Зависть, мужской протест и сексуальные проблемы
Одна из базовых установок, свойственная приятельским отношениям -- этозависть. Завистливость является очевидным признаком неполноценности. Правда,природе каждого из нас не чуждо определенное чувство зависти, которое, небудучи слишком интенсивным, не приносит вреда. Однако следует сознавать,насколько полезно для нашей жизни чувство зависти, которое вполне можно себепозволить в работе, стремлении к успеху, в столкновениях с труднымиситуациями. В перечисленных случаях до известной степени оно нам даже можетпомогать. Совсем другое дело -- ревность, которая является намного более сложнойи опасной установкой, так как ни в каких ситуациях не может приносить пользуличности Более того, ревность -- это результат сильного и глубокого чувстванеполноценности. Как правило, ревнивый человек боится не удержать своегопартнера, и в тот самый момент, когда он хочет управлять им и влиять нанего, различными проявлениями ревности он только выдает свою слабость.Исследуя прототип такого человека, можно обнаружить у него ощущение потериили лишения. Всякий раз, сталкиваясь с ревнивым человеком, полезнообратиться к его прошлому и проверить, не имеем ли мы дело с человеком,ранее отвергнутым, живущим в постоянном ожидании того, что это повторитьсявновь. Перейдем от общей проблемы зависти и ревности к рассмотрению оченьспецифического типа зависти -- зависти со стороны женского пола кпревосходящей социальной позиции мужского. Встречается множество женщин идевушек, которые хотят быть мужчинами. Эта установка вполне обоснована, таккак если посмотреть на вещи беспристрастно, на ведущих местах в нашейкультуре можно увидеть мужчин; они более ценимы, поощряемы и уважаемы, чемженщины. С точки зрения морали -- это не правильно и нуждается в коррекции.В настоящее время девочки видят, что мужчины и мальчики чувствуют себя всемье гораздо комфортнее, их не утомляют мелочами, они намного свободнее вразличных жизненных ситуациях, и эта высшая свобода мужского пола заставляетдевочек чувствовать неудовлетворенность своей ролью. Они пытаютсядействовать, как мальчики. Подражание мальчикам проявляется по-разному.Например, можно стремиться одеваться, как мальчики, и это нередко находитподдержку у родителей, так как общепризнано, что одежда мальчиков удобнее. Вобщем, некоторые из этих действий полезны и не нуждаются в исправлении.Однако среди них есть и бесполезные установки, например, когда Девочкахочет, чтобы ее называли мужским именем, и впадает в ярость, если другие неследуют ее прихоти. Если подобная установка не является простой шалостью, искрывает что-то в глубине, она может быть весьма опасной. В дальнейшем вжизни этой девочки может возникнуть неудовлетворенность своей сексуальнойролью, отвращение к браку, а в случае замужества -- отвращение к сексуальнойроли женщины. Не стоит с предубеждением относиться к тому, что женщина носит короткуюодежду, так как это может быть вполне оправдано соображениями удобства.Обучаться, как мужчина и иметь одинаковую с мужчиной работу - также можетсоответствовать естественным наклонностям женщины. Но чувствонеудовлетворенности своей женской ролью и стремление усвоить пороки мужчин-- являются опасными для жизни женщины. Эта опасная тенденция проявляется в подростковом возрасте, так какименно тогда незрелый разум девочки начинает ревниво относиться кпривилегиям мальчиков, отравляя ее жизнь свойственными ревностипереживаниями. Появляется желание подражать мальчикам. А комплекспревосходства в данном случае является одной из форм бегства от надлежащегоразвития. Как мы уже говорили, все это может привести к тому, что женщина небудет расположена вступать в любовные отношения или брак. И дело даже не втом, что она не захочет выйти замуж - ведь в нашей культуре быть незамужемвоспринимается как поражение - и даже те девушки, которые совершенно незаинтересованы в браке, хотят стать замужними. Тот, кто считает, что отношения полов должны основываться на принциперавенства, не