Ознакомление со следующей сказкой
Для последнего, четвертого занятия все участники группы получают текст сказки «Принцесса, которая плохо училась», причем он дается не до конца, обрываясь на месте, отмеченном ***. Задание участникам — ознакомиться с текстом сказки и подумать о ее возможном продолжении.
Завершающий ритуал
Аналогичен завершающему ритуалу первого занятия.
Четвертое занятие
Игра «Магазин ценностей»
Игра проводится после напоминания о том, что есть некоторая процедура, ведущая к исполнению желаний. Основная цель данной игры в контексте описываемого тренинга — осознание собственных проблем и собственных особенностей. (Описание игры — в разделе «Игры».)
2. Обсуждение вариантов продолжения сказки
После окончания игры группа возвращается к тексту сказки «Принцесса, которая плохо училась». Участники предлагают различные варианты продолжения, при обсуждении не отвергается ни один из них. Затем психолог читает тот вариант, который имеется в сказке, не утверждая, что он единственно возможный.
Обсуждение проблемы смысла жизни
Психолог советует не анализировать сказку, а обсудить проблему принцессы Алевтины. Предложение может быть, например, таким: «Нам нужно подумать, что можно посоветовать принцессе Алевтине, если кто-нибудь из нас ее встретит».
Игра «Клубочек»
После обсуждения сказки психолог дает группе клубок какого-нибудь яркого, красивого шнура, который участники группы перебрасывают друг другу, стоя в круге. (Каждый оставляет кусочек шнура у себя, клубок разматывается по мере движения от участника к участнику.) Получившийся узор трактуется как связи в группе, возникшие за время жизни в сказке, и как карта пройденных сказочных дорог. Узор помещается на стену как групповая память о пройденном вместе пути.
Ритуал прощания
Ведущий занятие прощается со сказочной страной и с группой. Его заключительные слова обращают внимание участников группы на следы, оставленные в сказочной стране, и на то, что
они сами несколько изменились, потому что пребывание в сказке обязательно меняет человека — иногда сразу, иногда постепенно.
ВКЛЮЧЕНИЕ СКАЗОК В ГРУППОВЫЕ ТРЕНИНГИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ
Сказки могут применяться в самых различных тренингах, например как материал, с помощью которого можно развивать навыки психологического, этического и философского анализа текста. (Мастером применения этого метода является, на мой взгляд, М. В. Осорина.) Сказочный материал широко применяется, естественно, психологами-юнгианцами, а также в тренингах креативности, особенно с детьми и подростками.
Ниже рассматривается применение психотерапевтических сказок в тренингах личностного роста с подростково-юношеской аудиторией. Целями введения сказок в тренинг, использующий другие методы, могут быть:
• ослабление интереса группы;
• ситуация, которая требует изменения подхода, например «бунт против тренера»;
• необходимость глубокого и не травмирующего подхода к экзистенциальным проблемам;
• эмоциональный тупик;
• смещение интереса группы к развлекательно-игровым аспектам тренинга.
Проведение занятия по сказкам требует определенной подготовки. Настрой группы не всегда обеспечивает сказке благожелательный прием, и это требует какой-либо игры, которая может быть определенным мостиком к сказочному материалу. Из предлагаемых игр могут быть применены, например, «Мама, я хочу домой!», «Семицветик» или «Ледокол», если, в соответствии с заданием, каждый загадывает какой-либо сказочный персонаж.
После игры необходимо представить какую-нибудь известную сказку, подходящую по тематике к проблемам группы как матери-
ал для психологического или этического анализа. Для подростково-юношеской группы это может быть «Гадкий утенок» как сказка о проблемах неприятия себя, комплекса неполноценности, конфликта со средой. Сказка Х.-К. Андерсена «Ель» может быть и способом обучения анализу текста и моментом осознания такого негативного сценария жизни, как «обращенность в будущее». На материале этой сказки можно выявить, например, что склонность человека постоянно грезить о том, что будет, мешает ему полноценно переживать настоящее и практически лишает его жизнь какого-либо смысла. (Эта сказка актуальна для юношеского возраста и для взрослых.)
После того как группа подготовится к восприятию сказок как равноправного психологического материала, можно предложить сказку, которая освещает основную проблему тренинга. С группой желательно обсудить вопрос о том, будет ли сказка читаться или разыгрываться, что помогает несколько сместить акцент с проблемы сказки к способу знакомства с ней. В качестве сказки, включаемой в тренинг, ориентированный на экзистенциальные проблемы, могут быть предложены: «Принцесса, которая не нравилась сама себе», «Храбрец, боявшийся тишины», «Утешительная сказка», «Сказка о Человеке и Рыбе».
