Специфика семейного воспитания: позитивное и негативное влияние на ребенка.
В семье дети не только получают пример поведения, но и осваивают первые эмоциональные навыки общения. Семья обеспечивает чувство безопасности ребенку. И близкие люди являются для ребенка источником утешения в минуты отчаянья и волнений.
1. Дети учатся у родителей определенным способам поведения. Родители являются источником необходимого жизненного опыта для ребенка.
2. Поощряя или наказывая ребенка, родители учат как надо себя вести и поступать в разных ситуациях. И это формирование дисциплины в различных семьях практикуется по-разному. Используя только поощрения, родители тем самым как бы покупают хорошее поведение ребенка. Жестокий контроль и принуждение, наказание за каждый проступок полностью лишает детей инициативы. А власть правил, установленных родителями в силу социальных задач и семейных обстоятельств формирует не только волевые качества у ребенка, но и раскрывает его инициативу.
3. Четкое и ясное общение в семье между родителями помогает ребенку выработать навыки общения в социуме, собственные убеждения и взгляды.
Помимо формы воспитания и взаимоотношений с ребенком, формирование личности ребенка в семье во многом определяется родительскими установками.
Это как бы программирование сценария поведения ребенка во взрослой жизни.
Эти установки бывают как гласными, так и негласными.
Вот примеры некоторых из них.
Даже если ребенок и желанный, но часто от родителей можно услышать:
«Глаза мои на тебя не смотрели бы. Чтоб ты сквозь землю провалился»
Смысл этого – привить ребенку чувство вины, так как он источник всех неприятностей и трудностей в семье.
В результате у него возникают серьезные эмоциональные проблемы.
И часто он специально дерзит, нарывается на наказание, проявляет агрессию, тем самым он ощущает вину за конкретный проступок, а не за факт своего рождения.
А сколько молодых инфантильных родителей не способных к раскованному, игровому поведению с детьми.
Вот и тогда они поминутно одергивают детей, требуя взрослого осмысления своего поведения.
Но ведь дети должны пройти этап детства.
И как говориться наиграться.
Или запрещают проявлять им свои эмоции и чувства.
И вот уже установка для взрослого быть закрытым и не способным дарить любовь и близость.
А родители, имеющие проблемы в общении, всячески не отпускают ребенка от себя.
Такие родители обеспокоены чувством зависти других людей по отношению к своему ребенку.
И вот уже в результате ребенок чувствует себя не так как все.
С возрастом ощущает себя одиночкой в любой группе и не стремиться к близким отношениям.
И такая установка не принесет во взрослой жизни радости для этого ребенка.
Вот такое сильное влияние родители оказывают на сценарий будущей жизни ребенка.
Ведь воспитание не только функция накормить ребенка, но и определить его судьбу.
А потом уповаем на гороскопы или провидение, что жизнь не задалась.
А ведь вектор жизненного сценария заложен в первые годы в семье.
Скептик.
Вот ребенок вырвался от опеки родителей, они еще пытаются проверять домашние задания.
Но продленка, уроки не выучены, а сделаны, маленький человечек предоставлен себе. Родители задерживаются на работе, воспитывают дитя по телефону.
Вы не узнаете эту семью?
А кто у вас ходит на родительские собрания и выслушивает не лестные слова в адрес единственного и любимого чада?
И берет заботы по проверке домашних заданий?
Вот уже приходиться пересматривать рабочий график, больше времени посвящать ребенку.
А это нарушение карьерных планов.
Одному из родителей приходится брать на себя все тяготы материального обеспечения семьи.
И от этого не справедливого перераспределения ролей возникают не понимание и конфликты.
Или на худой конец вновь родители обращаются к бабушкам, приоткрывая семейные границы.
И прародители с полным правом вмешиваются в воспитание внуков.
И это может, не понравится родителям, а что хуже - одному из них.
Вот уже и раскол…
Психолог.
Режим обучения ребенка, его каникулы задают ритм семейной жизни.
Вновь приходится определять обязанности, и в перераспределении обязанностей должны принимать участие оба родителя.
Тогда и делить придется на двоих, а это уже меньше, чем на одного.
Разумеется, учебный год привязывает родителей к дому, а это уже предконфликтная ситуация.
И отдых нужно согласовывать с каникулами ребенка, что не всегда получается.
Да и гостей допоздна уже нельзя принимать, и самим задерживаться на поздних вечерних мероприятиях.
А проблемы с работой? Одному из родителей необходимо уделять больше внимания дому, ребенку.
И вот уже карьера и материальный достаток уходит в прошлое.