должен поддерживать этот "мужской протест" женщин. Равенствоподов должно соответствовать естественному положению вещей, в котороммужской протест - это слепой бунт против реальности, содержащий сильныйкомплекс превосходства. Если посмотреть еще глубже, этот протест можетотрицательно сказаться на всех половых функциях личности. Могут возникнутьвесьма серьезные симптомы и расстройства, и если исследовать их вплоть допервопричин, то они, как правило, обнаруживаются в детстве. Встречаются также и мальчики, которые хотят быть похожими на девочек,хотя такие случаи намного реже, чем описанные выше. Эти мальчики хотятподражать не обычным девочкам, но определенному типу с характерной для негоманерой флиртовать и вести себя излишне кокетливо. Они имеют обыкновениепудриться, носить украшения и придерживаться тактики маленьких кокеток. Всеэто также одна из форм комплекса превосходства. В большинстве подобных случаев обнаруживается, что мальчик рос в такойобстановке, где во главе всего стояла женщина. Поэтому он развивался,подражая матери, а не отцу. Как-то к нам на консультацию пришел юноша с определенными сексуальнымипроблемами. Он рассказал, что всю свою жизнь провел рядом с матерью. Отец вих семье был пустым местом. Перед замужеством мать была портнихой ипродолжала этим заниматься долгие годы. Мальчик, постоянно находившийсярядом с ней, заинтересовался тем, что она делала, начал шить, рисоватьмодели женской одежды и тому подобное. Значимость матери для этого мальчикаможно увидеть по тому, что, ожидая ее, он в четыре года научился узнаватьвремя и вдохновленный радостью ее возвращения, различал положение стрелок иих движение. В дальнейшем, в школе он вел себя скорее как девочка и никогда непринимал участия в мальчишеских играх или спорте. Мальчики смеялись над ним,и со временем даже начали целовать его, как они часто делают в такихслучаях. Однажды в школьном театре была постановка какой-то пьесы, и как вы,наверное, догадались, наш мальчик играл в ней роль девочки. Он сыграл ее такубедительно, что многие в зрительном зале действительно подумали, что играладевочка, а один из зрителей даже влюбился в него. Таким образом, мальчикпонял, что даже если он не добьется успеха как мужчина, его могут высокооценить в женском качестве. Это-то и стало источником его дальнейшихсексуальных проблем.
Как мы уже объясняли в разных контекстах, индивидуальная психологияподходит к сознанию и бессознательному как частям единого целого. В двухпоследних главах мы занимались истолкованием моментов сознательной части --воспоминаний, установок, телесных проявлений -- в терминах индивидуальногоединства. Теперь мы применим тот же метод толкования к нашей бессознательнойили полусознательной жизни -- жизни наших сновидений Мы считаем этот подходполностью оправданным, так как наша жизнь во сне в такой же мере являетсячастью целого. как и все жизненные проявления в бодрствующем состоянииПоследователи различных психологических школ постоянно пытаются найтикакое-то новое понимание проблемы сновидений. Наша точка зрения по этомуповоду развивалась вместе с пониманием проявлений всех частей целостнойпсихической жизни человека.
СНЫ И ИХ ТОЛКОВАНИЕ
Как мы уже объясняли в разных контекстах, индивидуальная психологияподходит к сознанию и бессознательному как частям единого целого. В двухпоследних главах мы занимались истолкованием моментов сознательной части --воспоминаний, установок, телесных проявлений -- в терминах индивидуальногоединства. Теперь мы применим тот же метод толкования к нашей бессознательнойили полусознательной жизни -- жизни наших сновидений Мы считаем этот подходполностью оправданным, так как наша жизнь во сне в такой же мере являетсячастью целого. как и все жизненные проявления в бодрствующем состоянииПоследователи различных психологических школ постоянно пытаются найтикакое-то новое понимание проблемы сновидений. Наша точка зрения по этомуповоду развивалась вместе с пониманием проявлений всех частей целостнойпсихической жизни человека.
