Предотвращение и исправление ошибок
Как мы уже неоднократно повторяли, в основе всех жизненных проблемлежат проблемы социальные. Мы видели, что они проявляются в детском саду, вшколе, дружбе, в политике, в экономической жизни и так далее Совершенноочевидно также, что все наши способности социально обусловлены ипредназначены для использования в общественной жизни. Мы знаем, что отсутствие социальной адаптации проявляется уже впрототипе. И наша задача заключается том, как исправить этот недостаток,пока это еще не слишком поздно. Если бы родители были обучены не толькотому, как не допускать серьезных ошибок в воспитании, но и тому, какдиагностировать проявления небольших ошибок в прототипе и исправлять их, этобы очень повлияло на улучшение положения дел в данном вопросе. Но реальностьтакова, что многого в этом добиться невозможно. Довольно редко родителисклонны учиться и признавать ошибки. В основном, вопросы психологии ивоспитания не представляют для них интереса. Они предпочитают баловатьдетей, и в тех, кто не считает их крошек совершенными сокровищами, видятличных врагов. Некоторых же родителей дети вовсе не интересуют. Так что с ихпомощью может быть исправлено немногое. Кроме того, невозможно дать имглубокое понимание проблем в короткий срок. Таким образом, гораздо болееэффективным представляется обратиться к врачу или психологу. Кроме индивидуальной работы врача или психолога, которая дает наилучшиерезультаты, кое-что в этом вопросе может быть достигнуто благодаря школе иобразованию Ошибки в прототипе зачастую не проявляются до тех пор, покаребенок не пойдет в школу. Учитель, знакомый с методами индивидуальнойпсихологии, может довольно быстро заметить эти упущения: ему нетрудноопределить, имеется ли у ребенка склонность к сотрудничеству или же онстремится любой ценой стать центром внимания, кому из детей недостаетсмелости, а у кого ее с избытком. Опытный учитель способен понять ошибкипрототипа уже в первую неделю пребывания ребенка в школе. Учитель, по самой природе своей социальной функции, гораздо болеепродуктивен в исправлении ошибок детей. Человечество стало организовыватьшколы именно потому, что семья была не способна воспитывать детейсоответственно социальным запросам жизни. В каком-то смысле школа -- этопродолжение семьи, и именно там в большой степени формируется характерребенка, и он учится иметь дело с проблемами жизни. Все это говорит о необходимости оснащения учителей новейшимидостижениями психологии, что могло бы способствовать большей продуктивностиих труда. В будущем школы наверняка возьмут на вооружение методыиндивидуальной психологии, так как истинная их цель -- формированиехарактера.
Мы видели, что социальная неприспособленность есть следствие чувстванеполноценности и стремления к превосходству. Термины "комплекснеполноценности" и "комплекс превосходства" выражают факт уже закрепившейсяплохой социальной адаптации. Эти комплексы не находятся в плазме зародышаили человеческой крови: они появляются в процессе взаимодействия индивида сего окружением. Почему же они есть не у всех? Каждому присуще чувствонеполноценности и стремление к успеху и превосходству, которые являютсяфундаментом всей психической жизни человека. Причина, по которой комплексыесть не у всех, заключается в том, что у части людей чувства неполноценностии превосходства становятся движущей силой общественно-полезной деятельности,так как к ним подключается присущее этим людям чувство общности, смелость илогика здравого смысла.
Наилучшим образом все эти положения иллюстрируют поведение преступника,которое в действительности представляет собой проявление комплексанеполноценности par excellence*. Трусость и глупость преступникавзаимосвязаны как две части одной тенденции. Так же обстоит дело и с пьянством. Акоголики ищут облегчения своихпроблем и малодушно удовлетворяются, находя его в никчемном и даже пагубномповедении. Образ мыслей этих людей резко расходится со здравым смыслом,свойственным установкам нормальных людей. Преступники, например, всегдавинят других и при этом держат оправдания для себя. Они рассуждают онеприбыльности труда, о жестокости общества, которое их оттолкнуло,рассказывают о каких-то внутренних приказаах, которым невозможнопротивостоять. Во время приговора они всегда находят оправдания, подобноубийце детей Хикману, который сказал: "Меня вел приказ свыше". Другой убийцаговорил после приговора: "Что толку было в этом мальчишке, которого я убил?