Основные периодизации возрастного развития
Существует множество попыток периодизации жизненного пути личности.
Французский психолог Р. Заззо строил периодизацию детства в соответствии с принятыми во Франции ступенями обучения и воспитания детей. Он выделял шесть периодов: 0-3, 3-6, 6-9, 9-12, 12-15, 15-18.
П.П. Блонский взял за основу периодизации детства такой признак созревания организма, как состояние зубов ребенка и выделил:
беззубое, молочнозубое и постояннозубое детство. При этом он считал основными характеристиками возраста вес ребенка, его конституцию, среду и поведение.
Фрейд считает «системообразующим» фактором всего развития в целом сексуальное развитие, которое начинается практически с рождения и проходит ряд этапов, различающихся господством определенных эрогенных зон. Это такие этапы:
1 - оральная фаза (1-й год жизни),
2 - анальная фаза (2-й и 3-й годы жизни),
3 - фаллическая фаза (4-й и 6-й годы жизни),
4 - латентный период,
5 - генитальная фаза (с начала пубертата).
Эти фазы соответствуют бесполому, нейтральному, двуполому и половому детству.
Ж. Пиаже предложил периодизацию детского развития на основе теории когнитивного (интеллектуального) развития и выделил четыре стадии когнитивного развития: сенсомоторная стадия (0-18 мес), дооперациональ-ная (18 мес-7 лет), стадия конкретных операций (7-12 лет), стадия формальных операций (после 12 лет). Стадии сменяют друг друга в строго указанном порядке. Каждый нормальный ребенок должен последовательно пройти все стадии.
Периодизация Эриксона охватывает весь жизненный путь личности. Развитие складывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных, процессов: соматического развития, развития сознательного «Я» и социального развития. Весь жизненный путь включает в себя восемь стадий, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может благоприятно или неблагоприятно разрешаться для будущего развития. Центральным моментом концепции Э. Эриксона является представление о психосоциальной идентичности как итоговом, интегрирующем свойстве личности. На каждой новой стадии возникают новые явления и свойства, которых не было на пред-шествующих стадиях. Эти психологические новообразования становятся центром психической жизни и поведения человека на определенной возрастной ступени. Содержание и форма этих новообразований определяются условиями общения ребенка и взрослого с социальным окружением -с миром значимых для него людей, с социальными общностями, с миром труда, и с готовностью ребенка (взрослого) к тому или иному типу общения.
В отечественной психологии впервые научную возрастную периодизацию детства на основе анализа существенных особенностей самого детского развития создал Л.С. Выготский, который опирался на понимание конкретно-исторической природы детства вообще и его отдельных периодов в частности. возрастная психологическая характеристика ребенка определяется не отдельными присущими ему особенностями, а различным на каждом возрастном этапе строением его личности.
В нашей стране на основе данных современной отечественной возрастной психологии практикой образования приняты следующие основные периоды развития детства:
новорожденный - до 10 дней,
младенческий возраст - до 1 года,
ранний детский возраст - от 1 года до 3 лет,
преддошкольный - от 3 до 5 лет,
дошкольный - от 5 до 6(7) лет,
младший школьный возраст - от 6 (7) до 10 лет,
подростковый - от 10 до 14(15) лет,
возраст ранней юности - от 14(15) до 16(17) лет.
21. Понятия "зона ближайшего развития", "социальная ситуация развития", "сензитивный период".
Проблема соотношения обучения и развития.
Зона ближайшего развития - это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками). ЗБР свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития - это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на ещё не созревшие функции, на ЗБР, - это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения.
Социальная ситуация развития - сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л.С. Выготским. Это единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой. С. с. р. определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности его сознания. С. с. р. ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи развития, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте. Достижения психического развития ребенка постепенно приходят в противоречие со старой С. с. р., что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, а следовательно к новой С. с. р.
Сензитивные периоды развития - возрастные интервалы индивидуального развития, в течение которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира. При этом на одних возрастных этапах имеются предпосылки развития чувствительности к одним сторонам действительности, на других - к другим.
Период развития речи (0-6 лет)
Период восприятия порядка (0-3)
Период сенсорного развития (0-5.5)
Период восприятия маленьких предметов (1.5-2.5)
Период развития движений и действий (1-4)
Период развития социальных навыков (2.5-6)
Младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности: авторитетность для них учителя, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность.
Младшие подростки сензитивны к внеучебным делам, которые им доступны и где они могут проявить свои новые возможности. Имеет потребность в самоутверждении и безоглядная готовность действовать.
