Подкласс: Аддитивные проективные методики (завершение предложения, рассказа, истории, ситуации)
1. Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга (Тест P-F) (С. Розенцвейг, 1942).
2. Инсайт-тест (описание 15 ситуаций-испытаний, продолжение их) (Е. Саржент, 1944).
3. Тест аттитюдов детей (интерпретация незавершенных картин-стимулов) (Д. Каган, Д. Лемкин, 1960).
4. Тест «Завершение предложений» (Sentence Completion Test -SCT; словесные ассоциативные связи) (Г. Эббингауз, 1897; А. Пейн, 1928). Варианты: Тест эмоционального инсайта (А. Тендлер, 1930), Тест «Незавершенные предложения» -1ST (два субтеста по 50 пунктов) (Роттер, Виллерман), SSCT (60 пунктов) Дж.М. Сакса.
5. Тест Руки (описание жеста руки, предсказание открытого агрессивного поведения) (Б. Брайклин, З. Пиотровский, Э. Вагнер, 1962).
6. Многомерный рисуночный тест (MDDT) (Р. Блох, 1968).
7. Системный тест семьи — FAST (на шахматном поле расставляются фигуры с нарисованными глазами — близость отношений определяется по расстоянию между фигурами) (Т. Геринг, И. Вилер, 1986).
8. Формализованный тест фрустраций (ФТФ) (И. Н. Носс, 1994).
Подкласс: Семантические проективные методики (эмоциональное отношение к объекту как выражение личностного смысла)
1. Семантический дифференциал (СД) (Ч. Осгуд, 1952-1957).
2. Техника репертуарных решеток Келли (изучение индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий) (Г. Келли, 1955).
3. Метод семантического радикала (анализ значений путем выделения их ассоциативных полей: выработка рефлекторной оборонительной реакции на определенные стимулы (при помощи электрического тока); по рефлекторным реакциям определение близости к данным стимулам: защитная, ориентировочная и индифферентная реакции) (Лурия А.Р., Виноградова О.С., 1959).
4. Невербальный семантический дифференциал (шкала с полюсами противоположных рисунков) (Бентлер, Лавойе, Ч. Осгуд, 1962).
5. Частные семантические дифференциалы (межличностно-поведенческий СД; мимический СД; личностный СД) (Дж. Керрол; М. Уиш, 1969).
6. Метод классификации («сортировки») (семантический тест: сортировка слов по смысловым связям) (Дж. Миллер, 1971).
7. Метод субъективного шкалирования (семантический тест оценки значений понятий при помощи шкалы: 0 — не сходен; 4 — максимально сходен) (Р. Вудворс, Г. Шлосберг, 1971).
8. Семантический дифференциал «Божественного Откровения» (СДО) (Носс И. Н., 1994).
3.2. Требования к разработчикам и пользователям тестов*
* Словарь-справочник по психологической диагностике// Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. — Киев: Наукова думка, 1989. — 200 с.
Важнейшим условием успешности психодиагностики является не только готовность испытуемого принять участие в процедуре тестирования, но и то, какую позицию займет в этой системе взаимоотношений исследователь. Конфиденциальная психологическая информация, полученная в результате обследования, не должна быть использована во вред испытуемому, быть объективной, достоверной и исходить из принципов социальной нравственности*, закрепленных нормами Международных профессионально-этических стандартов, принятыми в работе психологов, которые включают в себя:
· принцип ответственности (исследователь отвечает за достоверность и конфиденциальность полученной информации);
· принцип компетентности (знание основных практических процедур психодиагностики и правильное их использование);
· принцип этической и юридической правомочности (использование полученной информации в рамках действующего законодательства);
· принцип квалифицированной пропаганды психологии (организация работы с целью создания у испытуемого в результате исследований благоприятного впечатления о психологической диагностике);
· принцип конфиденциальности (неразглашение сведений об испытуемом, составляющих содержание интимных, личностных сторон его жизнедеятельности);
· принцип благополучия испытуемого (в результате тестирования не должно ухудшиться психологическое и соматическое состояние испытуемого, а также его материальное положение; ему не должен быть нанесен вред);
· принцип профессиональной кооперации (возможность обмена психологической информацией в целях повышения качества методической и организационной практики, а также в целях повышения качества психодиагностической оценки испытуемых);
· принцип информирования клиента о целях обследования (испытуемый должен представлять общие задачи психодиагностики. Это не касается ситуаций, когда принцип скрытности заложен в саму методику оценки);
· принцип морально-позитивного эффекта обследования (необходимо добиваться того, чтобы у испытуемого в результате обследования и консультации повышалось настроение и снижалась вероятность проявления негативных особенностей поведения);
· принцип гражданственности и патриотизма (умелое сочетание принципа благополучия испытуемого с обеспечением эффективности функционирования профессиональной или социальной общности, где данный человек живет и работает).