Есть миллионы других!" Некоторые же "философы" даже заявляют, что нет ничегоплохого в убийстве богатой старушки, когда так много дельных людей голодает. Нас потрясает болезненная логика подобных аргументов. Все мировоззрениеэтих людей обусловлено их совершенно бессмысленными целями, выбор которыхзависит от недостатка смелости. Их жизнь нуждается в постоянном оправдании,тогда как общественно полезная цель обходится без слов и не нуждается ни вкаких объяснения своих преимуществ. Давайте на примере нескольких клинических случае посмотрим, какустановки и цели, бывшие социальными превращаются в антисоциальные. Начнемсо случая девочки четырнадцати лет из честной добропорядочной семьи. Семьюсодержал отец, который тяжело работал, пока болезнь не приковала его кпостели. Ее мать, всеми уважаемая женщина, посвятила себя заботе о своихшестерых детях. Первая дочь, которая умерла в возрасте двенадцати лет, былазамечательно талантливым ребенком. Вторая девочка поначалу тоже многоболела, но затем выздоровела и благодаря своему хорошему положению вобществе поддерживала семью. Затем родилась героиня нашей истории. Онаотличалась завидным здоровьем и ее родители, которые вечно были занятыбольными детьми, не уделяли ей времени. Существовал еще младший брат, укоторого также талантливость сочеталась с болезненностью. В результате Анна,назовем нашу героиню так, оказалась в окружении детей, которые были болеелюбимы и опекаемы, чем она, и в конце концов ощущение того, что еюпренебрегают, привело к чувству неполноценности. В школе, однако, дела у Анны шли хорошо, она была лучшей ученицей.Учитывая ее прилежание в учебе, учительница порекомендовала ей продолжитьобразование и уже в тринадцать с половиной лет она перешла в высшую школу*.Здесь она встретилась с новым учителем, которому не понравилась. Возможно, вначале ее успехи были не блестящи, но как бы там ни было, безсоответствующих поощрений и доброжелательного внимания ее дела пошли хуже.До тех пор, пока первая учительница ценила ее, она не была проблемнымребенком: у нее была хорошая репутация как среди учителей, так и средисоучеников. Однако, глядя на ее дружбу, можно было заметить негативныетенденции ее характера: она постоянно критиковала своих друзей и все времяпыталась играть первую роль в их обществе. Она стремилась находиться вцентре внимания, любила лесть я не признавала критики. Целью Анны было добиться признания, всеобщей любви и заботы. Онаобнаружила, что это было возможно только в школе. Однако в новой школе онастолкнулась с препятствиями. Учителя часто упрекали ее в том, что она неготовится к занятиям, за ней закрепилась плохая репутация, так что в концеконцов она стала прогуливать школу, иногда не появляясь в ней несколько днейподряд. Дела шли все хуже и хуже, и однажды было предложено исключить ее изшколы. Следует заметить, что исключение из школы не помогает решить ни однупроблему. Оно является признанием школы и учителя в своем бессилии. Но еслиэто так, почему бы им не обратиться за помощью к тем, кто, возможно, всостоянии что-то сделать в подобных ситуациях? Возможно, после разговора сродителями Анны можно было бы прийти к договоренности попробовать другуюшколу. Возможно, нужен был другой учитель, понимающий Анну лучше. Норассуждения ее учительницы были приблизительно следующие: "Если ребенокпрогуливает и отстает в учебе, он должен быть исключен!" Подобноерассуждение -- демонстрация частной логики, а не логики здравого смысла,которая особенно необходима учителям. Можно догадаться, что произошло впоследствии. Девушка потеряла своюпоследнюю связь с жизнью и почувствовала, что потерпела поражение во всем.Изгнание из школы убило то небольшое уважение, которым она пользоваласьдома. Тогда она убежала и из дома. Она исчезла на несколько дней и ночей, ифиналом ее странствий стала любовная связь с каким-то солдатом. Действия Анны довольно прозрачны для понимания. Ее целью было получитьпризнание, и какое-то время она добивалась его и действовала вполне разумно.Но после того, как неудачи посыпались на нее одна за другой, она попыталасьдобиться его любой ценой. Вначале солдат ценил и любил ее. Однако позжесемья получила письмо о том, что она беременна и хочет отравиться. Написать подобное письмо своим родителям вполне соответствовалохарактеру Анны. Ее поступки были проникнуты ожиданием признания, это иопределяло ее действия. Она знала, что мать в отчаянии и поэтому не будетупрекать ее и что семья будет очень рада обрести ее вновь. В лечении случаев такого типа чрезвычайно важно умение поставить себяна место пациента с установкой эмпатии, в данном случае, идентифицироватьсебя с человеком, который жаждет признания и движется вперед к этой цели.Нужно спросить себя: "Что бы я делал в этой ситуации?" При этом необходимопринять во внимание пол и возраст. Очень важно ободрить такого человека,поддерживая его конструктивные, полезные действия. В конкретном случае,рассматриваемом нами, нужно постараться подвести разговор к моменту, когдабы Анна сказала: "Может быть. мне следует поменять школу, но я не конченныйчеловек. Может быть, я недостаточно занималась. Может быть, я неверно смотрюна вещи. Может быть, в моем поведении в школе было слишком много частнойлогики и я не понимала учителя!" Очень важно ободрить человека и придать емусмелости, и тогда он научится действовать с пользой для себя и окружающих.