Последовательность рождения и ранние воспоминания
Интересно, что мы никогда не найдем двух детей, которые бы росли водинаковой ситуации, даже если они рождены в одной семье. Внутри одной семьисуществует совершенно особая атмосфера вокруг каждого ребенка. Так, печальноизвестны условия жизни первенца. Вначале первый ребенок -- единственный, ипоэтому является центром всеобщего внимания. Но после рождения второгоребенка он обнаруживает себя свергнутым с пьедестала, и эта перемена ему непо вкусу. Это и в самом деле трагедия в жизни ребенка: он обладал властью,которой теперь лишился. Это ощущение трагедии становится частью егопрототипа, и со временем проявится в его качествах, когда он станетвзрослым. Случаи из практики показывают, что такие дети всегда болезненнопереживают свое ниспровержение. Еще одно внутрисемейное различие в обстановке вокруг детей -- эторазница в обращении с мальчиками и девочками. Довольно типична ситуация,когда Мальчики ценятся и превозносятся, а с девочками обращаются так, какбудто они ни на что не годны. Естественно их жизнь будут сопровождать вечныесомнения и колебания, ибо они не смогут избавиться от впечатления, чтотолько мужчины действительно способны что-то сделать. Положение второго ребенка также весьма своеобразно и неповторимо. Таккак у него всегда есть лидер, движущийся параллельно, его ситуацияразительно отличается от ситуации первенца. Обычно второй ребенок обгоняетсвоего лидера, и если разобраться в причине такого положения вещей, можнообнаружить, что старшего ребенка попросту раздражает наличие соперника, иэто раздражение в конце концов отражается на его положении в семье. Старшийребенок начитает бояться соревнований и не особо в них преуспевает. Он всебольше прислушивается к поощрениям своих родителей, которые начинают ценитьвторого ребенка. Напротив, второй ребенок изначально противопоставленлидеру, что постоянно побуждает его к соревнованию. Все его качества будутотражать особенность его положения в семейном сообществе. По натуре онбунтовщик, не признающий власть или авторитет. Многочисленные примеры силы младших детей нам дают история и легенды.Яркое тому подтверждение -- история Иосифа, который захотел превзойти всех.Тот же факт, что в его отсутствие, многие годы спустя после того, как онпокинул дом, в семье родился младший брат, не повлияло на ситуацию. Егоположением было положение младшего ребенка. Подобные описания мыобнаруживаем в сказках, где младшему ребенку отведена главная роль. Мы можемувидеть, что все эти качества возникают в раннем детстве и остаютсянеизменными до тех пор, пока индивиду не удастся достичь глубины в пониманиисамого себя. С тем, чтобы переориентировать ребенка, необходимо помочь емупонять, что же с ним произошло в раннем детстве. Необходимо также, чтобы онпонял, что в его прототипе есть ошибка, которая влияет на все ситуации егожизни. Важным способом познания прототипа, а следовательно, сути человекаявляется изучение его ранних воспоминаний. Все наши знания и наблюденияприводят нас к выводу, что наши воспоминания принадлежат прототипу. Пояснитьэту мысль можно следующим образом. Возьмем в качестве примера ребенкапервого типа -- с поврежденным органом: болезнью желудка. Его воспоминания очем-то виденном или слышанном, по всей вероятности, всегда каким-либообразом будут касаться еды. То же самое можно сказать и о ребенке левше: этаего особенность также будет влиять на его точку зрения. Человек можетрассказать вам о своей матери, которая баловала его, или о рождении младшегоребенка, о том, как его бил вспыльчивый отец, или о тех обидах, какие емупришлось перенести в школе. Все свидетельства такого рода очень ценны, еслитолько мы владеем искусством чтения их смысла. Искусство понимания ранних воспоминаний заключает в себе высшую степеньэмпатии, способность идентифицировать себя с ребенком в его детскойситуации. Только благодаря такой эмпатии мы сможем понять, какое важноезначение в его жизни имеет появление в семье младшего ребенка или какоевпечатление оставляет в его сознании жестокое обращение со сторонывспыльчивого отца.
