, кото­рые раскладываются в той последовательности, в какой они будут предъявляться в процессе работы. Также выставляются (вывешиваются) необходимые демонстрационные плакаты, схемы, таблицы и т. п. Проверяется и настраивается видео-, аудиотехника и компьютеры.

Перед началом обследования руководитель проводит опрос о состоянии здоровья и самочувствии. Лица, высказавшие жа­лобы или плохо отдохнувшие, к обследованию не допускаются.

После опроса психолог знакомит обследуемых с целью и порядком работы, успешность которой обеспечивается форми­рованием правильного отношения обследуемых к выполнению всех заданий и инструкций, установки на эффективную и ка­чественную работу.

Инструктирование испытуемых перед началом и в ходе тестирования*

* Использовался текст из инструктивного материала методических документов по профотбору кандидатов в вузы МО РФ.

Непосредственно перед началом работы руководитель дос­ловно воспроизводит текст инструкции.

«Психологическое обследование проводится с целью оценки ваших индивидуальных качеств.

Для успешного выполнения заданий необходимо:

1. Внимательно выслушивать инструкции к каждому зада­нию. Если после объяснения у вас возникнут вопросы, задайте их. Перед выполнением задания вы должны чет­ко уяснить, что от вас требуется.

2. Действовать только по инструкции. Строго выполнять все указания психолога. Если вы преждевременно начнете работу либо будете продолжать ее после команды «Стоп!», это будет считаться недостатком вашего внимания, со­бранности и снизит общую оценку.

3. Необходимо работать самостоятельно. Нельзя отвлекать других от работы, подавать реплики, разговаривать. Темп работы будет таким, что не позволит заниматься посто­ронними делами. Иначе вы не успеете выполнить тест. Если возникнут вопросы по ходу работы, поднимите руку, к вам немедленно подойдут и помогут.

4. По команде «Стоп!» необходимо положить ручку (каран­даш) и перевернуть регистрационный бланк.

Есть ли ко мне вопросы?»

Ответив на поступившие вопросы, психолог дает необ­ходимые разъяснения и предлагает обследуемым заполнить бланк заявления о добровольном согласии на прохождение психофизиологического обследования. В «паспортной» ча­сти регистрационных бланков необходимо записать свою фамилию, имя, отчество, образование и возраст, а также другие данные, которые потребуются для регистрации ис­пытуемых.

После этого обследуемые приступают к выполнению кон­кретных тестов. Перед выполнением каждого теста психолог подробно объясняет сущность предлагаемых заданий, при этом активно используя демонстрационные плакаты, слай­ды или схемы. Инструкцию к каждому заданию следует вос­производить в строгом соответствии с текстом, так как заме­на или пропуски отдельных слов и фраз могут существенно исказить смысл и негативно отразиться на результатах вы­полнения теста*.

* Методика наблюдения за поведением испытуемого подробно изложена у А. Кэйдис. См.: Проективная психология. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — С. 361.

В процессе обследования психолог выдает соответствующие указания, а один из его помощников по секундомеру фиксиру­ет время выполнения отдельных заданий. Во время работы пси­холог совместно с помощниками осуществляет непрерывное наблюдение за действиями и поведением обследуемых, для того чтобы получить дополнительную психологическую информа­цию*. Поведение во время тестирования имеет большое диаг­ностическое значение. Оно включает осанку, позу во время выполнения тестов, скорость движений, частоту дыхания, спон­танные высказывания, характер вопросов и уточнений инст­рукции и др. Эти признаки дают возможность судить об общей установке или настроении субъекта. Испытуемый во время вы­полнения тестов может проявить две разные тенденции. Одна отражает стремление индивида как бы отделить себя от зада­ния («дистанция»), а другая — намерение полностью участво­вать в процессе обследования («вовлеченность»).

* Инструкцию испытуемым "для большинства индивидуальных тестов важно за­учить наизусть", — пишет А. Анастази. (См.: Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2001. - С. 28).

«Дистанция» проявляется в вербальной и (или) невербаль­ной форме. Вербализация «дистанции» может заключаться в признаках замешательства и избегания самостоятельных дей­ствий, то есть перекладывании ответственности на эксперимен­татора. Вопросы «Как мне это сделать?», «Для чего этот тест?» и др. направлены на то, чтобы субъект оставался вне ситуации. Невербальная «дистантная» тенденция характеризуется мане­рой поведения субъекта. Он может либо держаться на большом (насколько возможно) расстоянии от бланков с тестами, либо держать руку за спиной, либо использовать карандаш, ручку или другие инструменты как будто они не являются частью его са­мого. «Дистантная» тенденция может также выражаться в сует­ливом, беспорядочном движении рук, быстром переключении внимания, неловкости в движениях, в попытках манипуляции или использования стереотипного поведения (например, рисование геометрических фигур на бланке) и др. «Дистантность» снижается по мере роста мотивации испытуемого к обследова­нию. Сама «дистантность» имеет различную глубину собствен­ной мотивации. Это может быть и инфантильный негативизм, и осторожность, и неудовлетворенность, и даже прямая враж­дебность.

«Вовлеченность» в отличие от «дистантности» характеризу­ется готовностью испытуемых сразу же погрузиться в процесс тестирования. В жестах, мимике, позах, в движениях всего тела, в репликах испытуемых при проявлении тенденции «вовлечен­ности» просматривается выражения гнева или восторга, к рит­мичным движениям присоединяются ладони, плечи и спина. Мотивация тенденции «вовлеченности» может быть представ­лена стремлением к удовольствию и удовлетворению или про­явлениями враждебности и агрессии.

Наблюдение за поведением испытуемых во время тестиро­вания предоставляет уникальную возможность получения до­полнительных интерпретационных признаков для анализа.

В ходе обследования необходимо делать перерывы на пять-десять минут после каждого часа работы. Общая продолжитель­ность обследования в течение дня не должна превышать шести часов.

Перечисленные организационные требования должны со­блюдаться и при проведении индивидуального психологичес­кого обследования.

Четвертый этап процедуры психологического изучения включает процесс обработки психологических данных, интерпре­тацию результатов и подготовку итогового заключения как итога психологического диагноза.

3.6. Психодиагностика индивида и группы*

Наши рекомендации