Стиль жизни и цели
Итак, мы выяснили, что наша жизнь в состоянии бодрствованияопределяется целью превосходства. То же самое можно сказать и о сновидениях.Сновидение -- это всегда часть стиля жизни, и каждый раз при егоисследовании можно обнаружить, что в него вовлечен прототип. В том, чтосновидение действительно понято, можно быть уверенным только тогда, когдастановится очевидной тесная связь прототипа с этим конкретным сновидением.Также можно довольно точно представить себе характер сновидений человека,если он нам хорошо знаком. Возьмем, к примеру, знание о том, что большинства людей свойственнобояться жизни. Из этого общего факта можно предположить, что в сновиденияхбольшей часть" должны находить отражение страхи, опасности, тревоги, Такимобразом, если мы знаем человека и то, что его целью является избежатьрешения жизненных проблем, можно догадаться, что ему часто снятся падения.Эти сновидения как будто предостерегают его: "Не стоит этого" делать --проиграешь!" Таким образом, в падении выражается его видение будущего. Такиесновидения встречаются у подавляющего большинства людей. Особый случай -- это ситуация студента накануне экзаменов. Еслиизвестно, что студент -- прогульщик, можно с легкостью догадаться, что с нимпроизойдет. Целый день он нервничает, не может сконцентрироваться и в концеконцов говорит себе: "У меня слишком мало времени!" Ему бы хотелось отложитьэкзамен, и ночью ему также приснится какое-нибудь падение. Это отражает егостиль жизни, так как для достижения цели ему нужны подобные сновидения. Другой студент, -- который учится хорошо, -- относится к экзамену безстраха; он смел и никогда не прибегает к отговоркам. Нетрудно догадаться и оего сновидении. Перед экзаменом ему приснится, что он поднимается на высокуюгору, что он очарован видом горных вершин. Все это будет отражением хода егожизни и его цели двигаться вперед. Помимо этого, существует тип людей с установленными ограничениями, тех,которые хотят продвигаться вперед до определенного момента. Сновидения людейэтого типа -- об ограничениях, о том, что невозможно уйти от людей иизбежать трудностей. Чаще всего это -- преследования и погони. Прежде, чем мы перейдем к следующему типу сновидений, хотелось бызаметить, что психолога никогда не должны обескураживать слова: "Я не могурассказать вам свои сновидения, так как не в состоянии вспомнить ни один изних". Психолог знает, что фантазия клиента не может создать ничего, крометого, что продиктовано его стилем жизни. Выдуманные сновидения клиента также хороши, как и те, которые он на самом деле запомнил, так как еговоображение и фантазии в такой же мере отражают его стиль жизни. Чтобы отражать стиль жизни человека, совсем не необходимо, чтобыфантазии в точности копировали его реальные душевные движения. Существуеттип людей, которые в фантазиях живут даже больше, чем в реальности. Людиэтого типа, как правило, малодушны в дневных поступках, но смелы всновидениях. Однако всегда найдутся какие-нибудь мелочи, выдающие ихнежелание доводить дело до конца. Они будут достаточно очевидны даже в ихсмелых сновидениях. Задача любого сновидения -- найти путь к цели превосходства, можносказать, что сновидение снится ради того, что называется "скрытой цельюпревосходства индивида". Все видимые симптомы, душевные движения исновидения являются лишь формой подготовки, делающей человека способнымдойти до своей конечной цели независимо от того, какова она: желание ли этобыть в центре внимания, подавлять и главенствовать или избегнутьопределенных людей и ситуации. Цель сновидения не выражена ни логично, ни достоверно. Сновидениесуществует лишь для того, чтобы создать определенное чувство, настроение илиэмоцию, и представляется совершенно невозможным полностью рассеять туман егонепонимания. Однако в этом смысле он отличается от бодрствующего состояния исвойственных ему душевных движений только по степени, но не качественно. Мыубедились, что ответы психики на проблемы жизни зависят от индивидуальнойсхемы жизни: они не вписываются в установленные рамки логики, хотя радивсеобщего блага нашей целью и является максимально приблизить их к этимрамкам. И раз уж мы придали определенность динамике сознательной жизни,жизнь во сне также теряет свою былую таинственность. Она превращается в ещеодно проявление зависимости той же смеси фактов и эмоций, которую мыобнаруживаем в состоянии бодрствования. Древним людям сновидения всегда казались очень таинственным явлением, иони обычно прибегали к пророческим толкованиям -- к сновидениям относилиськак к пророчествам грядущих событий. В этом заключается полуправда. На самомделе, сновидение -- это мост, связывающий проблему, которая стоит передсновидцем с целью, которой он стремится достичь. В этом смысле