Старший школьный возраст сензитивен к освоению своего внутреннего мира: поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы. С переходом на новую возрастную ступень изменившиеся внутренние предпосылки умственного развития не только надстраиваются над предыдущими, но и в значительной мере вытесняют их.
Традиционно принято выделять несколько подходов к решению проблемы соотношения обучения и развития.
. Обучение и развитие являются независимыми процессами. Обучение - чисто внешний процесс, который не может активно влиять на психическое развитие ребенка. Прежде чем появится возможность чему-то научить ребенка, должны созреть определенные функции. Развитие предшествует обучению, следовательно, обучение просто надстраивается над развитием, и здесь снимается всякий вопрос о коррекции дефективного развития, активности ребенка и т.п.
. Обучение и развитие - это одно и то же. Развитие равно обучению. Ребенок приобретает индивидуальный опыт, научается по мере созревания. В этом случае он полностью зависит от той культурной среды, в которой растет, и его можно научить всему, что необходимо взрослому. По мнению У. Джемса и Э. Торндайка, развитие и обучение - совпадающие по времени процессы.
. Обучение идет впереди развития и ведет его за собой. Развитие и обучение - не совпадающие по времени процессы, между ними существует сложная, меняющаяся в течение жизни взаимозависимость. Этот подход характерен для культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского. Л.С. Выготский выделил в этой теории две основные черты. Первая - это признание взаимосвязи обучения и развития, раскрытие которой
позволяет найти стимулирующее влияние обучения и то, как определенный уровень развития способствует реализации того или иного обучения. В основу разрабатываемой в отечественной возрастной и педагогической психологии концепции о соотношении обучения и умственного развития ребенка легло положение о зонах актуального развития (ЗАР) и зоне ближайшего развития (ЗБР). Л.С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития.
Таким образом, решая проблему взаимосвязи обучения и развития, Л.С. Выготский выделяет два уровня развития ребенка: один проявляется в его самостоятельной деятельности (актуальный уровень развития), другой - в сотрудничестве с другими людьми (зона ближайшего развития). Данная идея имеет принципиальное значение для понимания процесса организации обучения, диагностики индивидуального развития и успешности обучения.
№22 Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину. Связь развития с ведущей деятельностью в конкретном возрасте. В. п. — это периодизация развития человека от рождения и до смерти, определение возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации. Периодизация Д. Б. Эльконина, является интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева и выделяет следующие периоды:
· Раннее детство
· Младенчество (0—1 год) · Ранний возраст (1—3 года)
· Детство · Дошкольный возраст (3—7 лет)
· Младший школьный возраст (7—11/12 лет)
· Отрочество
· Подростковый возраст (11/12—15 лет)
· Ранняя юность (от 15 лет)
Она является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии.
Д Б. Эльконин обосновал свою периодизацию сменой ведущих типов деятельности и выделил разные по содержанию стадии - эпохи, фазы, периоды. Выделены два типа фаз возрастного развития — фазы освоения мотивационной стороны человеческой активности и фазы овладения операционально-технической стороной деятельности.
В ней используются три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.
Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой
Д.Б. Эльконин отмечает, что ребенок не пассивно приспосабливается к окружающему его миру человеческих предметов, а активно «присваивает себе все достижения человечества, овладевает ими». Конкретными же носителями всего того, чем должен овладеть ребенок в жизни, являются «воспитывающие и обучающие его взрослые». Деятельность ребенка по отношению к предметной действительности всегда опосредована отношениями ребенка и взрослых. Так в психологию вошла категория «деятельность».
Понятие "ведущая деятельность" было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии.
Признаки ведущей деятельности: Это такая деятельность:1) в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности (обучение возникает в игре); 2) в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (в игре – активное воображение; в учении – мышление); от которой ближайшим образом зависит наблюдаемые в данный период развития и основные психологические изменения личности ребенка.
Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.
Периодизация строится по след схеме: цикл, периоды, фазы развития. Целостный цикл включает два взаимодополняющих периода: период развития аффективно-потребностной, личностной сферы и период развития операционно-технической, умственной сферы.
Ограничения: в периодизаци не включен период пренатального развития и нет зрелых возрастов.
Эпоха раннее детство.
Период Младенчество (2-12 месяцев)
Социальная ситуация «Мы» - ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически.
Ведущая деятельность Непосредственное эмоциональное общение ( не только контакт (кормление, уход), но и общение -речь);с близким взрослым. Ходьба, возникновение мотивированных представлений.
Кризисы 0-2 мес. кризис новорожденности (переход от пренатального к постнатальному развитию, изменение типа жизни). 1 год – кризис первого года жизни ( распад Пра-Мы)
Новообразование - Возникновение индивидуальной психической жизни, перестройка физиологических механизмов существования, потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий
Сфера Развития - Мотивационно-потребностная.
Период Ранний возраст (1-3 года).
Социальная ситуация Распад «Пра-Мы», приобретение относительной самостоятельности, свобода перемещения и автономия намерений.
Ведущая деятельность -Предметно-манипулятивная. Манипуляция с предметами. Речевое развитие – центральная линия развития, потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать
Кризисы. Кризис «я сам» (3 года). Симптоматика: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму. Суть кризиса: перестройка отношений между ребенком и взрослым, в пользу возрастания самостоятельности ребенка.
Новообразование -Ребенок называет себя, используя местоимение «я» - становление самосознания, гордость за достижения. Рождение автономной личности с намерениями и желаниями, тенденция к самостоятельной деятельности, похожей на деятельность взрослого.
Сфера развития Познавательно-умственная.
Эпоха детство.
Период Дошкольный (3-7 лет).
Социальная ситуация -распад совместной деятельности со взрослым.
Ведущая деятельность Сюжетно-ролевая игра:1)ориентация ребенка в функциях и социальных отношениях людей; 2)на основе игры возникновение и развитие воображения и символической функции; Развитие мотивационно-потребностной сферы, преодоление эгоцентризма, развитие идеального плана, развитие произвольности
Новообразование - наглядно-образное мышление.
Кризисы Кризис 6-7 лет. Симптоматика: потеря непосредственности, манерничание, симптом горькой конфеты. Суть кризиса:-формирование мира внутренних переживаний, опосредующих отношение ребенка к миру
Новообразование - Вступление в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно-полезную деятельность.
Сфера развития - Мотивационно-потребностная.
Период Младший школьный (7-11 лет).
Социальная ситуация Ребенок-близкий взрослый» и «ребенок- социальный взрослый».
Ведущая деятельность Учебная (предполагает овладение обобщенными способами действий в системе научных понятий ,умениями учиться и способностью оперировать теоретическими понятиями; отражение деятельности теоретически; возникает произвольность психических процессов (внутренний план действий и рефлексия на собственные действия); Центральная линия – интеллектуализация.
Кризисы Кризис 12 лет. Перестройка отношений со взрослым. Рождение чувства взрослости
Новообразование - Возникновене представления о себе как «не о ребенке, начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым, подлиннной взрослости нет, но есть потребность в признании взрослости окружающими.
Сфера развития – Познавательная. Интеллект.
Эпоха подростничества.
Период Младший подростковый возраст (12-15 лет).
Социальная ситуация Господство детского общества над взрослым.
Ведущая деятельность- деятельность, имеющая социально признаваемый характер: регуляция самостоятельности; построение новых отношений со взрослыми; Интимно-личностное общение со сверстниками. Осваиваются нормы социального поведения; разнообразные виды деятельности: учебно-образовательный труд; общественная работа; культурно-массовая; физкультурно-спортивная и т.д.; Игра продолжает занимать важное место, но уже привлекает не сам процесс игры, а борьба за первенство (поднять престиж в глазах других). Усложняется учебная деятельность: увеличение объема; множество учителей; новые формы обучения;
Смысл учебной деятельности для подростков: в самообразовании, самосовершенствовании. Учебная работа сама по себе не может удовлетворить потребности подростков. Но поскольку именно учебная деятельность занимает в жизни подростков основное место, необходимо постоянно подчеркивать социальную ценность содержания и смысла учебной деятельности.
Кризисы Кризис 15 лет. Формирование эго-идентичности, рождение индивидуального самосознания.
Новообразование Открытие «Я», возникновение рефлексии – на ее основе самосознания, осознание своей индивидуальности.
Сфера развития Мотивационно-потребностная, усвоение моральных норм.
Период Старший подростковый возраст (15-17 лет).
Социальная ситуация Подросток находится в ситуации моратория – нужно самоопределиться.
Ведущая деятельность Учебно-профессиональная, активно сочетание с разнообразным трудом, что имеет большее значение для выбора: элементы исследования; определенная направленность (поиск места в жизни);
Кризисы Кризис 17 лет. Завершение эпохи подростничества, начало вступления во взрослость.
Новообразование - Ценностные ориентации в сфере идеологии и мировоззрения, построение жизненных планов во временной перспективе – умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализаций
Сфера развития. Познавательная деятельность становится более специфичной, появляется самообразование.
В этой общей картине развития психики ребенка в процессе смены ведущих типов деятельности имеются свои закономерности и особенности:
1. названные типы деятельности находятся в генетически преемственной связи, и их формирование может происходить только в определенном порядке (учебную деятельность нельзя формировать до игровой деятельности).
2. психическое развитие ребенка следует понимать как единый процесс. Единство этого процесса психического развития растущего человека обеспечивается закономерной сменой ведущих типов деятельности, их преемственностью при переходе от одних возрастных периодов к другим. При этом все типы ведущей деятельности делятся на две группы:
1 группа – те, в которых дети усваивают по преимуществу задачи, мотивы и нормы отношений между людьми; развивается потребностно-мотивационная сфера;
2 группа – типы деятельности по усвоению общественно выработанных способов действий с объектами материальной и духовной культуры; развиваются познавательные способности;
Выделение главной, ведущей деятельности, имеющей определяющее значение для каждого возрастного периода, не исключает значения и роли всех других видов многоплановой деятельности ребенка.
№ 23 Особенности психического развития детей младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет.
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. С началом обучения в школе образ жизни ребенка меняется коренным образом. Центром жизни младшего школьника становится система «ребенок – учитель», определяющая отношения ребенка к родителям и к сверстникам.
В связи с поступлением в школу ведущей деятельностью ребенка становится учебная, переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.
Заметные сдвиги происходят в сфере развития произвольных форм поведения и деятельности. Основным фактором развития произвольности у ребенка является появление в его жизни учебного труда в виде постоянных обязанностей.
Развитие произвольности идет по двум направлениям:
· формируется умение ребенка руководствоваться целями, которые ставит взрослый;
· формируется умение ставить цели самому и в соответствии с ними самостоятельно контролировать свое поведение.
Наряду с учебой дети вместе со взрослыми участвуют также и в трудовой деятельности. Достаточно много времени они заняты и игрой.
Дети в этом возрасте жизнерадостны, бодры, активны и чрезвычайно любознательны. Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость ребенка на все яркое, необычное, красочное; у ребенка активно развиваются социальные эмоции, такие, как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию; все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками, которое способствует усвоению таких типов отношений, как лидерство и дружба.
Развитие познавательных психических процессов в младшем школьном возрасте характеризуется тем, что из действий непроизвольных, совершающихся непреднамеренно в игровой или практической деятельности, они превращаются в самостоятельные виды психической деятельности, имеющие свою цель, мотив и способы выполнения.
Развитие психических процессов
Мышление У младших школьников мышление является доминирующей функцией. Формирование логического мышления является показателем правильного психического развития у детей данного возраста. В этот период проявляются индивидуальные отличия в развитии мыслительных процессов.
Память Развитие памяти протекает одновременно в двух направлениях: произвольность и осмысленность ( связь памяти и мышления). Идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная, оперативная.
Внимание преобладает непроизвольное; отличается неустойчивостью, легкой отвлекаемостью. Младшие школьники могут сосредоточенно заниматься одним делом непродолжительное время (15—20 мин) в связи с быстрым наступлением утомления. Постепенно внимание младшего школьника приобретает выраженный произвольный, преднамеренный характер, время его концентрации увеличивается. Удержание внимания требует от ребенка волевых усилий.
Восприятие также недостаточно произвольно и слабо дифференцировано. Однако со временем происходит увеличение ориентации на сенсорные эталоны, становится характерно анализирующее восприятие, к концу младшего школьного возраста появляется синтезирующее.
Воображение Развитие воображения происходит в двух направлениях:
1.Репродуктивное (воссоздающее), опирающееся на знакомые предметы;
2.Продуктивное (новые образы).
С возрастом большое значение начинает иметь слово, которое дает простор фантазии.
Речь
Словарный запас ребенка увеличивается до 7 тысяч слов. Большое значение для развития речи имеет учение. В этот период появляется острая необходимость в развитии связной речи, ребенок овладевает звуковым анализом, что является основой для усвоения грамматики. Ребенок познает основы контекстной речи, которая является показателем его развития.
Самосознание
Самосознание формируется довольно активно. В этот период развивается самооценка, которая длительное время зависит от успехов в учебной деятельности. Можно наблюдать неадекватную самооценку на фоне школьных достижений. У неуспевающих учеников может формироваться заниженная самооценка, а у успевающих учеников, становящихся часто объектом для похвалы, может формироваться завышенная самооценка. У детей начинает формироваться компенсаторная мотивация, благодаря которой дети могут утверждаться в других занятиях (спорт, художественное творчество и др.).
Большое значение в этот период имеет усвоение ценностных и моральных норм общества.
В школе вся деятельность по своему характеру является произвольной, поэтому активно развивается воля и самоорганизация (действия планирования, самоконтроля и самооценки).
Мотивационная сфера.
Социальные мотивы учения. Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место занимает мотив получения высоких отметок.
Другие широкие социальные мотивы учения — долг, ответственность, необходимость получить образование- пока абстрактны. Отметка — реально действующий мотив;
Развитая познавательная мотивация обеспечивающая интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко. Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, — значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности.
Если, внимание со стороны взрослого и большая часть действий ребенка приходятся на успехи, то складывается мотив достижения успехов.
Если взрослые люди, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который сопровождается тревожностью, страхом и придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность.
К третьему классу у неуспевающих детей возникает особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний ребенка.
Престижная мотивация, характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым.
Особенности эмоционально-волевой сферы младшего школьника
В учебной деятельности и в коллективе сверстников у младшего школьника в первую очередь формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка, сдержанность
В процессе обучения и развития волевые качества младшего школьника совершенствуются, все более глубокими, осознанными становятся высшие чувства школьника: нравственные( любовь к Родине, коллективизм, чувство товарищества, дружбы, долга, чести), интеллектуальные, эстетические.
Процесс познания, вызывая удовольствие, способствует формированию познавательных интересов. При правильной организации обучения интеллектуальные чувства становятся для учащихся потребностью.
Новообразования младшего школьного возраста
1. Ведущим видом деятельности является учебная.
2. Завершается процесс формирования словесно-логического мышления.
3. Усваивается социальный статус учения.
4. Формируется мотивация достижений.
5. Появляется смена группы общения.
6. Формируется самооценка, зависящая от достижений ребенка.
7. Происходит приспособление к новому распорядку дня.
8. Появляется способность к рефлексии.
9. Формируется внутренний план действий.
Проблемы развития психики младшего школьника
Проблемы психического развития младшего школьника начинаются, если ситуация школьного обучения предъявляет к ребенку завышенные требования. Самой уязвимой частью является нервная система, которая дает «сбой» при адаптации к условиям школьной жизни. Это может проявляться в частых проявлениях аффекта, усталости, раздражительности. Если вовремя не принять меры, то подобная ситуация может привести к неврозам, эмоциональной неустойчивости, психозам, которые требуют вмешательства врача-специалиста.
Другой проблемой может быть сильное эмоциональное напряжение, связанное с переживаниями школьной неуспешности, которая может привести к тревожности и низкой самооценке.
Младший школьный возраст достаточно нестабилен и податлив для появления психических отклонений и нарушений. Педагогам и родителям нужно вести контроль над стабильностью психики и нервной системы ребенка.
№23 - сокращенный.
Развитие познавательных психических процессов в младшем школьном возрасте характеризуется тем, что из действий непроизвольных, совершающихся непреднамеренно в игровой или практической деятельности, они превращаются в самостоятельные виды психической деятельности, имеющие свою цель, мотив и способы выполнения.
Развитие психических процессов.
Мышление. У младших школьников мышление является доминирующей функцией. Формирование логического мышления является показателем правильного психического развития у детей данного возраста. В этот период проявляются индивидуальные отличия в развитии мыслительных процессов.
Память. Развитие памяти протекает одновременно в двух направлениях: произвольность и осмысленность ( связь памяти и мышления). Идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная, оперативная.
Внимание преобладает непроизвольное; отличается неустойчивостью. Младшие школьники могут сосредоточенно заниматься одним делом непродолжительное время (15—20 мин) в связи с быстрым наступлением утомления. Постепенно внимание младшего школьника приобретает выраженный произвольный, преднамеренный характер, время его концентрации увеличивается. Удержание внимания требует от ребенка волевых усилий.
Восприятие также недостаточно произвольно и слабо дифференцировано. Однако со временем происходит увеличение ориентации на сенсорные эталоны, становится характерно анализирующее восприятие, к концу младшего школьного возраста появляется синтезирующее.
Воображение Развитие воображения происходит в двух направлениях: репродуктивное (воссоздающее), опирающееся на знакомые предметы и продуктивное (новые образы).
С возрастом большое значение начинает иметь слово, которое дает простор фантазии.
Речь Словарный запас ребенка увеличивается до 7 тысяч слов. Большое значение для развития речи имеет учение. В этот период появляется острая необходимость в развитии связной речи, ребенок овладевает звуковым анализом, что является основой для усвоения грамматики. Ребенок познает основы контекстной речи, которая является показателем его развития.
Самосознание формируется довольно активно. В этот период развивается самооценка, которая длительное время зависит от успехов в учебной деятельности. Можно наблюдать неадекватную самооценку на фоне школьных достижений. У неуспевающих учеников может формироваться заниженная самооценка, а у успевающих учеников, становящихся часто объектом для похвалы, может формироваться завышенная самооценка. У детей начинает формироваться компенсаторная мотивация, благодаря которой дети могут утверждаться в других занятиях (спорт, художественное творчество и др.).
Большое значение в этот период имеет усвоение ценностных и моральных норм общества.
В школе вся деятельность по своему характеру является произвольной, поэтому активно развивается воля и самоорганизация (действия планирования, самоконтроля и самооценки).
№24 Учебная мотивация: понятие, способы формирования позитивной мотивации. Возрастные и индивидуальные особенности мотивации учения школьников.
Учебная мотивация — частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность (И.А. Зимняя).
Учебная мотивация системна, характеризуется направленностью, устойчивостью, динамичностью.
Определяется рядом специфических факторов:
· образовательная система;
· образовательное учреждение;
· организация образовательного процесса;
· субъектные особенности обучающегося (возраст, пол, интеллект, способности и т.д.);
· субъектные особенности педагога, прежде всего система отношений к ученику, к делу;
· специфика учебного предмета.
С возрастом происходит развитие потребностей и мотивов , доминирующими могут быть либо внутренние, связанные с содержанием и выполнением деятельности, либо широкие социальные мотивы. В мотивационную сферу входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.
Мотив учения — направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. связанная с внутренним отношением ученика к ней (т. е., то ради чего учится школьник, что побуждает его к учению).
Что же может побудить ученика учиться - авторитет родителей, учителя, оценки, интерес к предмету, желание получить высшее образование, стремление расширить кругозор.
Мотивационную сферу можно разделить на : познавательные и социальные мотивы.
Познавательные:
1. широкие познавательные, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями.
2. учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации на усвоение способов добывания знаний.
3. самообразования, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Социальные:
1. широкие, стремление получать знания, чтобы быть полезным Родине), обществу, желание выполнить свой долг, чувство ответственности, желание хорошо подготовиться к будущей профессии;
2. узкие — позиционные — стремление занять определенную позицию, получить одобрение окружающих, заслужить авторитет.
3. мотивы социального сотрудничества — ученик хочет не только общаться, но и стремиться осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами, совершенствовать их. Важная основа самовоспитания.
Формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношения учителя и учащихся, занимательность изложения учебного материала, эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций.
Одним из стимулов мотивации является оценка, особенно в начальной школе. Оценка мотивирует:
· Когда ученик уверен в её объективности; воспринимает её как полезную для себя;
· Знает что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей;
· Уверен, что ему окажут в этом достижении помощь;
· Уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия - места, где это можно реализовать.
Урок обладает большими мотивационными возможностями, которые реализуются через его компоненты: содержание учебного компонента, методы и средства обучения, организационные формы и стиль взаимодействия учителя и учащегося.
- Постоянно стимулировать и мотивировать положительного отношения к учению через обеспечение психического и физического здоровья на уроке, соблюдение гигиены труда;
- Создавать ситуации успеха;
- Стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности учащихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
- Способствовать развитию как “сильных”, так и “слабых” учащихся, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию;
-Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.
Большую роль в создании мотивации играют цели урока
· Цель должна указывать на её достижение;
· Необходимо проектировать перспективные цели,
· Необходимо обеспечивать понимание и принятие цели учащимися как собственную, значимую для себя,
· Цель должна соизмеряться с возможностями учащихся;
Для поддержания мотивации учения необходимы положительные эмоции :
· связанные со школой в целом, пребыванием в ней;
· обусловленные отношениями с учителями, другими учащимися;
· связанные с осознанием уч