Психоаналитическая концепция детского развития

Психоанализ (или глубинная психология) — одно из первых психологических направлений, появившихся в результате разде­ления психологии на разные школы. Предметом психологии в этой школе были глубинные структуры психики, а методом их исследования — разработанный этой школой психоанализ.

Основы психоаналитической концепции были заложены ав­стрийским психологом и психиатром ЗигмундомФрейдом.

Без преувеличения можно сказать, что Зигмунд Фрейдвомногом повлиял на дальнейшее развитие современной психо­логии, а может быть, и направил ее по определенному пути развития.

Под влиянием Гёте и Дарвина Фрейд выбрал медицинский факультет Венского университета, на который и поступил в 1873 г. В эти годы он работал в физиологической лаборатории доктора Э. Брюке. Эта работа во многом определила будущую уверен­ность Фрейда в значении биологических основ психики, его вни­мание к сексуальным и физиологическим параметрам, определяю­щим бессознательные мотивы человека. Получив в 26 лет док­торскую степень, Фрейд вследствие материальных затруднений вынужден был заняться частной практикой. Вначале он работал хирургом, однако, прослушав курс по психиатрии, заинтересо­вался этой областью, прежде всего связью между психическими симптомами и физическими болезнями. К 1885 г. он добился престижного положения лектора в Венском университете. При помощи Брюке Фрейд получил стипендию для поездки в Париж в клинику Ж. Шарко. Эта стажировка не только помогла Фрейду понять роль гипноза в лечении истерии, но и приоткрыла впер­вые завесу над бессознательным, продемонстрировав в сеансах гипноза роль неосознанных мотивов в поступках человека. По возвращении в Вену он совместно с известным психиатром И. Брейером начал исследовать динамику истерии и опубликовал несколько работ на эту тему. Однако постепенно он отошел от Брейера, который настороженно отнесся к предположениям Фрей­да о связи неврозов с сексуальными отклонениями. Также насто­роженно Брейер отнесся и к новому, предложенному Фрейдом вместо гипноза методу лечения истерии — психоанализу, хотя и соглашался с тем, что гипноз неэффективен. Впоследствии, ана­лизируя свой научный путь, Фрейд писал, что он боялся при­нять ответственность за сделанное им открытие и старался раз­делить его с другими, боялся и самого этого открытия, той от­ветственности, которая с ним связана. Фрейд считал, что в своих отношениях с Брюке, Шарко и особенно с Брейером он транс­формировал свои отношения с отцом. Стремление заменить ре­ального отца учителем вызвало и двойное отношение Фрейда к

учителям: с одной стороны, восхищенное поклонение, а с дру­гой — желание найти свой собственный путь в науке, превзойти своих учителей. Так постепенно вырисовывались контуры кон­цепции Фрейда о трансфере и эдиповом комплексе, которые за­тем заняли важное место в его теории личности.

Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 г., а в 1897 г. он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 г. появилась его книга «Толкование сновидений», в которой он впервые опубли­ковал важнейшие положения своей концепции, дополненные в его последующих книгах «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Я и Оно» (1923), «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого "Я"» (1921). Постепенно его идеи получили признание, в 1910 г. Стенли Холл пригласил его прочи­тать лекции в Америке, где его теория приобрела особую попу­лярность. Его работы переводились на многие языки. Вокруг. Фрейда постепенно складывался кружок его почитателей и пос­ледователей, в который вошли К. Юнг, А. Адлер, Ш. Ференчи, О. Ранк, К. Абрахам. После организации психоаналитического общества в Вене его филиалы открылись во всем мире, психоана­литическое движение распространялось, приобретая все больше сторонников. В то же время Фрейд становился все более орто­доксальным и догматичным в своих взглядах, он не терпел ни малейших отклонений от своей концепции, пресекая все попытки самостоятельной разработки и анализа некоторых положений пси­хотерапии или структуры личности, ее взаимоотношений с окру­жающим, предпринимаемые его учениками. Это привело к отда­лению, а потом и к разрыву с Фрейдом самых талантливыхего последователей — Адлера, Юнга, Ранка.

