Структура личности в классическом психоанализе
Впервые понятие «Психоанализ» было введено Зигмундом Фрейдом для обозначения нового метода изучения и лечения неврозов и психических расстройств. Однако со временем понятие психоанализа стало столь широко употребляемым в медицинской, психологической и философской литературе, что утеряло свое исходное терапевтическое значение. Можно утверждать, что уже на рубеже XX столетия «Психоанализ» стал названием метода психологии изучающим бессознательное в душевной деятельности человека и применяющим устойчивые закономерности проявления его в поведении для диагностики и лечения психических и психосоматических заболеваний. По словам Фрейда психоанализ возник как терапия, однако его родоначальник рекомендовал использовать психоанализ не только и не столько в качестве терапии, сколько в качестве основы новой философской системы взглядов на человека и его сущность.
В современной психологии как науке, психоанализ представляет собой одновременно и важнейшую основу психотерапии, и искусство толкования сновидений, и метод интерпретации поведения и, наконец, одно из направлений самопознания.
Стоит так же сказать, Фрейд подчеркивает, что бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть психики человека, а сознательное - лишь определенной надстройкой, базирующейся и произрастающей из сферы бессознательного И так, «Ид», «Эго», «Супер-Эго» или, как пишется в русских источниках - «Оно», «Я» и «Сверх-Я».
Каждая из этих структур личности обладает собственными функциями, свойствами, компонентами, принципами действия, динамикой и механизмами. для изучения динамики развития личности в процессе жизни, Фрейд преобразовал свою топографическую модель в более гибкую — структурную модель психики, введя в рассмотрение три уровня (подсистемы) на которых личность развивается. Личность человека, согласно этой модели, включает в себя три структурных компонента — Оно (ИД), Я (ЭГО) и Сверх-Я (Супер-ЭГО), которые возникают и развиваются по своим программам на фоне постоянно действующего стремления к гомеостазу.
Первым (одновременно с рождением человека) возникает «Оно», которое представляет собой вместилище инстинктивных потребностей («Подвал человеческой личности») таких как инстинкт выживания, импульсивные влечения (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос). Их совместный энергетический потенциал представляет из себя жизненный запас человека, расходуемый им в рамках модели минимизации психических напряжений.
Подсистема ЭГО возникает на границе сознательного и бессознательного (в предсознании) по мере биологического роста человека и окончательно формируется к трем годам его жизни. Функция ЭГО в данной динамической модели выстраивать поведение так, чтобы его инстинктивные импульсы удовлетворялись с минимальными нарушениями требований внешней среды (родители, общество, мир). и сознания не были бы нарушены.
Подсистема Супер-Эго формируется последней, между 3 и 6 годами жизни. Ее функция микширование конфликта между индивидом (ОНО + ЭГО) и социумом, который неизбежно возникает в течение всей жизни человека. Супер-Эго непрерывно следит за соблюдением морально-этических норм, принятых в данном обществе.
Согласно данной трех-уровенной динамической модели развития личности основы характера, психики и даже линия судьбы формируются у человека до пятилетнего возраста. После этого человек только «функционирует», изживая или сглаживая конфликты, которые в виде блоков скрываются в бессознательном, вызывая на сознательном уровне те или иные психологические проявления в плоть до патологий.
12. Структура личности и процесс индивидуации. Коллективное бессознательное (К. Г. Юнг)
В центре учения Юнга лежит представление об «индивидуации». Процесс индивидуации обусловлен всей совокупностью душевных состояний, которые координируются системой дополняющих друг друга отношений, способствующих созреванию личности. Юнг подчеркивал важность религиозной функции души, считая ее неотъемлемым компонентом процесса индивидуации.
Юнг понимал неврозы не только как нарушение, но и как необходимый импульс для «расширения» сознания и, следовательно, как стимул к достижению зрелости (исцеление). С такой точки зрения психические нарушения – не просто неудача, болезнь или задержка развития, но побуждение к самореализации и личностной целостности.
Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей:
-коллективного бессознательного, его содержание архетипы - первообразы, своего рода образцы поведения, мышления, видения мира, существующие наподобие инстинктов.
