Расчет валидности и надежности СДО
а) Постановка проблемы.
Личностный смысл занимает центральное место в категориальном аппарате общепсихологической теории деятельности*. Исследование деятельности индивида и прежде всего изучение смыслообразующих мотивов его поведения включает выявление причин того или иного поступка, определение степени желания заниматься той или иной деятельностью, оценки потребностей, установок и т. д.
* Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1977.
В основе любых мотивационных структур лежат проблемы значения и личностного смысла. Здесь психодиагностика сталкивается с глобальной задачей объяснительной психологии - оценкой степени усвоения и структурирования индивидуального семантического пространства человека. Для индивида значение объекта деятельности, выраженного в понятиях, может определяться различными психосемантическими методами*.
* Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. — М., 1988.
Интересующая нас методика семантического дифференциала (Ч. Осгуд) обладает рядом неоспоримых преимуществ. С помощью данного метода исследуется коннотативное значение объекта (понятия, образа, символа и т. д.) деятельности. Однако коннотативное значение, «связанное с личностным смыслом, социальными установками, стереотипами и другими эмоционально насыщенными, слабо структурированными и малоосознаваемыми формами обобщения», не есть значение «как знание об объекте»*. Здесь возникает необходимость разрешения проблемы соотношения и взаимосвязи аффекта и интеллекта**. Если эмоционально-смысловую сторону мотивации можно оценить посредством определения коннотативного значения при помощи семантического дифференциала (СД) по принципу, предложенному Ч. Осгудом, то для определения содержательной стороны мотивации должны применяться иные процедуры, ибо эмоция может быть и не связана с личностным смыслом и значением***. В связи с этим возникла необходимость конструирования СД в национально окрашенном культурно-историческом контексте в рамках положения о культурно-исторической обусловленности «категориальных структур сознания»****. Особое семантическое пространство, отражающее менталитет славянского общества и славянское сознание в целом, исторически основывается на христианских традициях. Поэтому в качестве терминологической базы взят осовремененный старославянский вариант «Божественного Откровения»*****, на которой были сконструированы координаты семантического пространства.
* Там же, с. 55.
** Sorokin P.A. Social and Cultural Dynamics. N.Y., 1937-1941. Vol. 1-4.
*** Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности. — М., 1988.
**** Лосев А.Ф. Проблема символа и реачистическое искусство. — М., 1976.
***** Зиновьев А.В. Тайна откровения. — Владимир, 1990. — 175 с.
Другой основой построения содержательного семантического пространства была парадигма особенностей восприятия и построения смысловых структур российской общности, где человек более активно реагирует и адекватно осознает прежде всего содержание понятия, а потом уже его психологически «окрашивает» (оформляет). Вследствие этого при построении СДО использовались не пары прилагательных (в отличие от Ч. Осгуда), а в основном полярные существительные. Нам представляется, что построенный таким образом СД дает возможность измерить сущностную (интеллектуальную) сторону смысловых структур сознания путем анализа исследуемых профильных единиц-понятий.
Совместное применение СД Ч. Осгуда и СД по «Откровению» (СДО) позволяет попытаться решить задачу соотношения эмоционального и интеллектуального в индивидуальной структуре личностного смысла испытуемого внутри проблемы анализа мотивации деятельности.
б) Конструирование СДО.
Разберем подробнее процесс конструирования СДО на основе христианских воззрений российского сообщества путем анализа «Божественного Откровения».
Идея «Откровения» заключается в описании жизненного и духовного пути человека, избравшего божественную или сатанинскую долю. С момента рождения человек попадает в дихотомическую ситуацию выбора между добром и злом. На этом основывается идея «Откровения». Одна ветвь духовной жизни как бы идет вверх, другая — вниз.
План «Откровения» показывает и описывает в древнеславянских терминах этот путь бытия и духовности человека. Данные понятия представлены тридцатью парами антонимов (рис. 11). Некоторые из них утратили свое первоначальное значение и не понятны современному человеку. Поэтому был проведен семантический анализ данного понятийного пространства.
К анализу были привлечены 15 экспертов-психологов, которые выполняли задачи по ориентировке понятий относительно смысловых «полюсов» (плюс-минус; положительные-отрицательные) и группировке по «плоскости» оценки исследуемых понятий (положение слова в системе ценностей; качество слова в системе ценностей; эмоциональная оценка слова).
Для определения степени ориентации терминов эксперты оценивали понятия по отношению к ключевым словам (смысловым полюсам), используя следующую шкалу: 1— ни один, ни другой полюс; 2— ближе к данному полюсу; 3 -очень близко, совпадает с данным полюсом. Каждое понятие получило весовой балл, который был рассчитан по формуле:
где Б — весовой балл, определяющий степень «близости» исследуемого понятия к «ключевому» слову;
Σ ОЦ — сумма весовых баллов, полученная в результате экспертизы всеми экспертами;
ОЦmax — максимально возможный весовой балл (ОЦ max = N * 3, где N — общее количество экспертов).
Рис. 11. План «Откровения»
В результате обработки полученных данных выявлено, что 15 пар понятий не совпали с теоретической концепцией ввиду их смысловой устарелости и слабой дифференцации относительно смысловых «полюсов» (эксперты не различали разнонаправленность терминов). К ним относятся: конь-кон, огонь-дух, круг-столп, рождение-край, чаша-пест, чет-нечет, женское-мужское, коса-гон, кать-склон, круть-круча, вода-облако, левизна-правизна, рожень-корень, кол-коло, голь-доль. Оставшиеся 15 пар понятий по результатам экспертизы получили определенные весовые баллы (табл. 23), название «дифференцирующие понятия» и были сгруппированы по трем «смысловым плоскостям» оценки исследуемого объекта (по шесть пар).
Таблица 23