Так как же все-таки следует вести себя родителям с подростками?
Прежде всего, доверять, заботиться, перестать жестко контролировать, прекратить считать, что перед вами маленькие детки.
Принять, наконец, что дети - самостоятельные взрослые личности со своим правом распоряжаться собственной жизнью.
Закончить их тыкать носом в недостатки, невыполненные обещания, оплошности.
И если дети ошибаются и допускают ошибки, то они просто должны прочувствовать это на себе.
Это позволит получить собственный опыт, а не ваши абстрактные нравоучения.
Замечайте то, что сделано хорошо, и не акцентируйте внимание на том, что сделано плохо.
Это позволит ребенку радоваться вместе с вами своими успехами, что роднит вас.
Все это работает на его будущее.
И когда дети, став взрослыми, начнут принимать большинство решений самостоятельно, они с благодарностью это вспомнят.
Готовясь к этому, родители уже сейчас должны чаще обсуждать с детьми различные проблемы и советоваться по важным семейным вопросам.
Станьте авторитетом для своих подростков.
А авторитетные родители те, которые любят и понимают детей, предпочитают не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь, лишний раз похвалить за дело.
Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам.
Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более не мотивированными вспышками гнева.
В таких семьях дети вырастают – инициативные, общительные, добрые.
Они любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения.
Ответственно относятся к своим обязанностям.
Они более энергичны, уверены в себе, у них лучше развито чувство собственного достоинства и самоконтроль.
А вот авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав. Ребенок должен во всем подчиняться их воле, приказу.
Требуя у ребенка дисциплинированности, они не оставляют ему право вариантов поведения.
Лишают права возражать старшему, даже если ребенок прав.
Контроль не идет далее суровых запретов, выговоров и нередко – физических наказаний.
Такие родители исключают душевную близость с детьми, скупы на похвалы.
У детей так воспитанных формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины или страха перед наказанием. И, как правило, слабый самоконтроль.
Они с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности, и даже враждебности к окружающим.
Снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудиться, не требуя от них ответственности и самоконтроля.
Они не обращают внимания на вспышки гнева, что возникают у импульсивных детей и на их агрессивное поведение, в результате чего возникают неприятности.
Но нет родителей строго укладывающихся в эти условные рамки.
В каждом из нас уживаются и авторитарные и беспечные люди, и никто не отнимет у нас рассудочного и взвешенного поведения.
Поэтому я бы рекомендовал для родителей «схему родительского поведения» не исключая различные вариации и индивидуальность.
Контроль:
Способность настаивать на выполнении своих требований, принятых взвешенно и не на эмоциях. Познавательный процесс не исключает игрового поведения, прикладывайте выдумку и творчество, обучая ребенка.
Модифицируйте агрессивное поведение в более сдержанную форму и не поддавайтесь требованиям каприза.
Родительские требования:
Должны быть направлены на развитие зрелости у ребенка, обучение самоконтролю.
Это помощь проявляется в развитии способностей в сфере эмоциональных и межличностных контактах. Побуждать к самостоятельным действиям и готовности к принятию решений.
Способ и форма общения родителей в воспитательном процессе:
Использовать убеждения, обосновывая свою точку зрения и готовность обсуждать ее с детьми.
Не использовать крики, ругань или жалобы.
А приводить примеры из жизни или литературы. В крайних случаях убеждать, что это просто житейский опыт, реальная необходимость.
Эмоциональная поддержка:
Родители должны уметь выражать сочувствие, любовь, и теплое отношение.
Они должны выражать гордость и удовлетворение от успехов детей.
А их ошибки помогать исправлять советом или действенной помощью.
Когда родители расположены, говорить с детьми, и прибегать к словесным аргументам, ребенок будет соглашаться с ними, вместо того чтобы высказывать открытое неповиновение.
Такие взаимоотношения, построенные в семье по принципу любви, взаимодоверия, автономности, демократичности принесут верные и надежные результаты.
В таких семьях всегда учитываются взаимные интересы.
Это развивает активность, самостоятельность, доброжелательность, уверенность в себе уже взрослых людей.
Но некоторые родители, увлекаясь демократичным построением в семье, не научают детей навыку подчинения социальным требованиям.
И вот уже вырастают дети, а так и не научились отделять: «желаю» и «нужно».
Ведь необходимо формировать человека, а это требует от родителей и мужества и ответственности. Специфика родительского отношения заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку.
С одной стороны безусловная любовь, а с другой гибкость поведения.
Гибкость родительской позиции - есть способность изменения влияния на ребенка по ходу взросления с учетом различных требований жизни.
Гибкая позиция должна быть не только изменчивой, но и предвосхищать, быть прогностичной.
Письмо из моей почты.