Именно недостаток смелости вместе с комплексом неполноценности разрушаютличность. Давайте поставим другого человека на место этой девушки. Например,довольно распространен случай, когда мальчик ее возраста, потерявуверенность в себе в школе, втягивается в какую-нибудь банду, становитсяпреступником. Это поведение легко объяснить. Если во время учебы в школечувство уверенности в себе и надежды покидает мальчика, он начинаетопаздывать, подделывать подписи, не выполнять домашнее задание, и искатьлюбые предлоги, чтоб только не идти в школу. Здесь-то и находятся дружки,которые, возможно, уже прошли этот путь ранее. Он совершенно теряет интереск школе, все больше развивая частное мышление. Комплекс неполноценности часто связан с мыслью, что у человека неткаких-то особых способностей. С точки зрения индивидуальной психологиимнение, что одни люди одарены, а другие нет -- ошибочно, а признакомкомплекса неполноценности является то, что мальчик или девочка попростуразочаровываются в аксиоме "Каждый может добиться всего, чего он хочет" ичувствуют себя неспособными достичь своей цели в деятельности, которая былабы полезной с точки зрения общества. Одной из составляющих комплекса неполноценности является также вера воврожденные качества. Если бы это было правдой и успех полностью зависел отврожденных способностей, психологу просто нечего было бы делать. На самом жеделе, однако, успех зависит от смелости, и задачей психолога являетсяпревратить отчаяние в надежду вместе с которой приходит энергия длявыполнения конструктивной работы. Иногда из-за чувства отчаяния исключенный из школы шестнадцатилетнийюноша может совершить самоубийство. Самоубийство -- это разновидность местии в то же время обвинение обществу. Это юношеский способ самоутверждения наоснове логики частного миропонимания, но не здравого смысла. Все, чтонеобходимо сделать в данной ситуации психологу, это завоевать доверие юношии вдохновить его на конструктивные действия в полезном русле. Можно привести множество других подобных примеров. Скажем, случайодиннадцатилетней девочки, не любимой своей семьей. Чувствуя неприятиеокружающих предпочтение, которое оказывается другим детям, она становиласьраздражительной, сварливой и непослушной. Эта ситуация также довольно простадля анализа. Девочке недоставало признания. В начале она пыталась бороться,вскоре -- потеряла надежду. Дело дошло до воровства. С точки зренияиндивидуальной психологии, воровство ребенка -- это не столько преступление,сколько действие с целью восполнить нечто недостающее. Воровство этойдевочки явилось результатом отсутствия в ее жизни настоящей близости,результатом чувства безнадежности. Дети часто начинают воровать, когдачувствуют себя лишенными чего-то очень важного для их жизни. Это чувствоможет не соответствовать реальной ситуации, однако именно оно являетсяпсихологической причиной поступка. Еще один случай связан с девятилетним незаконнорожденным мальчиком,который жил с приемными родителями и был очень тихим, домашним ребенком.Родители не слишком утруждали себя заботой о нем, и единственным радостнымсобытием в его жизни было, когда мать давала ему леденец. Если жепочему-либо его желание оставалось неудовлетворенным, мальчик ужаснострадал. Спустя какое-то время мать вышла замуж за мужчину довольнопреклонного возраста и родила девочку, ставшую единственным утешениемстарого человека. Причина, по которой мальчик оставался в семье, былонежелание платить за его содержание вне дома. Мужчина, баловавший своюлюбимую дочь, каждый раз, приходя домой, приносил для нее какую-нибудьсладость, в то время как о мальчике забывал. В результате тот стал вороватьледенцы и продолжал это делать несмотря на побои отца. Может показаться, чтов этой ситуации он проявлял смелость, но на самом деле это не так. В немпостоянно жила надежда избежать разоблачения. Описанный случай -- это пример поведения нелюбимого ребенка, никогда незнавшего добрых чувств со стороны других. Необходимо завоевать его довериетак, чтобы он почувствовал нормальное человеческое отношение. Когда оннаучится сопереживать и ставить себя на место других, он поймет, какчувствовал себя его отчим, видя, что он ворует, и что переживала маленькаядевочка, обнаружив, что ее конфета исчезла. В этом примере мы можем еще разувидеть, как отсутствие социального чувства. верного понимания и смелости,которые составляют единое целое, формируют комплекс неполноценности -- вданном случае, комплекс нелюбимого ребенка.
ПРЕСТУПНОСТЬ И ОТСУТСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
Мы видели, что социальная неприспособленность есть следствие чувстванеполноценности и стремления к превосходству. Термины "комплекснеполноценности" и "комплекс превосходства" выражают факт уже закрепившейсяплохой социальной адаптации. Эти комплексы не находятся в плазме зародышаили человеческой крови: они появляются в процессе взаимодействия индивида сего окружением. Почему же они есть не у всех? Каждому присуще чувствонеполноценности и стремление к успеху и превосходству, которые являютсяфундаментом всей психической жизни человека. Причина, по которой комплексыесть не у всех, заключается в том, что у части людей чувства неполноценностии превосходства становятся движущей силой общественно-полезной деятельности,так как к ним подключается присущее этим людям чувство общности, смелость илогика здравого смысла.
