Экспериментального исследования.

Возникновение собственно психологических, не заимствованных из физиологии, методов экспериментального исследования обязано программе опытного изучения памяти, осуществлённой немецким психологом Г. Эббингаузом в 80-е годы XIX в. Если в психологии сознания пытались изучать закономерности ассоциативной памяти, Эббингауз изобрёл особый экспериментальный объект, призванный нейтрализовать сознательные ассоциации. Учёный выработал методику заучивания и сбережения в памяти бессмысленных слогов, что привело к открытию так называемого «фактора края списка», построению «графика забывания», выделению непосредственной, «речедвигательной» памяти. Значимо экспериментальное подтверждение Эббингаузом независимых от сознания психологических закономерностей.

Исследования памяти Эббингаузом позволили определить её как универсальный психический процесс, объединяющий процессы запечатления, сохранения и воспроизведения, в которых, в свою очередь, можно выделить подвиды мнемической деятельности. Были названы несколько разновидностей памяти. Изучение Эббингаузом навыков послужило основой для рассмотрения памяти как результата научения, зависящего от времени научения и пауз между пробами. Экспериментальное изучение памяти широко практиковалось впоследствии в рамках когнитивной психологии.

Неизменный интерес вызывают, помимо исследований памяти, экспериментальные исследования внимания – от «диагностического» подхода к ним Вундта до «аналитического» подхода когнитивной психологии. В различных теориях внимание трактовалось и как процесс, и как свойство сознания. Правильнее было бы определить внимание как избирательную направленность познавательной деятельности субъекта на её объект и сосредоточенность на нём. В зависимости от произвольности и опосредованности внимания принято выделять несколько его видов. Надо отметить, что в разных подходах акцентировались различные характеристики внимания. Моторная теория Н.Н. Ланге представляет внимание как процесс психофизиологического единства, управление которым связано с управлением движениями. Исследования формирования внимания в отечественной психологии продолжали впоследствии Выготский, Гальперин, Добрынин, в частности, опытным путём изучая процесс интериоризации контроля.

Принципиально новую страницу в понимании психологии как экспериментальной науки открыли в первой половине XX века американские социальные психологи. Эксперимент покинул стены лаборатории и стал применяться в социальных исследованиях. Например, эксперименты Тейлора и «хотторнские исследования» Э. Мэйо, доказавшие зависимость производительности труда от социального фактора в группе. Экспериментальный подход на десятилетия определил развитие в США социальной психологии, лишь в 70-е годы там наметилась тенденция обращения к европейской традиции.

Особой формой экспериментальных исследований следует считать психологическое тестирование, применяемое для выявления индивидуальных различий в дифференциальной психологии.

У истоков этого направления стоит Ф. Гальтон, ещё в XIX веке в Англии включивший «измерительные испытания» в состав своей науки «антропометрики». Он автор самого термина «тест».

Не следует забывать, что с Гальтоном связано и возникновение такого метода, как метод свободных словесных ассоциаций, получивший, как известно, дальнейшее развитие в психологии и даже практическое применение в криминалистике.

С начала XX столетия тесты стали широко применяться. Популярный и эффективный по сей день тест, выявляющий коэффициент интеллектуальности (IQ), восходит исторически к исследованиям А. Бине и Т. Симона, проводившимся среди детей по заданию Министерства образования Франции. Важно отметить, что посредством специально разработанной методики экспериментаторам удалось выявить различие между хронологическим и «умственным» возрастом, определяющим развитие детского мышления.

Внедрение в практику психологии экспериментального метода не могло не актуализировать и в этой области проблему, вообще связанную с экспериментированием: нравственную проблему допустимости опытов над животными и людьми. Всегда следует учитывать гуманистический, этический и, наконец, правовой аспекты этой пока не имеющей однозначного решения проблемы.

ТЕМА 3. ПСИХОАНАЛИЗ: УЧЕНИЕ О БЕССОЗНАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ.

Понятие мотивации.

Под мотивом в психологии следует понимать аффективно закреплённый предмет потребности, который направляет деятельность. иерархия человеческих потребностей, таким образом, определяет всё многообразие мотивов, часть из которых осознаётся индивидом, другая же функционирует вне сферы сознания, управляя поведением исподволь.

Необходимо различать базовые и производные мотивы, которые, зачастую, вступают в противоречие друг с другом. Первые направляют удовлетворение физиологических потребностей, вторые – социальных и личностных. В современной науке используются две основные модели объяснения человеческой мотивации: мотивация повышением компетентности во взаимодействии с окружением и мотивация редукцией напряжения, созданного потребностью.

Наши рекомендации