сновидениечасто становится правдой, потому что во время сновидения сновидецпроигрывает свою роль, и таким образом готовится к тому, чтобы задуманноестало правдой Можно сказать и по-другому в сновидениях отражаются те же взаимосвязи,что и в нашей дневной жизни Когда человек умен и проницателен, он можетпредвидеть будущее независимо от того, анализирует ли он свою жизнь наявуили свои сновидения Он просто диагностирует. Скажем если кому-нибудь снится,что знакомый умер. и человек действительно умирает, то все это не более, чемфакт, который вполне мог предвидеть врач или близкий умершего. Все делозаключается в том, что сновидец думает во сне охотнее, чем в состояниибодрствования. Именно потому, что содержание сновидения -- полуправда, взгляд насновидения как на пророчества является предрассудком. Его обычнопридерживаются люди, верящие в разного рода предрассудки, кроме того, онподдерживается теми, кто желает подкрепить свою значимость славой пророка. Конечно, чтобы рассеять пророческие предрассудки и тайны, окружающиесновидения, необходимо объяснить, почему большинство людей не понимает своихсновидений. Объяснение можно найти в том факте, что немногие люди знают себядаже в состоянии бодрствования. Немногие владеют способностью крефлективному самоанализу, который позволяет видеть, куда ведет логикасобственной жизни, а анализ сновидений, как мы сказали, является болеесложным и темным делом, чем анализ дневного поведения. Таким образом, неудивительно, что анализ сновидений оказывается вне досягаемости длябольшинства людей, не удивительно также и то, что в своем неведенииотносительно составляющих сновидения, они обращаются к шарлатанам.Частная логика
Если сравнить логику сновидений не с развитием нормальной дневнойжизни, а с теми явлениями, которые мы рассмотрели в предыдущих главах, какпримеры частной логики, это безусловно поможет ее пониманию. Читатель помнитнаше описание установок преступников, проблемных детей, невротиков и то, какони создают определенное чувство, состояние или настроение с тем, чтобыубедить самих себя в правильности содеянного. Например, убийца оправдываетсебя, говоря: "Этот человек не должен жить. Я обязан убить его". Беря заотправную точку своих размышлений мысль, что на земле для кого-то нетподходящего места, и настаивая на ней, он готовит себя к убийству. Рассуждения этого человека могут попросту свестись к тому, что укого-то есть симпатичные штаны, а у него -- нет, и придав этомуобстоятельству огромную значимость, он может превратиться в завистника.Целью превосходства для него станет иметь симпатичные штаны, и можнопредположить у него сновидение, создающее определенную эмоцию, направленнуюна достижение этой цели. Знаменитые сновидения могут послужить в качествеиллюстрации данной мысли. Возьмем, к примеру, сновидения Иосифа из Библии;они о том, что все склоняются перед ним. И мы можем видеть, как этисновидения и весь эпизод с многоцветным покрывалом переплетаются с фактомизгнания его братьями. Весьма известно также сновидение греческого поэта Симонида, которогооднажды пригласили на чтения в Малую Азию. Он колебался и постояннооткладывал путешествие, несмотря на то, что корабль ждал его в гавани. Егодрузья пытались даже силой заставить его плыть, но безрезультатно. Тогда емуприснилось, что перед ним предстал мертвый, которого он однажды нашел влесу, и сказал: "Так как ты был столь благочестив, что позаботился обо мне в лесу, яхочу тебя сейчас предупредить не ездить в Малую Азию". Симонид проснулся исказал: "Я никуда не поеду". Однако он уже был склонен не ехать еще до этогосновидения. Он просто создал себе определенное чувство или эмоцию, чтобыподдержать вывод, который сделал ранее, хотя смысл своего сновидения он таки не понял. Ясно, что человек, который знает, чего он хочет, создает с цельюсамообмана определенную фантазию, что приводит к желаемому чувству илиэмоции. Зачастую это и есть все, что запоминается из сновидения. Что касается сновидения Симонида, мы подошли к следующему пункту:какова должна быть процедура толкования сновидений? Во-первых, необходимоусвоить, что сновидение -- это одна из составляющих творческой силычеловека. В своем сновидении Симонид с помощью фантазии выстроилпоследовательность, выбрав случай с мертвым человеком. Почему же из всегосвоего жизненного опыта поэт выбрал именно этот эпизод? Очевидно, потому чтоон был весьма озабочен мыслью о смерти, так как был очень напуган идеейплавания на корабле. В те времена морские путешествия представляли реальнуюопасность, и поэтому он колебался. Возможно, это знак того, что он не простобоялся морской болезни, но также и вероятности гибели корабля. В результатеэтой озабоченности мыслью о смерти его сновидение выбрало эпизод с мертвымчеловеком. Если