Общие положения
Давайте изучим функционирование чувства общности. Известно, что покачувство неполноценности ребенка не очень велико, он всегда будет стремитьсяк какой-то полезной деятельности, к чему-то, имеющему реальный смысл. Длядостижения своих целей он проявляет заинтересованность в других. Социальноечувство и социальное приспособление являются вполне нормальной компенсацией,и в каком-то смысле невозможно отыскать человека, в котором бы стремление кпревосходству не развивалось таким образом. Никто не может честно сказать:"Меня не интересуют другие!" Можно действовать таким образом, как будтоокружающий мир не представляет интереса, но это весьма сложно оправдать вглазах окружающих. Однако чаще наблюдается противоположная ситуация, когдаинтерес к другим демонстрируется с тем, чтобы скрыть недостаток социальнойадаптации. Все это является скрытым свидетельством универсальностисоциального чувства. Как бы там ни было, феномен плохой адаптации существует. Можно изучитьего генезис, рассматривая маргинальные случаи, в которых присутствиекомплекса неполноценности скрыто и не выражается явно из-за благоприятногоокружения. Не сталкиваясь с трудностями в подобной жизненной ситуации,человек может выглядеть вполне благополучно. Но если быть более внимательнымк его действительным проявлениям, можно заметить -- если не в словах имнениях, то по крайней мере в установках -- то, что он чувствует своюнеполноценность. Это и есть комплекс неполноценности -- результатпреувеличенного чувства неполноценности. Люди, страдающие от такогокомплекса, всегда ищут облегчения бремени, которое они взвалили на себя всилу собственного эгоцентризма. Довольно интересно наблюдать, как одни скрывают свой комплекснеполноценности, а другие в нем признаются, Исповедавшиеся всегда вприподнятом настроении от своих признаний. Они признались в том, в чемДругие - не могут, и думают приблизительно так: "Я -- честен. Я не лгу опричине своих страданий!" Но именно тогда, когда они признаются в комплексенеполноценности, они намекают на определенные трудности своей жизни илидругие обстоятельства, ответственные за него. Ими являются родители,семейные ситуации, плохое воспитание, какие-либо несчастные случаи, лишения,неудачи и тому подобные вещи. Часто комплекс неполноценности скрывается за комплексом превосходства,который служит в качестве компенсации. В этом случае в человеке присутствуютнадменность, навязчивость, самодовольство, высокомерие и т. п. Но за еговнешним видом ничего не стоит, и его поступки не столь весомы, как егообраз. Часто у людей этого типа можно обнаружить страх перед аудиторией,который впоследствии используется для оправдания всех провалов и неудач. Какправило, это сопровождается словами: "Чего бы я только не сделал, если бы небоялся аудитории!" Такие сентенции с "если бы" - признак скрытого комплексанеполноценности. На комплекс неполноценности могут также указывать такие черты, какковарство, осторожность, педантизм, стремление избежать решения важнейшихжизненных проблем и найти узкое поле деятельности, ограниченное множествомпринципов и правил. Признаком комплекса неполноценности, выраженным вовнешних проявлениях является то, что человек постоянно ищет на что быопереться. Можно обнаружить, что такой человек не верит в себя и развиваетстранные интересы. Он всегда занят какой-нибудь ерундой, как, скажем,коллекционирование вырезок из газет или рекламок. Он тратит свое время зря ивсем; находит оправдание. Он слишком многому научился, занимаясь бесполезнойдеятельностью, и чем дольше продолжается такая "учеба", тем вернее онаприводит к невроза навязчивости. Обычно у всех проблемных детей, тип проблемы в данном случае не важен,в глубине скрывается комплекс неполноценности. Так, лень на самом делеозначает избегание трудностей и проблемных ситуаций, что является признакомкомплекса. Воровство -- это использование временного отсутствия илиуязвимости другого человека, а ложь связана с отсутствием смелости сказатьправду. В сердцевине всех этих детских проявлений -- комплекснеполноценности. Невроз также развивается из комплекса неполноценности. Чего только несделает человек, страдающий от невротической тревоги! Он постоянно нуждаетсяв том, чтобы его кто-либо сопровождал во всех ситуациях, и если ему этоудается -- он преуспевает в достижении своих целей. Другие его поддерживаюти им занимаются. Комплекс неполноценности переходит в комплекспревосходства: другие должны служить! Как и в случаях больных людей,невротик находит способ достигать превосходства, заставляя других собойзаниматься. Вследствие политики избегания, уклончивости, обусловленнойкомплексом неполноценности, который в свою очередь порожден вынужденнымстолкновением с реальными трудностями, невротик находит свое поледеятельности в воображаемом мире, там он добивается успехов и благодаряэтому чувствует себя выдающейся личностью. Во всех этих случаях, когда наблюдается усиление комплексов, неудачифункционирования в общественно полезной сфере полностью зависят ототсутствия или недостатка смелости. Именно это, а также неумение понятьнеобходимость и полезность социального взаимодействия, служит основнымпрепятствием для нормальной жизни в обществе.Случаи
