Тема “Проблемы религии и искусства во
фрейдизме и аналитической психологии” (4 часа).
Самостоятельная работа заключается в анализе литературных источников, затрагивающих проблемы психологии религии и искусства, разрабатывавшиеся в рамках традиционного фрейдизма и аналитической психологии К. Г. Юнга и подготовке реферата на данную тему.
Литература:
1. Гамбургер А. Психоанализ и литература//в кн. Мертенс В. Ключевые понятия психоанализа. Спб, 2001.
2. Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы. М., 1997.
3. Фрейд З. Психоаналитические этюды. Мн, 1991.
4. Юнг К.Г. Введение в религиозно-психологическую проблематику алхимии//в кн. К.Г. Юнг Архетип и символ. М., 1991.
5. Юнг К.Г. Йога и Запад// в кн. К.Г. Юнг Архетип и символ. М., 1991.
6. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству// в кн. К.Г. Юнг Архетип и символ. М., 1991.
7. Юнг К.Г. Психология и религия// в кн. К.Г. Юнг Архетип и символ. М., 1991.
Тема “Ревизия теории и метода в неофрейдизме” (4 часа).
Самостоятельная работа заключается в анализе литературных источников, затрагивающих вопросы теории, задач, методов, разрабатываемых в работах неофрейдистского направления и подготовке реферата на данную тему.
Литература:
1. Райх В. Сексуальная революция. - СПб: Университетская книга, 1997.
2. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.: Прогресс, 1993.
3. Райх В. Психология масс и фашизм. - СПб: Университетская книга, 1997.
4. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.
5. Фромм Э. Искусство любви. – Мн.: ПОЛИФАКТ, 1990.
6. Фромм Э. Иметь или быть. – М., 1990.
7. Фромм Э. О душе современного человека
8. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994.
9. Хорни К. Наши внутренние конфликты.
10. Хорни К. Невротическая личность нашего времени.
11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб: Питер Пресс, 1997.
Тема “Философские, методологические и методические основания бихевиоральной психологии” (4 часа).
Самостоятельная работа заключается в анализе литературных источников, затрагивающих вопросы философских, методологических и методических оснований бихевиорального направления и подготовке реферата на данную тему.
Литература:
1. История психологии. Хрестоматия. Под ред. П.Я. Гальперина. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб: Питер Пресс, 1997.
3. Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. – СПб: Евразия. 1998.
4. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. – М.: Academia. 1996.
Тема “Развитие отечественной психологии: московская и ленинградская школы”
Самостоятельная работа заключается в анализе литературных источников, затрагивающих вопросы теории, задач, методов, разрабатываемых в работах представителей московской и ленинградской школ в отечественной психологии, сравнительном анализе найденных результатов и подготовке реферата на данную тему.
Литература:
1. А.Н. Леонтьев и современная психология. Под ред. А.В. Запорожца, - М., 1983.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1978.
3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.
4. Леонтьев А.Н. Философия психологии. – М., 1994.
5. А.Р. Лурия и современная психология. - М., 1982.
6. Лурия А.Р. Речь и мышление. - М., 1975.
7. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. - М., 1975..
8. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1998.
9. Ананьев Б.Г. Избранные труды. В 2 томах. - М., 1984.
10. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М. –В., 1996.
11. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. – М.: Наука, 2001.
12. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М., 2000.
13. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982.
14. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1995.
15. Ломов Б.Ф. Психология исследования общения. - М., 1985.
Основная литература по курсу:
1. Адлер А. Наука жить. Киев, 1997.
2. Адлер А. Понять природу человека. Спб, 1997.
3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М. –В., 1996.
4. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. – М.: Наука, 2001.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М., 2000.
6. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982.
7. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1995.
8. Брушлинский А. Культурно-историческая теория мышления. - М., 1968.
9. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. - М., Воронеж, 1996.
10. Гловер Э. Фрейд или Юнг?.Спб, 1999.
11. Гринсон Р. Техника и практика психоанализа. Воронеж, 1994.
12. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. Сб. – М., 2001.
13. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994.
14. История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986.
15. История психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х – середина 30-х гг. ХХ в.): Тексты. Под. ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Издательство МГУ, 1992.
16. История психологии. Хрестоматия. Под ред. П.Я. Гальперина. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
17. А.Н. Леонтьев и современная психология. Под ред. А.В. Запорожца, - М., 1983.
18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1978.
19. А.Р. Лурия и современная психология. - М., 1982.
20. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. - М., 1974.
21. Лурия А.Р. Речь и мышление. - М., 1975.
