Понимание переживаний друг друга - ключ к примирению.
Психологические кризисы зрелого брака.
На всем протяжении жизни семья может столкнуться и неизбежно сталкивается с разнообразными проблемами. Эти не решенные задачи и кризисы имеют различную природу и происхождение.
Я бы условно определил их так.
ñ Рождение ребенка.
ñ Поступление ребенка в школу.
ñ Подросток в семье.
ñ Взрослые дети создают семью.
ñ Чья-то болезнь или смерть.
Эти проблемные ситуации, кризисы, требуют от семьи принятия соответствующих решений, но для этого нужно быть осведомленным об их наступлении.
«Кто предупрежден – тот вооружен»
Так рождение ребенка, как первый кризис мы довольно подробно рассмотрели.
Давайте поговорим про другие этапы, сопровождающие супругов по жизни, так называемой зрелой семьи.
Зрелость семьи довольно условное понятие и давать определение не стоит.
Но все же многие психологи пишут, что семья состоялась, когда прожито более 5 лет и появились дети.
Другие вторят о стабильном общественном положении и материальном обеспечении, когда отношения и быт устоялись.
И теперь то в зрелой семье можно заводить детей.
Но я бы выделил на первый план для зрелых семей: высокую самооценку всех ее членов, непосредственное и честное общение между собой.
И не важно, сколько лет они прожили, владеют ли квартирой, имеют ли благополучных детей.
В таких семьях каждый уверен, что его не только выслушают, но и поймут.
Конечно же, никто не застрахован от семейных бурь, но эти бури не сокрушают все на пути, а помогают придти к взаимности.
В такой семье смеются, если смешно, сердятся или плачут, если у них неудача, и главное не скрывают это от родных.
И понимают, что человеческая жизнь и чувства людей гораздо важнее многих таких, кажущихся на первый взгляд, насущных проблем.
Они сохраняют свою автономию и уважают психологическое пространство другого.
И если старшие и наказывают детей, они понимают, что изначально дети не могут быть плохими, они никогда их не унижают.
Ведь ошибки служат для приобретения собственного опыта.
Ребенок пошел в школу.
И так ваш ребенок пошел в школу, радостный и довольный новым статусом.
Взрослая обстановка, новые друзья.
Но вот оказывается, что в школе он самый младший – первоклассник.
Его задевают в коридоре на перемене, да и в классе нужно просидеть 45 минут.
Он с трудом ориентируется в школе, да и учительница не добрая няня из садика.
Так ребенок приобретает первый опыт внесемейных контактов.
Если до этого вся жизнь ребенка проходила главным образом в семье, то с момента поступления в школу ему открывается более широкий мир, состоящий из одноклассников, учителей и других взрослых и детей, проживающих по соседству.
Вновь меняются внешние границы семьи.
Ведь когда ребенок идет в школу, результат воспитательной работы родителей как бы выносится на широкое обозрение.
Для того чтобы период адаптации к школе у ребенка прошел относительно легко, очень важна доброжелательная семейная и бесконфликтная атмосфера с одной стороны, а с другой – достаточная готовность ребенка к школе как физическая, так и психологическая.
А это своеобразный стресс для ребенка.
И как часто в семье возникают противоречия по поводу и без повода, и все вокруг ребенка.
Никогда не жалейте времени на общение с ребенком, друг с другом вы разберетесь потом.
Его надоедливые: «Почему? А нам сказали в школе вот что!»
Это основа вызвать интерес к учебе и научить преодолевать трудности.
Таким образом, формируется любознательность и познавательная активность.
Всегда поддерживайте в вашем ребенке этот интерес.
Поверьте, нет ничего сложнее, чем научить чему-либо школьника, который не хочет учиться, а своим невниманием, не отбиваете ли вы охоту учиться.
По мере того как происходит расширение социального мира детей, они начинают все отчетливее и полнее понимать конфликты и наряженную обстановку в собственных семьях.
Бывая в домах своих друзей, ребенок узнает, что они живут по другим правилам.
И это на первый раз кажется ему и привлекательным и справедливым.
Важная сторона отношений – это эмоциональные контакты, как с детьми, так и между родителями.
Особо необходимо выделить родительскую любовь к ребенку.
Она величайший и незаменимый источник духовного развития ребенка, его эмоций, уверенности в себе.
В атмосфере любви и близости удовлетворяется потребность формирующегося человека в положительных эмоциях.
Общение в атмосфере доверия, забота о нем помогает ребенку преодолеть кризис первых лет в школе.
Семья продолжает оставаться одним из самых важных факторов социализации детей младшего школьного возраста.
Дети усваивают принятые в их семьях жизненные ценности, социальные ожидания и модели поведения.