Сексуальность и сексуальные проблемы

В предыдущей главе рассматривались различные проблемы любви и брака.Теперь мы перейдем к более частной проблеме - сексуальности и ее отношению креальным и вымышленным недугам. Как мы уже убедились, большинство людей неготово к проблемам любви и совместной жизни еще в большей степени, чем ковсем остальным проблемам. Но особенно справедлив этот вывод в отношениивсего, что касается секса. Вопрос сексуальности окружен необыкновеннымколичеством предрассудков. Самый распространенный из них заключается в вере во врожденныекачества: в то, что человек наследует определенный уровень сексуальности, итакое положение вещей невозможно изменить. Известно, что вопросынаследственности с готовностью используются в качестве оправданий, и что этиоправдания препятствуют изменениям. Поэтому для начала стоит прояснитьнекоторые мнения по этому поводу, выдвигающиеся в качестве научных. Все этимнения воспринимаются слишком серьезно простыми людьми, которые не понимают,что их авторы предлагают только результаты и не рассматривают степеньвозможного торможения или искусственного стимулирования сексуальногоинстинкта, которыми эти результаты определяются.

Обучение в раннем возрасте

Наличие сексуальности можно обнаружить в очень раннем возрасте. Все,кто ухаживают за младенцем и внимательно за ним наблюдают, могут увидетьнекоторые сексуальные возбуждения и сексуальные движения уже в первые днижизни новорожденного. Однако эти проявления сексуальности зависят отокружения в гораздо большей степени, чем можно было бы ожидать. Когдаребенок начинает вести себя таким образом, родители находят способы отвлечьего, но при этом средства, к которым они прибегают, не всегда подходяще дляданной ситуации. Когда в функционировании данной системы ребенка появляются какие-либоотклонения, его желание сексуальных проявлений усилится. Как мы ужеуказывали, подобная закономерность свойственна всем органам тела; половыеорганы в данном случае не являются исключением. Но и здесь возможноправильное воспитание ребенка, особенно, если его начать рано. В целом, стоит отметить, что определенная степень сексуальности вдетстве -- это вполне нормальное явление, поэтому не следует пугатьсянекоторых сексуальных движений ребенка. А так как целью одного пола в концеконцов является соединение с другим, нашей тактикой должно статьвнимательное ожидание. При этом необходимо следить, чтобы сексуальныепроявления не приняли неверную форму. Существует определенная тенденция сводить к врожденным недостаткам то,что на самом деле является результатом самостоятельного научения в детстве.Иногда даже к самим действиям такого рода относятся как к врожденномукачеству. Если случается так, что ребенка тот же пол привлекает более, чемпротивоположный, это считается врожденным расстройством. Но мы знаем, чтоэто расстройство день ото дня развивалось самим же ребенком. Иногда уребенка или взрослого проявляются черты извращения, и опять многие считаютэто врожденным. Однако, если это так, почему человек учится этомуизвращению? Почему он мечтает и проигрывает свои действия? К определенному возрасту некоторые прекращают такое обучение, и этоможно объяснить с точки зрения индивидуальной психологии. Например,существуют люди, боящиеся поражения. Они страдают от комплексанеполноценности и могут столь активно обучаться преодолевать его, чторезультатом будет комплекс превосходства, выражающийся в преувеличеннойсексуальности. Такой человек может быть очень сексуально развит. Подобные склонности могут особо поощряться окружением. Общеизвестно,что книги, картины, фильмы и определенного типа взаимодействия имеюттенденцию преувеличивать значимость сексуального влечения. Можно сказать,что в наше время все стремится развить повышенный интерес человека к сексу.И для того, чтобы понять, что сейчас атрибутам сексуальной жизни придаетсянеоправданно большое значение, необходимо надлежащим образом оценитьважность этого органического влечения и той роли, которую оно играет влюбви, браке и продолжении человеческого рода. Чрезмерность сексуальных склонностей берет начало в реакциях родителей,присматривающих за детьми. Слишком часто мать обращает повышенное вниманиена первые сексуальные движения детей, заставляя, таким образом, переоценитьих важность. Испугавшись сексуальных проявлений, она начинает постояннообъяснять ребенку все, что связано с данным предметом, постоянноконтролировать и наказывать его. А так как известно, что многим детямнравится быть в центре внимания, часто они прибегают к помощи вредныхпривычек именно потому, что в виде упреков легче удержать внимание матери. Вотношениях с ребенком гораздо важнее не переоценивать проблему, а посмотретьна нее, как на обычные трудности. Если не показать детям свое потрясениеситуацией, можно гораздо легче преодолеть возникшие в ней сложности. Подчас традиции, существующие в окружении ребенка, прививают емуопределенный тип поведения. Например, мать может быть не просто оченьпривязана к своему любимцу, но выражать свою привязанность в поцелуях,объятиях и тому подобных проявлениях. Их не должно быть много, хотянекоторые матери признаются, что не в состоянии противостоять желанию этоделать. Тем не менее, подобные действия не могут быть названы примеромматеринской любви, так как не идут во благо ребенку. Сексуальное развитиеизбалованных детей редко бывает благополучным.