По мере роста известности Фрейда росло и число критичес­ких работ, направленных против его взглядов. В 1933 г. нацисты сожгли его книги в Берлине. После захвата немцами Австрии положение Фрейда стало опасным, он подвергся преследовани­ям. Зарубежные психоаналитические общества собрали значи­тельную сумму денег и фактически выкупили Фрейда у немцев, которые дали ему разрешение уехать в Англию. Однако его бо­лезнь прогрессировала, не помогали никакие операции и лекар­ства, и в 1939 г. он умер, оставив после себя созданный им мир, уже полностью открытый для толкований и критики.

Взгляды Фрейда можно разделить на три области — метод лечения функциональных психических заболеваний, теория лич­ности и теория общества, при этом стержнем всей системы были его взгляды на развитие и структуру личности.

По мнению Фрейда, развитие психики ребенка есть приспо­собление, адаптация его к окружающей, преимущественно враж­дебной среде. Движущими силами психического развития явля­ются врожденные и бессознательные инстинкты (или чувства, как у более поздних психоаналитиков). С точки зрения психо­анализа, основой психического развития служит не интеллекту­альная сфера (как у Клапареда или Пиаже), а эмоции и мотивы детей, и познавательное развитие есть следствие мотивационного.

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев — созна­тельного, предсознательного и бессознательного, в которых и рас­полагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного, по мнению Фрейда, не доступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознатель­ного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий.

В бессознательном слое располагается одна из структур лич­ности — Ид, которая фактически становится энергетической ос­новой психического развития, так как в ней располагаются врож­денные бессознательные влечения, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют де­ятельность субъекта. Фрейд считал, что существует два основ­ных врожденных бессознательных влечения — инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических от­ношениях между собой, создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между влечения­ми главным образом происходит в бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается, как правило, одновре­менным действием обеих этих сил:

С точки зрения Фрейда, врожденные влечения — это каналы, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Либидо, о котором так много писал и сам Фрейд и его ученики, и служит той специфической энергией, которая связана с инстинк­том жизни. Энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии, Фрейд не дал собственного имени, но много говорил о ее суще­ствовании.Он также считал, что содержание бессознательного

постоянно расширяется, так как те стремления и желания, кото­рые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности, вытесняются им в бессознательное, напол­няя его содержание.

Вторая структура личности — Эго, по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом, мы всегда можем осознать свое «Я», хотя это может быть для нас и не легким делом. Если содержание Ид в процессе жизни ребенка расширяется, то содер­жание Эго, наоборот, сужается, так как ребенок рождается, по выражению Фрейда, с «океаническим чувством «Я», включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осозна­вать границу между собой и окружающим миром, начинает ло­кализовать свое «Я» в пределах своего тела, сужая таким обра­зом объем Эго.

Третья структура личности — Супер-Эго — не врожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизм ее фор­мирования — идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием Супер-Эго. В процессе идентификации у детей формируется также эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), т.е. комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.

Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами лич­ности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в Ид, стремятся к своему удов­летворению, диктуя человеку такие желания, которые практичес­ки не выполнимы ни в одном обществе. Супер-Эго. в содержание которого входят совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает его о невозможности осуществления этих жела­ний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом, Эго становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются Ид и Супер-Эго. Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком. По­этому Фрейд подчеркивал, что не существует четкой грани меж­ду нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное на­пряжение делает их потенциальными невротиками.

Возможность поддерживать свое психическое здоровье зави­сит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так как это фактически не воз­можно), то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер-Эго. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, про­екция и сублимация.

Вытеснение — самый неэффективный механизм, так как при этом энергия вытесненного и неосуществленного мотива (жела­ния) не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вы­зывая рост напряженности. Так как желание вытесняется в бес­сознательное, человек о нем совершенно забывает, но оставшее­ся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок. При этом символ, по мнению Фрейда, есть не непосредственное отражение вытесненного желания, а его трансформация. Поэтому он придавал такое значение «пси­хопатологии обыденной жизни», т.е. толкованию таких явлений, как ошибки и сновидения человека, его ассоциации. Отношение Фрейда к символике было одной из причин его расхождения с Юнгом, который считал, что существует непосредственная и тес­ная связь между символом и стремлением человека, и возражал против толкований, придуманных Фрейдом.

Регрессия и рационализация представляют собой более ус­пешные виды защиты, так как они дают возможность хотя бы частичной разрядки энергии, содержащейся в желаниях челове­ка. При этом регрессия — более примитивный способ реализа­ции стремлений, выхода из конфликтной ситуации. Человек мо­жет начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или та­бак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д., причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рациона­лизация связана со стремлением Супер-Эго хоть как-то прокон­тролировать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому человек, не осознавая реальных мотивов своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но мо­рально приемлемыми мотивами.

