Общая характеристика психических познавательных процессов: внимание и воображение.
Вниманием называется выделение, выбор актуальных, личностно значимых сигналов. Как и память, внимание относится к так называемым «сквозным» психическим процессам, так как присутствует на всех уровнях психической организации.
Традиционно внимание связывают прежде всего с ограничением поля восприятия, то есть с такой организацией восприятия, при которой человек воспринимает то, что хочет видеть (слышать и т. д.), предвосхищая структуру информации, которая будет при этом получена.
Внимание осуществляет выбор той информации, которая будет обрабатываться. Центральные механизмы переработки информации у человека могут иметь дело в данный момент времени лишь с одним объектом. Фиксированный объем является основной характеристикой внимания. Объем внимания нельзя изменить с помощью обучения и тренировки.
Последовательность анализа среды (направление внимания) зависит от двух групп факторов:
1. -структура внешних раздражителей (физические параметры сигнала: интенсивность, частота и т. д.);
2. -структура внутреннего поля, определяемой деятельностью человека (степень новизны, интенсивности раздражителя и т. д.).
Внимание сопровождается приспособительными движениями, но не сводится к ним. Сущность внимания в избирательном характере психической деятельности.
Внимание обеспечивает направленность и сосредоточенность психической деятельности.
Виды внимания
1. непроизвольное, если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер. По мнению К. К. Платонова, одной из форм непроизвольного внимания является установка (состояние готовности или предрасположенности личности к действию определенным образом).
2. произвольное, если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью.
Характеристики внимания
Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче. Устойчивость определяется периферическими факторами, не превышает 2-3 секунд, после чего наступает колебание внимания.
• Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия.
• Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.
• Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).
• Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т. д.
• Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.
В настоящее время распространяется мнение, что воображение является комбинацией не только образного, но и абстрактного содержания.
Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой.
Виды воображения:
1. Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
2. Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
3. Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
4. Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Функции воображения:
• Образное представление действительности.
• Регулирование эмоциональных состояний.
• Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.
• Формирование внутреннего плана действий.
Способы создания образов воображения
1. Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
2. Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
3. Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.