МЕТОДИКА 2. Экспериментальное изучение организованности класса
Подбирается серия кратковременных заданий, выполнение которых требует организованности классного коллектива. По тому, как учащиеся справляются с заданиями, судят о степени их организованности.
Инструкция: Сейчас в вашем классе будет проведен эксперимент, который покажет организованность класса, то есть то, как на практике вы умеете работать вместе, справляться с возникающими при этом проблемами распределения между собой обязанностей, координации усилий, взаимодействия и подчинения друг другу. Вам будет предложено выполнить несколько экспериментальных заданий.
Учитель может сам подобрать задания.
Приводим пример.
Задание1. "Квадрат"
Инструкция:
а) Нужно сложить квадрат. Для этого нужно разделиться на четыре подгруппы. Каждая подгруппа получит по конверту и должна как можно быстрее собрать квадрат из вложенных в него деталей. Этот квадрат составляет четвертую часть того, который изображен на рисунке 1 (выделенных пунктирными линиями).
б) После того, как задание будет выполнено, выберите в каждой подгруппе одного человека, который должен запом-
нить, как был сложен малый квадрат. Вслед за этим квадрат разбирается, его детали вновь складываются в конверты. Выделенный в группе человек подходит с ним к общему столу.
в) Заключительная часть задания выполняется тогда, когда представители четырех групп соберутся у стола. Она состоит в том, чтобы из имеющихся в их распоряжении деталей собрать один общий, большой квадрат, в соответствии со схемой, показанной на рисунке. Как только это будет сделано, задание 1 считается выполненным.
Задание 2. "Фигура"
В этом задании проверяется способность членов коллектива организованно выполнять довольно сложную умственную работу, требующую хорошего взаимопонимания и четкой координации действий.
Инструкция: Класс получает задачу запомнить и по памяти воспроизвести серию разных по форме и штриховке геометрических фигур, расположенных в определенном порядке. Для этого ученики должны произвольно разбиться на три подгруппы, каждая из которых будет решать часть задачи. Первой подгруппе предстоит запомнить предложенные фигуры (рис. 2), второй - нарисовать их на основе сведений, полученных от первой, а третьей - проконтролировать правильность выполнения рисунка. Необходимое для успешного выполнения задания количество членов в подгруппах и их состав ученики определяют сами после прослушивания задания.
а) Фигуры, изображенные на рисунке 2, будут показаны подгруппе всего на одну минуту. За это время ее участники должны запомнить форму, штриховку и порядок расположения фигур. После запоминания нужно рассказать о фигурах второй группе и отойти в сторону от неё.
б) Вторая подгруппа рисует фигуры на листе бумаги.
в) Третья подгруппа узнает у первой, какие должны быть фигуры и проверяет, правильно ли вторая подгруппа изобразила фигуры по рассказу первой. Если они убедятся в том, что все сделано верно, задание считается выполненным.
Оценка выполненных заданий дается по системе признаков организованности:
1) возникновение в процессе работы органа самоуправления,
координирующего работу всех членов коллектива;
2) четкое распределение обязанностей между членами коллектива;
3) выработка плана совместных действий и руководство им в процессе работы;
4) отсутствие конкуренции между лидерами, конфликтов и противоречий в системе межличностных отношений;
5) строгая дисциплина;
6) отсутствие излишнего напряжения, ненужных, неэкономных действий;
7) высокая деловая активность всех участников;
8) демонстрация единства мнений и действий по существенным вопросам на всех этапах работы.
МЕТОДИКА 3. Изучение настроений в классе с помощью цветописей (методика А. Н. Лутошкина)
Для того, чтобы учителю точнее узнать о том, как себя чувствуют школьники, как формируется и изменяется настроение изо дня в день, он может использовать прием цветописи.
Инструкция: Каждому дается карточка "цветопись", где есть семь цветовых полос. Полоса — условный знак настроения:
красный - восторженное;
оранжевый - радостное, теплое;
желтый - светлое, приятное;
зеленый - спокойное, уравновешенное;
синий - неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый - тревожное, напряженное;
черный - полный упадок, уныние. Есть еще одна полоса - резервная ("трудно сказать"), она бесцветная и используется тогда, когда человек затрудняется ответить. В зависимости от своего состояния ученик делает пометку в левой стороне цветописи, ставит дату. Дата проставляется напротив той цветовой полосы, которая соответствует настроению в данный момент.
Образец цветописи
Мое настроение сегодня | Фамилия, имя | |
К | Восторженное | |
Радостное,теплое | ||
Ж | Светлое, приятное | |
Спокойное, уравновешенное | ||
с | Неудовлетворенное, грустное | |
ф | Тревожное, напряженное | |
г | Упадок, уныние | |
Трудно сказать |
Обработка результатов. Составляется матрица настроений. В таблицу переносятся цветным карандашом данные из индивидуальных цветописей; которые учитель собирал у учащихся. Цветоматрица дает возможность "увидеть" картину настроений изо дня в день (по горизонтали), изучить психологическую атмосферу всего класса в данный момент (по вертикали) и представить себе общую картину психологического климата в течение нескольких дней. (В таблице цветовые символы заменены буквенными обозначениями). Цветоматрииа
№ п/п | Фамилия, имя | Числа месяца | |||
1. | Иванова Светлана | С | |||
Сергеева Нина | Ж | С | ж |
Анализируя цветоматрицу, учитель может обратить внимание, как эмоционально откликаются учащиеся класса на ту или иную ситуацию: конкурс, олимпиаду, экскурсию, учебный день. Взглянув на
цветоматрицу, можно выяснить, оставило ли событие след в переживаниях того или иного ученика. Можно также определить, существует ли единство в переживаниях коллектива в значимой ситуации. Если появится необходимость сравнивать между собой психологическую атмосферу в различные дни, то можно использовать числовые выражения настроений:
красный цвет - +3, | оранжевый - +2, |
желтый-+1, | зеленый - 0, |
синий- -1, | фиолетовый - -2, |
черный--3. |