-индивидуального бессознательного, его содержание составляют комплексы.
-сознание.Основными архетипами индивидуальной психики Юнг считал:
-Эго - центр личного сознательного, наше внутреннее “Я”. Находится на границе с бессознательным и периодически “связывается” с ним. При нарушении гармоничности этой связи возникает невроз.
-Персона - центр личного сознательного - визитная карточка “Я”, это манера говорить, мыслить, одеваться, эта та социальная роль, которую мы играем в обществе. Играет две основные функции: - может подчеркивать нашу индивидуальность, неповторимость; - служит формой защиты (принцип - “быть таким, как все”).
-Тень - центр личного бессознательного (желания, переживания, тенденции), который нашим “Эго” отрицается, как несовместимый с нами самим, моральными нормами. Юнг выдвинул гипотезу о компенсаторной функции тени: Храбрый в бессознательном робок, добрый - зол, злой - добр.-Анима (у мужчины) и Анимус (у женщины) - бессознательная часть личности - это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их развитие большое влияние оказывают родители. Этот архетип во многом формирует поведение и творчество человека, т. к. является источником проекций, новых образов в душе человека. Это архетипы коллективного бессознательного, они преломляются в индивидуально - бессознательные архетипы.
-Самость - бессознательный архетип, главная задача которого в поддержании согласованности всех звеньев и структур личности (стержень всей личности).Исходя из структуры души, Юнг создал свою типологию личности, выделив два типа:
-экстраверты - люди, которые максимум своей психической энергии направляют во “вне”, на других людей.
-Интроверты - люди, которые всю энергию направляют во внутрь себя.
Однако Самость, стремление к целостности личности не позволяет одной из ее сторон полностью подчинить другую.
Типология Юнга базируется на двух основаниях - доминировании экстра - интровертности и развитии четырех основных психических процессов: мышления и ощущений (рациональные психические функции), чувствования и интуиции (иррациональные психические функции).У каждого человека доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интро - или экстраверсией индивидуализирует путь развития человека: ощущенческо - мыслительный тип - это когда в сознательном уровне - ощущения и мышление, а в бессознательном - чувствование и интуиция. И чувственно - интуитивный тип - в сознательном уровне - чувствование и интуиция, а в бессознательном - ощущения и мышление.Хотя главным содержанием души Юнг считал ее бессознательные структуры, он не только не отрицал возможность их осознания, но и считал этот процесс очень важным для личностного роста человека.
Метод психотерапии Юнга отличается от метода Фрейда. Аналитик не остается пассивным, он часто должен играть самую активную роль в сеансе. Кроме свободных ассоциаций, Юнг использовал своего рода «направленные» ассоциации, помогающие понять содержание сновидения при помощи мотивов и символов из других источников.
16. Диспозиционная теории структуры личности
Теория диспозиций личности опирается на научные достижения как психологии, так и социологии. Психологическая теория диспозиций принадлежит Гордону Оллпорту.
Г.Оллпорт определяет личность как реальную сущность каждого конкретного человека, уникального в своем своеобразии. Личностью ученый называет то, что лежит за конкретными поступками человека внутри него самого. "Личность – это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление". Она не является статичной сущностью, хотя и имеет основополагающую структуру, постоянно
эволюционирует. Наряду с интеллектом и физической конституцией темперамент – это первичный генетический материал, из которого строится личность. Он
особенно важный наследственный аспект эмоциональной природы человека (легкость эмоционального возбуждения, преобладающий фон настроения, колебания настроения, интенсивность эмоций). Характер является понятием этическим и традиционно ассоциируется с неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которыми оцениваются поступки личности.
В поздних работах Г. Оллпорта черты получили название диспозиций, среди которых можно выделить три типа: кардинальные, центральные и вторичные:
1) кардинальные, характерные для немногих людей, живущих одной глобальной идеей, которая определяет их дела и поступки; среди личностей с такой диспозицией можно назвать Дон Жуана, Жанну д'Арк;
2) центральные, из которых строится «ядро» личности (прориум) и которые определяют ее индивидуальность; центральные диспозиции являются строительными блоками индивидуальности и представляют собой такие тенденции в поведении человека, которые легко обнаруживаются окружающими и упоминаются в рекомендательных письмах (например, пунктуальность, внимательность, ответственность);
3) вторичные, т. е. носящие производный характер, менее заметны, менее устойчивы (например, привычки, особенности в одежде, еде, поведении).