ОПИСАНИЕ СПЕКТАКЛЯ-ЭКСПРОМТА ПО «СКАЗКЕ О ЗАБЫВЧИВОЙ ФЕЕ»
В качестве примера применения сказки к экзистенциальным проблемам опишу спектакль-экспромт по одной из психотерапевтических сказок. Я проводила это занятие в режиме мастер-класса на Всероссийском семинаре по переподготовке преподавателей по педагогике и психологии, организованном РИПКРО* при поддержке фонда Сороса. Так как семинар проводился на одной из подмосковных баз отдыха, для данного мастер-класса была
* Республиканский институт повышения квалификации работников образования.
выделена игровая комната с большими демонстрационными шахматами, которые были использованы как элемент антуража. Участниками группы были те, кто выбрал мастер-класс «Психотерапевтическая сказка», причем в аннотации было предупреждение о необходимости активного участия. Группа состояла из 18 человек в возрасте приблизительно от 30 до 45 лет. 12 из 18 участников группы были женщины, что отражает, естественно, состав педагогических кадров России. Ввиду того что средний возраст группы был близок к возрасту кризиса середины жизни, была выбрана «Сказка о забывчивой фее». Следует отметить, что абсолютное большинство участников группы до этого никогда не участвовало ни в каких тренингах (описываемое занятие проходило в 1994 году). Ввиду ограниченного времени (планировалось 2—3 часа) не было возможности объяснять особенности тренинговых занятий.
Возможности для оформления помещения были незначительны — стулья были расставлены вдоль двух стен, оставляя свободной большую часть комнаты. Большие шахматные фигуры были расставлены не в обычном порядке, на двух смежных сторонах доски, что зрительно как бы замыкало помещение и побуждало к аналогии между этими фигурами и участниками занятия. На свободном пространстве шахматной доски лежал ворох разноцветных платков. На мне также был платок, грим на лице представлял собой маску, плачущую одной стороной лица и улыбающуюся другой. Группа постепенно заняла свои места, и я начала:
— Мы, кажется, все в сборе, но сказка еще не пришла. Хотя я уже слышу ее голос. (Очень тихо подражаю плачу младенца.)
— Она что-то очень тихо плачет! (Часть группы по собственной инициативе присоединяется к плачу, на что я реагирую только спустя несколько минут.)
— А, значит, у нас совсем маленькая сказка — совсем младенец! Ну, я пока уложу ее в кроватку. (Я подхожу к шахматам, беру пешку, подношу ее к уху, слушая, затем укладываю ее в ворох платков, как в пеленки, при этом незаметно прячу туда же ферзя.)
— Сказка у нас маленькая, она едва сказала, как ее зовут. Пусть полежит, подрастет, пока мы в нее поиграем. Зовут ее «Сказка о забывчивой фее», если она по малости лет ничего не перепутала.
Нам обязательно понадобится для сказки Фея, но сказка сказала мне, что каждому найдется в ней своя роль. (Одна из участниц группы, на мой взгляд, несколько демонстративно, вызывается на роль Феи. Я предлагаю Фее «выйти из дому» и начинаю сказку.)
— Жила-была Фея, такая забывчивая, что она забыла не только, как ее зовут, но и то, что она - фея. Однажды утром Фея вышла из дому и подошла к цветущему лугу. «Здравствуй, Цветок», - обратилась она к луговому колокольчику.
— А что же наша Фея молчит?! (Фея быстро включается в игру и повторяет «Здравствуй, Цветок!».)
— Ну а нам теперь нужен колокольчик и еще разные цветы. (Некоторые участники группы довольно быстро входят в игру и разбирают роли различных цветов, называя себя.)
Я продолжаю:
— Колокольчик сразу обрел голос и ответил Фее:« Здравствуй, Цветок!» (Колокольчик, немного удивленный, повторяет «Здравствуй, Цветок!») - Дело в том, что цветы знают только о цветах. Может быть, еще немного о бабочках и пчелах, но имена они дают только цветам. И Фея стала цветком. Вместе с другими цветами она радовалась солнцу и летнему дождику, ждала росы и улыбалась ветерку. Она разговаривала с другими цветами, и они охотно ей отвечали, ведь они обретали способность говорить только тогда, когда к ним обращалась Фея.
— А как вы думаете, о чем говорят цветы? Попробуйте передать нам их разговоры, а наша маленькая сказка послушает, ведь ей нужно набираться опыта. (Цветы начинают импровизировать монологи о лете, бабочках, пчелах, своей красоте; Фея, немного растеряна, она явно огорчена, что ее роль как бы не главная.)
Я продолжаю:
— Фея провела с цветами все лето, но приближалась осень. Цветы стали увядать, уходить в землю, рассеивать семена. И фея поняла, что она не цветок. Что нам скажет Фея?
