Психика, психический аппарат, психическая деятельность.
Энергия либидо.
Влечения и инстинкты.
Психика, психический аппарат, психическая деятельность. Психика рассматривается в психоанализе как процесс, а не как статичный предмет, несмотря на обыкновение Фрейда относить психические явления к психическому аппарату. В психоанализе принято считать, что психика находится в тесной связи с телом (телесными процессами). Несмотря на языковые традиции, которые заставляют говорить о теле и психике как о вещах различных, хотя и взаимодействующих, психоанализ содержит ряд понятий, которые связывают психологию с физиологией и биологией.
Психический аппарат – основное понятие фрейдистской метатеории. “Мы полагаем, что психическая жизнь есть функция аппарата, которому мы приписываем протяженность в пространстве, и который состоит из нескольких частей” (..). Концепции, касающиеся локализации психической деятельности в какой-либо части психического аппарата, называются топографическим; те, которые касаются изменения ее формы и взаимодействия частей, называются структурными; те, которые постулируют движение в ней энергии, называются экономическими.
Согласно психоаналитической теории, возможно два способа психической деятельности: сознательное и бессознательное, где первый способ имеет дело с “непосредственной данностью”, которую невозможно объяснить более полно с помощью каких-либо описательных методов, а второй способ – с той психической реальностью, которая не дана нам непосредственно и должна быть выявлена.
Сознательная психическая деятельность подчиняется “грамматике” вторичных психических процессов: действует на основе правил формальной логики, использует связанную энергию либидо и управляется принципом реальности (получение удовольствия достигается с учетом ситуации, существующей вокруг индивида). Сознательная деятельность протекает в рамках сознания.
Бессознательная психическая деятельность не осознается субъектом. Фрейд предполагал, что сознательные процессы не образуют непрерывного ряда. “Разрывы” в этом ряду являются проявлениями бессознательной части психики субъекта. Фрейд предполагал, что существуют два вида бессознательных процессов: те, которые легко могут быть осознаны, и те, которые осознаются крайне трудно. Первые процессы называют дескриптивно бессознательными (предсознательными). К ним относятся воспоминания, информация, умения, и т.п., которые не находятся в сознании в данный момент, но могут быть легко воспроизведены при необходимости.Вторая группа бессознательных процессов называется динамически бессознательными. К ним относятся воспоминания, фантазии, желания и т.п., о существовании которых можно только догадываться, или те, которые становятся осознанными только после устранения определенного сопротивления. Динамически бессознательные процессы подчиняются “грамматике” первичных психических процессов: присутствующие в них образы могут “сливаться” и легко замещают и символизируют друг друга; процессы используют подвижную энергию либидо, игнорируют категории пространства и времени и управляются принципом удовольствия (стремление получить удовольствие здесь и сейчас, невзирая на ситуацию; возможно галлюцинаторное удовлетворение желаний).
Фрейд считал, что первичные процессы онтогенетически и филогенетичеки более ранние, чем вторичные (отсюда и терминология) и полагал их неотъемлемым свойством слабую адаптивность. Все развитие Эго вторично по отношению к первичным процессам. Вторичные процессы, по его мнению, развиваются наравне и одновременно с Эго и вместе с адаптацией к внешнему миру. Вторичные процессы теснейшим образом связаны с вербальным мышлением. Пример первичных процессов – сновидения, вторичных – мышление. Грезы, образная и творческая деятельность, а также эмоциональное мышление представляют собой смешанные проявления обоих процессов.
Подобным образом взаимодействуют и принципы удовольствия и реальности. В младенческом возрасте существует лишь принцип удовольствия; принцип реальности приобретается и осваивается в процессе развития Эго человека.
Все психические процессы и структуры обладают, согласно теории Фрейда, особой формой психической энергии, которая определяет их деятельность, ее интенсивность и принимаемые формы. В качестве такой энергии Фрейд рассматривает энергию либидо.