Теперь в качестве резюме сформулируем подход индивидуальной психологии,выработанный ею в течение последних двадцати пяти лет. Вы можете видеть, чтоона проделала долгий путь в новом направлении. Существует множествоединственных в своем роде психологии и психотерапий. Какой-то психологизбирает одно направление, другой -- другое, и каждый не верит, чтоостальные могут быть правы. Возможно, читатель также не будет полагаться наверу. Пусть он сравнит. Он увидит, что мы не согласны с так называемой"психологией влечений" (наиболее известным представителем этого течения вАмерике является Макдугал), поскольку в этих "влечениях" слишком много местаотводится врожденным склонностям. По той же причине мы не можем согласитьсясо "стимулами" и "реакциями" бихевиористов. Бессмысленно конструироватьсудьбу и характер человека из "влечений" и "реакций", пока не понята цель, ккоторой направлены эти движения души Ни одна из этих психологии не мыслит втерминах индивидуальных целей.
Употребление терминов "сознательное" и "бессознательное" дляопределения отличительных факторов является неверным с точки зрения практикииндивидуальной психологии. Сознательное и бессознательное движутся вместе водном и том же направлении и не противоречат друг другу, -- вопрекираспространенному мнению. Более того, между ними не существует точнойдемаркационной линии. Вопрос, скорее, заключается в раскрытии цели ихсовместного движения. Невозможно решить, что сознательно, а что нет, до техпор пока мы не знаем всего контекста. Этот контекст обнаруживается впрототипе -- той модели жизненного поведения, которую мы анализировали впредыдущей главе.
Заключение
Теперь в качестве резюме сформулируем подход индивидуальной психологии,выработанный ею в течение последних двадцати пяти лет. Вы можете видеть, чтоона проделала долгий путь в новом направлении. Существует множествоединственных в своем роде психологии и психотерапий. Какой-то психологизбирает одно направление, другой -- другое, и каждый не верит, чтоостальные могут быть правы. Возможно, читатель также не будет полагаться наверу. Пусть он сравнит. Он увидит, что мы не согласны с так называемой"психологией влечений" (наиболее известным представителем этого течения вАмерике является Макдугал), поскольку в этих "влечениях" слишком много местаотводится врожденным склонностям. По той же причине мы не можем согласитьсясо "стимулами" и "реакциями" бихевиористов. Бессмысленно конструироватьсудьбу и характер человека из "влечений" и "реакций", пока не понята цель, ккоторой направлены эти движения души Ни одна из этих психологии не мыслит втерминах индивидуальных целей.
ПРЕОДОЛЕВАЯ ОГРАНИЧЕНИЯ
Употребление терминов "сознательное" и "бессознательное" дляопределения отличительных факторов является неверным с точки зрения практикииндивидуальной психологии. Сознательное и бессознательное движутся вместе водном и том же направлении и не противоречат друг другу, -- вопрекираспространенному мнению. Более того, между ними не существует точнойдемаркационной линии. Вопрос, скорее, заключается в раскрытии цели ихсовместного движения. Невозможно решить, что сознательно, а что нет, до техпор пока мы не знаем всего контекста. Этот контекст обнаруживается впрототипе -- той модели жизненного поведения, которую мы анализировали впредыдущей главе.
