История о принце, который носил маску
Смертельно обиженный невниманием родителей, юноша принимает решение: «Мне никто не нужен». Маска равнодушия, которую однажды надевает Людовик, прирастает к нему. Он становится чужим в своей семье и не становится своим где-либо. Встреча с Королевством масок — то испытание, которое показывает ему значение открытости и естественности. (Это может быть, например, группа с другими социальными нормами, страна с иной культурой.) В результате принц осознает значение тех норм человеческого общения, которыми он пренебрегал ранее.
Возможные вопросы при анализе сказки:
Что значит «носить маску» ?
Можно ли иметь друзей, если сам носишь маску?
Хотели бы вы видеть маски вместо лиц ?
Возможна ли любовь без открытости?
Как вы считаете, чей выбор легче: Людовика или Леоноры ?
Как бы вы убедили жителей города отказаться от масок ?
Рисунок изображает героя сказки «пустым пространством», «дыркой на картине». Это символ того, что человек, контактиру-
ющий с другими людьми на уровне масок, клише, всегда закрытый, практически исключает себя из человеческого общества; не допуская других к себе, он остается «пустым».
Мальчик-чудовище
Сказка обращена к современным подросткам и говорит о том, что источник агрессии находится в самом человеке. Подростковый возраст у юношей и у девушек — это не только трудные вопросы, но и чудовищные поступки, которые зачастую удивляют их самих. Поиск своего пути и своих отношений с чудовищем, поиск авторитета — тема сказки. Естественно, злое начало в человеке не исчерпывается с «трудным возрастом». Понимание источника зла в себе — это уже способ борьбы. Поэтому некоторые «мудрецы» говорят на языке известных мифов. Проблема может быть поставлена так же, как проблема доверия к чужому опыту и учению. Как человек должен принять важное для себя решение, до какой степени можно доверять мудрецам — эти вопросы решает для себя юный Георгий.
Возможные вопросы при анализе сказки:
Сталкивались ли вы с чудовищами в себе?В других людях?
Знаете ли вы, как вы относитесь к своему чудовищу?
Согласны ли вы, что лучше быть слабым, чем жестоким ?
С кем из мудрецов вы готовы согласиться ?
Что считать «доброй победой» (Если можете, приведите примеры).
Можно ли считать победу Георгия окончательной? А победы его отца и дяди ?
Почему дракона зовут Орг?
Как человек должен принимать важное для себя решение ? До какой степени можно пользоваться чужим опытом?
Как определить, кто из мудрецов дает действительно полезный совет ?
Рисунок к сказке, изображая юношу, убегающего от своей тени, заставляет вспомнить строки Леонида Мартынова:
Вот Человек — пойди его пойми — Он на своей сияющей Звезде С ужаснейшими борется зверьми, Которых сам насотворил везде.
Мальчик, который не умел играть
У героя сказки две проблемы: неумение общаться и неприятие социальных норм. При этом любые социальные нормы регулируют отношения между людьми только тогда, когда принимаются человеком. Герой сказки — ребенок, не принимающий «правила игры». Естественно, он оказывается в изоляции. Фантазии героя вначале заменяют ему друзей, затем становятся навязчивыми страхами, как это часто бывает с грезами. Через трудные переживания герой сказки приходит к решению «играть по правилам». Это одна из сказок не столько для подростков, сколько для детей 7-10 лет.
Возможные вопросы при анализе сказки:
Что значит «уметь играть с другими» ?
Что делать, если тебе не нравятся правила игры ?
Можно ли придумывать друзей?
Можно ли придумывать только добрые фантазии ?
Могут ли люди бояться собственных фантазий ?
Эта сказка может также использоваться для психологической работы с детскими страхами. Для этого можно попробовать нарисовать Единорога, Свинслика, Змеельва, Опудало, а также те страхи, которые есть у клиента. Обсуждая проблему страха, можно поговорить о том решении проблемы, к которому приходит герой сказки.
Рисунок к сказке иллюстрирует тот плен, в котором оказался герой, он «взят в окружение» своими фантазиями.
Утешительная сказка
Диалоги, которые ведутся в этой сказке, затрагивают проблемы, которые являются значимыми для подростков 14—18 лет и разрешение которых является для них жизненно важным. Дерево, пытающееся облегчить героям поиск решения, действует в сказке как гуманистический психолог — его решения не навязываются, но облегчают каждому путь к самому себе. Экзистенциальные проблемы — ценности жизни, смысла смерти, страдания, одиночества — соседствуют с не менее актуальными для героев сказки проблемами: поиска уверенности в себе, неразделенной любви.
Сказка может также использоваться в программах обучения психологов-консультантов, так как Дерево ведет с приходящими к нему психотерапевтический диалог.
Возможные вопросы для анализа сказки:
Хотели ли бы вы иметь возможность поговорить с Деревом Утешения?
Кто может выполнять эту роль в жизни ?
Что бы вы сказали человеку, который не хочет жить?
А той юной матери, которая не хочет рожать своего ребенка?
Как вы понимаете то, что Дерево Утешения стало невидимым? Что изменилось для тех, кто к Нему приходит ?
Рисунок к сказке изображает Дерево личностью, к которой обращаются пришедшие к нему люди. Видно, что люди, отягощенные проблемами, после диалога с деревом уходят просветленными. Символом этого общения является листок Дерева утешения, который уносят с собой те, кто с ним общался.
Сказка о Человеке и Рыбе
Сказка представляет попытку автора написать прожективный текст. Если вам трудно даже приблизительно понять проблему клиента или группы, попробуйте спросить, о чем эта сказка? Спросите сначала себя. Ваш ответ верен для вас. Ответы, которые дадут вам клиенты, верны для них. Сказка, на мой взгляд, может быть полезной и при духовных проблемах.
Для меня самой этот текст прежде всего представляет пробуждение религиозной веры, диалог человека с Богом. (Это не только моя проекция — когда я обсуждала эту сказку с девочкой 11 лет, она спросила: «А Человек очень большой?» Получив ответ: «Ну, наверно...», она сказала: «Тогда это — Бог».)
При работе со сказкой мне встречались такие проекции, как отношения:
— мужчины и женщины,
— отца и ребенка,
— учителя и ученика,
— власти и народа и другие.
К этой сказке трудно предложить конкретные вопросы, но можно спросить группу (или консультируемого), кто, по их мнению, в этой сказке назван Человеком.
Рисунок к сказке подчеркивает единство, и даже взаимопроникновение персонажей сказки; можно сказать, что у них «одно сердце».
Рисунок «Презентация монстра»
Рисунок завершает серию сказок и может быть предъявлен на любом этапе сказкотерапевтических занятий. Особенно важное значение он может иметь в тот момент, когда в группе поднимается вопрос о том, что человек иногда вынужден поступать «не как все», если хочет остаться самим собой, а по большому счету — просто остаться человеком. Рисунок изображает заурядного, не слишком героически выглядящего человека, которого выставляют напоказ как «монстра» действительно кошмарные чудища. Если возникает вопрос о том, может ли человек противопоставлять себя среде, или если высказывается мнение, что «не могут же все вокруг быть неправыми», то этот рисунок позволяет представить себе такую ситуацию. Вопрос, который возникает здесь: «Где человек хотел бы быть, с кем?» Другие моменты сказкотерапии, на которых целесообразно использовать этот рисунок — обсуждение сказок «Мальчик-чудовище» и «Очень печальная сказка».
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