— Ну конечно, я не цветок, они очень милы, но я... Я быстро говорю ей:
— А Вы все еще не помните, что Вы Фея, и путешествуете дальше. И Вы видите, что на лугу пасутся олени. Нам теперь необходимы олени. — (Почти все участники группы вызываются стать оленями, встают и принимают соответствующие позы.)
— Кто вы? - спросила Фея. (Я тихо подсказываю ответ одной из женщин.)
— Олени, конечно, как и ты.
Я: «Это ответила фее очень юная олениха с прекрасными темными глазами. Дело в том, что олени не замечают в жизни ничего, кроме своего стада и зеленой травы. Знают они, конечно, и о волках, но имена дают только оленям. Олени вообще очень красивы и счастливы на этом зеленом лугу! И, конечно, Олени тоже хотят поговорить с нами о своей жизни». (Олени импровизируют свои монологи.)
Я продолжаю: «И Фея стала оленем. Вместе с другими оленями она пила прозрачную воду из ручья, грелась на солнце, чтобы оно расцветило спину своими зайчиками, наслаждалась зеленой травой и тенью деревьев в полдень. Наступила зима. Оленье стадо ушло в горы. Они скакали по склонам, пили воду из горных ручьев. Олени-самцы устраивали турниры, а самки смотрели на них, размышляя о слабых нежных оленятах в пятнистой шубке».
— А что же Фея?
Фея: «Я поняла, что я не олень!» «Но я пока не знаю, кто я!» «Я не знаю, как мне быть, и мне не нравится эта сказка!» (Исполняющая роль Феи плачет; видно, что эти слезы не только роль, но и некоторое попадание роли на реальную проблему.)
Я:
— Вот видите, как иногда бывает в сказке: не нравится то, что происходит, и не знаешь, как выйти из положения. Пусть наша замечательная актриса отдохнет, может быть, если захочет, возьмет себе другую роль, а мы подумаем, что было дальше с Феей в сказке, — ведь наша сказка-младенец должна вырасти. (Слезы Феи играют роль катарсиса для нее, но, для того чтобы не травмировать участницу, я отвлекаю от нее внимание группы.)
Группа высказывает предположения о дальнейшей судьбе Феи. Затем я заканчиваю сказку: «Фея жила среди камней, и камни становились поющими и драгоценными. Она жила среди рыб, и рыбы становились золотыми и говорящими. Сейчас она живет среди облаков. Но эта сказка не окончена. Сказка продолжается».
— Вот оно как... Значит, мы встретились с незавершенной сказкой. Удивительное дело: Фея, она же очень много может, помочь другим, как Золушке например, и самой быть счастливой,
а в этой сказке она никак не вспомнит о своем могуществе. Но, правда, наша совсем неопытная сказка оставила ей время, и я почему-то уверена, что судьба Феи сложится просто замечательно, а если она захочет что-нибудь волшебное сделать для цветов, или оленей, или камней, или Золушки, то, конечно, сделает.... Да что это мы о сказке забыли!
Я подхожу к шахматной доске, незаметно подменяю фигуру и показываю ее группе:
— Наша сказка теперь не младенец-пешка, она теперь Королева, значит, мы не зря потрудились, можем друг друга поблагодарить!
Участники группы аплодируют друг другу и расходятся.
Хочется заметить, что у меня была «обратная связь» о воздействии этого спектакля. Участница, вызвавшаяся на роль Феи, рассказала мне в индивидуальной беседе, что у нее в жизни — период недовольства своей деятельностью, ей все время кажется, что она «не тем занимается». Она извинялась за свои слезы, но сказала, что попробует взглянуть на свою ситуацию как на ситуацию новых возможностей.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СКАЗОК
В РЕЖИМЕ БИБЛИОТЕРАПИИ
Использование сказок как материала для библиотерапии желательно, на мой взгляд, в случаях:
— алекситимичности, когда клиент не в силах понять и описать свои переживания и проблемы;
— глубокой интроверсии клиента;
— когда клиенту в силу каких-либо обстоятельств трудно посещать консультации;
— когда в ходе групповых занятий психологу становится видна какая-либо проблема одного из участников, но эта проблема не подлежит обсуждению в группе.
Практически во всех случаях нежелательно сообщать, что сказки предлагаются как метод психологической помощи, но не стоит и тщательно это скрывать. Предложение сказок может быть результатом беседы, может быть ответом на просьбу «дать почитать что-нибудь психологическое, чтобы я смог разобраться в себе». Обычно целесообразно ограничивать время, на которое дается книга, чтобы побудить к безотлагательному чтению. Желательно зарезервировать время для беседы с клиентом при возвращении книги, но лучше, если такая беседа будет представляться клиенту спонтанной. Если дается весь сборник сказок, желательно, чтобы присутствовало обращение «Дорогой сказочный герой!».
Ниже — обращение к герою сказок, обращение к сказкотера-певту и тексты написанных мною психотерапевтических сказок.