Энергия либидо. Либидо в точном значении этого слова может быть определено как сама сексуальная энергия. С помощью этого термина сам Фрейд обозначал энергию стремлений, относящихся к тому, что определяется термином “любовь”. В ранних работах Фрейда либидо как сексуальной энергии противопоставляется энергия, свойственная влечению самосохранения, названному им “интересом”. В более поздних работах Фрейда эротическая энергия либидо противопоставляется разрушительному влечению к смерти.
Поскольку речь идет об энергии, разумно спросить об ее источнике. Сначала Фрейд предполагал, что он расположен в эрогенных зонах, позднее – во всем теле человека. (В еще более поздних работах говорится об Ид как об источнике энергии либидо.) Либидо может существовать в различных формах (оральной, анальной, генитальной) и связываться с различными структурами и процессами, которые, таким образом, становятся либидизированными.
Первоначально Фрейд говорил о либидо, увязывая его с Ид и сексуальным инстинктом. Позднее он выдвинул предположение, что и в Эго имеется либидо.
Либидо проявляет себя в виде напряженности. Возрастание энергии либидо приводит к увеличению напряженности, которую человек старается уменьшить до приемлемого уровня. Фрейд вводит понятие “застой либидо” для обозначения процесса накопления энергии, блокированной в своем движении, не имеющей возможности разрядки. В результате такого “застоя” возникает “резерв” либидо, который может выходить наружу через неврозы и психозы.
Особое качество либидо характеризует его способность к фиксации, застою, или к движению и мобилизации. Фрейд называл это качество “вязкостью” либидо и определял как “возможность фиксирования”. В этом смысле с т. зр. вязкости либидо можно наметить целый ряд его проявлений: от субъектов с ярко выраженной способностью к связыванию либидо, надолго “привязывающихся”, “связывающихся” с объектами своей привязанности, - до субъектов, не обладающих возможностью фиксации либидо, с ускользающим, находящимся в постоянном движении либидо.
В данной сфере остается много нерешенных вопросов, касающихся вязкости либидо и способов поведения отдельных индивидов в различных социальных, экономических, политических и культурных условиях.
Необходимо очертить круг объектов, на которые может быть направлена энергия либидо. Здесь Фрейд выявляет две основные составляющие: внешние объекты и Эго, отмеченное нарциссическим либидо. Нарциссическое либидо определяется Фрейдом как первичное; речь идет о “первичном приложении” либидо к своему Эго, которое лежит в основе “первичного нарциссизма”, то есть главной, сильной и длительной привязанности каждого живого существа к тому, что оно рассматривает как центр или ядро своей личности.
В процессе своего развития субъект вынужден последовательно и во все большей степени “отбирать” либидо от своего Эго и переносить его на различные внешние объекты. Соотношение между нарциссизмом и привязанностью к внешнему объекту основано на принципе антагонизма: чем больше энергии либидо “отвлекается” на один полюс, тем меньше энергии “получает” другой. Определенные обстоятельства могут ускорить и интенсифицировать данный процесс; страсть, любовная или любая другая, характеризуется мощным переносом либидо с Эго на объект любви. Болезни соответствует обратный процесс: больной извлекает и переносит на свое Эго энергию либидо, а затем снова переносит ее во вне после выздоровления.
Оппозиция Эго-либидо и объект-либидо отвечает основной двойственности инстинктов, выделенных Фрейдом при исследовании сексуальности: инстинктам Эго (самосохранению) противостоит половой инстинкт.
Влечения и инстинкты. Хотя термин “инстинкт” и получил распространение в английском и русском переводах психоаналитических текстов, это не совсем то, что имел в виду Фрейд. Он никогда не использовал немецкий термин “Instinkt” по отношению к человеку, употребляя его только для описания влечений животных. Для характеристики человеческого поведения Фрейд пользовался термином Trieb, который можно перевести как “влечение”, “побуждающая сила” (drive в английском языке).
