Развитие межличностных отношений в младшем школьном возрасте

В современном мире велика роль общения, развития межличностных отношений, т.к. не одна деятельность не обходится без коммуникации. Ребенок - это личность, которая также вступает в систему межличностных взаимоотношений. И от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка или от его статуса в группе зависит развитие его личности в системе личных взаимоотношений. По мнению Божовича Л.И., этот этап развития коммуникативных навыков общения попадает на период младшего школьного возраста. Возникает необходимость определения той роли, которую играют отношения между сверстниками в формировании личности школьника на различных этапах его жизни, и в частности в младшем школьном возрасте - наиболее ответственном периоде перехода ребенка в новую социально значимую систему отношений [6, с. 83].

Выделяют два основных и разных по своей природе пласта межличностных0отношений.
Первый - формально извне организованные ролевые отношения на основе делового0распределения0ролей0в0совместной0деятельности.
Второй - неформальные, эмоционально-личностные отношения, основанные на0личных0предпочтениях,0симпатиях0-0антипатиях,0взаимной привязанности.

Взаимоотношения0первоклассников0во0многом0определяются учителем через организацию учебного процесса. Как считает Калашникова В.А.,0он0способствует0формированию0статусов0и0межличностных отношений в классе. Поэтому при проведении социометрических замеров можно0обнаружить,0что0среди0выбираемых0одноклассниками0часто оказываются дети, которые хорошо учатся, которых хвалит и выделяет учитель. Обычно дети начинают общаться по симпатиям, общности каких-либо интересов. Немалую роль играет и близость их места жительства. Следует0учитывать0и0половую0идентичность0[7,0с.076].
Именно0в0младшем0школьном0возрасте0появляется0социально-психологический феномен дружбы как индивидуально-избирательных глубоких межличностных отношений детей, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого. В этом возрасте наиболее распространенной является групповая дружба. По мнению Наумовой М.Л., дружба выполняет множество функций, главными из которых является развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных [21, с.026].
Каждый ребенок - уникальная личность, и поэтому в общении каждый пользуется своим подходом. Однако психологами делаются попытки выделить и общие правила межличностного взаимодействия. Именно поэтому проблеме межличностных отношений посвящено немало исследований. Эту проблему исследовали такие зарубежные ученые как Д. Картрайт, Л. Фестингер, Л. Лотт, Э. Гофман и другие. Из отечественных исследователей этим вопросом занимались А. Фортунатов, С. Шацкий, и другие.