22. Маслоу А. Мотивация и личность
23. Мертенс В. Ключевые понятия психоанализа. - Спб, 2001.
24. Петровский А.В. Психология в России в ХХ в. – М.: Издательство УРАО, 2000.
25. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. -Ростов н/Д: Феникс, 1996.
26. Пиаже Ж. Избранные психологические труды.- М., 1994.
27. Психологическая наука в России в ХХ столетии: проблемы теории и истории. – М.: Институт психологии РАН, 1997.
28. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология. - М., 1986.
29. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа, - Спб, 1995.
30. Райх В. Психология масс и фашизм. - СПб: Университетская книга, 1997.
31. Райх В. Сексуальная революция. - СПб: Университетская книга, 1997.
32. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994
33. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений окружающего мира. – М., 1957.
34. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. – М., 1959.
35. Рубинштейн С.Л. Человек и мир (отрывки из неопубликованной рукописи)//Вопросы философии, 1966, №7.
36. Рубинштейн С.Л. Человек и мир (отрывки из неопубликованной рукописи)//Вопросы философии, 1969, № 8.
37. Рубинштейн С.Л. Человек и мир (отрывки из неопубликованной рукописи) В сб.: Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1969.
38. Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы. М., 1997.
39. Сандлер Дж., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик. – М., 1995.
40. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. М.: МГУ, 1984.
41. Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия. – М., 1992.
42. Флейвелл Дж. Генетическая психология Ж. Пиаже. – М., 1970.
43. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. М., 1995.
44. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990.
45. Фрейд З. Толкование сновидений. – М., 1994.
46. Фромм Э. О душе современного человека
47. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994.
48. Хорни К. Невротическая личность нашего времени.
49. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб: Питер Пресс, 1997.
50. Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. – СПб: Евразия. 1998.
51. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.
52. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. М., 1998.
53. К.Г.Юнг о современных мифах. М., 1994.
54. Якунин В.А. История психологии. - СПб, 1998.
55. Ярошевский М.Г. Введение в историю психологии. М.: РОУ, 1994.
56. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. – М.: Academia. 1996.
57. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. М.: Междунар. пед. акад., 1995.
58. Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский: в поисках новой психологии. - СПб, 1993.
Дополнительная литература:
1. Ананьев Б.Г. Избранные труды. В 2 томах. - М., 1984.
2. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. - Л., 1964.
3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995.
4. Выготский Л.С. Проблема речи и мышления в учении Пиаже/В кн. Пиаже Ж. Речи и мышление ребенка. – М., 1994.
5. Выготский Л.С. Психология искусства. – Мн., 1998.
6. Леонтьев А.Н. Философия психологии. – М., 1994.
7. Ломов Б.Ф. Психология исследования общения. - М., 1985.
8. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. - М., 1975..
9. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1998.
10. Психология личности. Хрестоматия. В 2-х т. – Самара: БАХРАХ, 1999.
11. Роджерс К. К науке о личности/ В кн. История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986.
12. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. – М., 1958.
13. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973.
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. - СПб., 1998.
15. Рубинштейн С.Л. Философия и психология//Вопросы философии, 1957, №1.
16. Рубинштейн С.Л. К вопросу о языке, речи и мышлении// Вопросы языкознания, 1957, №2.
17. Степанов С.С. Психология в лицах: (Творч. биогр. замечат. ученых, определивших направления развития соврем. психологии.) М.: ЭКСМО-пресс, 2001.
18. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.
19. Фромм Э. Искусство любви. – Мн.: ПОЛИФАКТ, 1990.
20. Фромм Э. Иметь или быть. – М., 1990.
21. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивные характеристики развития человека// Вопросы психологии, 1968, №1.
22. Брангье Ж.-К. Беседы с Жаном Пиаже//Психологический журнал, №2, 2000.
Темы рефератов:
1. Представления о душе философов Милетской школы.
2. Понимание природы души Гераклитом.
3. Естественнонаучные представления Алкмеона.
4. Психологические воззрения Эмпедокла.
5. Учение о душе Анаксагора.
6. Стоики и их учение о душе.
7. Научные взгляды Авиценны.
8. Научные взгляды Альгазена.
9. Учение Ф. Бэкона о человеческих заблуждениях.
10. Р.Декарт о познании.
11. Р. Декарт о страстях души.
12. Учение Б. Спинозы о единой субстанции.
13. Учение Б. Спинозы об аффектах.
14. Психофизический параллелизм Г. Лейбница.
15. Ассоцианизм в философии и психологии.