Индивидуальное единство
Случай из практики послужит иллюстрацией тесной связи междусознательной и бессознательной жизнью. Женатый мужчина сорока лет страдалфобией - желанием выброситься из окна. Он постоянно боролся с этим желанием.Все же прочее в его жизни было вполне благополучно: у него были друзья,хорошее положение, счастливая семейная жизнь. Его случай нельзя объяснитьиначе, кроме как в терминах сотрудничества сознания и бессознательного. Онсознавал свои чувства, связанные с желанием выброситься из окна, однакопродолжал жить и фактически даже никогда не пытался это сделать. Причиназаключалась в том, что в его жизни была другая сторона, где борьба противего желания совершить самоубийство играла важную роль. В результатесотрудничества бессознательной стороны его существа с его сознанием, он былпобедителем. Фактически, по своему "стилю жизни", если использовать термин,о котором мы будем говорить подробнее в следующей главе, он был победителем,он достиг своей цели -- превосходства. Читатель может усомниться: как это вчеловеке могут уживаться осознанная склонность к самоубийству и чувствопревосходства? Ответ заключается в том, что нечто в самом его существеразвязало эту битву с суицидальной наклонностью. Успех же в этой битве иделает его победителем и высшим существом. Объективно, его борьба запревосходство была обусловлена его собственной слабостью, как это частобывает в случаях, когда люди так или иначе чувствуют свою неполноценность.Однако важно то, что в личной битве его стремление к превосходству,стремление жить и завоевывать побеждает чувство неполноценности и желаниеумереть несмотря на то, что последнее живет в его сознании, а первое -- вбессознательном Давайте посмотрим, подтверждает ли наши предположения развитиепрототипа этого человека. Из анализа ранних воспоминаний мы узнали, что вдетстве у него была проблема в школе. Ему не нравились другие мальчики, и онстарался их избегать. Тем не менее он сумел собраться с силами и отстоятьсебя. Другими словами, уже здесь мы можем видеть усилие с его стороныпреодолеть свою слабость. Он не отступил перед своей проблемой и победил Если мы проанализируем характер нашего пациента, то увидим, чтоединственной целью его жизни было преодоление страха и тревожности. Эта цельобъединила его сознательные идеи с бессознательными в единое целое. С точкиже зрения того, кто не рассматривает человеческое существо как единое целое,у данного пациента не было никаких успехов и не могло быть чувствапревосходства. В его представлении пациент не более чем амбициознаяличность, он стремится к борьбе, но остается трусом в глубине души. Однакотакая точка зрения была бы ошибочной, так как в ней не принимаются вовнимание все факты и не дается их интерпретация в контексте единствачеловеческой жизни. Вся наша психология и все наше понимание или стремление понять человекабудет бесплодным и бесполезным, если мы не будем убеждены, что человеческоесущество представляет из себя единое целое. Если мы предположим наличие унего двух не относящихся друг к другу сторон, мы не сможем увидеть жизнь,как целостный организм.Социальный контекст
Кроме рассмотрения жизни индивида как единого целого, мы должны такжеучитывать ее социальный контекст Поначалу дети рождаются слабыми, и ихбеспомощность делает необходимым, чтобы за ними ухаживали другие люди. Такимобразом, стиль жизни или модель жизненного поведения ребенка нельзя понятьбез учета людей, которые ухаживали за ним и восполняли его неполноценность.Тесные взаимоотношения ребенка с матерью и семьей невозможно понять, если мыограничим наш анализ анализом периферии физического пребывания ребенка впространстве. Индивидуальность ребенка не сводится к физическойиндивидуальности, она включает в себя весь контекст социальных отношений. То, что применимо к ребенку, до определенной степени можно такжеприменить к людям вообще. Слабость, по причине которой ребенок живет всемейной группе, аналогична слабости, которая заставляет взрослого человекажить в обществе. Все люди чувствуют свою неадекватность в тех или иныхситуациях. Они чувствуют себя придавленными трудностями жизни и не всостоянии встретиться с ними один на один. Поэтому одной из самых сильныхнаклонностей человека всегда было стремление объединяться в группы с тем,чтобы он имел возможность жить как член общества, а не как изолированныйиндивид. Без сомнения, общественная жизнь в значительной степени помогаетчеловеку преодолеть свои чувства неадекватности и неполноценности. На примере животных мы знаем, что более слабые особи всегда живут вгруппах, чтобы их совместные силы могли помочь удовлетворить ихиндивидуальные потребности. Так, стадо буйволов способно защититься отволков, что было бы невозможным для одного буйвола. Сбиваясь в стадо, ониприслоняют свои головы друг к другу и сражаются копытами, что позволяет имспастись. С другой стороны, гориллы, львы и тигры могут жить изолированнодруг от друга, так как природа наделила их средствами самозащиты.