Наилучшим образом все эти положения иллюстрируют поведение преступника,которое в действительности представляет собой проявление комплексанеполноценности par excellence*. Трусость и глупость преступникавзаимосвязаны как две части одной тенденции. Так же обстоит дело и с пьянством. Акоголики ищут облегчения своихпроблем и малодушно удовлетворяются, находя его в никчемном и даже пагубномповедении. Образ мыслей этих людей резко расходится со здравым смыслом,свойственным установкам нормальных людей. Преступники, например, всегдавинят других и при этом держат оправдания для себя. Они рассуждают онеприбыльности труда, о жестокости общества, которое их оттолкнуло,рассказывают о каких-то внутренних приказаах, которым невозможнопротивостоять. Во время приговора они всегда находят оправдания, подобноубийце детей Хикману, который сказал: "Меня вел приказ свыше". Другой убийцаговорил после приговора: "Что толку было в этом мальчишке, которого я убил?Есть миллионы других!" Некоторые же "философы" даже заявляют, что нет ничегоплохого в убийстве богатой старушки, когда так много дельных людей голодает. Нас потрясает болезненная логика подобных аргументов. Все мировоззрениеэтих людей обусловлено их совершенно бессмысленными целями, выбор которыхзависит от недостатка смелости. Их жизнь нуждается в постоянном оправдании,тогда как общественно полезная цель обходится без слов и не нуждается ни вкаких объяснения своих преимуществ. Давайте на примере нескольких клинических случае посмотрим, какустановки и цели, бывшие социальными превращаются в антисоциальные. Начнемсо случая девочки четырнадцати лет из честной добропорядочной семьи. Семьюсодержал отец, который тяжело работал, пока болезнь не приковала его кпостели. Ее мать, всеми уважаемая женщина, посвятила себя заботе о своихшестерых детях. Первая дочь, которая умерла в возрасте двенадцати лет, былазамечательно талантливым ребенком. Вторая девочка поначалу тоже многоболела, но затем выздоровела и благодаря своему хорошему положению вобществе поддерживала семью. Затем родилась героиня нашей истории. Онаотличалась завидным здоровьем и ее родители, которые вечно были занятыбольными детьми, не уделяли ей времени. Существовал еще младший брат, укоторого также талантливость сочеталась с болезненностью. В результате Анна,назовем нашу героиню так, оказалась в окружении детей, которые были болеелюбимы и опекаемы, чем она, и в конце концов ощущение того, что еюпренебрегают, привело к чувству неполноценности. В школе, однако, дела у Анны шли хорошо, она была лучшей ученицей.Учитывая ее прилежание в учебе, учительница порекомендовала ей продолжитьобразование и уже в тринадцать с половиной лет она перешла в высшую школу*.Здесь она встретилась с новым учителем, которому не понравилась. Возможно, вначале ее успехи были не блестящи, но как бы там ни было, безсоответствующих поощрений и доброжелательного внимания ее дела пошли хуже.До тех пор, пока первая учительница ценила ее, она не была проблемнымребенком: у нее была хорошая репутация как среди учителей, так и средисоучеников. Однако, глядя на ее дружбу, можно было заметить негативныетенденции ее характера: она постоянно критиковала своих друзей и все времяпыталась играть первую роль в их обществе. Она стремилась находиться вцентре внимания, любила лесть я не признавала критики. Целью Анны было добиться признания, всеобщей любви и заботы. Онаобнаружила, что это было возможно только в школе. Однако в новой школе онастолкнулась с препятствиями. Учителя часто упрекали ее в том, что она неготовится к занятиям, за ней закрепилась плохая репутация, так что в концеконцов она стала прогуливать школу, иногда не появляясь в ней несколько днейподряд. Дела шли все хуже и хуже, и однажды было предложено исключить ее изшколы. Следует заметить, что исключение из школы не помогает решить ни однупроблему. Оно является признанием школы и учителя в своем бессилии. Но еслиэто так, почему бы им не обратиться за помощью к тем, кто, возможно, всостоянии что-то сделать в подобных ситуациях? Возможно, после разговора сродителями Анны можно было бы прийти к договоренности попробовать другуюшколу. Возможно, нужен был другой учитель, понимающий Анну лучше. Норассуждения ее учительницы были приблизительно следующие: "Если ребенокпрогуливает и отстает в учебе, он должен быть исключен!" Подобноерассуждение -- демонстрация частной логики, а не логики здравого смысла,которая особенно необходима учителям. Можно догадаться, что произошло впоследствии. Девушка потеряла своюпоследнюю связь с жизнью и почувствовала, что потерпела поражение во всем.Изгнание из школы убило то небольшое уважение, которым она пользоваласьдома. Тогда она убежала и из дома. Она исчезла на несколько дней и ночей, ифиналом ее странствий стала любовная связь с каким-то солдатом. Действия Анны довольно прозрачны для понимания. Ее целью было получитьпризнание, и какое-то время она добивалась его и действовала вполне разумно.Но после того, как неудачи посыпались на нее одна за другой, она попыталасьдобиться его любой ценой. Вначале солдат ценил и любил ее. Однако позжесемья получила письмо о том, что она беременна и хочет отравиться. Написать подобное письмо своим родителям вполне соответствовалохарактеру Анны. Ее поступки были проникнуты ожиданием признания, это иопределяло ее действия. Она знала, что мать в отчаянии и поэтому не будетупрекать ее и что семья будет очень рада обрести ее вновь. В лечении случаев такого типа чрезвычайно важно умение поставить себяна место пациента с установкой эмпатии, в данном случае, идентифицироватьсебя с человеком, который жаждет признания и движется вперед к этой цели.