Психолого-педагогическое изучение ученического коллектива

Психология отдельного человека как личности существенно за­висит от социальной среды. Непосредственно проводником влияния общества на индивида является малая группа. Это объединение людей (от 3 до 30 человек), занятых общим делом и общающихся между со­бой. Примером малой группы, наиболее значимой для учащегося, яв­ляется школьный класс. Все малые группы можно разделить на высо­коразвитые и слаборазвитые. Высокоразвитые группы характеризуют­ся психологической общностью, наличием деловых и личных взаимо­отношений, эффективной совместной работой. Коллектив - это высо-

коразвитая малая группа. Средние и слаборазвитые в социально-психологическом отношении коллективы (их большинство) влияют на отдельную личность и положительно, и отрицательно. Когда уровень социально-психологического развития коллектива ниже уровня разви­тия конкретной личности, то он может подавлять личность, препятст­вовать её развитию, проявляет по отношению к человеку агрессию, за­висть, отвержение. Если в таком конфликте побеждает передовая, прогрессивная цель, выдвинутая отдельным человеком или немноги­ми людьми, то выигрывает весь коллектив, он поднимается на новую, более высокую ступень развития. Если же побеждают устаревшие це­ли, то наоборот, это грозит вырождению коллектива, приближает его к корпорации. В последнее время много писалось о том, что коллек­тив развивает социально-типичные свойства человека, делает людей похожими друг на друга и мало влияет на развитие индивидуально­сти. Однако успех любой коллективной общественно-значимой дея­тельности определяется не только типичными профессионально важ­ными качествами, например, дисциплинированностью, положитель­ным отношением к учебе, исполнительностью, но и индивидуальными свойствами личности. Коллективная деятельность зависит от инициа­тивности, самостоятельности, творчества его членов, проявления ими индивидуальности характера.

Для воспитания индивидуальности в коллективе существенно соотношение положительных и отрицательных оценок. При частом применении поощрения формируется самостоятельность, инициатив­ность, индивидуальность. Однако, одобрение может вызвать и стрем­ление в любой ситуации действовать согласно тому образцу, который был одобрен в определенных условиях. Социальная оценка должна

быть обоснована, достаточно осознана индивидом, приняты им нрав­ственные нормы, которые определили оценку. Отношение человека к социальной оценке зависит и от того, как он относится к данному кол­лективу, степени его референтности, компетентности. Следовательно, воспитание индивидуальности в коллективе определяется не только воздействием коллектива на учащегося, но и их активным взаимодей­ствием.

Предлагаем несколько методик для диагностики организованно­сти и психологического климата коллектива, а также советы клас­сному руководителю по улучшению этих качеств коллектива.

Примерная программа изучения класса как коллектива

1. Общие сведения о классе.

Состав класса по возрасту, полу. История класса и его традиции. Общая характеристика успеваемости и учебной дисциплины. Соци­альное положение родителей, уровень образования, профессия. Сколько детей из неполных семей.

2 Учебная деятельность класса.

Уровень общего развития учащихся, широта интересов, круго­зора. Характеристика профессиональных интересов, любимые уроки класса. Требования к учебной деятельности со стороны учителей и учащихся. Отрицательные и положительные проявления взаимодей­ствия и взаимопомощи в учебной работе. Преобладающие мотивы

обучения. Какова общая интеллектуальная атмосфера в классе.

3. Организационная структура класса.

а) Краткая характеристика выборного актива класса и его дея­тельности. В какой мере официальный актив выполняет свои обязан­ности; как распределяет функции и обеспечивает взаимодействие

учащихся класса в различных условиях. Уровень организаторских способностей выборных активистов.

б) Неофициальные лидеры класса и их отношения с официаль­ными. Краткая характеристика неформальных лидеров класса. Где и в каком виде деятельности проявляется наибольшая активность этих учащихся.

в) Наличие и краткая характеристика наиболее пассивных уча­щихся, причины их пассивности.

г) Взаимоотношения малых групп в классе.

4. Эмоциональное единство, психологический климат класса. Какой тон настроя является преобладающим в классе; есть ли доброжелательность, симпатия, внимательность и чуткость друг к другу; как переживают успехи и неудачи всего класса; нравится ли учащимся бывать вместе и насколько эти стремления осуществляют­ся; самочувствие каждого в классе. Какие выводы можно сделать об эмоциональной атмосфере в классе.

5. Подготовленность класса к разным видам деятельности. В каких видах совместной деятельности участвует класс; есть ли опыт совместной деятельности; её результативность; уровень зна­ний, навыков в различных видах групповой деятельности (учебной, трудовой, спортивно-туристической, игровой, культурно- массовой и других). Как реагируют в классе на трудности и неудачи в различных видах групповой деятельности.

б. Педагогическое руководство классом как коллективом. Влияние личности классного руководителя, учителей и других взрослых на коллектив; стиль педагогического руководства; авторитет

среди учащихся. Осуществление индивидуального подхода к учащим­ся.

Общий вывод: уровень развития класса как коллектива и основ­ные задачи и пути формирования коллектива класса.

Наши рекомендации