Человеческое существо не обладает их огромной силой, заключенной в когтяхили зубах, и поэтому не может жить отдельно. Таким образом, мы видим, чтопервопричина социальной жизни заключается в слабости человека. По той же самой причине мы не можем ожидать, что найдем одинаковымиспособности и дарования всех человеческих существ в обществе. Но хорошосбалансированное общество не останется в долгу перед своими членами, которыенуждаются в его поддержке. Это очень важно усвоить, так как в противномслучае можно прийти к предположению о необходимости всецело судить очеловеке по его врожденным способностям. В сущности, человек, лишенныйкаких-либо способностей, может испытывать трудности, живя в условияхизоляции, но успешно компенсировать свои недостатки в хорошо организованномобществе. Попробуем предположить, что наши индивидуальные недостатки являютсяврожденными. Тогда целью психологии становится обучение людей хорошо жить сдругими, и тем самым помочь уменьшить эффект их естественных недостатков.История социального прогресса -- это история того, как человек сотрудничал,чтобы преодолевать лишения и недостатки. Все знают, что язык являетсясоциальным изобретением, но лишь немногие понимают, что индивидуальныенедостатки были матерью этого изобретения. Но подтверждение этой истинылегко найти в раннем поведении детей. Когда их желания не выполняются, онихотят привлечь внимание и стараются делать это с помощью определенного родаязыка. Но если бы ребенку не нужно было привлекать внимание, он бы непытался говорить вообще. Это происходит в первые месяцы жизни, когда матьвыполняет все, что хочет ребенок, до момента, когда он заговорит. Естьданные о случаях, когда дети не говорили до шести лет, так как у них не былов этом необходимости. Эту истину можно также проиллюстрировать особымислучаями детей с немыми или глухими родителями. Когда такому ребенку больно,он плачет, но плачет беззвучно. Он знает, что звук был бы бесполезен, таккак родители не могут его слышать. Следовательно, он делает вид, что кричит,с целью привлечь внимание своих родителей, но все это беззвучно. Таким образом, мы видим, что всегда необходимо учитывать весьсоциальный контекст изучаемых фактов с тем чтобы понять конкретную "цельпревосходства", которую избирает индивид. Изучение его социальной ситуациинеобходимо также для того, чтобы увидеть, в чем именно заключаются еготрудности. Так, многие считают невозможным найти нормальный контакт сдругими посредством языка. Заика -- как раз такой случай. Если мы займемсяслучаем заики, то обнаружим, что с самого начала своей жизни он никогда небыл достаточно социально адаптирован. Он отказывался примкнуть к какой-либодеятельности, не хотел иметь друзей или товарищей. Для развития речи емунеобходимы были связи с другими людьми, но их-то он и избегал, лишая себявозможности избавиться от заикания. У заик имеются две тенденции: перваяпобуждает их к общению с другими людьми, другая же заставляет их искать длясебя уединения. В дальнейшей жизни, у взрослых людей, сторонящихся активных социальныхсвязей, мы обнаруживаем неспособность выступать перед публикой, страх передней. Это связано с тем; что они считают свою аудиторию враждебной. У нихпоявляется чувство неполноценности. Дело в том, что человек может говоритьхорошо, только если он верит в себя и свою аудиторию, и только в этом случаеу него будет отсутствовать страх перед публикой. Таким образом, чувство неполноценности и проблема социального обученияочень тесно связаны. Именно потому, что чувство неполноценности возникаетиз-за плохой социальной адаптации, социальное обучение является основнымметодом, с помощью которого мы все можем преодолеть свое чувствонеполноценности. Существует прямая связь между социальным воспитанием и здравым смыслом.