Нужно спросить себя: "Что бы я делал в этой ситуации?" При этом необходимопринять во внимание пол и возраст. Очень важно ободрить такого человека,поддерживая его конструктивные, полезные действия. В конкретном случае,рассматриваемом нами, нужно постараться подвести разговор к моменту, когдабы Анна сказала: "Может быть. мне следует поменять школу, но я не конченныйчеловек. Может быть, я недостаточно занималась. Может быть, я неверно смотрюна вещи. Может быть, в моем поведении в школе было слишком много частнойлогики и я не понимала учителя!" Очень важно ободрить человека и придать емусмелости, и тогда он научится действовать с пользой для себя и окружающих.Именно недостаток смелости вместе с комплексом неполноценности разрушаютличность. Давайте поставим другого человека на место этой девушки. Например,довольно распространен случай, когда мальчик ее возраста, потерявуверенность в себе в школе, втягивается в какую-нибудь банду, становитсяпреступником. Это поведение легко объяснить. Если во время учебы в школечувство уверенности в себе и надежды покидает мальчика, он начинаетопаздывать, подделывать подписи, не выполнять домашнее задание, и искатьлюбые предлоги, чтоб только не идти в школу. Здесь-то и находятся дружки,которые, возможно, уже прошли этот путь ранее. Он совершенно теряет интереск школе, все больше развивая частное мышление. Комплекс неполноценности часто связан с мыслью, что у человека неткаких-то особых способностей. С точки зрения индивидуальной психологиимнение, что одни люди одарены, а другие нет -- ошибочно, а признакомкомплекса неполноценности является то, что мальчик или девочка попростуразочаровываются в аксиоме "Каждый может добиться всего, чего он хочет" ичувствуют себя неспособными достичь своей цели в деятельности, которая былабы полезной с точки зрения общества. Одной из составляющих комплекса неполноценности является также вера воврожденные качества. Если бы это было правдой и успех полностью зависел отврожденных способностей, психологу просто нечего было бы делать. На самом жеделе, однако, успех зависит от смелости, и задачей психолога являетсяпревратить отчаяние в надежду вместе с которой приходит энергия длявыполнения конструктивной работы. Иногда из-за чувства отчаяния исключенный из школы шестнадцатилетнийюноша может совершить самоубийство. Самоубийство -- это разновидность местии в то же время обвинение обществу. Это юношеский способ самоутверждения наоснове логики частного миропонимания, но не здравого смысла. Все, чтонеобходимо сделать в данной ситуации психологу, это завоевать доверие юношии вдохновить его на конструктивные действия в полезном русле. Можно привести множество других подобных примеров. Скажем, случайодиннадцатилетней девочки, не любимой своей семьей. Чувствуя неприятиеокружающих предпочтение, которое оказывается другим детям, она становиласьраздражительной, сварливой и непослушной. Эта ситуация также довольно простадля анализа. Девочке недоставало признания. В начале она пыталась бороться,вскоре -- потеряла надежду. Дело дошло до воровства. С точки зренияиндивидуальной психологии, воровство ребенка -- это не столько преступление,сколько действие с целью восполнить нечто недостающее. Воровство этойдевочки явилось результатом отсутствия в ее жизни настоящей близости,результатом чувства безнадежности. Дети часто начинают воровать, когдачувствуют себя лишенными чего-то очень важного для их жизни. Это чувствоможет не соответствовать реальной ситуации, однако именно оно являетсяпсихологической причиной поступка. Еще один случай связан с девятилетним незаконнорожденным мальчиком,который жил с приемными родителями и был очень тихим, домашним ребенком.Родители не слишком утруждали себя заботой о нем, и единственным радостнымсобытием в его жизни было, когда мать давала ему леденец. Если жепочему-либо его желание оставалось неудовлетворенным, мальчик ужаснострадал. Спустя какое-то время мать вышла замуж за мужчину довольнопреклонного возраста и родила девочку, ставшую единственным утешениемстарого человека. Причина, по которой мальчик оставался в семье, былонежелание платить за его содержание вне дома. Мужчина, баловавший своюлюбимую дочь, каждый раз, приходя домой, приносил для нее какую-нибудьсладость, в то время как о мальчике забывал. В результате тот стал вороватьледенцы и продолжал это делать несмотря на побои отца. Может показаться, чтов этой ситуации он проявлял смелость, но на самом деле это не так. В немпостоянно жила надежда избежать разоблачения. Описанный случай -- это пример поведения нелюбимого ребенка, никогда незнавшего добрых чувств со стороны других. Необходимо завоевать его довериетак, чтобы он почувствовал нормальное человеческое отношение. Когда оннаучится сопереживать и ставить себя на место других, он поймет, какчувствовал себя его отчим, видя, что он ворует, и что переживала маленькаядевочка, обнаружив, что ее конфета исчезла. В этом примере мы можем еще разувидеть, как отсутствие социального чувства. верного понимания и смелости,которые составляют единое целое, формируют комплекс неполноценности -- вданном случае, комплекс нелюбимого ребенка.
