Формирование понятия личности в истории психологической науки. Основные Компоненты теории личности
(поХьелл Л. А., Зиглер Д. Д. «Теории личности») В психологии Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится наоценках индивида другими людьми и его оценивании этих других Если говорить о самом распространённом определении, то можно сказать, что: Личность –это человек, обладающий определённым набором психологических свойств, на которых основываются его поступки, имеющие значение для общества; внутреннее отличие одного человека от остальных. Существует и несколько иных определений: Личность - это социальный субъект и совокупность его личностных и социальных ролей, его предпочтений и привычек, имеющиеся у него знания и опыт. Личность – это человек, самостоятельно выстраивающий и контролирующий свою жизнь и несущий за неё полную ответственность. Наука о личности - персонология - это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путем использования разнообразных исследовательских стратегий. Вместе с понятием «личность» в психологии применяются такие понятия, как «индивид» и «индивидуальность». Индивид – это отдельный человек, рассматриваемый как уникальная совокупность его врождённых и приобретённых качеств. Индивидуальность – это набор уникальных черт и особенностей, которые отличают одного индивида от всех остальных; своеобразие личности и психики человека.
Структура личности Структура личности - это связь и взаимодействие различных её компонентов: способностей, волевых качеств, характера, эмоций и др. Эти компоненты являются её свойствами и отличиями и называются «чертами». Этих черт довольно много, и чтобы их структурировать существует разделение на уровни:Низший уровень личности - это половые свойства психики, возрастные, врождённые.
Второй уровень личности - это индивидуальные проявления мышления, памяти, способностей, ощущений, восприятия, которые зависят и от врождённых факторов и от их развития.
Третий уровень личности - это индивидуальный опыт, в котором содержатся приобретённые знания, привычки, умения, навыки. Данный уровень формируется в процессе жизнедеятельности и носит социальный характер.
Высший уровень личности – это её направленность, в которую входят интересы, желания, влечения, склонности, убеждения, взгляды, идеалы, мировоззрения, самооценка, особенности характера. Этот уровень является наиболее социально обусловленным и формирующимся под воздействием влияния воспитания, а также более полно отражающим идеологию общества, в котором находится человек.
Основные Компоненты теории личности
Основные функции теории сводятся к объяснению того, что уже известно, и предсказанию того, о чем пока не известно. Теория личности состоит из многих «минитеорий», каждая из которых фокусируется на отдельных вопросах или темах, рассматриваемых психологией.
1. Структура личности (стабильные характеристики выполняют роль основных строительных блоков человеческой психики. Структурные концепции строго гипотетичны)
Один из наиболее популярных примеров структурных концепций — это концепция черт личности. Черта рассматривается как устойчивое качество или склонность человека вести себя определенным образом в разнообразных ситуациях – импульсивность, честность, чувствительность и робость.
Структура личности может быть описана при помощи концепции типа личности. Тип личности описывается в виде совокупности множества различных черт, образующей самостоятельную категорию с четко очерченными границами.
2. Мотивация (целостная теория личности должна объяснять, почему люди поступают так, а не иначе)
Концепции мотивации, или, другими словами, процессуальные аспекты функционирования индивидуума, фокусируются на динамических, изменяющихся особенностях поведения человека.
3. Развитие личности (Концепции развития фокусируются на вопросе о том, как мотивационные аспекты функционирования личности меняются от младенчества до зрелости, а потом в старости. Объяснение этих изменений является ключевым компонентом в теории личности.)
Личностное развитие происходит на протяжении всей жизни.
4. Психопатология (проблема, с которой сталкивается теория личности, заключается в необходимости объяснения причин того, почему некоторые люди оказываются не в состоянии приспособиться к требованиям общества и эффективно функционировать в нем.)
Этиология — изучение и объяснение причин ненормального функционирования — является центральной темой этого компонента теории личности.
5. Психическое здоровье (критерии оценки здоровой личности.)
Критерии оценки психического здоровья — центральный вопрос для любой исчерпывающе полной теории личности.
6. Изменение личности с помощью терапевтического воздействия (пути коррекции отклоняющегося от нормы поведения).
Психодинамическая модель терапевтического воздействия фокусируется на том, чтобы оказывать людям помощь в выявлении вытесненных из сознания причин и источников конфликтов детского возраста, а также в понимании того, как эти конфликты влияют на их жизнь в зрелости.
Бихевиоральный подход к лечению ставит задачу помочь людям обучиться новым формам поведения вместо старых, дефектных или избавить их от недостаточно адаптивных поведенческих реакций.