Когда мы говорим, что люди преодолевают свои трудности с помощью здравогосмысла, то имеем в виду совокупный разум социальной группы. С другойстороны, как мы указывали в предыдущей главе, люди, поступки которыхопределяются частным пониманием и которые ограничены частным языком, темсамым обнаруживают свою ненормальность. Больные, невротики и преступники --вот люди такого типа. Им не интересны люди, институции, социальные нормы ит. п. предметы. Но через них-то и пролегает путь к их спасению. Нашей задачей в работе с такими людьми является донести до них фактысоциальной жизни. Демонстрация добрых намерений позволяет нервозным людямчувствовать себя оправданными. Но этого мало. Мы должны помочь им понять,что для общества важно, что же они делают в действительности и что онодействительно от них получает.Отношение к недостаткам
Чувство неполноценности и стремление к превосходству универсальны, нобыло бы ошибкой заключить из этого, что все люди одинаковы. Неполноценностьи превосходство -- общие условия, которые управляют поведением человека, нопомимо них, есть различия в физической силе, здоровье и окружении. По этойпричине в одинаковых условиях разными людьми совершаются различные ошибки.Например, мы не найдем у детей ни одного вполне устойчивого и верногоспособа реагировать на окружающий мир. Их реакции индивидуальны. Каждый изних стремится к более совершенному стилю жизни, но делает это по-своему,совершая свои собственные ошибки и идя своим путем к успеху. Проанализируем некоторые разновидности индивидов и их характерныечерты. Возьмем к примеру детей-левшей Некоторые из них даже не подозревалитого, что они левши, так как их чрезвычайно старательно приучили писатьправой рукой. Поначалу это получалось у них весьма неловко и неуклюже; наних сыпались упреки, критические замечания и насмешки. Но это грубая ошибка,-- необходимо упражнять обе руки ребенка. Левшу можно узнать еще в колыбели,потому что левая рука у него двигается быстрее правой. В будущем его можеттяготить изъян его правой руки. С другой стороны, у таких людей часторазвивается большой интерес к своей правой руке и кисти, который можетвыразиться, например, в рисовании, письме и т. д. Нет ничего удивительного втом, что ребенок-левша может быть обучен лучше, чем нормальный ребенок. Попричине своей заинтересованности он, так сказать, раньше включился, и, такимобразом, его недостаток способствовал более старательным занятиям иупражнениям. Зачастую подобная ситуация бывает большим преимуществом вразвитии артистических способностей и художественных талантов. Обычноребенок, находящийся в подобном положении, амбициозен, он стремитсяпреодолеть свои ограничения. Иногда, однако, если борьба эта слишкомбезжалостна, в нем могут развиться зависть или ревность. а отсюда -- сильноечувство неполноценности, преодолеть которое труднее, чем обычно. Постояннаяборьба может сделать ребенка чересчур воинственным, и, став взрослым, онбудет страдать от навязчивого стремления преодолеть свою неуклюжесть инеловкость. Пытаясь достичь каких-то своих целей, совершая ошибки, дети каждыйпо-своему развиваются в соответствии с теми прототипами, которые сложились уних в возрасте четырех -- пяти лет. Их цели -- различны. Один ребенок можетхотеть быть художником, а другой стремится как-то отгородиться от мира, гдеон оказался неудачником. Возможно, мы смогли бы разобраться в том, как емупреодолеть свои недостатки, но сам он этого не знает, и, увы, слишком частоему преподносят неверное объяснение фактов. Многие дети страдают дефектами зрения, слуха, легких или желудка. Мыобнаружили, что эти недостатки стимулируют их интерес. Любопытный пример --случай с человеком, который страдал от приступов астмы только по вечерам повозвращении домой из офиса. Это был женатый сорокапятилетний мужчина схорошим положением. На вопрос, почему приступы всегда происходят после егоприхода с работы домой, он дал следующее объяснение: "Видите ли, моя женаслишком материалистически настроена, я же -- идеалист, так что часто мы несогласны друг с другом. Когда я прихожу домой, я хочу покоя, хочунаслаждаться домом, тогда как моя жена желала бы отправиться в гости, ипоэтому она жалуется, что ей приходится сидеть дома. Это удручает меня, и яначинаю задыхаться". Почему же этот человек задыхается: почему его, скажем, не тошнит? Адело в том, что он всего лишь верен своему прототипу. В детстве, вследствиекакой-то