Фрейд был последовательным сторонником дуалистичной теории инстинктов и полагал, что все инстинкты могут быть разделены на две группы. В его ранних работах это были инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт; в работах, написанных после 20-х гг. это были инстинкт жизни и инстинкт смерти (саморазрушения).
Фрейд определил инстинкт следующим образом: его происхождение связано с источником возбуждения внутри организма, а проявляется он в качестве постоянной силы. Для Фрейда инстинкт – это не врожденные паттерны поведения в обычном понимании этого термина, а, скорее, часть стимуляции, которая исходит от тела. Согласно классической теории психоанализа, инстинкт имеет: а) биологический источник; б) импульс; в) цель; д) объект.
Фрейд предполагал, что источник инстинкта – строго соматический, но – его не удается найти в теле. Впоследствии Фрейд говорил, что поиск источника инстинкта не является “строго необходимым”.
Импульс инстинкта предполагает, что инстинкт имеет побудительный характер и обладает определенным запасом энергии, побуждающей человека к действию. Импульсный характер инстинкта составляет, согласно Фрейду, его суть.
Целью инстинкта является удовлетворение. Удовлетворение рассматривается как уменьшение напряжения, созданного возросшей энергией либидо, и отвечает состоянию “не-напряженности” (принцип гомеостаза).
Объектом инстинкта является то, в чем или посредством чего инстинкт может достигнуть своей цели. Термин “объект” является весьма общим и соответствует различным реальным предметам. Под объектом может подразумеваться как внешний объект, личность или предмет, так и различные их части, обозначаемые в этом случае как “частные объекты”, отвечающие частным влечениям. Разнообразие объектов и отношений между ними - фиксации, переноса, распада – образуют область приложения психоаналитических исследований.
Неудача в нахождении объекта и достижении цели ведет к фрустрации инстинкта и к увеличению инстинктивного напряжения, причем повышение напряжения испытывается человеком как страдание. Это страдание ведет или к возрастанию активности в поисках разрядки или к активизации механизмов защиты для уменьшения напряжения.
В своем стихийном поиске удовлетворения инстинкт встречает препятствия, испытывает давление, приводящие его к различным исходам, которые Фрейд перечислил в следующем порядке: 1) обращение инстинкта в свою противоположность; 2) переориентация на самого субъекта; 3) вытеснение; 4) сублимация.
Первые два процесса часто смешиваются, поскольку обращение в свою противоположность может приводить к переориентации инстинкта на самого субъекта. Наиболее типичные такие превращения – трансформация активной позиции субъекта в пассивную, что можно видеть на примере антагонистических и взаимодополняющих друг друга пар: садизм – мазохизм и вуайеризм – эксгибиционизм.
Термин “вытеснение” является фундаментальным для фрейдистской теории бессознательного. В своем поиске объекта и удовлетворения инстинкт сталкивается с препятствиями различной природы, внешними и внутренними; когда нельзя избежать внутреннего барьера, субъект вынужден “отодвинуть” на задний план требования влечения или убрать его из области сознательного – вытеснить его. “Суть вытеснения, - пишет Фрейд, - заключается именно в этом: отодвинуть и держать на расстоянии”. Вытеснение действует как на непосредственно инстинкт (“первичное вытеснение”), так и на различные ассоциирующиеся с ним элементы, образы. Будучи вытесненным, инстинкт не теряет своего динамизма, скорее наоборот.
Фрейд писал, что “наша цивилизация построена на подавлении инстинктов”. Сексуальный инстинкт предоставил в распоряжение культуры огромное количество сил, и это происходит, несомненно, вследствие его ярко выраженной способности перемещать свою цель, не теряя при этом в интенсивности. Эту способность заменять цель сексуальной природы на другую, не сексуальную, но психически ей родственную, называют сублимацией. При сублимации инстинкта часто главную роль играют социальные факторы: мощная энергия инстинкта направляется в социально-приемлемое и полезное русло.
Лекция16: ТРЕВОГА И ЗАЩИТА.