При проекции человек приписывает другим те желания и чувства, которые он испытывает сам. В том случае, когда субъект,

которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно, так как человек может осознать эти чувства как реальные, действительные, но внешние по отно­шению к нему и не пугаться их. Необходимо подчеркнуть, что введение такого защитного механизма дало возможность в даль­нейшем разработать так называемые «проективные методы» ис­следования личности. Эти методы, заключающиеся в просьбе за­кончить неоконченные фразы или рассказы либо составить рас­сказ по неопределенным сюжетным картинкам, стали существен­ным вкладом в экспериментальное исследование личности ре­бенка.

Наиболее эффективным механизмом защиты является субли­мация, так как помогает" направить энергию, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в художественной деятельности. В принципе Фрейд считал культуру продуктом сублимации и с этой . точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. По мнению Фрейда, в творческой деятельности проис­ходит полная реализация накопленной энергии, катарсис или очи­щение человека от нее. На основе этого подхода к сублимации позднее в психоанализе были разработаны основы терапии ис­кусством — арттерапии.

Либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, служит также основой развития личности, характера человека, и исходя из закономерностей ее развития, Фрейд создал свою пе­риодизацию. Он считал, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фикса­ции либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом Фрейд уделял большое внимание тому, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посто­ронних объектах. На основании этого он выделил три больших этапа, распадающихся на несколько стадий.

Первый этап — либидо-объект — характерен тем, что ребе­нок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо. Этот этап длится до года и носит название оральной стадии, так как удовлетворение происходит при раздражении полости рта. Фиксация на этой стадии происходит в том случае, если ребенок не может реализовать свои либидозные желания, например ему

не давали соски. Для этого типа личности характерна, с точки зрения Фрейда, определенная инфантильность, зависимость от взрослых, родителей даже в зрелом возрасте. Причем такая зави­симость может выражаться как в конформном, так и в негатив­ном поведении.

Второй этап, который длится до начала полового созревания, называется либидо-субъект и характеризуется тем, что для удов­летворения своих инстинктов ребенку не требуется никакой вне­шний объект. Иногда Фрейд называл также этот этап и нарцис­сизмом, считая, что для всех людей, у которых произошла фикса­ция на этом этапе, характерна ориентация на себя, стремление использовать окружающих для удовлетворения собственных нужд и желаний, эмоциональная отгороженность от них. Этап нарцис­сизма состоит из нескольких стадий. Первая, которая длится при­мерно до трех лет, — анальная, при которой ребенок не только учится определенным навыкам туалета и у него начинает фор­мироваться чувство собственности. Фиксация на этой стадии при­водит к появлению анального характера, который проявляется в упрямстве, часто жесткости, аккуратности и бережливости.

С трех лет ребенок переходит на следующую, фаллическую стадию, на которой дети начинают осознавать сексуальные раз­личия, интересоваться своими гениталиями. Эту стадию Фрейд считал критической для девочек, которые впервые начинают осоз­навать свою неполноценность в связи с отсутствием у них пени­са. Это открытие, считал он, может привести к позднейшей невротизации или агрессивности, которая вообще характерна для людей, фиксированных на этой стадии. Во многом это связано с тем, что в данный период нарастает напряженность в отношени­ях с родителями, прежде всего с родителем своего пола, которого ребенок боится и к которому ревнует родителя противоположно­го пола. Напряженность ослабевает к шести годам, когда насту­пает латентная стадия в развитии сексуального инстинкта. В этот период, который длится до начала полового созревания, дети об­ращают большое внимание на учебу, спорт, игры.

В подростковом возрасте дети переходят на последний этап, который также называется либидо-объект, так как для удовлет­ворения сексуального инстинкта человеку опять необходим парт­нер. Этот этап также называют генитальным, так как для разряд-

ки либидозной энергии человек ищет способы половой жизни,

характерные для его пола и его типа личности.

Подчеркивая значение родителей в развитии личности ребен­ка, Фрейд писал о том, что именно от них во многом зависит Способ прохождения этих периодов психического развития, а трав­мы, полученные при общении со взрослым в первые годы жизни, становятся причиной психических и социальных отклонений в поведении, которые могут проявиться и значительно позднее.

Либидозную энергию Фрейд считал основой не только раз­вития индивидуального человека, но и общества. Он писал о том, что вождь племени является своего рода его отцом, к которому мужчины испытывают эдипов комплекс, стремясь занять его ме­сто. Однако с убийством вождя в племя приходит вражда, кровь и междоусобица, оно слабнет, и такой негативный опыт приво­дит к созданию первых законов, табу, которые начинают регу­лировать социальное поведение человека. Позднее последовате­ли Фрейда создали систему этнопсихологических концепций, которая объясняла особенности психики различных народов спо­собами прохождения основных этапов в развитии либидо. Пи­салось в частности, что способы ухода за младенцем, зафикси­рованные в культуре общества, определяют основу как индиви­дуальной психики, так и ментальности данной нации. Однако дальнейшие исследования не подтвердили эту часть теории Фрейда, выявив более сложные и неоднозначные причины как формирования личности ребенка, так и развития культуры и общества в целом.

Если теория культуры не нашла широкого распространения и подтверждения в науке, то метод, разработанный Фрейдом, со временем получал все более широкую популярность.

Психоанализ занимал важнейшее место в теории Фрейда. Именно для объяснения работы этого метода и были созданы остальные части его теории. В своей психотерапии Фрейд исхо­дил из того, что врач занимает в глазах пациента место родителя, доминирующее положение которого он признает безусловна. При этом между терапевтом и пациентом как бы устанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энер­гией, т.е. появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему

определенные положения, прежде всего свое понимание, свои анализ причин его невротического состояния. Этот анализ проис­ходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов или ошибок пациента, т.е. следов его вытесненного влечения, о котором мы говорили выше. При этом врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но внушает ему свое толкова­ние, которое пациент некритично принимает. Это внушение, по мнению Фрейда, и обеспечивает катарсис, так как, принимая по­зицию врача, пациент осознает свое бессознательное и освобож­дается от него. Так как основа такого выздоровления связана с внушением, такая терапия была названа директивной, в отличие от той, которая основана на равноправном отношении пациента и врача

Несмотря на существенную модернизацию многих положе­ний Фрейда, основные подходы к психическому развитию, зало­женные в его теории, остались неизменными. К ним относятся прежде всего следующие положения:

1) понимание психического развития как мотивационного, личностного;

2) подход к развитию как к адаптации к среде. Хотя среда впоследствии и не понимается другими психоаналитиками как полностью враждебная, однако она всегда противостоит конкрет­ному индивиду;

3) отношение к движущим силам психического развития как всегда врожденным и бессознательным;

4) подход к основным механизмам развития как к врожден­ным, закладывающим основы личности и ее мотивы уже в ран­нем детстве. Существенного изменения структура личности в дальнейшем уже не претерпевает, отсюда интерес психоанализа к воспоминаниям о раннем детстве и травмах, полученным в этом возрасте.

Дальнейшее развитие психоанализа связано с именами бли­жайших учеников Фрейда, прежде всего с теоретическими поис­ками К. Юнга и А. Адлера. Хотя Юнг и не занимался напрямую исследованиями детского развития, его концепция оказала боль­шое влияние на появление новых методов интерпретации про­дуктов детского творчества, так же как и на формирование ново­го подхода к пониманию роли сказок, мифов и культуры в целом в становлении личности детей.

Швейцарский психолог Карл ГуставЮнг окончил универ­ситет в Цюрихе. Пройдя стажировку у известного психиатра П. Жане, он открыл собственную психологическую и психиатри­ческую лабораторию. В это же время он познакомился с первы­ми работами Фрейда, открыв для себя его теорию Сближение с Фрейдом оказало решающее влияние на его научные взгляды. Однако вскоре выяснилось, что, несмотря на близость позиций и стремлений, между ними существуют и значительные разногла­сия, примирить которые им не удалось. Эти разногласия были связаны прежде всего с разным подходом к анализу бессозна­тельного, так как Юнг, в отличие от Фрейда, утверждал, что «не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным». Не соглашаясь с пансексуализмом Фрейда, Юнг считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы Не менее значимы были и разночтения в толковании сновидений и ассоциаций, так как Фрейд считал, что символы, употребляемые человеком, служат замести­телями других, вытесненных предметов и влечений В противо­вес ему Юнг был уверен, что только знак, осознанно употребля­емый человеком, замещает что-то другое, а символ является са­мостоятельной, живой, динамической единицей. Символ ничего не замещает, но отражает то психологическое состояние, которое испытывает человек в данный момент, он в своем роде и есть само это состояние. Поэтому Юнг возражал против символической интерпретации снов или ассоциаций, разрабатываемой Фрей­дом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека в глубь его бессознательного. Эти положения теории Юнга ока­зали в дальнейшем существенное влияние на исследования дет­ской психики.

Определенные расхождения существовали и по вопросу пси­хокоррекции, так как Фрейд считал, что зависимость пациента от психотерапевта постоянна и не может быть уменьшена, т.е. он придерживался концепции директивной терапии. В то же время Юнг, хотя и поддерживал директивность отношений в начале курса психотерапии, тем не менее считал, что зависимость паци­ента от врача должна уменьшаться со временем, особенно в последней фазе терапии, которую он называл трансформацией.

Окончательный разрыв между ними произошел в 1912 г., после того, как Юнг опубликовал свою книгу «Символы транс-

формации». Разрыв был болезненным для обоих, особенно для Юнга, который почувствовал свое одиночество, однако не мог отступить от тех положений, которые считал важными для сво­ей теории. Постепенно он пришел к мысли о том, что его интерпретация символа дает ему ключ к анализу не только сновиде­ний, но и мифов, сказок, религии, искусства. Он исследовал не только европейскую, но и индийскую, китайскую, тибетскую куль­туры, обращая внимание на их символику. Это во многом и привело его к одному из важнейших его открытий — открытию коллективного бессознательного. Теория Юнга, названная «ана­литической психологией», отражена на страницах его книг «Пси­хологические типы» (1921), «Избранные труды по аналитичес­кой психологии» (1939), «Подход к бессознательному» (1961), получивших широкое распространение и принесших Юнгу за­служенную славу.

Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей — коллективного бессознательного, индивидуального бессознатель­ного и сознания. Если индивидуальное бессознательное и созна­ние являются чисто личностными, прижизненными приобретения­ми, то коллективное бессознательное представляет собой своего рода «память поколений», то психологическое наследство, с кото­рым ребенок появляется на свет. Юнг писал, что «содержание коллективного бессознательного лишь в минимальной степени формируется личностью и в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением. Это бессознательное — как воздух, которым дышат все и который не принадлежит никому».

Содержание коллективного бессознательного состоит из ар­хетипов — форм, организующих и канализирующих психологи­ческий опыт индивида. Юнг часто называл архетипы «первичны­ми образами», так как они связаны с мифическими и сказочными темами. Он также считал, что архетипы организовывают не толь­ко индивидуальную фантазию, но и коллективную, например лежат в основе мифологии народа, его религии, определяя психо­логию народа, его самосознание. Через актуализацию определен­ных архетипов культура оказывает влияние и на становление индивидуальной психики ребенка.

Основными архетипами индивидуальной психики он считал Эго, Персону, Тень, Аниму (или Анимус) и Самость. Эго являет­ся центральным элементом личного сознания, так как оно как бы

собирает разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное и осознанное восприятие собствен­ной личности. При этом Эго стремится противостоять всему, что угрожает хрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас в необходимости игнорировать бессознательную часть души.

Персона — это та часть нашей личности, которую мы пока­зываем миру, какими мы хотим быть в глазах других людей. Персона включает в себя и типичные для нас роли, стиль поведе­ния и одежды, способы выражения. Персона имеет позитивное и негативное влияние на нашу личность. Доминирующая Персона может подавить индивидуальность человека, развить в нем кон­формизм, стремление слиться с той ролью, которую навязывает человеку среда. В то же время Персона защищает нас от воздей­ствия среды, от любопытных взглядов, стремящихся проникнуть в душу человека, помогает в общении, особенно с незнакомыми людьми.

Тень — это центр личного бессознательного. Как Эго собира­ет данные о нашем внешнем опыте, так Тень фокусирует, систе­матизирует те впечатления, которые были вытеснены из созна­ния. Таким образом, содержанием Тени являются те стремления, которые отрицаются человеком как несовместимые с его Персо­ной, с нормами общества. При этом чем больше доминирует Пер­сона в структуре личности, тем больше содержание Тени, так как индивиду необходимо вытеснять в бессознательное все большее количество желаний.

