Стенли Холл и его концепция педологии

Развитие детской психологии в конце XIX в. — начале XX в. было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной аме­риканским психологомГренвиллом Стенли Холлом.

Американский психолог Г.С. Холл был учеником В. Вундта, в психологической лаборатории которого он стажировался не­сколько лет. В Лейпциге Холл занимался проблемами общей психологии, исследуя роль мышечной чувствительности в вос­приятии пространства. По возвращении в США он обратился к проблемам детской психологии, непосредственно связанным с практическими проблемами школьной жизни. В 1883 г. Холл организовал при Балтиморском университете первую в США экспериментальную лабораторию, в которой началось изучение психического развития детей, преимущественно подростков. Холл также был основателем первых журналов, посвященных про­блемам возрастной психологии. С 1891 г. под его редакцией стал издаваться журнал «Педагогический семинар и журнал генетической психологии»,а с 1910 г. — «Журнал педагогичес­кой психологии».

Начиная с конца прошлого века. Холл — один из ведущих ученых США — стал вместе с другими психологами организа­тором первых профессиональных сообществ американских психологов. По его инициативе в 1892 г. была создана Ассоциа­ция американских психологов, он также сыграл большую роль в приглашении 3. Фрейда в 1909 г. с лекциями, которые про­шли с большим успехом, положив начало американскому пси­хоанализу.

Однако известность Холлу принесли главным образом его исследования психического развития детей. Хотя идея о необхо­димости изучения психики детей утвердилась еще в 70-е годы прошлого века, исследований, в центре которых стояла бы имен-

но эта задача, еще не существовало. Г. Спенсер, который впер­вые заговорил о развитии психики в процессе адаптации к сре­де, анализировал прежде всего методологические и общетеоре­тические проблемы психического развития. Холл же в первую очередь обратил внимание на важность изучения процесса становления психики конкретного ребенка, анализ которого может стать генетическим методом общей психологии. Им на­писаны работы, посвященные проблемам возрастной психоло­гии и положившие начало плодотворному развитию этой отрас­ли психологической науки в Америке: «Юность» (1904) и «Про­блемы воспитания» (1911).

В своей лаборатории Холл исследовал подростков и юношей, разработав для них специальные вопросники, целью которых было изучение различных сторон психики ребят. Первоначально эти вопросники раздавались учителям для сбора сведений о том, как дети представляют окружающий мир. Вскоре их содержание рас­ширилось, появились специальные анкеты для подростков, учи­телей и родителей. Отвечая на вопросы, дети должны были рас­сказать не только о своих знаниях, представлении о мире или отношении к другим людям, но и о своих переживаниях, в част­ности о своих моральных и религиозных чувствах, ранних воспо­минаниях, о радостях и опасениях. Полученные ответы статисти­чески обрабатывались, что помогало составить целостную карти­ну психологических особенностей детей разных возрастов. Мате­риалы, полученные в исследовании Холла, позволяли также со­ставить комплексную характеристику детей, проанализировать их проблемы как с точки зрения взрослых, так и с позиций самих подростков.

Исследуя психическое развитие ребенка, Холл пришел к вы­воду, что в его основе лежит биогенетический закон, сформули­рованный учеником Дарвина Э. Геккелем. Однако Геккель гово­рил о том, что зародыши в своем эмбриональном развитии про­ходят те же стадии, что и весь род за время своего существова­ния. Холл же распространил действие биогенетического закона на человека, доказав, что онтогенетическое развитие психики ре­бенка есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека.

В созданной им теории рекапитуляции Холл утверждал, что последовательность и содержание этих этапов заданы генети-

чески, и потому ни уклониться, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может.