Вопросы лекции:
Природа тревоги.
Защитные механизмы.
Природа тревоги. В своих ранних работах (1890-е гг.) Фрейд придерживался того мнения, что тревога, испытываемая многими его пациентами-невротиками, является следствием неадекватной разрядки энергии либидо. В дальнейшем он заключил, что состояние тревоги является результатом не находящей выхода энергии либидо. Возбуждение, не завершающееся разрядкой, преобразуется и проявляется в неврозах страха. Позднее, спустя почти 30 лет, он пересмотрел свою теорию тревоги и пришел к следующему выводу: тревога является функцией Эго и ее назначение состоит в том, чтобы предупреждать индивида о надвигающейся угрозе Эго. Тревога дает личности возможность реагировать в угрожающей ситуации адаптивным способом.
В окончательном варианте своей теории тревоги Фрейд говорит о наличии двух основных видов тревоги: первичной и вторичной (сигнальной), каждая из которых представляет собой ответ Эго на возрастание инстинктивного или эмоционального напряжения. При этом сигнальная тревога является ответом Эго на внутреннюю опасность и побуждает организм к использованию защитных механизмов. Это та восприимчивость, которая сигнализирует о внутренних изменениях, способных нарушить спокойствие; направленная вовнутрь форма бдительности.
Первичная тревога вызывается угрозой распада Эго (извне, как при травме, или изнутри, как при кошмаре), а также переживанием сепарации с необходимым объектом.
Первичный источник испытываемой человеком тревоги коренится в неспособности новорожденного справляться с внутренним и внешним возбуждением. Так как младенцы не способны контролировать окружающий их мир, их переполняет диффузное чувство надвигающейся опасности. Эта ситуация вызывает травмирующее состояние. Подобное ощущение сильного стресса, беспомощности переживается при рождении, отлучении от груди, а позднее проявляется в страхе кастрации. Все такого рода переживания приводят к возрастанию напряжения и мрачным предчувствиям.
В зависимости от того, откуда исходит угроза для Эго, из внешнего окружения Ид или из Супер-Эго, психоаналитическая теория различает три типа тревоги.
Реалистическая тревога представляет собой эмоциональный ответ на угрозу со стороны внешнего мира. Синонимична понятию “страх”, помогает обеспечить самосохранение; уменьшается при уменьшении внешней угрозы.
Невротическая тревога – это ответ на угрозу осознания (прорыва в сознание) неприемлемых импульсов со стороны Ид. Обусловлена боязнью того, что Эго окажется неспособно контролировать инстинктивные побуждения Ид. Выражается в форме страха совершить что-либо недопустимое, неприличное.
Моральная тревога возникает, когда Эго испытывает угрозу наказания со стороны Супер-Эго. Моральная тревога характерна в ситуации, когда Ид стремиться к активному выражению неприемлемых для индивида мыслей или действий, а Супер-Эго отвечает на это чувством вины, страха, самобичеванием. Моральная тревога формируется из объективного страха родительского наказания за какие-то проступки. Последующее развитие Супер-Эго ведет к формированию социальной тревоги, которая возникает в связи с угрозой исключения из группы сверстников в связи с неприемлемыми установками или действиями. Позднее Фрейд пришел к выводу, что моральная тревога, в конечном счете, вырастает в страх смерти и ожидание возмездия за прошлые грехи в загробной жизни.
Таким образом, тревога помогает человеку избежать осознания неприемлемых инстинктивных импульсов и поощрять удовлетворение данных импульсов надлежащими способами и в надлежащих ситуациях. Осуществлению этих функций тревоги помогают защитные механизмы Эго.
Защитные механизмы. Фрейд определил защитные механизмы Эго как стратегии, используемые индивидом для защиты от импульсов Ид и давления со стороны Супер-Эго. Важно то, что все это осуществляется путем перемещения соответствующих переживаний в сферу бессознательного или уклонения от их осознания. Прежде всего, речь идет о защите от тревоги, скорби, душевных мук, депрессивных эмоций, стыда, чувства вины и т.п. Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они действуют на неосознаваемом уровне; 2) они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы уменьшить испытываемую тревогу. Также защитные механизмы редко используются поодиночке – обычно люди одновременно применяют несколько защитных механизмов.