Фактически расхождения между Юнгом и Фрейдом во мно­гом касались именно роли Тени в структуре личности, так как Юнг считал ее одной из составляющих этой структуры, а Фрейд ставил Тень в центр личности, делая основным объектом своих исследований именно ее содержание. В то же время Юнг не считал возможным просто избавиться от Тени, не признавать ее, так как она является законной частью личности и человек без Тени так же неполноценен, как и без других частей души. Самое вредное, с его точки зрения, это как раз не замечать, .игнорировать Тень, в то время как внимательное отношение к ней, стремление к анализу ее содержания (тому, что Юнг назы­вал «техникой обращения с Тенью») помогает преодолеть ее не­гативное влияние.

Анима (у мужчины) и Анимус (у женщины) — это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления

о противоположном поле.. На их развитие большое влияние ока­зывают родители (мать у мальчика и отец у девочки). Этот архе­тип в значительной степени определяет и поведение, и творче­ство человека, так как служит источником проекций, новых об­разов в его душе.

Самость, с точки зрения Юнга, представляет собой централь­ный архетип всей личности, а не только ее сознательной или бессознательной части, это «архетип порядка и целостности лич­ности». Его главное значение в том, что он не противопоставля­ет разные части души (сознательную и бессознательную), а со­единяет их так, чтобы они дополняли друг друга. В процессе развития личность обретает все большую целостность, Самость и, индивидуализируясь, становится все более свободной в своем выражении и самопознании. Идеи о необходимости сохранения целостности и индивидуализации при развитии личности разви­вались Юнгом уже в 50-60-е годы под влиянием новых тенден­ций в понимании личности, в том числе и нормативности разви­тия личности детей. К этому же времени относятся его положе­ния о роли сознания в духовном росте и организации поведе­ния. Такая трансформация некоторых положений психоанализа, принимавшихся Юнгом в начале века, была для него особенно важна, так как он постоянно подчеркивал открытость своей кон­цепции для всего нового, в отличие от ортодоксальности теории Фрейда.

Исходя из структуры души, Юнг создал и свою типологию личности, выделив два типа — экстравертов и интравертов. Ин­траверты в процессе индивидуализации обращают больше вни­мания на внутреннюю часть своей души, строят свое поведение исходя из собственных идей, собственных норм и убеждений. Экстраверты, наоборот, больше ориентированы на Персону, на внешнюю часть своей души. Они прекрасно ориентируются во внешнем мире, в отличие от интравертов, и в своей деятельности исходят главным образом из его норм и правил поведения. Если для интраверта опасностью является полный разрыв контактов с внешним миром, то для экстравертов не меньшей опасностью грозит потеря себя. В своих крайних проявлениях экстраверты — догматики, в то время как интраверты — фанатики.

Однако Самость, стремление к целостности личности, как пра­вило, не дает возможности одной из ее сторон полностью подчи-

нить другую, эти две части души, два типа как бы делят сферы своего влияния. Как правило, экстраверты хорошо строят отно­шения с большим кругом людей, учитывают их мнения и интере­сы, в то же время в узком кругу близких им людей они открываются другой стороной своей личности, интравертной. Здесь они могут быть деспотичны, нетерпеливы, не учитывают мнения и позиции других людей, стараются настоять на своем. Общение с широким кругом незнакомых и плохо знакомых людей чрезвы­чайно затруднительно для интраверта, который исходит только из своих позиций и не может выстроить линию поведения, понять точку зрения собеседника. Он либо настаивает на своем, либо просто уходит от контакта. В то же время в общении с близкими он, наоборот, раскрывается, верх берет его экстравертная, обычно подавляемая сторона личности и он становится мягким, заботливым и теплым семьянином.

Типология Юнга базируется на двух основаниях — домини­ровании экстра-интравертности и развитии четырех основных пси­хических процессов: мышления, чувствования, интуиции и ощу­щения. У каждого человека, считал Юнг, доминирует тот или иной процесс, который, в сочетании с интра- или экстраверсией, и индивидуализирует путь развития человека. При этом он счи­тал, что мышление и чувствование представляют собой альтерна­тивные способы принятия решения, так как мышление ориенти­ровано на логические посылки, такие люди превыше всего ценят абстрактные принципы, идеалы, порядок и системность в поведе­нии. Чувствующие люди, напротив, принимают решения спон­танно, ориентируясь на эмоции, предпочитая любые чувства, даже' отрицательные, скуке и порядку.