Ученик Холла Гетчинсон на основании теории рекапитуля­ции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи. При этом действительные факты, которые наблюдались у детей определенного возраста, связывались с идеей Холла и объяснялись изменением способа добывания пищи, который является (по мнению Гетчинсона) ве­дущим не только для биологического, но и для психического раз­вития. Он выделил 5 основных фаз в психическом развитии де­тей, границы которых не были жесткими, так что конец одной стадии не совпадал с началом следующей:

1) от рождения до 5 лет — стадия рытья и копания. На этой стадии дети любят играть в песке, делать куличики и манипули­ровать с ведерком и совочком;

2) от 5 до 11 лет — стадия охоты и захвата. На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посто­ронних, и стремление делать многие вещи тайком;

3) от 8 до 12 лет — пастушеская стадия. В это период дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия обычно во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Они также любят домашних животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать. У де­тей, особенно у девочек, в это время появляется стремление к ласке и нежности;

4) от 11 до 15 лет — земледельческая стадия, которая связана с интересом к погоде, явлениям природы, а также с любовью к садоводству, а у девочек и к цветоводству. В это время у детей появляется наблюдательность и осмотрительность;

5) от 14 до 20 лет — стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. В это время дети начинают осозна­вать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у ребят возникает стремление меняться раз­личными предметами.

Гетчинсон считал, что с 8 лет, т.е. с пастушеской стадии, на­ступает эра цивилизованного человека и именно с этого возраста детей можно систематически обучать, что невозможно на предыду­щих этапах. При этом он исходил из идеи Холла о том, что обуче-

ние должно надстраиваться над определенным этапом психичес­кого развития, так как созревание организма подготавливает ос­нову для обучения.

И Холл и Гетчинсон были убеждены, что прохождение каж­дой стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к появлению отклонений и аномалий в психике. Исходя из необходимости для детей проживания всех стадий психического развития человечества, Холл разработал механизм, который помогает переходу с одной стадии на другую. Так как реально ребенок не может перенестись в те же ситуации, которые пережило человечество, то переход от одной стадии к другой осуществляется в игре, которая и является таким специ­фическим механизмом. Так и появляются детские игры в войну, в казаков-разбойников и т.д. Холл подчеркивал, что важно не стеснять ребенка в проявлении его инстинктов, которые таким образом изживаются, в том числе и детские страхи.

Холл был также основателем педологии — комплексной на­уки о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма, т.е. идея о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов — психологов, педагогов, био­логов, педиатров, антропологов, социологов и других специалис­тов. Из всех этих областей в педологию входит та часть, которая имеет отношение к детям. Таким образом, данная наука как бы объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием дет­ского развития.

Хотя многие положения педологической концепции Холла были довольно скоро пересмотрены, сама наука педология, созданная им, очень быстро завоевала популярность во всем мире и была признана почти до середины XX в. Популярность педологии объяс­нялась главным образом ее ориентированностью на практику, т.е. связью с непосредственными нуждами педагогики и практи­ческой психологии. Действительно, в реальной педагогической практике учителя и воспитатели сталкиваются с целым комп­лексом проблем, среди которых и здоровье детей, и их психи­ческие качества, и социальный статус, и образование их родите­лей. Именно эти задачи и решала педология, развивая комплекс­ный подход к исследованию детей. Такое комплексное, всесторон­нее изучение ребенка и выдвижение проблемы развития в центр исследовательской работы было ценным завоеванием педоло-

гии, поэтому многие ведущие психологи, изучавшие развитие дет­ской психики, работали в ее русле.

Таким образом, С. Холл выразил носившуюся в воздухе идею создания экспериментальной детской психологии, соединив тре­бования педагогической практики с достижениями современной ему биологии и психологии.

Пионерами педологии были врачи и биологи, так как в то время именно они владели большим количеством объективных методов исследования детей, а психология еще не наработала эти методы. Однако со временем на первый план вышла имен­но психологическая сторона исследований, и постепенно, на­чиная с 20-х годов нашего века, педология стала приобретать ярко выраженную психологическую направленность. При этом название «педология», введенное учеником Холла О. Кристиеном, было заменено новым — child study («исследование ребенка»),

Наши рекомендации