ЛЮБОВЬ И БРАК
Чтобы быть психологически готовым к любви и браку, необходимо преждевсего иметь чувство общности и был" социально адаптированным. Наряду с этимиобщими подготовительными условиями, с раннего детства и до возраста зрелостинужно пройти своего рода обучение сексуального инстинкта -- обучение, цельюкоторого было бы научиться его нормальному удовлетворению в браке и семейнойжизни. Все способности, неспособности и склонности к любви и браку заложеныв прототипе, который формируется в первые годы жизни. Рассматривая качествапрототипа, вполне возможно указать на те трудности, которые возникают вдальнейшей жизни взрослого человека.Предпосылки равенства
Характер проблем, возникающих в любви и браке, не отличается от общихсоциальных проблем. Этим отношениям, как любым другим, свойственны те жетрудности, и большой ошибкой является отношение к любви и браку как к раю. вкотором сами по себе исполняются все ваши желания. Каждая сфера жизни ставитперед человеком определенные задачи, которые необходимо выполнять, всегдапринимая во внимание интересы другого. Помимо обычных качеств социального приспособления, отношения любви ибрака требуют от партнера исключительного чувства симпатии, исключительнойспособности отождествлять себя с другим человеком и сопереживать ему. И еслив наше время весьма немногие действительно готовы к супружеской жизни, тоэто потому, что большинство людей никогда не обучалось тому, как можновидеть глазами другого, слышать его ушами и чувствовать его сердцем. Многое из того, что мы обсуждали в предыдущих главах, касалось детей,которые росли, развивая исключительно эгоцентричные интересы и не принималиво внимание интересы других. Не стоит ожидать, что физическое и половоесозревание быстро изменит характер человека, принадлежащего к этому типу.Так же, как он не готов к жизни в обществе, он не готов к любви и браку. Социальный интерес развивается достаточно медленно: он присущ толькотем людям, которые с самого детства стремились к общественно полезной цели,получая соответствующее воспитание. Поэтому понять, действительно ли человекготов к жизни с противоположным полом или нет, не представляет особойтрудности. Необходимо только помнить, что все наши наблюдения должны касатьсяобщественно полезной жизнедеятельности. Человек, действующий в полезномрусле, смел и верит в себя. Он открыто встречает проблемы жизни и занимаетсяпоиском их решения. У него есть друзья, и он в нормальных отношениях сосвоими соседями. Тому же, кто лишен всех этих качеств, не стоит доверять, онне вполне созрел для любовных отношений и брака. С другой стороны, зная, чточеловек имеет какое-то занятие и преуспевает в своем деле, можно вполнезаключить о его возможной готовности к браку. Мы судим по маленькомупризнаку, который тем не менее оказывается достаточно значимым, так какуказывает на наличие или отсутствие чувства общности. Зная природу чувства общности, можно увидеть, что проблемы, возникающиев любви и браке разрешаются только на основании полного равенства. Сама посебе любовь -- это довольно неопределенное чувство, поэтому истории любвистоль разнообразны. Только если отношения строятся на равенстве, любовьпринимает правильную форму и делает брак успешным. Если же в браке либо мужчина, либо женщина хочет быть победителем,скорее всего это будет иметь фатальные последствия. Такой подход к браку несвидетельствует о подготовленности к нему, и события после свадьбы частоподтверждают это. Невозможно быть победителем в ситуации, в которой нетместа битвам. Ситуация брака призывает к сопереживанию интересам другого испособности поставить себя на его место.Подготовка к браку
А сейчас давайте рассмотрим, как необходимо готовиться к браку. Мы ужеупоминали, что подготовка такого рода включает в себя обучение, помогающеепривнести чувство общности в отношения, основывающиеся на сексуальноминстинкте и сексуальной привлекательности. Общеизвестно, что еще в детствекаждый создает в своем воображении идеал особы противоположного пола. Длябольшинства мальчиков важную роль в его создании играет мать, и вполнепонятно, почему они женятся на женщинах похожего типа. Если же отношениямежду матерью и сыном были напряженными, вполне возможно, он будет искатьдевушку, являющуюся противоположностью его матери Зависимость междуотношениями в детстве и типом избранницы в зрелом возрасте столь велика, чтоее можно наметить даже в таких мелочах, как глаза, фигура, цвет полос и такдалее. Известно также, что если у мальчика была властная мать, подавлявшая егов детстве, когда подойдет время вступать в любовные и супружеские отношения,ею действия будут нерешительны и, скорее всего, его сексуальным идеаломбудет девушка слабая и покорная. Но если его избранницей окажется девушкабойкая и живая, то после свадьбы желание подавлять и главенствовать у негоприведет к постоянным ссорам. Как показывают наблюдения, все качества, проявляющиеся в детстве,становятся еще более явными и рельефными тогда, когда человек сталкивается спроблемой любви. Можно представить, как человек, страдающий от комплексанеполноценности, будет вести себя в сексуальных отношениях. Возможно, из-заэтого его любовь будет выражаться в постоянном желании поддержки своимпартнером. Часто идеал такого типа мужчины -- это женщина с заботливымматеринским характером. Но иногда в качестве способа компенсации своейнеполноценности он может удариться в другую крайность и стать высокомерным,наглым и агрессивным. Как бы там ни было, не имея достаточной смелости, онвсе также будет ограничен в выборе. Порой он может избрать своей спутницейжизни активную и боевую особу, если сочтет, что стать победителем в стольнелегком сражении более почетно. В этом случае сексуальные отношения также не будут развиватьсяблагополучно. Глупо и нелепо использовать секс для удовлетворения комплексанеполноценности или превосходства, однако такое случается довольно часто.