мы. будем подходить к сновидениям таким образом, задача ихтолкования окажется не столь уж трудой. Необходимо помнить, что выборкартин, воспоминаний и фантазий является показательным для пониманиянаправления движения внутренней жизни человека. Все это отражает тенденциюсновидца, и вполне может помочь увидеть цель, которой он хочет достичь. Давайте в качестве примера рассмотрим сновидение одного женатогомужчины. Он был недоволен своей семейной жизнью. У него было двое детей, иего постоянно беспокоило то, что жена недостаточно хорошо о них заботится ислишком увлечена другими вещами. По этому поводу он беспрестанно порицалсвою жену и пытался ее переделать. Однажды ночью ему приснилось, что у негоесть третий ребенок, который потерялся и его не удается найти, из-за чего онупрекает свою жену в недостаточной заботе о нем. Здесь отчетливо просматривается тенденция этого человека. Он занятмыслью о том, что кто-то из его двоих детей может потеряться, однакопоместить одного из них в свое сновидение ему не хватает смелости. Поэтомуон выдумывает третьего ребенка и ситуацию его потери. Кроме того, здесь важен еще один момент, а именно то, что этот человеклюбит своих детей и не хочет, чтобы с ними что-нибудь случилось. Он такжечувствует, что жена перегружена хлопотами о двоих детях и не в состояниисправиться с тремя. Что третий ребенок погиб бы. Таким образом, мыобнаруживаем еще один аспект сновидения, который можно истолковать каквопрос: "Должен ли я иметь третьего ребенка или нет?" Реальным же результатом сновидения было то, что оно создало эмоциювраждебности по отношению к жене. В действительности никакой ребенок непотерялся, но наутро он проснулся с чувством неприязни к ней, послужившимоснованием для критики. Довольно часто люди просыпаются по утрам с готовымиаргументами в результате эмоций, созданных ночным сновидением. Это весьмасхоже с состоянием интоксикации, или с тем, что можно обнаружить вдепрессии, когда пациент в буквальном смысле отравляет себя идеямипоражения, смерти и страхом потерять все. Ясно также, что мужчина, о котором шла речь, для своих сновиденийвыбирает те моменты, относительно которых он уверен в своем превосходстве,как, к примеру, чувство: "Я забочусь о детях, а моя жена -- нет, вот поэтомуодин из них и потерялся!" В этом смысле во сне проявляется его стремлениеглавенствовать.Причины сновидений
Современному методу толкования сновидений около двадцати пяти лет. Вначале сновидения рассматривались Фрейдом как способ исполнения инфантильныхсексуальных желаний. Мы не можем согласиться с данным подходом, так какпредположение о том, что сновидения -- это исполнение желаний, можетпривести к тому, что все можно будет истолковывать в терминах исполненияжеланий. Любая мысль ведет себя таким же образом -- начиная с возникновенияв глубинах бессознательного и до времени пребывания в сознании. Поэтомуформула сексуального удовлетворения ничего конкретно не объясняет. В дальнейшем Фрейд предположил, что сюда вовлекается желание смерти.Однако совершенно очевидно, что наше последнее сновидение не может бытьудовлетворительно объяснено с помощью такого толкования, так как нельзясказать, что мужчина хотел, чтобы кто-то из его детей потерялся или умер. В действительности конкретной формулы, объясняющей сновидения, несуществует, есть лишь общий постулат о целостности психической жизни и обособом аффективном характере жизни во сне, который мы уже обсуждалиАффективный характер и сопровождающий его самообман уподобляют сновидениетеме, которая может иметь множество вариаций. Это выражается, в частности, внеоднозначности сравнений и метафор. Использование сравнений -- одно излучших средств обмануть себя и других. Можно с уверенностью сказать, чточеловек, прибегающий к сравнениям, не чувствует в себе способности убедитьдругих с помощью фактов и логики. Он стремится повлиять на вас и для этогопускает в ход бесполезные и притянутые за уши сравнения Поэты также лгут, но их ложь приятна. Их метафоры и поэтическиесравнения очаровывают нас и дарят нам наслаждение. Однако, без сомнения, ихпредназначение в том, чтобы воздействовать на нас так, как это недоступнообычным словам. Если Гомер, например, говорит об армии греческих воинов,покрывающих поле подобно львам, то эта метафора не обманет нас. если мымыслим точно, но она окажет опьяняющее воздействие на пребывающего впоэтическом настроении. Автор заставляет нас поверить в то, что он обладаетчудесной силой. Это не удалось бы ему только посредством безыскусногоописания одежды, в которую одеты солдаты, их оружия и прочих подробностей Нечто подобное происходит с человеком, испытывающим затруднения собъяснениями: видя свою неспособность убедить другого, он прибегает ксравнениям. Как мы