Деятельность ребёнка и его общения со взрослыми (а несколько позднее и со сверстниками) - это основные движущие причины его развития. Возможные отклонения или искажения в деятельности и общении приводят к нарушениям в формировании личности и поведения. Чтобы понять происхождение тех или иных нарушений, необходимо рассматривать целостную картину жизни и развития ребёнка. В каждый период жизни у ребёнка имеется определённая структура психологических особенностей. Психологические особенности влияют на всё поведение, определяют характеристики0деятельности0ребёнка0(степень0её0успешности, интенсивность, соответствие или несоответствие социальным нормам и т.п.). От характера поведения ребёнка зависит, как будут реагировать на него окружающие. Это может проявляться в поощрении, подкреплении одних форм поведения и наказания за другие, в общей оценке ребёнка, в интенсивности общения с ним и т.п. Подобные реакции, в свою очередь, приводят0к0изменению0или,0напротив,0закреплению0имеющихся психологических особенностей ребёнка. Получается замкнутый круг: от психологических0особенностей0ребёнка0зависит0его0поведение;0оно вызывает определённые реакции окружающих, а эти реакции оказывают решающее влияние на психологические особенности ребёнка, устраняя или, наоборот,0заостряя0их.0Рубинштейн0С.А.0считает,0что0именно воспитательный подход, основанный на перестройке отношений взрослых с ребёнком,0сможет0его0разрушить.[29,0с013]
Морозова Е.И. утверждает, что для детей младшего школьного возраста в качестве ведущих выступают два симтокомплекса - тревога и враждебность.
Первый, отражающий беспокойство, неуверенность ребёнка в том, интересуются ли им сверстники, принимает ли его и любит учитель. Младшие школьники безгранично доверяют взрослым, подчиняются и подражают им. Авторитет взрослого человека, его оценка действий воспитанника являются безоговорочными. Тревога проявляется в чрезмерном желании здороваться с учителем, охотном выполнении своих обязанностей.[16,0с019]
Второй свидетельствует о различных формах неприятия и может быть началом враждебности, депрессии, агрессивности, асоциального поведения-исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится в хорошем
настроении; иногда на приветствие может выражать злость или подозрительность;0очень0переменчив0в0поведении.
В последние годы психология младшего школьного возраста стала привлекать всё большее внимание. Разрабатываются проблемы - роли кооперации со сверстниками (Г.А. Цукерман, В.В.Рубцов), психического развития детей младшего школьного возраста (Е.Е.Кравцова и др.), анализа кризисных возрастов (Е.Е. Кравцова, К.Н. Поливанова, О.А. Карабанова и др.), анализа социальных ситуаций развития (О.А. Карабанова и др.) и др. Большинство работ по проблеме формирования межличностных отношений детей младшего школьного возраста приходится на социологические и педагогические исследования (Брумер Дж. С.; Зыкова В.И.). По исследованиям Лука А.Н., в группу дезадаптированных индивидов включают детей, испытывающих затруднения в общении со сверстниками или педагогами, т. е. с нарушением социальных контактов - это особенно характерно для детей с задержкой психического развития, так как они испытывают наибольшие трудности, влияющие на личностное развитие.[15,0с043]
В ролевых играх, по мнению известного их исследователя Д.Б.Эльконина, между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, заботы и внимания друг к другу, а также иногда отношения властвования, даже деспотизма и грубости, то есть такие, в которых формируются как положительные, так и отрицательные личностные качества ребенка.

Кадобнова И.В. отмечает, что у младших школьников развивается мотивация общения, впервые открыто проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей. Общение переходит на качественно более высокий уровень, дети начинают лучше понимать мотивы поступков сверстников, что способствует установлению хороших взаимоотношений с ними. [10]

В развитии личности школьника большое значение имеют те отношения, которые складываются и формируются у него с окружающими людьми, со сверстниками, ибо, как крупнейший ученый психолог С.Л.Рубинштейн утверждал, что личность не может жить, действовать, проявлять себя иначе, как в отношениях к действительности, главными из которых являются отношение к обществу, к людям. Учителю, воспитателю необходимо знать особенности формирования межличностных отношений на каждом возрастном этапе. Для более эффективной организации учебно – воспитательного процесса, для управления им учитель, воспитатель должны четко представлять, знать положение каждого ребёнка класса, группы в системе межличностных отношений, степень удовлетворённости ребёнка в общении, круги желаемого общения ребёнка, наличие и характеристику малых групп, группировок в классе, а может быть и вне класса. [31]

Наблюдения Андреевой Г.М. за первоклассниками показывают, что вначале дети как будто даже избегают непосредственных контактов друг с другом, каждый из них пока еще сам по себе. Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога. [3]

Результаты специальных исследований показывают, что отношения к друзьям и само понимание дружбы имеют определенную динамику на протяжении младшего школьного детства. Для детей 5-7 лет друзья – это, прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется, прежде всего, внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме и т.п.

Мухина В.С. отмечает, что в этом возрасте дети больше внимания обращают на поведение, чем на качества личности. Характеризуя своих приятелей, они указывают, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними весело». В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться. [18]

Таким образом, можно сделать вывод: процесс межличностных отношений младших школьников происходит в результате разных причин, движущих сил и механизмов, определяющих характер отношений, их направленность и их динамику.0Их0учет0позволяет0эффективно0осуществлять0управление процессом общения, а также регулировать конфликтные ситуации.

Наши рекомендации