Если мышление и чувства характеризуют активных людей, способных по той или иной причине принимать решения, то ощу­щение и интуиция характеризуют скорее способы получения ин­формации, и люди этого типа более созерцательны. При этом ощущение ориентируется на прямой, непосредственный опыт, и ощущающие типы, как правило, лучше реагируют на непосред­ственную ситуацию, в то время как интуитивные — на прошлую или будущую. Для них то, что возможно, важнее того, что про­исходит в настоящем. Хотя все эти функции и присутствуют в каждом человеке, доминирующей является одна из них, которая частично дополняется второй функцией. Эти положения Юнга

сыграли значительную роль в разработке типологии детского раз­вития, исследовании индивидуальных особенностей ребенка.

Большое влияние на развитие детской психологии в рамках психоаналитической концепции оказалАльфред Адлер. А. Ад­лер, который в детстве часто и тяжело болел, надеялся, что выбор профессии врача поможет ему и его близким в борьбе с недуга­ми. Окончив медицинский факультет Венского университета, он практиковал как врач-офтальмолог. Однако вследствие растуще­го интереса к деятельности нервной системы область его занятий переместилась в сторону психиатрии и неврологии.

В 1902 г. Адлер был одним из первых четырех членов круж­ка, образовавшегося вокруг создателя нового психологического направления Фрейда. В 1910 г., по предложению Фрейда, он стал первым президентом Венского психоаналитического общества. Однако вскоре Адлер начал развивать идеи, противоречившие некоторым основным положениям Фрейда. Когда эти расхожде­ния обострились, ему было предложено изложить свои взгляды, что он и сделал в 1911 г., отказавшись затем от поста президента общества. Спустя некоторое время он официально оборвал свои связи с психоанализом, выйдя из общества со своими сторонни­ками и организовав собственную группу, которая получила на­звание Ассоциация индивидуальной психологии.

После первой мировой войны он заинтересовался вопросами образования, основав первую воспитательную клинику в рамках венской системы школьного образования, а затем и эксперимен­тальную школу, которая претворила в жизнь его идеи в области образования. Особое значение Адлер придавал работе с учителя­ми, так как они формируют умы и характеры юношества. Им были организованы консультативные центры для детей при шко­лах, где дети и их родители могли получить нужные им советы и помощь. К 1930 г. только в Вене было 30 таких центров. В 1935 г. он переехал в США, где продолжал работать врачом-психиат­ром, одновременно занимая пост профессора медицинской пси­хологии. Индивидуальная психология Адлера, интерес к которой несколько снизился после его смерти в 1937 г., снова оказалась в центре внимания психологов в 50-е годы, оказав значительное влияние на формирование гуманистической психологии и нового подхода к личности ребенка.

Адлер стал основателем нового, социально-психологического подхода к исследованию психики детей. Именно в развитии этих

новых идей своей концепции он и разошелся с Фрейдом. Его теория, изложенная в книгах «О нервном характере» (1912), «Тео­рия и практика индивидуальной психологии» (1920), «Человеко-знание» (1927), «Смысл жизни» (1933), представляет собой со­вершенно новое направление, очень мало связанное с классичес­ким психоанализом и представляющее целостную систему раз­вития личности.

Главная идея Адлера состояла в том, что он отрицал положе­ния Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессозна­тельных инстинктов в личности и поведении человека, инстинк­тов, которые противопоставляют человека обществу. Не врож­денные влечения, не врожденные архетипы, а чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ори­ентацию на других людей, — вот та главная сила, которая опре­деляет поведение и жизнь человека, считал Адлер. Однако есть и нечто общее, объединяющее концепции этих трех психологов, — все они предполагали, что человек имеет некоторую внутрен­нюю, присущую ему одному природу, которая оказывает влияние на формирование личности. При этом Фрейд придавал решаю­щее значение сексуальным факторам, Юнг — первичным типам мышления, а Адлер подчеркивал роль общественных интересов. В то же время Адлер был единственным, кто считал важнейшей тенденцией в развитии личности человека стремление сохранить свою индивидуальность, осознавать и развивать ее. Фрейд в прин­ципе отвергал идею об уникальности каждой человеческой лич­ности, исследуя скорее

Наши рекомендации