сказали, такое употребление сравнений -- самообман, и поэтой причине они так широко представлены в сновидениях: в картинах, образахсновидений и тому подобных вещах. Все это -- артистичный способсамоотравления. Но сам факт того, что сновидения являются эмоционально отравляющими,наводит на мысль о возможном противоядии. Человек, понимающий своесновидение и осознающий одурманивающее воздействие, способен остановитьсновидение. Ибо последнее теряет для него свой смысл. По крайней мере, этотметод подошел автору данной книги, который, придя к пониманию сновидческойдеятельности, научился ее останавливать Тут следует добавить, что подобное осознание для того, чтобы возыметьдействие, должно внести радикальные преобразования в эмоциональную жизнь.Именно это и произошло с автором под влиянием его последнего сновидения,которое относилось ко времени войны. В связи со своими обязанностями, онприлагал много усилий, чтобы уберечь одного человека от высылки на фронт вопасное место Во сне ему показалось, что он убил кого-то, но кого,оставалось неясным. Он лежал в кровати, удивленно спрашивая себя: "Кого же яубил?" В действительности же он просто был одержим мыслью сделать всевозможное для того, чтобы устроить солдата в благополучное место и спастиего от смерти Эмоция сновидения и вела к этой мысли, и когда он понял этууловку сновидения, то перестал видеть сны вообще, так как ему не нужно былообманывать себя, чтобы делать вещи, которые он мог хотеть или не хотетьделать по логически объяснимым причинам Сказанное нами может быть принято в качестве ответа на весьма частыйвопрос: "Почему некоторые люди никогда не видят сны?" Существуют люди,которые не желают себя обманывать. Они вполне открыты динамике жизни и еелогике и не хотят отворачиваться от проблем. И если людям такого типа снятсясны, как правило, они их очень быстро забывают, настолько, что начинаютверить, что сновидений у них вообще нет. Это дает повод для предположения о том, что мы всегда видим сны, нобольшинство из них забываем. Если принять такую теорию, то тот факт, чтонекоторым никогда не снятся сны, можно будет обосновать по-другому: онипревратятся в тех, кто видит сновидения, но всегда забывает их. Автор с этимне согласен. Он все-таки верит, что есть люди, которым сны не снятсяникогда, но есть и сновидцы, которые иногда забывают свои сновидения. Посуществу, такую теорию трудно опровергнуть. Но, я полагаю, что бремядоказательств следует возложить на ее сторонников. Почему одно и то же сновидение неоднократно повторяется? Это весьмалюбопытный факт, для которого не существует однозначного объяснения. Однако,мы можем обнаружить, что в таких повторяющихся сновидениях намного болееясно выражен стиль жизни. Повторяющееся сновидение дает нам вполнеопределенное и безошибочное указание на то, в чем состоит цель превосходстваиндивида. В случае длинных и развернутых сновидений стоит предположить, чтосновидец не вполне готов к ситуации: он находится в поисках моста междупроблемой и достижением цели. По этой причине короткие сновидения понимаютсяс меньшими трудностями. Иногда сновидение состоит из одной единственнойкартины, нескольких слов, и это ясно показывает, как сновидец пытается снаименьшей затратой усилий обмануть себя.Сон, бодрствование и гипноз
Наше рассуждение мы завершим вопросом о сне. Подавляющее большинстволюдей считают такие вопросы бесполезными. Они воображают, что сон -- этопротивоположность бодрствованию, "брат смерти". Однако такая точка зренияошибочна. Сон -- не противоположность, но иная степень бодрствования. Во снечеловек не отрезан от жизни, наоборот, он думает и слышит. В общем, во снепроявляются те же самые тенденции, что и в жизни в состоянии бодрствования.Так, есть матери, которых не может разбудить никакой шум улицы, но если ихребенок чуть пошевелился -- они сразу же вскакивают. Очевидно, чтопрекратить сон может только нечто принадлежащее к сфере реального интереса.А тот факт, что мы не сваливаемся с кровати, указывает на то, что на самомделе мы и во сне осознаем пространственные границы. Целостность личности проявляется как ночью, так и днем. Это объясняетфеномен гипноза. Каким же должно быть суеверие, чтобы воспринимать вкачестве магической силы то, что является не более чем разновидностью сна!