Хорошо разобравшись, можно обнаружить, что на самом деле многие ищут вкачестве супруга жертву, не понимая, что супружеские отношения не могут бытьиспользованы с подобными целями. И если один из супругов жаждет бытьпобедителем, второго начнет обуревать такое же желание. В результатесовместная жизнь оказывается невозможной. Идея удовлетворения комплексов может объяснить некоторые особенностивыбора партнера, которые по-другому понять невозможно. Становится ясным,почему некоторые выбирают слабых, больных или старых спутников жизни: они верят, что такой выбор сделает их жизнь легче. Иногда в качествепартнера ищут женатого человека: это означает полнейшее нежелание заниматьсярешением проблем данной сферы жизни. Случается влюбленность в двух мужчинили двух женщин одновременно, потому что, как мы уже объясняли, в даннойситуации "две девушки -- это меньше, чем одна". Мы говорили, что человек, страдающий от комплекса неполноценности,меняет виды деятельности, отказывается решать свои проблемы и никогда недоводит до конца начатое. В любовной сфере он действует точно также.Влюбленность в женатого человека или в двоих одновременно -- просто способудовлетворения его обычной склонности. Существуют и другие способы,например, затянувшаяся помолвка или нескончаемые ухаживания, так никогда ине перерастающие в свадьбу. Повзрослев, избалованные дети сохраняют верность своим склонностям. Ониищут опеки со стороны своих партнеров по браку. И это вполне достижимо безосложнений во время ухаживания или в первые годы супружеской жизни, новпоследствии, как правило, начинаются трудности. Можно себе представить, чтопроизойдет, если женятся двое, избалованные и опекаемые с детства: оба хотятопеки, но ни один не хочет заботиться; каждый уверен, что другой его непонимает. Понятно, что происходит, когда человек чувствует себя непонятым истановится пассивным: он страдает от неполноценности и желает этогоизбежать. Подобные чувства особенно пагубны в браке, на фоне возможногоощущения безнадежности и отчаяния. В такой ситуации начинают зреть планымести: каким-нибудь способом нарушить нормальную жизнь партнера. Наиболеераспространенный способ это сделать - изменить с другим. Неверность - этопочти всегда месть. Правда, неверные супруги часто оправдывают своеповедение, говоря о любви и чувствах, но мы-то знаем цену всем этимчувствам! На самом деле, чувства полностью определяются целью достичьпревосходства и не могут быть признаны в качестве аргументов. Случай одной избалованной женщины может послужить хорошей иллюстрацией.Она вышла замуж за мужчину, который постоянно чувствовал себя ущемленнымсвоим братом. Можно было видеть, до какой степени этого молодого человекапривлекала нежность и обаяние именно этой девушки, которая в свою очередьхотела быть всегда обожаемой и предпочитаемой. Их брак был довольносчастливым до тех пор, пока не появился ребенок. Можно предсказать, чтопроизошло далее. Жена, желающая быть неизменно в центре внимания, боялась,что ребенок потеснит ее с этого места, и поэтому не чувствовала себясчастливой по поводу его появления на свет. Но и мужа, который, со своейстороны, хотел быть всегда первым, также начал одолевать страх конкуренции.В результате и у нее, и у него развилась чрезвычайная подозрительность. Онине пренебрегали ребенком и были хорошими родителями, но жили в постоянноможидании, что их любовь друг к другу начнет убывать. Такие подозрениядовольно опасны, так как, когда начинаешь оценивать каждое слово, поступок,движение и проявление чувств, довольно легко обнаружить или просто прийти кзаключению, что любовь уходит. Оба супруга и сделали такой вывод. Как эточасто бывает в подобных ситуациях, в то время, когда жена поправлялась послеродов и занималась малышом, муж поехал в отпуск в Париж, отдохнуть иразвлечься. Из Парижа шли жизнерадостные письма с описаниями, как прекрасноон проводит время, с какими людьми он встречается и прочее. Жена началачувствовать, что о ней забыли. Ощущение счастья пошло на убыль, онастановилась все более подавленной и вскоре начала страдать агорафобией Онаникуда не могла выходить одна, по возвращении муж должен был вездесопровождать ее. На первый взгляд казалось, что она добилась своей цели,став постоянным объектом внимания и заботы. На самом же деле, это не былонастоящим удовлетворением, так как у нее появилось чувство, что как толькоисчезнет ее агорафобия, вместе с ней исчезнет и муж. Поэтому агорафобия непроходила. Болезнь познакомила ее с доктором, который относился к ней чрезвычайновнимательно, и благодаря его лечению она почувствовала себя намного лучше.Их связывала нежнейшая дружба, но пациентка выздоровела, и, естественно,доктор покинул ее. Она написала ему замечательное письмо, полноеблагодарности за все, что он для нее сделал, однако врач не ответил. С этоговремени ее болезнь стала прогрессировать. В это же время у нее появились мысли и фантазии о связи с каким-нибудьмужчиной для того, чтобы отомстить своему мужу Однако, агорафобия защищалаее от этого искушения, и так как она не могла выходить из дому одна, атолько в сопровождении своего мужа, ее планы супружеской измены так иостались планами.