Защитные механизмы возникают не в вакууме – в их основе лежат “нормальные” функции Эго, которые при увеличении психологической нагрузки приобретают иную, зачастую тенденциозную форму выражения. Например, обычное сознательное подавление определенных мыслей и чувств превращается в бессознательное вытеснение. Зачастую при наличии серьезных интрапсихических конфликтов, устранение которых дается нелегко, индивид поневоле пользуется этим способом “переработки” ситуации, хотя цена такой разрядки может быть высока. Чем дольше индивид довольствуется таким способом иллюзорного устранения конфликтов, и чем больше выходит этот процесс из-под сознательного контроля Эго, тем чаще человек вынужден компенсировать психологические “расходы”.
Анна Фрейд представила первое систематическое описание защитных механизмов. Впоследствии попытки составления подобной классификации предпринимали многие авторы, поэтому число описанных защитных механизмов неуклонно росло.
1. Вытеснение является первичным защитным механизмом, на основе которого формируются более сложные механизмы. Представляет собой процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдания. В результате вытеснения человек не осознает своих конфликтов, а также не помнит травматических прошлых событий. Вытесненный материал не теряет своей активности в бессознательном и для предотвращения его прорыва в сознание необходимы постоянные затраты психической энергии. Постоянное стремление вытесненного материала к открытому выражению может получать кратковременное удовлетворение в сновидениях, шутках, оговорках, и т.д. Вытеснение присутствует при формировании всех форм невротического поведения и психосоматических заболеваниях, а также психосексуальных нарушениях.
2. Проекция является вторым по значимости защитным механизмом. Она представляет собой приписывание индивидом собственных неприемлемых мыслей, чувств, действий другим людям или окружению. Позволяет человеку возложить вину за свои недостатки или промахи на других людей или объекты окружающего мира.
3. Замещение рассматривается в психоанализе как “переадресация” инстинктивного импульса с более угрожающего объекта на менее угрожающий. Может возникать в форме поворота импульса с внешних объектов на себя: так агрессивные импульсы переносятся с внешних объектов на самого субъекта, что вызывает ощущения подавленности, самоосуждения.
4. Рационализация представляет собой образование ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение преподносится как разумное и заслуживающее одобрения.
5. Интеллектуализация – близка к предыдущему защитному механизму. Здесь наблюдается склонность преувеличению когнитивных компонентов того или иного события во избежание эмоционального восприятия.
6. Аффектация противоположно интеллектуализации. Она представляет собой склонность к драматизации, которая позволяет оттеснить первоначальную (неприятную или пугающую) эмоцию с помощью дополнительной эмоции, используемой в качестве противовеса.
7. Противодействие (формирование реакции) – реализуется двух ступенчато: 1) неприемлемый импульс подавляется; 2) в сознании возникает противоположный импульс. Противодействие особенно заметно в социально-одобряемом поведении, которое в таком случае становится преувеличенным и негибким.
8. Регрессия – возврат к ребячливо –детским моделям поведения, возвращение (в психическом плане) к более раннему и безопасному периоду жизни.
9. Сублимация – изменение цели и/или объекта инстинктивных импульсов без сдерживания их проявления. При сублимации энергия инстинктов отводится по социально-приемлемым каналам.
10. Отрицание – отказ личности признавать какое-либо неприятное событие, собственное действие, ситуацию. Наиболее типично для маленьких детей и взрослых со сниженным интеллектом, хотя может возникать и у зрелых и нормально развитых людей.
К числу других защитных механизмов относят идентификацию, фантазию, расщепление, ассимиляцию, уничтожение сделанного, юмористическое осмысление ситуации и др.