Определение малой группы. основные направления исследования малых групп. типы малых групп.
Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов, по мнению Г. М. Андреевой. В словаре по психологии малая группа определяется как: относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами. По этому вопросу существует две основные точки зрения. Согласно одной из них, малая группа начинается с двух человек (диада). Согласно второй точки зрения, говорить о наличии малой группы можно, начиная с трех человек (триада).Нет единого мнения и по поводу верхней границы малой группы. В литературе по этому вопросу приводятся самые разные цифры: 10, 15, 20 человек. В современных исследованиях управления наиболее оптимальным считается состав группы в 5–9 человек, но не более 12.Можно констатировать, что вопрос о численности малой группы остается дискуссионным. Тем не менее практически во всех определениях фиксируются следующие черты, свойственные малой группе:
1. наличие двух (трех) и более людей;
2. наличие общей цели и совместной деятельности, таким образом, под определение малых групп не попадает совокупность нескольких индивидов, наблюдающих за последствием какого-либо происшествия;
3. осуществление определенных контактов и общения между людьми;
4. формирование групповых норм и ценностей;
5. наличие достаточного времени взаимного существования людей;
6. наличие системы власти.
«Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов».
Основные направления исследования малых групп. Выделяют 3 основных направления в исследовании малых групп:
1) социометрическое. Социометрическое направление связано с Дж. Морено, выделявшим в обществе 2 структуры отношений :Макроструктуру ( “пространственное ”размещение индивидов в различных формах жизнедеятельности ) и микроструктуру( психологические отношения индивида с окружающими его людьми) Все конфликты Морено обуславливал несоответствием микро и макроструктур, задача состоит в перестройке макроструктуры в соответствии с микроструктурой. (измеряется уровень позитивных и негативнрых оценок, которые дает индивид членам группы, и на этой основе выделяютя звезды, отверженные и др)
2) социологическое. Социологическое направление связано с Хотторнским экспериментом Э.Майо. После данного эксперимента появилось направление в исследовании малых групп, связанное с анализом каждой из двух типов структур в малых группах(формальных-неформальных), выявление соотношений значения каждой из них в системе управления группой.
3) школа “групповой динамики”
Школа группой динамики К.Левина связана с изучением психологических и социальных сил, составляющих законы социального поведения.Все эти подходы не дают целостной программы исследования малых групп, функционирующих в обществе, следовательно исследования в этой области будут продолжатся. Типы малых групп.
Введена Г. Хайменом открывшим феномен референтной группы. В его экспериментах со студенческими сообществами было обнаружено, что часть членов малых групп разделяет нормы поведения принятые в другой группе, на которую они ориентируются. Данная группа была названа референтной. Исследование данного феномена позволяет решить в частности опрос подростковой преступности, однако до сих пор нет объяснения о причинах выбора индивидом той или иной референтной группы.
По порядку возникновения:
Первичная группа – это совокупность индивидов, объединенных на основе непосредственных контактов, общих целей и задач и отличающихся высоким уровнем эмоциональной близости и духовной солидарности (семья, группа друзей, ближайших соседей). Вторичная группа – сравнительно большая социальная общность, субъекты которой не связаны интимными, близкими связями, социальная связь и взаимодействие в группе носят обезличенный, утилитарный и функциональный характер. Вторичная группа ориентирована на цель (рабочий коллектив, школьный класс, спортивная команда и др.);
По общественному статусу:
1) формальная группа – группа, созданная на основании официальных документов (класс, школа, партия и т. д.) и имеющая юридически фиксированный статус. Формальная группа характеризуется четко заданными позициями членов, предписанными групповыми нормами, строго распределенными ролями в соответствии с подчинением в структуре власти в группе. Между членами такой группы устанавливаются деловые отношения, предусмотренные документами, которые могут дополняться личными симпатиями и антипатиями;2) неформальная группа – реальная социальная общность людей, которых связывают общие симпатии, близость взглядов, убеждений, вкусов и т. д. Статусы и роли в такой группе не предписаны, нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Официальные документы в такой группе не имеют значения. Группа распадается, когда общие интересы исчезают. В реальности многие формальные группы имеют черты неформальных и наоборот, поэтому трудно вычленить строго формальные или неформальные группы. Вместо этого были ведены понятия формальной и неформальной структуры группы, и различаются не группы а характер отношений внутри них.
По непосредственности взаимосвязей: 1) условная группа – общность людей, существующая номинально и выделенная по какому-либо признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Люди, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге; 2) реальная группа – общность людей, существующая в общем пространстве и времени и объединенная реальными отношениями (учебный класс, производственная бригада).
По уровню развития или сформированности межличностных отношений: 1) группы низкого развития – общности, в основе которых лежат асоциальные факторы, отсутствие общих целей и интересов, характеризуются конформностью или нонконформностью ее членов (например, ассоциация, корпорация и др.); 2) группы высокого развития – общности, в основе которых лежат общие интересы, социальные цели и ценности (например, коллектив).
Группы также бывают…
· лабораторные (созданные для научных целей на время) и
· естественные (функционируют в реальном мире):
· большие (этнические, профессиональные, возрастные…):
· организованные
· стихийные (паника, толпа, карнавал, бедствия)
· малые (контактные, групповые отношения заданы межличностными):