Диспозиции личности характеризуются интенцией — направленностью, которая включает различные устремления и желания личности (планы, цели, амбиции и пр.). В основе диспозиционального направления психологии личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определённым образом в различных ситуациях. То есть люди демонстрируют определённое постоянство в поступках, мыслях и эмоциях. Вторая основная идея связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.
Личность, по Олпорту, есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют характерные для него поведение и мышление, детерминируют его уникальное приспособление к среде. С точки зрения теории Олпорта, можно определить черту личности как предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.
Олпорт предположил, что есть некий принцип, организующий установки, мотивы, оценки и склонности в единое целое. Для этого он ввёл термин “проприум”. Проприум – позитивное, творческое, стремящееся к росту свойство человеческой природы, оно охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства. Олпорт выделил семь различных аспектов, участвующих в развитии проприума:
· ощущение своего тела;
· ощущение самоидентичности;
· чувство самоуважения;
· расширение самости;
· образ себя;
· рациональное управление самим собой;
· наконец, проприативное стремление.
Олпорт никогда не практиковал в психотерапии и поэтому отказывался верить в то, что зрелые и незрелые люди имеют много общего. Олпорт длительное время работал над созданием адекватного описания “зрелой личности”, заключив, в итоге, что психологически зрелый человек руководствуется шестью чертами:
1) зрелый человек имеет широкие границы “Я”;
2) зрелый человек способен к тёплым, сердечным социальным отношениям;
3) зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие;
4) зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания;
5) зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора;
6) зрелый человек обладает цельной жизненной философией.
Следующий представитель диспозиционального направления – Рэймонд Кеттел. Подход Кеттела основан на использовании точных эмпирических методов исследования. Согласно Кеттелу, личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Он рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация по преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт. Черта – наиболее важное понятие у Кеттела. Центральным для Кеттела является различение между поверхностными и исходными чертами. Он считает исходные черты более важными, чем поверхностные. Динамические черты можно разделить на тригруппы: аттитьюд, эрг и чувство.
Теория типов личности Айзенка основывается на факторном анализе. Его иерархическая модель структуры личности включает типы, черты личности, привычные реакции и специфические реакции. Типы представляют собой множества, в которых между двумя экстремальными точками располагаются характеристики индивидов. Айзенк подчёркивает, что большинство людей не подпадает под крайние категории. По Айзенку, в основе структуры личности лежат два главных типа (суперчерты): интроверсия – экстраверсия и стабильность – нейротизм,
В отечественной литературе теория диспозиций разрабатывается В. А. Ядовым. Под диспозицией понимается предрасположенность человека к восприятию социальной ситуации и условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. В. А. Ядов выделяет четыре уровня диспозиций :
1. Низшие диспозиции, основанные на базе витальных потребностей — потребностей в еде, жилище и пр.
2. Социальные фиксированные установки, проявляющиеся в разных конкретных ситуациях.
3. Базовые (обобщенные) социальные установки, реализующиеся в типичных ситуациях взаимодействия индивидов.
4. Система ценностных ориентации, связанных с высшими целями индивида.
В. А. Ядов сформулировал концепцию диспозиционной регуляции поведения личности. Суть этой концепции заключается в следующем: в простейших ситуациях, в которых ролевые требования не фиксированы четко, человек руководствуется элементарными установками; в более сложных ситуациях, где действуют определенные нормы и ролевые требования, поведение индивида строится на основе базовых установок (ценностных ориентации); в больших социальных группах поведение человека регулируется высшими диспозициями, составляющими важнейшие ценностные стандарты общества.
17.Понятие деятельности структура деятельности., ведущая деятельность.