Зависимость от стиля жизни





В связи с обсуждаемой нами темой стоит упомянуть что многие врачи ифизиологи верят, что сексуальное paзвитие является основой развития разума,психики и все физических проявлений. С точки зрения автора это неверно, таккак он считает, что все формы и развитие сексуальности зависят от развитияличности - от стиля жизни и прототипа. К примеру, если мы знаем, что один ребенок определенным образомпроявляет свою сексуальность, а друтой - ее подавляет, мы можем догадаться,что произойдет с каждым из них во взрослой жизни. Если нам известно, чторебенок всегда стремится быть центром внимания, стремится к превосходству,понятно, что свою сексуальность он разовьет так, чтобы с ее помощьюдостигать этих целей. Многие верят, что проявляя свой сексуальный инстинкт полигамно, онивыражают свое превосходство и власть. поэтому их сексуальные связимногочисленны. Тем не менее, можно заметить, что они намереннопреувеличивают свои сексуальные желания и установки по психологическимпричинам: так они чувствуют себя победителями. Однако, конечно же, это -иллюзия, которая служит в качестве компенсации комплекса неполноценности. Именно комплекс неполноценности является корнем сексуальных отклонений.Человек, страдающий им, всегда в поиске самого легкого выхода из своейжизненной ситуации. Иногда таким выходом может стать исключение из жизнибольшей части реальности и преувеличение ее сексуальной сферы. Часто можно обнаружить эту тенденцию у детей, в основном среди тех. ктохочет быть объектом внимания других. Они добиваются этого, создаваятрудности и становясь проблемой для своих родителей и учителей, так что ихстремления и активность становятся все более и более бесполезными всоциальном отношении. В дальнейшей жизни они могут привлекать вниманиедругих, используя для этого свои склонности, и таким образом демонстрироватьсвою исключительность и превосходство. Такие дети не в состоянии отличитьсвои сексуальные влечения от желаний превосходить и побеждать. Иногда,исключая из своей жизни часть ее возможностей и проблем, они исключают все,что связано с противоположным полом и становятся гомосексуалистами. Тотфакт, что у людей с сексуальными извращениями значение сексуальностипреувеличено, достаточно показателен. С тем, чтобы предотвратить любоестолкновение с проблемами нормальной сексуальной жизни, они преувеличиваютдаже свою извращенность. Эти явления можно понять только понимая стиль жизни. В данном случаеречь идет о людях, желающих, чтобы им уделяли гораздо больше внимания, нопри этом чувствующих себя неспособными заинтересовать противоположенный полдля удовлетворения этого желания. По отношению к лицам противоположного полаони чувствуют свою неполноценность, которая своими корнями, возможно, уходитв детство. Например, если они находили, что поведение девочек их окружения иматери более привлекательно, чем их собственное, у них могло возникнутьощущение бессилия когда-либо заинтересовать женщину. Они могут таквосхищаться противоположным полом, что это заставит их подражать егопредставителям. И тогда мы можем увидеть юношу, который выглядит какдевушка, наоборот. История мужчины, который обвинялся в садизме жестоких действиях поотношению к детям, может послужить хорошей иллюстрацией того, какформируются обсуждаемые нами склонности. Исследуя его детство, мы узнали,что у него была властная подавляющая мать, которая постоянно егокритиковала. Несмотря на это, в школ он был хорошим и способным учеником.Однако мать никогда не была удовлетворена его успехами. По этой причине всюсвою любовь и теплые чувства мальчик перенес на своего отца, к которому былчрезвычайно привязан, исключив мать из сферы своих близких отношений. Можно понять, как у такого ребенка сформировалась идея о том, чтоженщины строги и сверхкритичны, что отношения с ними не приносят никакогоудовольствия и вступать в такие отношения можно только в случае крайнейнужды. Таким образом, он вообще исключил из свое жизни противоположный пол.Кроме того, наш герой принадлежал к типу людей, которые чувствуютсексуальное возбуждение, когда испытывают страх. Люди этого типа постояннострадают от тревожности и это побуждает их искать ситуации, в которых им небыло бы страшно. В дальнейшей жизни ему может нравиться наказывать илипричинять себе боль, либо смотреть на мучения ребенка, или даже представлятьсебя либо другого в мучениях. А так как он принадлежит к описанному типу,при этом он будет испытывать сексуальное возбуждение и удовлетворение. Данный случай показывает, какими могут быть результаты неправильногообучения. Мужчина, о котором мы говорим, никогда не понимал взаимосвязисвоих привычек и склонностей, а если что-то и понял, то слишком поздно.Переучить человека в возрасте двадцати пяти - тридцати лет -- задачачрезвычайно трудная. Наиболее подходящее время для этого -- раннее детство.

