Три жизненно важные проблемы

Давайте посмотрим, что случится с этим мальчиком, у которого естьошибки в прототипе, тогда, когда он приближается к своей зрелости, скажем,лет в семнадцать -- восемнадцать. Перед ним -- вся жизнь, в которой не такпросто сориентироваться, ибо он о ней ничего не знает. Но вступая в жизнь,он неизбежно столкнется с тем, что мы называем "три главных вопроса": вопросжизни в обществе, вопрос деятельности и вопрос любви и брака. Они возникаюткак вопросы наших взаимоотношений с другими, но неразрывно связанные с самимнашим существованием. Вопрос жизни в обществе включает в себя наше поведениепо отношению к другим людям, наше отношение к человечеству и его будущему.От ответа на него зависит сохранение и спасение человека, ибо человеческаяжизнь столь ограничена, что мы можем идти по ней, только держась вместе. Что касается вида деятельности, то размышлять об этом вопросе мы можем,воспользовавшись примером, который только что рассмотрели. Можно суверенностью сказать, что, руководствуясь в выборе рода занятий одной толькоцелью -- добиться превосходства над другими, -- этот юноша натолкнется набольшие трудности. Трудно найти такое место работы, где не нужно было быподчиняться или сотрудничать. А так как этот мальчик беспокоится только освоем благе, он никогда не будет хорошо себя чувствовать в подчиненномположении. Более того, такой человек может оказаться не очень надежнымпартнером в бизнесе, так как ему будет нелегко подчинить личный интересинтересам фирмы. В общем, можно сказать, что успех в деятельности полностью зависит отсоциальной адаптации. Способность понимать потребности партнеров и нуждыпотребителей, видеть их глазами, слышать их ушами и чувствовать то, чточувствуют они -- является огромным преимуществом в бизнесе. Люди, обладающиеподобной способностью, быстро идут в гору, но наш мальчик, как мыобнаружили, ею не обладает: он всегда озабочен только собственнымиинтересами и способен преуспевать только в том, что связано с ними. Так чтов своей деятельности он будет часто терпеть поражения. Кроме того, можно обнаружить, что в большинстве случаев такие людиникогда не завершают своих начинаний или же запаздывают в выборе занятий.Бывает, что в тридцатилетнем возрасте они все еще не знают, что намереваютсяделать в жизни. Они часто меняют профиль обучения и место работы, чтоявляется признаком неумения приспособиться. Иногда можно встретить юношу семнадцати -- восемнадцати лет, полногосил и стремлений, но не знающего, что ему делать. Очень важно постаратьсяпонять такого человека и дать ему совет в отношении его будущего занятия.Его вполне еще можно чем-либо заинтересовать и соответственно обучить. С другой стороны, тот факт, что в этом возрасте юноша все еще не знает,что он хочет делать в дальнейшей жизни, должен внушать беспокойство.Довольно часто он является лишь подтверждением того, что молодой человек неочень рвется вообще чем-либо заниматься. И необходимо предпринимать усилиякак дома, так и в школе, чтобы заинтересовать будущей профессией мальчикатакого типа до достижения им юношеского возраста. В школе это можно сделать,предложив сочинение на тему "Кем я хочу быть в дальнейшей жизни". Размышляянад темой сочинения дети обязательно столкнуться с проблемами, над которымисамое время начинать задумываться в юном возрасте, не дожидаясь момента,когда они со всей серьезностью будут поставлены жизнью. Последний вопрос, который обязательно встанет перед нашим молодымчеловеком -- вопрос любви и брака. Поскольку люди разделены на два пола,этот вопрос имеет важное значение. Половые различия заставляют нас учитьсявести себя по отношению к противоположному полу. Мы обсудим проблему любви,и брака в следующей главе: сейчас же необходимо подчеркнуть ее связь спроблемой социальной адаптации. Все тот же недостаток социального интереса,ответственный за социальную и деловую неприспособленность, влияет также наспособность взаимодействовать с противоположным полом. Ясно, что уэгоцентричного, занятого исключительно собой человека отсутствуетподготовка, необходимая для "menage a deux". И вполне возможно, что одной изосновных целей сексуального инстинкта является выманить человека из егозамкнутой скорлупы и подготовить к жизни в обществе. Однако выполнять этуфункцию соответственно он может в человеке, который способен забытьсобственное "я" и стать частью чего-то большего -- что необходимовоспитывать с помощью психологии. Итак, по поводу мальчика, случай которого мы изучали, можно прийти кследующим выводам. Мы наблюдали, что встреча с тремя жизненно важнымипроблемами вызвала в нем растерянность и страх неудачи. Мы видели также, чтостремясь к цели превосходства, он старался как можно дольше избегатьсложности реальной жизни. Что же он будет делать? Он не впишется вобщественную жизнь, так как антагонистичен другим, подозрителен и замкнут.Так как он не заботится о мнениях других и о том, как он выглядит в ихглазах, он не будет обращать внимания и на свой внешний вид и часто будетходить грязным и неряшливым -- проявления, свойственные нездоровомучеловеку. У него будет вызывать неприятие язык, который для нас являетсясоциальной необходимостью. Возможно, он вообще не будет говорить: черта,часто наблюдающаяся при шизофрении. Отгородив себя стеной от всех вопросов жизни, этот человек движется попути, ведущему прямо в больницу для душевнобольных. Его цель превосходстваспособствовала герметической изоляции от других и это трансформировало егосексуальные влечения, так что в этом смысле он также не является болеенормальным человеком. Мы можем обнаружить у него веру в то, что он Китайскийимператор или Иисус Христос, -- что представляет собой способ реализациицели превосходства.



Наши рекомендации