болезни ему долгое время пришлось оставаться в бинтах, и тугаяповязка мешала его дыханию, причиняя также массу других неудобств. В их домебыла прислуга, которая была сильно к нему привязана и была готова целымиднями сидеть рядом с ним и утешать его. Отдавая ему все внимание, оназабывала о себе. Тогда-то у него и сложилось впечатление, что его будутразвлекать и утешать всегда. Когда мальчику исполнилось четыре года, сиделкавышла замуж и уехала. Провожая ее на станцию, он горько рыдал. После этогоон сказал своей матери: "Теперь, когда моя няня уехала, в мире для менябольше нет ничего интересного" Мы видим, что с тех пор он не изменился, и уже будучи взрослым, он ищетидеального человека, который бы всегда развлекал и утешал его иинтересовался бы только им одним. Проблема была не в недостатке воздуха, а втом, что его не развлекали и не утешали непрерывно, -- естественно, не такпросто найти человека, который бы на это согласился. Он хотел всегдауправлять ситуацией, и до определенной степени болезнь помогала ему в этомпреуспеть. Так. когда он начинал задыхаться, его жена уже не хотела идти втеатр или на вечеринку. Таким образом он достигал "цели превосходства".Сознательно этот человек всегда был правдив и порядочен, но на уме у негобыло желание побеждать. Он хотел склонить свою жену к тому, что он называл"идеалистическим" взглядом на вещи. Но мы должны подозревать, что под этойповерхностью скрываются иные мотивы... Мы часто видим, как у детей с плохим зрением возникает повышенныйинтерес к рассматриванию, что способствует развитию этой способности.Примером может служить великий поэт Густав Фрейтаг, страдавшийастигматизмом, что не помешало ему добиться значительных успехов. Проблемы сглазами у поэтов и художников -- не редкость; часто, однако, этоподхлестывает их интерес. Фрейтаг сказал о себе: "По-видимому, из-за того,что мои глаза отличались от глаз других, я вынужден был использовать итренировать свою фантазию. Я не знаю, помогло ли это мне стать большимписателем, но - так или иначе -- именно моя близорукость помогла мне видетьв своем воображении лучше, чем другие в реальности". Если мы вспомним гениальных людей, мы увидим, что плохое зрение иликакой-то другой физический недостаток -- довольно частое явление у гениев.Даже у богов были физические дефекты, такие как слепота на один или дваглаза, факт существования гениев, которые даже будучи полуслепыми, все жеспособны различать линии, тени и цвета лучше, чем другие, показывает, чтоможно сделать с больными детьми, если их проблемы правильно поняты. Есть люди, проявляющие повышенный интерес к еде. Они постояннообсуждают, что они могут, а что не могут есть. Как правило, в детстве с едойу них были связаны какие-то проблемы, это-то и пробудило у них чрезмерныйинтерес к еде. Может быть, заботливая мать беспрерывно повторяла им, чтохорошо есть, а что -- плохо. Этим людям приходится много внимания уделятьлечению болезней своего желудка, и они становятся жизненно заинтересованысвоим меню на завтрак, обед и ужин. Неотступно думая о еде, они иногдадостигают успехов в искусстве кулинарии, либо становятся специалистами ввопросах диет. Бывает, правда, и так, что болезни желудка или кишечника становятсяпричиной поисков замены увлечения едой. Иногда ее заменяют деньги, тогдатакой человек превращается в скопидома или становится крупным и ловкимбанкиром. Часто тяга к накопительству заставляет их работать без отдыха, такчто бизнес целиком их поглощает -- факт, который может дать им большоепреимущество перед другими людьми той же профессии. Интересно заметить, чтонам часто приходится слышать о богатых людях, что у них проблемы с желудком. Давайте также вспомним о связи тела и духа. Какой-то определенныйдефект не всегда ведет к одинаковым следствиям. Существованиепричинно-следственной связи между физическим недостатком и ущербным стилемжизни совсем не обязательно. Часто правильное лечение, например, правильноепитание, способно частично устранить проблему тела. Но физический недостатоквовсе не является основной причиной неприятных последствий, -- прежде всегоза них ответственно отношение человека к своим недостаткам. Вот почему дляпсихолога важны не наличие физического изъяна или исключительно телеснаясимптоматика, но ошибочная установка пациента по отношению к ним. Еще ипоэтому он ищет пути преодоления чувства неполноценности во время развитияпрототипа.