Другие факторы

Однако в детстве эта проблема усложнена взаимоотношениями с родителями.Интересно наблюдать, как в случае психологического конфликта ребенка сродителями результатом являются неверные сексуальные представления илипагубный сексуальный опыт. Грудной ребенок, особенно в подростковомвозрасте, может совершить сексуальный поступок с сознательным намерениемпричинить боль своим родителям. Часто такие юноши или девушки вступают всексуальную связь сразу же после ссоры с ними Дети нередко прибегают кподобным средствам мести, особенно, если знают, что их родители особочувствительны в этом вопросе. Единственный способ, который может помочь избежать применения этойтактики -- сделать ребенка ответственным за себя и свое поведение, дать емупонять, что в этой сфере лежат не только интересы его родителей, но и егособственные. Кроме влияния детского окружения, которое затем отражается в стилежизни, на сексуальность также воздействуют политические и экономическиеусловия страны. После русско-японской войны и перипетий первой революции вРоссии, когда люди потеряли надежду и уверенность, зародилось большоесексуальное движение, называемое "санинизм", в которое вовлекались каквзрослые, так и подростки. Характерно, что именно во времена революций ивойн, когда царит настроение бессмысленности жизни, сексуальности придаетсячрезмерное значение. Любопытно отметить, что использование секса в качестве средствапсихологической разгрузки хорошо известно в полиции. По крайней мере вЕвропе, после свершения преступления, чаще всего полиция ищет виновника впубличных домах. Она находит там убийц и других преступников, так как послесовершения преступления те чувствуют перенапряжение и ищут облегчения. Онихотят еще раз убедиться в собственной силе, доказывая себе, что ониисключительно сильные натуры, а не потерянные души.

Социальный выход

Известный француз заметил, что человек -- животное, которое ест, небудучи голодным, пьет, не испытывая жажды, и постоянно вступает всексуальные отношения. Действительно, потворствование сексуальному инстинктусродни потворствованию неумеренным аппетитам. А когда какие-то аппетитынеумеренны и какие-то интересы преувеличены, гармония жизни нарушается.Психологические анналы полны случаев историй болезней людей, развивших своиаппетиты или интересы до такой степени, что они приобрели характеркомпульсивности. В этой связи можно привести распространенный случай скряги,преувеличивающего важность денег. Преувеличивать можно также важностьчистоты, и во главу своей деятельности ставить стирку, посвящая этомузанятию день и половину ночи. Кроме того, существуют люди, придающиеогромное значение еде. Они целыми днями что-то жуют, интересуются толькоедой и ни о чем, кроме этого, не говорят. Случаи преувеличения значения сексуальности имеют ту же самую природу.Их результатом является нарушение гармонии всей жизни человека и в концеконцов лишение ее всякого смысла. Надлежащее обучение в сексуальной сфере помогает обрести опытиспользования сексуальных влечений для полезных целей, приведя их в гармониюсо всей жизнедеятельностью человека. И если цель жизни избрана верно, ниодно из проявлений, в том числе и сексуальность, не становится чрезмерным. С другой стороны, обязанность контролировать и приводить в соответствиевсе интересы и аппетиты может заключать в себе опасность полного ихподавления. Подобно тому, как в вопросах еды, постоянное следованиеизнуряющим диетам вредно и для тела и для разума, жесткие ограничения ввопросах секса также нежелательны. Из всего сказанного хотелось бы заключить, что при благополучном стилежизни сексуальность найдет естественную и правильную форму выражения. Это незначит, конечно, что только благодаря свободному сексуальному самопроявлениюможно преодолеть невроз, являющийся результатом нарушений стиля жизни. Стольпропагандируемое в настоящее время верование, что вытесненное либидоявляется причиной неврозов -- ошибочно именно потому, что существует другойподход к этой проблеме невротическая личность не в состоянии найтиподходящий способ сексуального самопроявления. Можно встретить людей, которые, последовав советам свободнеесамопроявляться в сексуальной сфере, почувствовали себя еще более погрязшимив своих проблемах. Причина, по которой все произошло именно таким образом,заключается в том, что они потерпели поражение в сексуальной жизни, не имеяполезной значимой цели, наличие которой является единственным условием,способным изменить невротическое состояние. Само по себе проявлениесексуального инстинкта ничего не решает, так как невроз -- это недуграсстройства того, что мы назвали "стилем жизни", и излечить его можнотолько обратившись к последнему. Все эти вещи столь очевидны для представителя индивидуальнойпсихологии, что он, ни минуты не колеблясь, назовет счастливый брак вкачестве средства разрешения всех сексуальных проблем. Невротик вряд либудет рад прибегнуть к такому решению по причине своей трусости инеготовности к жизни в обществе Подобным же образов люди, преувеличивающиеважность сексуальности, говорят о полигамии, групповых и прочихнетрадиционных вариантах брака с тем, чтобы избежать социального решениясексуальных проблем. Им недостает терпения подойти к проблеме социальногоприспособления, основываясь на принципе взаимного интереса мужа и жены,поэтому они мечтают найти какую-нибудь новую формулу бегства из этойситуации. Однако часто самый трудный путь является самым прямым.

Заключение

Настало время подвести итоги нашего исследования. Не испытывая нималейшего колебания, мы говорим о том, что метод индивидуальной психологииначинается и заканчивается комплексом неполноценности. Как мы убедились, неполноценность лежит в основе человеческихстремлений и успехов. С другой стороны, ощущение неполноценности -- причинамногих проблем и плохой адаптации в обществе. В результате отсутствия учеловека надлежащей и конкретной цели превосходства появляется комплекснеполноценности. Он приводит к желанию бегства от жизни, который выражаетсяв комплексе превосходства, являющимся ни чем иным, как бесполезной ибессмысленной жизнедеятельностью, предлагающей удовлетворение ложными ииллюзорными успехами. Вот что представляет собой динамика человеческой жизни. Если быть болееконкретными, известно, что ошибки в функционировании психики гораздо болеепагубны Для человека, чем ошибки в функционировании любых Других органов исистем Мы знаем также, что жизненный стиль кристаллизуется в склонностях,формирующихся в Детстве: с формированием прототипа, которое происходит ввозрасте четырех -- пяти лет. Таким образом, вся наша Психическая жизньреализует то, что было заложено в Детстве. Что касается воспитания ребенка, то его основной целью, как мыпоказали, должно стать развитие чувста общности, на основе которого затемкристаллизуются здоровые и полезные цели жизни. Только обучая детей жизни всогласии с социальными нормами, можно достичь того, что являющеесяуниверсальным ощущение неполноценности становится на службу здоровогоразвития личности и не превращается в комплекс неполноценности илипревосходства. Социальное приспособление подобно обратной стороне медали проблемынеполноценности. Именно потому, что отдельный человек неполноценен и слаб,мы обнаруживаем тот факт, что человеческие существа живут сообща. Такимобразом, чувство общности и социальное сотрудничество являются спасениемчеловека. 1 В оригинале social interest, что является одним из вариантов переводана английский язык немецкого термина Gemeingefuhl (см Предисловие) --"чувство общности"

Наши рекомендации