16. Солипсизм в философии.
17. Концепция “человека – статуи” Э.Кондильяка.
18. Ж.-Ж. Руссо о воспитании.
19. Ч. Дарвин и его труд “Происхождение видов”.
20. Ч. Дарвин: психология эмоций.
21. Развитие взглядов на природу и лечение психических заболеваний.
22. Учение о сознании В. Вундта.
23. Психологическая лаборатория В. Вундта.
24. Р. Йеркс и исследования интеллекта обезьян.
25. Зоопсихология и этология.
26. Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную науку.
27. Теория рекапитуляции и биогенетический закон С. Холла.
28. М. Мид: типы культур в истории человечества.
29. Э. Дюркгейм: проблема самоубийства.
30. “Описательная психология” В. Дильтея.
31. Психология религиозного опыта в работах В. Джемса.
32. Религиозная философия и психология В.С. Соловьева.
33. И.П. Павлов: рефлекс свободы.
34. В.М. Бехтерев: “Коллективная рефлексология”.
35. Принцип удовольствия и принцип реальности.
36. Символика сновидения (фрейдистский подход).
37. Болезнь и здоровье с точки зрения психоанализа.
38. Развитие понятия перенос в психоаналитической терапии.
39. Концепция психологических типов К.Г. Юнга.
40. Ассоциативный эксперимент.
41. Символ и его функция в аналитической психологии.
42. Сновидения и их толкование в аналитической психологии.
43. Понимание личностного развития в аналитической психологии.
44. Особенности аналитического процесса в аналитической психологии в аналитической психологии.
45. Проблема рода/пола в аналитической психологии.
46. Сны и их толкование в индивидуальной психологии А.Адлера.
47. Ценность семьи и брака в индивидуальной психологии А.Адлера.
48. А. Адлер. Концепция агрессивного характера.
49. А. Адлер. Психология власти.
50. Идеология и психология авторитарной семьи.
51. Церковь и подавление сексуальности.
52. Теория сексуальной революции в творчестве В. Райха.
53. Концепция естественной рабочей демократии в творчестве В. Райха.
54. Концепция деструктивности в творчестве Э. Фромма.
55. Э. Фромм: психология любви.
56. Развитие человека и свобода в творчестве Э. Фромма.
57. Коннекционизм Э.Ли Торндайка.
58. Концепция когнитивных карт Э.Ч. Толмена.
59. Бихевиоризм К.Л. Халла.
60. Б.Ф. Скиннер: эффективность контроля за поведением.
61. А. Бандура: теория викарного научения.
62. Дж. Роттер: концепция человеческих потребностей.
63. Бихевиоральная психотерапия.
64. Гуманистическая психология как “третья сила” в психологической науке.
65. Концепция самоактуализации в творчестве А. Маслоу и К. Роджерса.
66. Теория личности К. Роджерса.
67. Теория личности А. Маслоу.
68. Гуманистическая психология: новая исследовательская парадигма.
69. Теория поля К. Левина.
70. Жизнь и творчество Ж. Пиаже.
71. Теория интеллекта Ж. Пиаже.
72. Ф. Хайдер: теория структурного баланса.
73. Л. Фестингер: теория когнитивного диссонанса.
74. Т Ньюком: теория коммуникативных актов.
75. Российская наука о поведении в начале ХХ в.
76. Российская психология “внутреннего опыта”.
77. Развитие русской религиозно-философской психологии в начале ХХ в.
78. Особенности развития психотехники в Советской России.
79. Особенности развития педологии в Советской России.
80. Рефлексология В.М. Бехтерева.
81. Психоанализ в Советской России.
82. Л.С. Выготский: построение “новой психологии”.
83. Л.С. Выготский: основные принципы культурно-исторической теории.
84. Проблема метода в культурно-исторической теории.
85. Л.С. Выготский и Ж. Пиаже: проблема речи и мышления ребенка.
86. Л.С. Выготский: психология искусства.
87. Московская психологическая школа: деятельность и личность.
88. Развитие идей культурно-исторической психологии.
89. Московская психологическая школа: сознание и речь.
90. Структура мыслительной деятельности.
91. Б.Г. Ананьев: психология индивидуального развития.
92. Б.Г. Ананьев: психология чувственного познания.
93. Общение и деятельность.
94. С.Л. Рубинштейн – психолог и философ.
95. С.Л. Рубинштейн: понятие личности.
96. С.Л. Рубинштейн: мышление как деятельность и как процесс.
97. С.Л. Рубинштейн: диалектика субъективного и объективного.