Сказкотерапияв диагностической и коррекционной работе .Порядок проведения.

Арт-терапия (от англ. art – искусство; therapy – терапия, лечение, уход, забо- та) активно развивается во многих направлениях. Методы арт-терапии изучают- ся, применяются в работе с детьми и взрослыми. Сказкотерапия или «лечение» сказками, является одним из видов арт-терапии, который существует и эффек- тивно используется с древних времен. Форма метафоры, в которой созданы сказ- ки, истории, притчи наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Впервые сказка как психологический метод была определена в школе психоана- лиза и являлась проективной методикой, которая имеет много общего со свобод- ными ассоциациями или сновидениями. С помощью сказкотерапии психотерапевт символически помогает детям справиться с проблемой, выбирать приемлемую альтернативу. Так решаются диагностические и психотерапевтические задачи. Современная сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии, педа- гогики, психотерапии и философии разных культур. И практическое использова- ние сказкотерапии предполагает интеграцию сказки, игры, рисунка и пр., которые объединены целями и задачами психотерапии. Метод сказкотерапии – это удивительное по силе психологического воздей ствия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент раз- вития. Использование сказкотерапевтических технологий позволяет помочь человеку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию, способствовать интеллектуальному развитию. В России сказкотерапия, как психологический метод, появилась совсем недав но. В 1997 году был создан Российский институт сказкотерапии в Санкт – Петер-бурге (Директор института – доктор психологических наук, Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева). А в 2005 году в Москве организовано Сообщество сказ- котерапевтов, которое ежегодно проводит конференции, фестивали, объединяя опыт сказкотерапевтов России, Белоруссии, Украины (Президент сообщества – доктор психологических наук, Игорь Викторович Вачков). Интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навы- ков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция – вот основные возможности сказкотерапии. Сегодня в рамках сказкотерапевтической работы используют не только на родные или авторские сказки, которыми богата литература, но и специально созданные (психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, психо- логические) сказки. Однако мы понимаем, что для сказкотерапии необходима со- ответствующая квалификация психолога и психотерапевта, особенно если ее при- меняют к детям с трудностями развития, адаптации и др.

Как сочинить и рассказать сказку? Сказка является наиболее эффективным методом в подготовке к новой соци- альной ситуации. Ее цель – помощь в адаптации, а задачами являются:

1. Познакомить в привлекательной образной, доступной форме с новой социальной ситуацией;

2. Изменить негативное отношение к новой социальной ситуации;

3. Научить адекватно вести себя в новой социальной ситуации.

Под социальной ситуацией мы понимаем общение с чужими людьми, которые являются представителями социума. Такое общение возникает по инициативе взрослых и может протекать как на территории ребенка, так и в других местах. Незнакомая, новая ситуация, которая возникает в жизни ребенка, провоцирует определенные, порой даже противоречивые эмоциональные реакции – от радости в ожидании приключения, до тревоги и страха. Такая сказка не включает психотерапевтические задачи, так как направлена не на глубинные изменения в личности, не «лечит» от фобических или других эмо- циональных расстройств, а только корригирует ситуативные дезадаптивные реак- ции, обучает и осуществляет предварительную подготовку к знакомству с новой социальной ситуацией. Перед сочинением сказки социальная ситуация исследуется взрослыми, отме- чаются конкретные образы, определяются значимые ключевые фигуры, действия, их названия. Например, до знакомства детей с логопедом, дефектологом, психоло- гом, врачом рассказывают сказку о том, какую помощь оказывают специалисты, чем конкретно они занимаются, какие они используют предметы (инструменты), с какой целью. Все это предлагается в сказочных образах, которые совершают ре- альные предстоящие действия. Сказочные герои, могут быть принцами, королями, предметами, игрушками, животными и др. В сказку можно играть, используя различные игрушки. Сказку можно вместе с ребенком нарисовать. Придумать продолжения к сказке. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы создают невидимый мост между ребенком и взрослым. Однако не рекомендуется задавать вопросы ребенку, сравнивая его личность со сказочными персонажами. Например, герои из «Лесной школы» (М.А.Панфилова, 2002) отражают типичные трудности для адаптации к школе, ненавязчиво, без на- зидания знакомят со школьными требованиями. Детям очень нравятся эти сказки. Но если взрослый хоть один раз позволит себе сравнить поступок героя с привыч- ками ребенка, дети отказываются от дальнейшего чтения. Итак, сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания сло- вами описать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства. Это уникальная воз- можность пережить, проиграть жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы. Ребенок, попадая в стрессовую ситуацию, порой самостоятельно не способен воспользоваться собственными психологическими ресурсами, ему необходима социальная поддержка, помощь взрослого. Эту помощь может оказать не только психолог, но также родитель, врач, педагог. Сказки, рассказанные психологически грамотно, могут не только снизить тревогу, страхи перед предстоящими новыми ситуациями, особенно связанными с медициной, но и подготовить ребенка к ним.



Наши рекомендации