Так как же все-таки следует вести себя родителям с подростками?

Прежде всего, доверять, заботиться, перестать жестко контролировать, прекратить считать, что перед вами маленькие детки.

Принять, наконец, что дети - самостоятельные взрослые личности со своим правом распоряжаться собственной жизнью.

Закончить их тыкать носом в недостатки, невыполненные обещания, оплошности.

И если дети ошибаются и допускают ошибки, то они просто должны прочувствовать это на себе.

Это позволит получить собственный опыт, а не ваши абстрактные нравоучения.

Замечайте то, что сделано хорошо, и не акцентируйте внимание на том, что сделано плохо.

Это позволит ребенку радоваться вместе с вами своими успехами, что роднит вас.

Все это работает на его будущее.

И когда дети, став взрослыми, начнут принимать большинство решений самостоятельно, они с благодарностью это вспомнят.

Готовясь к этому, родители уже сейчас должны чаще обсуждать с детьми различные проблемы и советоваться по важным семейным вопросам.

Станьте авторитетом для своих подростков.

А авторитетные родители те, которые любят и понимают детей, предпочитают не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь, лишний раз похвалить за дело.

Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам.

Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более не мотивированными вспышками гнева.

В таких семьях дети вырастают – инициативные, общительные, добрые.

Они любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения.

Ответственно относятся к своим обязанностям.

Они более энергичны, уверены в себе, у них лучше развито чувство собственного достоинства и самоконтроль.

А вот авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав. Ребенок должен во всем подчиняться их воле, приказу.

Требуя у ребенка дисциплинированности, они не оставляют ему право вариантов поведения.

Лишают права возражать старшему, даже если ребенок прав.

Контроль не идет далее суровых запретов, выговоров и нередко – физических наказаний.

Такие родители исключают душевную близость с детьми, скупы на похвалы.

У детей так воспитанных формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины или страха перед наказанием. И, как правило, слабый самоконтроль.

Они с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности, и даже враждебности к окружающим.

Снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудиться, не требуя от них ответственности и самоконтроля.

Они не обращают внимания на вспышки гнева, что возникают у импульсивных детей и на их агрессивное поведение, в результате чего возникают неприятности.

Но нет родителей строго укладывающихся в эти условные рамки.

В каждом из нас уживаются и авторитарные и беспечные люди, и никто не отнимет у нас рассудочного и взвешенного поведения.

Поэтому я бы рекомендовал для родителей «схему родительского поведения» не исключая различные вариации и индивидуальность.

Контроль:

Способность настаивать на выполнении своих требований, принятых взвешенно и не на эмоциях. Познавательный процесс не исключает игрового поведения, прикладывайте выдумку и творчество, обучая ребенка.

Модифицируйте агрессивное поведение в более сдержанную форму и не поддавайтесь требованиям каприза.

Родительские требования:

Должны быть направлены на развитие зрелости у ребенка, обучение самоконтролю.

Это помощь проявляется в развитии способностей в сфере эмоциональных и межличностных контактах. Побуждать к самостоятельным действиям и готовности к принятию решений.

Способ и форма общения родителей в воспитательном процессе:

Использовать убеждения, обосновывая свою точку зрения и готовность обсуждать ее с детьми.

Не использовать крики, ругань или жалобы.

А приводить примеры из жизни или литературы. В крайних случаях убеждать, что это просто житейский опыт, реальная необходимость.

Эмоциональная поддержка:

Родители должны уметь выражать сочувствие, любовь, и теплое отношение.

Они должны выражать гордость и удовлетворение от успехов детей.

А их ошибки помогать исправлять советом или действенной помощью.

Когда родители расположены, говорить с детьми, и прибегать к словесным аргументам, ребенок будет соглашаться с ними, вместо того чтобы высказывать открытое неповиновение.

Такие взаимоотношения, построенные в семье по принципу любви, взаимодоверия, автономности, демократичности принесут верные и надежные результаты.

В таких семьях всегда учитываются взаимные интересы.

Это развивает активность, самостоятельность, доброжелательность, уверенность в себе уже взрослых людей.

Но некоторые родители, увлекаясь демократичным построением в семье, не научают детей навыку подчинения социальным требованиям.

И вот уже вырастают дети, а так и не научились отделять: «желаю» и «нужно».

Ведь необходимо формировать человека, а это требует от родителей и мужества и ответственности. Специфика родительского отношения заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку.

С одной стороны безусловная любовь, а с другой гибкость поведения.

Гибкость родительской позиции - есть способность изменения влияния на ребенка по ходу взросления с учетом различных требований жизни.

Гибкая позиция должна быть не только изменчивой, но и предвосхищать, быть прогностичной.

Письмо из моей почты.

Наши рекомендации