Закономерности процессов памяти
«Эффект длины» – лучше запоминается ряд, число членов которого не превышает объема кратковременной памяти.
«Эффект края» – при запоминании длинного ряда лучше всего воспроизводятся его начало и конец. Эффект связан с феноменом интерференции.
Феномен интерференции – негативное влияние одной информации на хранение другой: предыдущей (ретроградная интерференция) или последующей (антероградная интерференция).
Феномен реминисценции – самопроизвольное припоминание информации, которая когда-то была воспринята, но в течении определенного времени не восстанавливалась. Для проявления реминисценции необходим оптимум научения.
На результативность запоминания, хранения и воспроизведения информации влияет множество факторов, например:
знакомость стимула (объекта запоминания);
число повторений;
степень смысловой организованности материала;
глубина переработки;
мотивация, наличие желания и установки на запоминание;
владение мнемотехническими приемами;
эмоциональное состояние во время запоминания и воспроизведения информации.
развитие других познавательных процессов (внимания, мышления, воображения).
Мышление
Мышление – познавательный процесс, характеризующийся «обобщенным и опосредствованным отражением действительности».
В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы, т.е. оно выходит за пределы чувственно данного познания. Мыслительный акт есть выделение, осознание отношения элементов структуры задачи, а не отражение и сочетание их самих, отделенных друг от друга.
Мышление связано с наличием проблемной ситуации и предполагает внутреннюю направленность субъекта на достижение цели, поиск решения.
На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно присутствует во всех других познавательных процессах, кроме ощущений.
Интеллект – способность к мышлению.
В мыслительном акте происходит поиск существенного, а не наглядно воспринимаемого. Выделяют следующие логические формы мышления:
суждение – элементарная единица мысли, отражающая связи и отношения между предметами и явлениями или их свойствами и признаками;
понятие – мысль, в которой отражаются наиболее общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности;
умозаключение – такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), которая дает возможность извлечь из них новое суждение.
Способы производства умозаключений – индукция (вывод частного суждения из общего) и дедукция (вывод общего суждения из частных).
Для установления отношений между объектами используются мыслительные операции:
сравнение вскрывает сходства и различия вещей;
анализ – расчленение объекта на части, выделение сторон, свойств, связей, отношений между элементами;
синтез – воссоединение элементов в целостную структуру;
абстракция и обобщение – выделение общих, существенных признаков объектов, отделение их от случайных, поверхностных;
конкретизация – операция, обратная обобщению, возврат к осмысливаемому объекту во всей полноте его специфичности.
Виды мышления:
наглядно-действенное мышление – отношения вскрываются путем непосредственного манипулирования конкретными предметами (характерно преимущественно высшим животным и человеку);
наглядно-образное – связи и отношения вскрываются путем соотнесения разных образов одного и того же предмета или различных предметов;
понятийное (словесно-логическое) – элементами, над которыми производятся различные операции, служат понятия.
Индивидуальные особенности мышления:
соотношение наглядно-действенного, наглядно-образного, понятийного мышления;
преобладание интуитивного или рационального способа решения проблем;
гибкость мышления (лабильность – ригидность) – умение изменять намеченный путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые не удалось учесть вначале;
быстрота мысли;
самостоятельность мышления – умение увидеть, поставить новую проблему, найти подход к ее решению и решить.
Особенности творческого мышления:
1. Необычное видение проблемы, выход мысли за пределы привычного способа рассуждения.
2. Оригинальность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне.
3. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование.
4. Способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, т.е. не содержащей ориентиров для этих идей.
Эмоции
Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами и отражающих в форме непосредственно-чувственных переживаний значимость действующих на человека явлений и ситуаций.
Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоции можно рассматривать как способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждения о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов. Чем более сложно организовано живое существо, тем богаче гамма эмоциональных состояний, которые оно способно переживать.
Функции эмоций:
оценки и выражения значимости предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей человека;
побуждения к действию или отказу от него в зависимости от оценки;
активации нервных центров и всего организма в целом (любое эмоциональное состояние сопровождается многими функциональными изменениями организма);
регуляции действий через эмоциональную окраску текущих событий и через актуализацию индивидуального опыта (прошлый опыт успешных или неуспешных действий человека определяет выбор действий в текущей ситуации);
экспрессивная функция – эмоции сопровождаются органическими изменениями (покраснение, учащение дыхания), проявляются в мимике, движениях, тембре голоса и т.д., что позволяет внешнему наблюдателю оценивать эмоциональное состояние человека.
Чувство – высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом. По сравнению с эмоциями чувства предметны, более устойчивы (не ситуативны), образуют ряд уровней. Чувства человека внешне обычно заметны.
Настроение – относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, не имеющее существенных колебаний в течение длительного периода времени. «Настроение не предметно, а личностно …, оно не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние».
Аффект – особо выраженное эмоциональное состояние, возникающее в связи с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств, сопровождаемое видимыми изменениями в поведении человека. Чем более сильным являлся исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате, тем сильнее возникающий аффект.
Аффект протекает бурно, быстро, сопровождается резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями; препятствует нормальной организации поведения, его разумности; способен оставлять устойчивые следы в долговременной памяти. Человеку в состоянии аффекта характерны утрата самообладания, нарушение произвольного контроля над действиями, изменение состояния сознания. Преодолеть аффект возможно, препятствуя его возникновению.
Страсть – сильное, доминирующее чувство; сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.
Стресс – состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека в экстремальной жизненной ситуации (угрозы, опасности), когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс необходим для адаптации организма к меняющимся условиям существования.
Снятию эмоционального напряжения способствуют:
сосредоточение внимания на технических деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата;
получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации;
разработка запасной стратегии достижения цели на случай неудачи;
откладывание на время достижение цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т.п.;
физическая разрядка;
мышечное расслабление (релаксация) с помощью аутогенной тренировки;
слушание музыки;
активизация чувства юмора.
2.4. Личность