Одной из отличительных особенностей всех живых существ является активность. У человека она проявляется в форме деятельности. Таким образом, деятельность -- это специфический человеческий вид активности.
Деятельность-- это специфически человеческая регулируемая сознанием целеустремленная активность субъекта, в ходе которой происходит достижение им поставленных целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. Деятельность играет важную роль в жизни человека, благодаря ей развивается сознание, осуществляются психические процессы. Учитывая то, что деятельность человека осуществляется в большинстве случаев коллективно, в деятельности развивается и социальная природа человека, то есть его личность.
Деятельность как психологический процесс представляет собой сложное структурное образование, в котором происходит взаимодействие различных элементов. Основными компонентами деятельности являются действия, операции, которые, как и поведение, побуждаются мотивацией, целями, задачами. Рассмотрим структуру деятельности подробнее :
Цель – то, ради чего осуществляется деятельность.
Мотив – то, почему осуществляется деятельность.
Действие – то, как осуществляется деятельность.
Пример: человек собирает хворост (действие), чтобы разжечь костер (цель), потому что надо согреться и приготовить еду (мотив), так как он замерз и проголодался (еще один мотив). Как вы видите, очень часто в структуре деятельности содержится не одна цель и один мотив, а целый комплекс целей и мотивов.
Основные этапы деятельности:
· постановка задачи (цели);
· составление плана действий;
· выполнение;
· проверка результата и исправление ошибок;
· подведение итога.
Американский психолог Абрахам Маслоу обусловил мотивацию деятельности человеческими потребностями и выделил из них пять основных видов, их,
в свою очередь, он разделил на два типа:
1) первичные:
· физиологические потребности;
· безопасность и защищенность;
2) вторичные:
· социальные потребности (в общении, привязанности, дружбы);
· потребность в уважении (т.е. признании личных достижений, самоутверждении, лидерстве);
· самовыражение (творчество, стремление к совершенству).
Эта классификация много раз дополнялась различными психологами, которые добавляли новые потребности, либо разделяли существующие на подвиды. С точки зрения обществознания, я в этом смысла не вижу, так как для нас главное – разделение на первичные (материальные) и вторичные (духовные). Именно наличие вторичных потребностей отличает человека от животного,
Ведущая деятельность — деятельность, при реализации которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований
человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.
Виды:
—непосредственное общение младенца с взрослыми;
—предметно–манипулятивная деятельность в раннем детстве;
—сюжетно–ролевая игра дошкольного возраста;
—учебная деятельность школьников;
—профессионально–учебная деятельность юности.
18. Понятие темперамента. Типы темперамента и их психологическая оценка.
Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждения и действиях человека, а также в характере
умственной работы, особенностях речи и т. п.
Для составления психологической характеристик традиционных 4 типов обычно выделяют следующие основные свойства темперамента:
· Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо
психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.
· Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействий одинаковой силы
(критическое замечание. обидное слово, резкий тон - даже звук).
· Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично человек воздействует на внешний мир и преодолевает
препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).
· Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависти деятельность человека: от случайных внешних
или внутренних обстоятельств, настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.
· Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям
(пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.
· Экстраверсия, интраверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних
впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).
Учитывая все перечисленные свойства. Я. Стреляу дает следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента:
САНГВИНИК. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается
на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость. быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу.
Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается м одной работы на другую, но и переучивается,. овладевая новыми навыками. Как правило он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.
У сангвиника чувства легко возникают, легко сменяются. Легкость с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность стереотипа, отражается также в умственной подвижности сангвиников, обнаруживают некоторую склонность к неустойчивости.
ХОЛЕРИК . Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив. Вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен. Чем сангвиник. Отсюда - большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.
ФЛЕГМАТИК обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его
трудно рассмешить и опечалить - когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным.
Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт. недостатком флегматика является его инертность,
малоподвижность.Инертность сказывается и на косности его стереотипов, трудности его перестройки. Однако это качество, инертность, имеет и положительное
значение, содействует основательности постоянству личности.
МЕЛАНХОЛИК Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью.Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому,
что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны.