Психолого-педагогическое изучение ученического коллектива
Психология отдельного человека как личности существенно зависит от социальной среды. Непосредственно проводником влияния общества на индивида является малая группа. Это объединение людей (от 3 до 30 человек), занятых общим делом и общающихся между собой. Примером малой группы, наиболее значимой для учащегося, является школьный класс. Все малые группы можно разделить на высокоразвитые и слаборазвитые. Высокоразвитые группы характеризуются психологической общностью, наличием деловых и личных взаимоотношений, эффективной совместной работой. Коллектив - это высо-
коразвитая малая группа. Средние и слаборазвитые в социально-психологическом отношении коллективы (их большинство) влияют на отдельную личность и положительно, и отрицательно. Когда уровень социально-психологического развития коллектива ниже уровня развития конкретной личности, то он может подавлять личность, препятствовать её развитию, проявляет по отношению к человеку агрессию, зависть, отвержение. Если в таком конфликте побеждает передовая, прогрессивная цель, выдвинутая отдельным человеком или немногими людьми, то выигрывает весь коллектив, он поднимается на новую, более высокую ступень развития. Если же побеждают устаревшие цели, то наоборот, это грозит вырождению коллектива, приближает его к корпорации. В последнее время много писалось о том, что коллектив развивает социально-типичные свойства человека, делает людей похожими друг на друга и мало влияет на развитие индивидуальности. Однако успех любой коллективной общественно-значимой деятельности определяется не только типичными профессионально важными качествами, например, дисциплинированностью, положительным отношением к учебе, исполнительностью, но и индивидуальными свойствами личности. Коллективная деятельность зависит от инициативности, самостоятельности, творчества его членов, проявления ими индивидуальности характера.
Для воспитания индивидуальности в коллективе существенно соотношение положительных и отрицательных оценок. При частом применении поощрения формируется самостоятельность, инициативность, индивидуальность. Однако, одобрение может вызвать и стремление в любой ситуации действовать согласно тому образцу, который был одобрен в определенных условиях. Социальная оценка должна
быть обоснована, достаточно осознана индивидом, приняты им нравственные нормы, которые определили оценку. Отношение человека к социальной оценке зависит и от того, как он относится к данному коллективу, степени его референтности, компетентности. Следовательно, воспитание индивидуальности в коллективе определяется не только воздействием коллектива на учащегося, но и их активным взаимодействием.
Предлагаем несколько методик для диагностики организованности и психологического климата коллектива, а также советы классному руководителю по улучшению этих качеств коллектива.
Примерная программа изучения класса как коллектива
1. Общие сведения о классе.
Состав класса по возрасту, полу. История класса и его традиции. Общая характеристика успеваемости и учебной дисциплины. Социальное положение родителей, уровень образования, профессия. Сколько детей из неполных семей.
2 Учебная деятельность класса.
Уровень общего развития учащихся, широта интересов, кругозора. Характеристика профессиональных интересов, любимые уроки класса. Требования к учебной деятельности со стороны учителей и учащихся. Отрицательные и положительные проявления взаимодействия и взаимопомощи в учебной работе. Преобладающие мотивы
обучения. Какова общая интеллектуальная атмосфера в классе.
3. Организационная структура класса.
а) Краткая характеристика выборного актива класса и его деятельности. В какой мере официальный актив выполняет свои обязанности; как распределяет функции и обеспечивает взаимодействие
учащихся класса в различных условиях. Уровень организаторских способностей выборных активистов.
б) Неофициальные лидеры класса и их отношения с официальными. Краткая характеристика неформальных лидеров класса. Где и в каком виде деятельности проявляется наибольшая активность этих учащихся.
в) Наличие и краткая характеристика наиболее пассивных учащихся, причины их пассивности.
г) Взаимоотношения малых групп в классе.
4. Эмоциональное единство, психологический климат класса. Какой тон настроя является преобладающим в классе; есть ли доброжелательность, симпатия, внимательность и чуткость друг к другу; как переживают успехи и неудачи всего класса; нравится ли учащимся бывать вместе и насколько эти стремления осуществляются; самочувствие каждого в классе. Какие выводы можно сделать об эмоциональной атмосфере в классе.
5. Подготовленность класса к разным видам деятельности. В каких видах совместной деятельности участвует класс; есть ли опыт совместной деятельности; её результативность; уровень знаний, навыков в различных видах групповой деятельности (учебной, трудовой, спортивно-туристической, игровой, культурно- массовой и других). Как реагируют в классе на трудности и неудачи в различных видах групповой деятельности.
б. Педагогическое руководство классом как коллективом. Влияние личности классного руководителя, учителей и других взрослых на коллектив; стиль педагогического руководства; авторитет
среди учащихся. Осуществление индивидуального подхода к учащимся.
Общий вывод: уровень развития класса как коллектива и основные задачи и пути формирования коллектива класса.