Но в первом случае человек хочет повиноваться другому и знает, что второйхочет заставить его спать. То же самое в более простой форме происходиттогда, когда родители говорят: "Ну, довольно, а сейчас -- спать!" -- иребенок повинуется. В гипнозе также результаты достигаются потому, чточеловек послушен, и легкость, с которой он может быть загипнотизирован,пропорциональна его послушанию. В гипнозе мы имеем возможность заставить человека создавать картины,умозаключения, вспоминать то, что оказывается невозможным создать и осознатьв состоянии запретов бодрствования. Есть только одно требование --повиновение. С помощью этого метода можно найти решение некоторых проблем,которые, например, могут касаться забытых ранних воспоминаний. Однако в качестве метода взаимодействия с пациентом в терапии гипнозопасен. Автор не принимает гипноз и прибегает к нему только в крайнихслучаях, когда пациент не верит ни в какой другой метод. Можно обнаружить,что люди, подвергавшиеся гипнозу, довольно мстительны. Поначалу онидействительно преодолевают свои трудности, не изменяя, однако, реальностьсвоего стиля жизни. Это подобно таблеткам или механическим средствам:истинная природа человека не затрагивается. Если же мы хотим по-настоящемупомочь человеку, необходимо придать ему мужества, веры в себя и ясности впонимании им своих ошибок. В гипнозе все это невозможно, потому он не долженприменяться в практике, кроме исключительных случаев.ВОСПИТАНИЕ
И ПРОБЛЕМНЫЕ ДЕТИ
Как воспитывать своих детей? Возможно, это наиболее важный вопрос всовременной общественной жизни. У индивидуальной психологии есть свой взглядна эту проблему. Воспитание, независимо от того, происходит ли оно дома илив школе, -- это попытка вырастить и направить личность. Поэтомупсихологическая наука -- это основа методики воспитания, или, если угодно,всякое воспитание можно рассматривать как отрасль обширной психологическойнауки -- искусства жить.Школа и общественные идеалы
Начнем с некоторых предварительных замечаний. Наиболее общий принципвоспитания состоит в том, что оно должно согласовываться с дальнейшей жизньючеловека, с реальностью, с которой ему придется столкнуться. Этоподразумевает, что воспитание должно согласовываться с идеалами нации, впротивном случае, воспитанникам будет довольно сложно жить в обществе: имбудет неуютно в качестве его членов. Несомненно, идеалы нации могут изменяться -- резко, в результатереволюции, или постепенно, в процессе эволюции. И это всего лишь означает,что у воспитателя должен быть некий обобщенный идеал. Это должен быть идеал,в любом случае остающийся уместным, который учит человека изменятьсясоответственно изменяющимся обстоятельствам. Связь школы с общественными идеалами, безусловно, обеспечиваетсяправительством. Именно в силу его влияния национальные идеалы отражаются вшкольной системе. Правительство с трудом может добраться до родителей илисемьи, однако оно внимательно следит за школами в своих же интересах. Исторически, в разные периоды времени школы отражали различные идеалы.В Европе школы изначально организовывались для аристократических семей, онибыли аристократичны по духу и обучались в них исключительно аристократы. Вдальнейшем, школы перешли под начало церквей и приобрели религиозныйхарактер. Однако со временем требования нации к знаниям стали расти.Расширялось количество преподаваемых дисциплин, выросла потребность вучителях, которую церковь уже не могла удовлетворять. Таким образом, кпрофессии стали приобщаться люди, не имеющие отношения к церкви. До последнего времени учителя почти никогда не занимались исключительнопреподаванием: они сапожничали, портняжничали и так далее. Неудивительно,что основным средством обучения служили розги. В такой школе не моглирешаться психологические проблемы детей. Основы современного подхода в образовании в Европе заложил Песталоцци.Песталоцци (1746-1827) был первым преподавателем, нашедшим инойпедагогический метод помимо прута и наказания. Для нас Песталоцци ценен тем, что показал большую важность методики дляшколы. Используя правильные методы, можно научить каждого ребенка (заисключением умственно отсталых) читать, писать, петь и считать. Нельзясказать, что совершенные методики уже изобретены. Они постоянно находятся впроцессе совершенствования и развития. Возвращаясь к истории европейской школы, стоит заметить, что послетого, как педагогические техники достигли определенного уровня, появляетсябольшая необходимость в работниках, умеющих читать, писать, считать и ненуждающихся в постоянном руководстве. В это время выдвигается лозунг: "Школа-- каждому ребенку!" В настоящее время, в результате изменения условийэкономической жизни и идеалов, которые отражают эти условия, каждому ребенкувменяется в обязанность ходить в школу. Когда-то в Европе влиятельны были только аристократы и требовалисьтолько чиновники и рабочие. Те, кто должен был быть подготовлен для высшихдолжностей -- шли в высшие школы; для остальных школы были просто закрыты.Система образования отражала национальные идеалы времени. Сегодня школьнаясистема соответствует новым национальным идеалам. Не так давно в нашихшколах дети должны были сидеть, тихо, со сложенными руками и не шевелиться.Теперь в наших школах дети -- друзья учителей. Они более не подчиняютсяавторитетам, от них почти не требуют повиновения и позволяют развиватьсяболее независимо. Естественно, речь идет о школах, которых много вдемократических Соединенных Штатах, так как школы всегда развиваются вместес идеалами страны, как бы кристаллизующихся в правительственных указах.Влияние семьи