* Шведин Б.Я. Диагноз или приговор // Знание — сила. — № 5. — 1990.
Требования к психодиагностическим методикам
1. Измерительные методики (тесты).
a) однозначная формулировка цели, предмета и области применения методики;
b) процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, пригодного для передачи пользователю (или компьютеру);
c) процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестовым нормам). Выводы (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих выводов;
d) тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность, валидность в заданной области применения (с возможностью воспроизведения данного стандартизированного исследования);
e) процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля достоверности результатов, позволяющих автоматически отсеивать недостоверные протоколы;
f) создание базы тестовых данных с целью периодической коррекции всех стандартов методик.
2. Экспертные методы.
a) однозначная формулировка цели, предмета и области применения методики. Получение надежных данных обеспечивает достаточное число экспертов, обладающих необходимым уровнем квалификации;
b) инструкции должны пройти испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому стандартному набору данных (эталону);
c) обработка результатов должна быть стандартизированной, позволяющей однозначно интерпретировать промежуточные данные любому эксперту;
d) создание базы тестовых данных с целью периодической коррекции всех стандартов методик, подготовка и переподготовка пользователей.
Методический инструментарий должен пройти аттестацию в межведомственной комиссии при Обществе психологов РФ.
Требования к пользователям:
a) знание и практическое применение общих теоретико-методологических принципов; владение основами дифференциальной психометрии; анализ психодиагностической литературы; создание банка информационных данных и банка тестовых средств;
b) ответственность за решения, принимаемые на основе тестовых данных, за обеспечение соответствия репрезентативности и прогностической валидности методики;
c) обеспечение необходимого уровня надежности диагноза с применением параллельного тестирования или экспертной оценки;
d) разработка тестовой батареи на основе наибольшей эффективности диагностики — максимум надежности при минимуме затрат;
e) проведение научно-исследовательской работы по совершенствованию методик в заданной области;
f) соблюдение требований стандартизации методов, подсчета баллов, интерпретации данных, прогноза профпригодности;
g) корректное использование и распространение методических средств психодиагностики;
h) обеспечение конфиденциальности психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе личного доверия;
i) выполнение требований по охране авторских прав разработчиков психодиагностических методик.
Перечисленные требования носят рекомендательный характер и, к великому сожалению, по сей день в России не приобрели еще статуса нормативных правовых актов, которые в настоящее время законодательно регулируют психодиагностическую деятельность исследователей, например, в США*. Они полностью основываются на нравственно-этических качествах психологов. И поэтому моральная ответственность каждого исследователя, психолога-практика за чистоту психологического эксперимента над живыми людьми очень велика. Многие психологи в организациях и учреждениях влияют на решение кадровых вопросов, к их советам прислушиваются в процессе консультаций или психотерапии. Во всех случаях основной принцип «не навреди» в сознании каждого психолога должен быть возведен в ранг закона практической деятельности, а профессиональные решения должны пропускаться через его совесть.
* См.: Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер, 2001. - С. 583-608.