Школьная система органично связана с национальными и социальнымиидеалами, -- что обусловлено, как мы видели, ее происхождением и системойорганизации, -- с психологической же точки зрения это дает ей большоепреимущество как воспитательному учреждению. С точки зрения психологииосновная цель воспитания состоит в социальной адаптации. Сейчас школе легче,чем семье, руководить уровнем социализации ребенка, так как она ближе ктребованиям нации и более независима от критики детей. Она не балует детей ив основном у нее гораздо более беспристрастные установки. С другой стороны, семья не всегда проникнута социальными идеалами.Слишком часто мы обнаруживаем в ней доминирующими идеалы традиционные.Только когда родители сами социально адаптированы и понимают, что цельвоспитания социальна, возможен действительный прогресс в этой области. Еслитолько родители знают все эти вещи и относятся к ним с пониманием, мы найдемдетей правильно воспитанными и готовыми к школе, что немаловажно, так какименно в школе они по-настоящему готовятся занять свое особое место в жизни.Итак, необходимо, чтобы идеалы ребенка развивались как дома, так и в школе,и чтобы школа стояла между семьей и нацией. В предыдущих главах мы заключили, что стиль жизни ребенкаустанавливается в четырех -- пятилетнем возрасте и его непросто подвергнутьизменениям Этот вывод указывает путь, по которому должна идти современнаяшкола Она должна не критиковать или наказывать, но напротив. старатьсяформировать, воспитывать и развивать у детей общественное чувствоСовременная школа не может основываться на принципе подавления и цензуры, адолжна опираться на желание понять и разрешить личные проблемы ребенка С другой стороны, довольно часто родители и дети весьма тесно связаны всемье, поэтому воспитатель испытывает немало трудностей в своих попыткахформирования социальных качеств. Часто родители предпочитают растить детейдля себя, что создает тенденцию, которая в дальнейшем может привести ксерьезным конфликтам в жизни ребенка. Трудности для таких детей начинаютсяуже в школе, а жизнь после школы становится насыщенной все более и болеесложными проблемами. Конечно, чтобы справиться с этой ситуацией, необходимо воспитыватьродителей. Часто это не просто, так как не всегда возможно протянуть рукувзрослому с той же легкостью, что и ребенку. И даже вступая в контакт сродителями, можно обнаружить, что они не слишком заинтересованы идеаламинации. Они настолько погрязли в традиции, что не хотят ничего пониматьпомимо того, что знают. Будучи не в состоянии эффективно работать с родителями, мы должныбросить все свои силы на то, чтобы распространять новое пониманиеповсеместно. Главный пункт наступления -- это школы. Во-первых, потому чтоименно тут собирается наибольшее количество детей, и, во-вторых, потому чтоздесь намного резче, нежели в семье, проявляются ошибки стиля жизни; и,наконец, в-третьих, потому что учитель по определению -- человек, понимающийпроблемы детей. Нормальные дети, если таковые встречаются, остаются за пределами нашегополя зрения. Если перед нами полностью развитые и социально адаптированныедети, лучшее, что можно сделать, -- не подавлять их. Такие дети должны идтисвоим путем, так как, развивая чувство превосходства, они могут бытьсамостоятельными в поисках общественно полезной цели своей жизни. Именнопотому, что их чувство превосходства приносит пользу, оно не являетсякомплексом превосходства. С другой стороны, проблемным детям, невротикам, преступникам присущикак чувство превосходства, так и чувство неполноценности, которые носятбесполезный характер. Их комплекс превосходства всегда служит компенсациейкомплекса неполноценности. Чувство же неполноценности, как мы показали,присуще каждому человеческому существу, но это чувство становитсякомплексом, только если оно обескураживает человека до такой степени, чтопобуждает действовать в бесполезном направлении. Своими корнями проблемы комплекса неполноценности и превосходствауходят в дошкольный период семейной жизни ребенка. Именно в это времяпроисходит формирование его стиля жизни, который в детском варианте мыназываем "прототипом". Образом прототипа может быть незрелый фрукт, а если снезрелым фруктом что-то не в порядке, если он, например, червив, -- то чемболее он зреет и развивается, тем больше его поедает червь.Проблемные дети
Как мы видели, сложности начинаются с проблем поврежденных органов.Именно труд